Поиск

Интервью Святейшего Патриарха Алексия черногорской газете «ДАН»

Интервью Святейшего Патриарха Алексия черногорской газете «ДАН»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью черногорской газете «ДАН» (газета «ДАН» от 24 июля 2008 года).

— Ваше Святейшество! Возглавляемую Вами Церковь связывают с Поместными Православными Церквами на Балканах нерушимые многовековые узы братского сотрудничества. Всем известна твердая позиция Московского Патриархата по вопросу о статусе Косово и Метохии. Вы неоднократно выступали с заявлениями о Вашей озабоченности текущим состоянием проблемы сохранения территориальной целостности Сербии. На сегодняшней день албанские сепаратисты, пользуясь поддержкой влиятельных политических сил Запада, незаконно провозгласили независимость Косово, открыто пренебрегая не только святыней национальной истории Сербии, но и светскими законами, нарушение которых всегда и везде доныне однозначно расценивалось как преступление. Российское государство и Русская Православная Церковь открыто выступили с обличением безнравственной деятельности врагов сербского народа в защиту попранного ими Устава ООН. Каковы, по мнению, Вашего Святейшества, пути решения косовской проблемы сегодня? Не угрожает ли единству Православия сложившаяся ситуация?

— Пренебрежение к правам сербов, считающих святыни Косова неотъемлемой частью своей национальной культуры, одновременно свидетельствует о неуважительном отношении к европейской культуре в целом. Государства, поддержавшие раздел Сербии, продемонстрировали, что им чужда значительная часть истории европейского континента, связанной с христианством. Равнодушие к судьбе святынь Косова — это проявление культурного упадка. Ситуация вокруг Косова показала, что многие в Европе не хотят защищать духовную сторону жизни европейцев. Если эта тенденция возобладает, то Европа будет обречена на нестроения и конфликты.

Много раз Русская Православная Церковь недвусмысленно высказывала свою позицию по проблеме Косова. Заявления такого рода делались на всех доступных нам международных площадках. Более того, общая позиция многих Православных Церквей по этому вопросу скрепила православный мир, объединила его перед лицом опасности. К сожалению, наши аргументы не были услышаны.

Полагаю, что выход из сложившейся этой ситуации состоит в отказе от языка диктата и принуждения и в возвращении сторон к переговорам. Необходимо обеспечить права и свободы всех жителей края, дав им возможность созидать свое будущее в соответствии со своими традициями и чаяниями. Думаю, что лишь уважение к правам друг друга сможет принести прочный мир в регион.

— Исторически сложилось так, что до Второй мировой войны Метохия относилась к Черногории, и даже сейчас подавляющее большинство православных в Метохии — это потомки выходцев из нашей страны. Руководствуясь соображениями сиюминутной политической конъюнктуры, правительство Черногории заявило о признании независимости Косово и Метохии. Нас тяготит сознание того, что наше собственное правительство сделало необдуманный шаг к отсечению черногорских православных от их исторических корней. Хотелось бы получить совет Вашего Святейшества, как пережить нам эти тяжелые обстоятельства?

— В России хорошо понимают, как велико историческое значение Косова и Метохии для Православия на Балканах, и с глубоким сочувствием относятся к тем переживаниям православных верующих Черногории, о которых Вы говорите. Уверен, что косовская проблема требует обоюдоприемлемого решения. Представители всех этнических групп имеют равное право свободно строить свою жизнь в согласии со своей волей. Надо бережно хранить единство Церкви святого Саввы. Оно не должно быть подорвано политическими или идеологическими разделениями. Церковное единство, питаемое сознанием принадлежности к общей духовной традиции, и связь с духовным опытом отцов в вере стоит выше политических разногласий и даже государственных границ.

— Клирики так называемой «Черногорской православной церкви» открыто участвуют в католических богослужениях. В Черногории есть люди, которые пропагандируют идею строительства храмов с двумя престолами, на одном из которых могли бы служить православные священники, а на другом — представители католического духовенства. Этот проект, очевидно, служит реанимации давнего замысла окатоличивания Черногории. Ряд наблюдателей проводит аналогии между нынешней религиозно-политической ситуацией в Черногории и положением Православной Церкви на Украине. Хотелось бы узнать мнение Вашего Святейшества о путях преодоления черногорского церковного кризиса.

— Всякий раскол духовно ослабляет народ, подрывая основы его духовной идентичности. А это открывает дорогу для развития прозелитизма со стороны других конфессий.

Важно помнить, что, получив от своих создателей наименование «Черногорская православная церковь», неканоническая группировка так и осталась не признанной ни одной из Православных Поместных Церквей раскольнической организацией, существующей за счет эксплуатации политических разногласий в обществе.

Но привнесение политической стихии в церковную жизнь не может принести блага народу. Думаю, это должны сознавать и ответственные государственные деятели. Уважение светской власти к каноническим устоям церковного строя является одним из важнейших условий сохранения согласия в обществе.

— На митингах сторонников «Черногорской православной церкви» регулярно выступают даже люди, переодетые в священнические облачения и выдающие себя за представителей православного духовенства России, Украины или Болгарии. Это служит немалому соблазну для благочестивых, но несведущих людей. Как донести до понимания верующих раскольническую сущность черногорского раскола и кощунственность их неканонических деяний? Как побудить и представителей государства уважать канонические правила и другие постановления соборного разума Вселенской Православной Церкви?

— Люди, о которых Вы говорите, ни православного духовенства, ни православного народа упомянутых стран представлять не могут. Никакой паствы у этих самозванцев нет, ряса служит им лишь для сбора пожертвований.

Вы напомнили про Болгарию. Несколько лет назад государственное руководство этой страны твердо сказало раскольникам, что они не могут ни использовать наименование Болгарской Православной Церкви, ни претендовать на ее имущество. И раскол был прекращен. Думаю, что это добрый пример уважительного отношения государства к внутренним установлениям Церкви. Такое решение послужило на благо болгарскому народу, и было им поддержано, хотя кое-кому за границами страны это и не понравилось.

Надо разъяснять людям, что политических партий много, они рождаются и исчезают, а Церковь Православная — одна, и она стоит, вопреки всем нападкам и гонениям в ее истории, уже две тысячи лет.

Сегодня, в день облачный и туманный (Иоил. 2:2), в атмосфере непростой политической ситуации как в Черногории, так и на Балканах в целом, мы молимся о братском мужественном черногорском народе, который, следуя завещанию святого митрополита Петра I, всегда был верен любви к единоверной ему Руси. Наши молитвы — о том, чтобы все православные Черногории крепко оберегали духовное единство вокруг славной в веках кафедры в древнем Цетинье.

— Общественность Черногории часто оказывается непоследовательной в своей оценке деятельности митрополита Амфилохия. С одной стороны, прокатолически настроенные силы любят указывать на недостаточную, по их мнению, активность Православной Церкви в гуманитарно-просветительской и социальной сфере. Атеисты, с другой стороны, болезненно реагируют на заявления митрополита Амфилохия, в которых Его Высокопреосвященство обличает пороки общественной жизни Черногории. А как воспринимается в России реакция церковных деятелей на негативные явления в обществе?

— В России сложился в целом благоприятный климат во взаимоотношениях Церкви, общества и государства. Однако наша Церковь также сталкивается с непониманием, а зачастую и с противодействием ее трудам со стороны отдельных государственных чиновников и представителей общественности. Так, летом прошлого года получило широкий резонанс «письмо академиков», в котором ряд представителей науки обвинили Русскую Церковь в чрезмерном влиянии на различные сферы общественной жизни, в «клерикализации» общества. Временами приходится сталкиваться и с противоположной критикой. Некоторые представители государственных органов и общественных кругов укоряют Церковь в том, что она прилагает недостаточные усилия для разрешения злободневных проблем общества.

Тысячелетний опыт церковного служения свидетельствует, что государство и общество всегда по-разному реагировали на миссию Церкви. На заре христианской эры свидетельство Церкви было небезопасным делом. Несмотря на угрозу жизни, верные последователи Христовы открыто проповедовали Истину. Помня о мужестве и стойкости первых христиан, не стоит смущаться неконструктивной критикой и противодействием со стороны противников церковного свидетельства о высоте человеческого призвания, о любви и милосердии.

Когда же Церковь обвиняют в недостаточности ее усилий для разрешения общественных проблем, то я всегда напоминаю, что Церковь — это не только священнослужители и монашествующие. Мы открыты к поддержке со стороны государства и общества, большинство которого составляют люди, называющие себя православными. При наличии такой помощи Церковь смогла бы охватить большее число людей своим вниманием и заботой.

Какова бы ни была оценка ее миссии в обществе, Церкви и дальше будет прилагать все усилия к тому, чтобы открыто, во всеуслышание называть грех — грехом, добродетель — добродетелью, правду — правдой, предохранять общество от нравственного упадка, осуществлять социальное служение, заботиться о сохранении и утверждении традиционных духовных и культурных ценностей.

— Во многих странах наряду с традиционными конфессиями, которые существуют на их территории на протяжении многих столетий, действуют новообразованные религиозные организации, в том числе секты и расколы. По мнению Вашего Святейшества, можно ли сформулировать приемлемые для законодательства критерии различия между ними? Современное светское государство склонно игнорировать эту разницу. Создается впечатление, что таким образом создаются благоприятные условия для давления сект и неканонических организаций на Православную Церковь. Так ли это, по мнению Вашего Святейшества?

— В некоторых странах, где много веков существуют традиционные Церкви и религиозные общины, возникают новые религиозные организации, раскольнические группировки и секты. К сожалению, у государственных структур зачастую возникают проблемы с точной идентификацией тех или иных новообразованных религиозных организаций. В разных странах подобные проблемы решаются не одинаково. В некоторых из них — например, в Великобритании, Греции, Дании, Италии, Ирландии, Норвегии, — государство публично заявляет о своих особых отношениях с религией большинства населения. И такой подход сам по себе отнюдь не угрожает свободе людей иных вер.

Однако зачастую мы можем видеть, как новообразованные религиозные организации пытаются использовать принцип равенства граждан перед законом, предпринимая попытки в чем-то ограничить традиционные религии, оспорить наличие у них более широких возможностей. В этом случае необходимы четкие и всем понятные правила церковно-государственных взаимоотношений, которые позволили бы обществу, а значит, и государству, особо поддерживать те религиозные общины, которые широко распространены в той или иной стране, укоренены в ее истории и культуре, позитивно влияют на жизнь народа. Такова практика большинства стран Европы.

— В завершение интервью хотим попросить у Вашего Святейшества духовный совет — как выжить народу, оказавшемуся на пороге извращения национальной истории, подавления национального языка и культуры, непрекращающихся попыток подмены канонической истины Православия?

— Народы, много веков окормляемые Русской Церковью, на протяжении своего бытия неоднократно оказывались перед лицом угрозы разделения и потери национальной культуры, в основе которой лежит духовная традиция Православия. Не раз православным народам пытались навязать чуждую веру, ослабить их национальный дух, изменить самосознание. Но они всякий раз выстаивали благодаря крепости своего духа, как бы ни были тяжелы испытания.

Убежден, что единство народов, проживающих на Балканах, их сплоченность вокруг святого Православия вне зависимости от происхождения, социальных и политических симпатий, способно стать той силой, которая может успешно противостоять попыткам разделения людей, традиционно живущих в мире и добрососедстве.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материал взят с сайта: Патриархия.ру | Интервью

Читайте также

Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии провел встречу «Православие и русская литература: в помощь приходскому миссионеру и катехизатору» 25 ноября состоялась встреча с представителем миссионерского отдела Выборгской епархии иереем Михаилом Котовым на тему «Православие...
Председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи Коломенской епархии встретился со студентами Государственного социально-гуманитарного университета 22 ноября 2024 года председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи Коломенской епархии, настоятель Крестовоздвиженского...
Клирик Красноярской епархии совершает миссионерскую поездку в п. Диксон С 9 ноября по 26 декабря 2024 года  штатный клирик храма Рождества Христова г. Красноярска иерей Александр Невский совершает...
«Русская Православная Церковь в современном мире»: в Казани прошла просветительская встреча в Университете прокуратуры Российской Федерации В Казанском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации состоялась просветительская встреча «Русская...
Наверх