МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Искажение истинного вероучения у инославных с точки зрения священного Писания Нового Завета

Инославие появившееся после распространения Евангельского учения Господа Нашего Иисуса Христа по лицу всей земли, стало измененным и адаптированным под «человеческие нужды» взглядом на вероучительные, догматические истины, а также и на жизнь духовную, нравственную. Способствовали этому расколы внутри тела Церкви Христовой, которые привели к появлению целого ряда христианских конфессий со своими трактовками Священного Писания, и каждое из этих религиозных течений утверждало, что именно оно является той истиной, которую оставил нам Господь Иисус Христос.

Вполне логичным видится и то, что инославные церкви создали для себя иные канонические нормы и правила, отличные от православных христиан, которые регламентируют жизнь инославного верующего.

Но каким образом понять, что инославие нарушает саму суть христианского вероучения? Ведь римо-католики считают православных христиан раскольниками, а протестанты уверены, что объединение православных и инославных Церквей возможно и даже нужно и принципиальная позиция Православия только вредит единству Церкви.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотреть, каково отношение Священного Писания Нового Завета к любому искажению вероучения с обязательным толкованием святых отцов, и таким образом понять отношение к нововведениям, которые произошли в жизни некогда Единой Церкви.

Начать разбор стоит со слов из Евангелия от Иоанна: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси» (Ин.17:21).

Эти слова, по толкованиям святых отцов, в частности, святителя Афанасия Великого, выражают учение о Единстве Церковном, на котором нам стоит остановиться и рассмотреть его немного подробнее.

«Единство Сына и Отца для всех служит образцом и уроком, из которого, взирая на естественное единство Отца и Сына, люди могут научиться, как и они должны в образе мыслей сделаться едино друг с другом»,[1] – пишет святитель Афанасий в своем послании против ариан.

«Церковное единство рассматривается как богоданное свойство, которое неотъемлемо в силу того, что через Христа и во Христе Церковь причастна божественному естеству»[2].

О тесной связи Христа и Церкви, всех уверовавших в Него народов земных, от иудеев до язычников, а чрез это – Единстве – свидетельствуют слова Спасителя: «…будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 10:16).

Рассмотрим еще несколько примеров, касающихся свойства Единства Церкви:

Об опасности внутренних церковных разделений апостол Павел предупреждал еще в первом послании к Коринфянам: «У вас говорят: Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов» (1 Кор. 1:12). Говоря о том, что только Господь Бог истинный глава и начальник Церкви, апостол задает вполне логичный вопрос общине: «Разве разделился Христос?». Конечно же, Церковь, как тело Христово – «едина только под главою Христом» (1 Кор. 1:13)[3] – пишет святитель Феофан Затворник в толковании этих слов, отмечая, что Церковь не может быть Единой, если будет поставлена под разные главы.

Единство во Христе выражалось у верующих, согласно книге Деяний святых апостолов, в постоянном пребывании в истинном вероучении, молитвенном и евхаристическом общении: «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Данные слова свидетельствуют, что общение верных происходит через участие в евхаристии и молитве, что является важнейшей составляющей жизни христианина.

Вышеперечисленные цитаты из Священного Писания говорят о Единстве всех членов Церкви в Боге через евхаристическое и молитвенное общение друг с другом. Эти элементы внутренней церковной жизни являются определяющим фактором для последователей христианского вероучения. Православные Церкви не осуществляют евхаристического и молитвенного общения с Церквями инославных вероисповеданий, так как не едины во взглядах на вероучительные истины.

Таким образом, инославие, как разделение внутри Тела Христова, является нарушением заповеданного Богом Единства церковного, изложенного в Евангелии. «Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне»[4]. Из этого следует, что инославные не сохранили истинного единения во Христе, так как имеют разногласия в различных аспектах вероучения и духовной жизни.

А истинное Единство возможно только там, где вера в Бога остается неповрежденной, не изменившейся под действием различных сил: греховных, политических, экономических, и личных устремлений человека. Таким образом, Православная Кафолическая Церковь не может признавать инославные вероисповедания равными ей, сохранившими неповрежденной истину.

Рассмотрев понимание церковного Единства верующих христиан, перейдем теперь к изучению того, что говорится об искажении преподанного Богом вероучения на основании Новозаветных Писаний.

Прекрасным примером могут послужить самаряне, как олицетворение синтеза языческой и иудейской культуры. Господь Иисус Христос, посылая своих учеников проповедовать Евангелие, говорил: «На путь язык не идите и во град самарянский не внидите» (Мф. 10:5). Хоть данное повеление Господа апостолам и было впоследствии отменено тем, чтобы они проповедовали всем народам, однако в толковании святых отцов можно встретить и переносный смысл данного выражения. Его придерживается, например, блаженный Иероним Стридонский, говоря, что христианам заповедуется: «Чтобы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью»[5]. Эти слова показывают важную для христианина взаимосвязь духовной жизни и сохранения неповрежденной догматики.

В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, держащих истину в плену у неправды» (Рим. 1:18). Эта цитата отражает отношение апостола к искажению истины, предупреждая о наказании Божьем всех тех, кто вносит свои изменения в вероучение.

Читая толкование этого отрывка из апостольского послания, а именно понимания термина «нечестие» согласно святителю Феофану Затворнику, мы видим, что нечестие — это «неверие или неправое верование, ложные веры»[6].

О единственно возможной истины пишет в своем толковании на вышеупомянутые строки из послания к Римлянам и святитель Иоанн Златоуст: «Пути нечестия многочисленны, а путь истины один»[7]. Эти слова подтверждают для нас понимание того, что истина, преподанная Богом, не может дробиться, разделяться, изменяться, быть многоликой. Истина может быть только одна, и она сохранилась неповрежденной в Православии.

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя слова из второго соборного послания апостола Иоанна Богослова «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин. 1:9), писал о важности точного следования словам Священного Писания, напоминая, что «тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу»[8]. Любое отклонение от истинного вероучения рассматривается блаженным Феофилактом как жизнь без Бога, отречение от Него, грех богоотступничества: «кто удаляется от него (вероучения), тот безбожник»[9].

Еще одним примером может послужить послание апостола Павла к Ефесянам: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5). Блаженный Феодорит Кирский в своем толковании этих слов писал о единстве и единомыслии веры в Бога.[10] Видя разное понимание вероучительных истин, различное отношение к таинствам, установленным Господом Иисусом Христом, разницу в опыте духовной жизни, можно прийти к выводу об отсутствии у инославных вероисповеданий единомыслия по многим вопросам веры с православными христианами.

Хорошим и обличающим примером, показывающим современное положение дел инославных вероисповеданий, могут послужить слова Спасителя: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7:14-16). Эти слова Господа предостерегают православных христиан о том, что самая большая опасность таится в скрытности намерений людей, желающих свести с праведного пути верующих, зачастую под благовидным предлогом.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот отрывок, писал: «Дьявол всегда к истине присоединяет обман. Здесь под именем лжепророков Христос разумел тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели»[11].

Видя «благие намерения» инославных вероисповеданий, мы можем делать определенные выводы, следуя словам Спасителя. К «благим намерениям» инославных вероисповеданий можно отнести такие современные литургические нововведения, как:

— введение интеркоммуниона[12] и попытки присоединения к этой идее христиан всех направлений и течений, в том числе и сильно удаленных от традиционного понимания христианства;

— лимская литургия, как одно из вариантов евхаристического общения христиан, входивших в состав Всемирного Совета Церквей. В лимской литургии отказались принимать участие Православная и Римо-Католическая Церкви;

— ложная по своей сути богословская концепция теории Ветвей, предложенная протестантами. Центральная идея данной концепции выражается в том, что все христиане являются своеобразными «ветвями» одного «дерева» — Христа.

Поэтому, помня слова апостола Павла в послании к Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стали благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8), православному христианину нужно быть очень строгим в плане отношения к инославным вероисповеданиям и их нововведениям, порой, незаметным для простого верующего человека, неискушенного в тонкостях богословской мысли.

Особенно стоит отметить написанные апостолом Павлом слова во втором послании к Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим.4:3,4).

В этом отрывке апостол Павел предупреждает Тимофея о временах, когда люди не захотят следовать за Богом и исполнять Его повеления, но начнут подстраивать преподанное вероучение под свои искаженные представления об этом мире. Об этом в своих толкованиях на данный отрывок из послания писал святитель Феофан Затворник[13] и множество других святых отцов. И примеры такого искажения и подведения веры под свои извращенные грехом жизненные стандарты под прикрытием гуманизма, помимо описанных выше допущений со стороны инославных, можно усмотреть в современное время:

— введение в некоторых инославных лютеранских и англиканских Церквях института ординации женщин[14] — появления женского духовенства для удовлетворения запросов различных течений феминизма и его последователей;

— венчание гомосексуальных пар, выражающееся в поддержке ЛГБТ-сообществ, также встречающееся у некоторых инославных вероисповеданий. Данное нововведение является прямым нарушением и осквернением христианского понимания брака, где союз мужчины и женщины воспринимается как союз Христа и Церкви.

Причиной таких изменений служит, в первую очередь, общемировое нравственное падение, выражающееся в желании убрать из вероучения неугодные или обличающие грех понятия. Современный человек не стремится следовать за Богом, он желает, чтобы Бог следовал за ним.

Также причиной можно указать давление со стороны различных правозащитных организаций, светских по своей сути, иначе взглянуть на отношение Священного Писания к людям с нетрадиционной ориентацией[15] или предоставить женщинам право служения Божественной Литургии и проповеди в Церкви.

Таким образом, исходя из свидетельств Нового Завета об искажении вероучения и на основании толкования святых отцов, инославные вероисповедания можно отнести к категории неправого верования, искаженного учения Христова, в которое руками поврежденного грехом человечества были внесены изменения на основании запросов всё более отвергающегося от Христа и обращающегося к греху мира.

Инославие – как иной взгляд на вероучение, отличное от вероучения, преподанного Господом Иисусом Христом своим ученикам и апостолам, а через них — и всем последующим поколениям христиан, явно осуждается Священным Писанием Нового Завета.

Инославные вероисповедания нарушают заповеданное Богом Церковное Единство и искажают глубокий духовный смысл христианского вероучения, отделяя от «духовной сокровищницы» все неугодные современному «гуманизму» положения, что в итоге приводит к нравственной деградации и духовному падению.

Список источников

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.  М.: Российское Библейское Общество, 2000. – 1337 с.
  2. Афанасий Великий, свт. Творения: в 4-х томах. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. – 510 с.
  3. Зайцев А.А. Границы Церкви. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный Центр: Православная энциклопедия, 2006. Т.12.  – 752 с.
  4. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий Святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1893. – 632 с.
  5. Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.  Т.3. – 1097 с.
  6. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2018. – 461 с.
  7. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. – 864 с.

Феофан Затворник, свт. Толкова


[1] Афанасий Великий, свт. Творения: в 4-х томах. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. С. 397.

[2] Зайцев А.А. Границы Церкви. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный Центр: Православная энциклопедия, 2006. Т.12. С. 266.

[3] Феофан Затворник, свт. Толкование посланий Святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1893. С. 49.

[4] Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. Т.3. С. 474.

[5] Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2018. С.118.

[6] Феофан Затворник, свт.  Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1890. С. 85.

[7] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. С. 510.

[8] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на деяния и послания святых апостолов. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т.1. С. 485

[9] Там же. С. 485.

[10] Феодорит Кирский, блж. Толкования на четырнадцать посланий святого апостола Павла. М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 425.

[11] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 408.

[12] Интеркоммунион (intercommunion) – участие в евхаристическом общении христиан различных конфессий.

[13] Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. М.: Правило веры, 1995. С. 619.

[14] Англиканская церковь впервые избрала епископом женщину [Электронный ресурс]. –  URL: https://foma.ru/anglikanskaya-tserkov-vpervyie-izbrala-episkopom-zhenshhinu.html (дата обращения: 04.01.2021).

[15] Markham Myles. What Does the Bible Say About Homosexuality? [Электронный ресурс]. –  URL: https://www.hrc.org/resources/what-does-the-bible-say-about-homosexuality (дата обращения: 05.01.2021)

Автор — священник Александр Воробьев, Костромская духовная семинария.

Статья опубликована в Ипатьевском вестнике в номере 2022 №4(20).

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...