К оценке духовно-нравственного состояния молодежи российской глубинки: некоторые методические и теоретические основания
Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В.
Аннотация
В последние годы борьба за умы молодого поколения обострилась, она во многом перенеслась из семей и школьной среды в виртуальные сети. Сети Интернета проникают не только в центры и крупные города, но и на периферию, а также в сельскую местность, которую нередко считают духовной опорой российского общества. В этом контексте необходима всесторонняя оценка духовно-нравственного состояния российской молодежи, ее гражданской идентичности, формирование условий для патриотического воспитания, для того чтобы упредить негативные тенденции и определить первоочередные шаги к воспитанию патриотичности и противодействию национализму и экстремизму. Учитывая результаты предыдущих работ авторов, в том числе проведенные опросы в школах регионов Центральной России, работа намечает пути совершенствования методов диагностики духовно-нравственного состояния молодежи и выявления трендов, которые угрожают состоянию всего российского общества. В качестве базовых регионов выбраны Тверская и Ярославская области, в которых уже частично опробованы имеющиеся инструменты оценки и механизмы влияния на процессы формирования духовно-нравственных устоев молодежи.
Введение
Динамичность изменений в российском обществе под влиянием внешних и внутренних факторов требует адекватной оценки. В особенности быстро социальные изменения затрагивают мировоззрения молодежи, в чем большую роль играют современные средства коммуникации и информирования. В последние годы борьба за умы молодого поколения обострилась, она во многом перенеслась из семей и школьной среды в виртуальные сети. Имеющиеся трагические примеры связаны с вербовкой молодежи в экстремистские организации. Особенно показателен пример Украины, где нередко даже члены одной семьи демонстрируют полярные мировоззрения. Оказавшиеся в Украине люди за сравнительно короткий период подверглись мощной пропаганде и воспитаны на ненависти ко всему русскому. Сети Интернета проникают не только в центры и крупные города, но и на периферию, и в сельскую местность, которую нередко считали духовной опорой российского общества. Но и там, влияние западной пропаганды начинает колебать устои нашего общества: любви к Родине, бережному отношению к истории, национальной и религиозной терпимости. Проблема адекватной и своевременной оценки трендов в формировании духовно-нравственной позиции молодежи охватывает как совершенствование методов такой оценки, так и способов формирования патриотического воспитания школьников и противостояния развитию негативных трендов. В условиях большой страны, высокого регионального культурного разнообразия разработка методов таких оценок с привлечением опыта светских и религиозных организаций является весьма актуальной.
Чтобы объяснить современные разнообразные и плохо предсказуемые тренды в изменении духовно-нравственного состояния общества, в частности, его наиболее активного сегмента – молодежи, необходимы надежные эмпирические данные, которых мало. Проблема обостряется неопределенностью тенденций при формировании предпочтений и жизненных позиций молодого поколения россиян, родившихся в 2000-е годы. Резкое усиление антироссийской и бездуховной информационной пропаганды, рост экстремистских влияний, в том числе и в Интернете, попытка ревизии исторических и культурных ценностей России – эти и другие тенденции затронули молодежь, как наиболее уязвимый слой россиян. Этому часто способствуют и социально-экономические проблемы: отсутствие работы на местах, резкий приток мигрантов со своими мировоззрениями и культурами, непростое геополитическое положение России. Не секрет, что часть молодежи ориентирована на западные ценности, некоторые молодые люди находятся в состоянии фрустрации и могут стать объектами вербовки и пропаганды. Как воспитать патриота в условиях безграничного потока информации из Интернета, защитить души детей от вовлечения в экстремистские сети, сохранить высокий уровень толерантности в условиях интенсивного проникновения мигрантов в российскую глубинку? На эти и другие вопросы невозможно ответить без глубокого «погружения» в реальные процессы, происходящие в конкретных регионах и школах. Результаты предыдущих исследований показывают, что и в российской провинции происходят сложные процессы, связанные с дефицитом должного воспитания, на фоне чего проникают сомнительные либеральные и экстремистские идеи, происходит негативная переоценка духовных ценностей и исторических событий.
Целью данной работы является обоснование подходов к оценке духовно-нравственного состояния российской молодежи, ее гражданской идентичности на основе опыта взаимодействия образовательных и религиозных организаций.
Теоретические основания
Видный социолог Т.И. Заславская признавала, что нынешнее состояние человеческого потенциала в России заставляет говорить о его деградации (2005). Сходные диагнозы — «моральный коллапс», «моральная деградация», — поставлены, в результате многомерного научного анализа, известными психологами (А.В. Юревич, 2009; А.В. Юревич, Д.В. Ушаков, 2014). В работах проф. В.Е. Семенова показано, что для российского социума характерно состояние полиментальности: сосуществования либерально-западнического, коммунистического, православного и «бандитского» менталитета, что затрудняет формирование единства и консолидации общества (2007, 2015). Состояние общественной морали связывается и с тяжелыми демографическими проблемами, ведущими страну к депопуляции: в 2012 году известный демограф Н.Эберстадт заключил, что причина высокой смертности в России – это, прежде всего, настроение общества, его депрессивное состояние.
Для продолжения и развития наших исследований, совершенствования их в теоретическом и практическом аспекте, важны следующие ключевые научные результаты. В отечественной психологической науке совесть понимается как ядро нравственной регуляции поведения человека (Т.А. Флоренская, 1991; М.И. Воловикова, 2005). С этим ядром тесно связаны все основные психологические свойства, принадлежащие управляющему уровню строения индивидуальности: ценности, направленность личности, мировоззрение, идентичность (как личностная, так и социальная – этническая, национальная, религиозная, гражданская).
Результаты, полученные в эмпирических исследованиях, проведенных в русле теории социальных представлений (С. Московичи) с использованием методов анализа их ядра и периферии (J. Abric, 1993; P. Verges, 1992), показали, что социальные представления о совести слабо развиты примерно у трети студенческой молодежи (Л.Ш.Мустафина, 2017). Исследования взаимосвязи представлений молодёжи о совести с их ценностными ориентациями показали, что респонденты, выбирающие конкретные ценности (интересная работа, материально обеспеченная жизнь, развлечения и т.п.) статистически чаще разделяют цинично-прагматичное отношение к совести, чем респонденты, у которых в структуре ценностей в той или иной мере присутствуют духовные ценности (жизненная мудрость, творчество, счастье других и т.п.). А, как известно, СМИ и интернет массированно транслируют передачи, пропагандирующие несвойственные российскому менталитету ценности индивидуализма, славы, материального обогащения. Выявлено также, что чем в большей степени респонденты нивелируют значение совести (совесть не нужна; совесть – это бред, от которого нужно отвыкать; совесть мешает жить; человек с совестью – слабый и боязливый и т.п.), тем хуже показатели психического здоровья, тем сильнее выражена психопатологическая симптоматика: обсессивность-компульсивность, депрессивность, тревожность, враждебность, фобии (Л.Ш.Мустафина, 2018).
Также важны результаты исследования с помощью авторской методики проф. В.Х.Манёрова «Опросник свойств и состояний совести». С одной стороны, подтверждается феномен устойчивости транскультурного инварианта совести, представляющий комплекс позитивных представлений о ее свойствах и состояниях. С другой стороны, обнаружены значимые корреляционные связи между уровнем выраженности интернет-зависимого поведения и рядом негативных нравственных характеристик: состояние совести «интернет-зависимых» можно характеризовать как более «неустойчивое», «колеблющееся», «обесцениваемое», в сравнении с состоянием студентов, не подверженных подобной зависимости (В.Х.Манёров, 2014).
Анализ социальных процессов, включенных в приписывание позитивных или (чаще всего) негативных характеристик действиям личностей или групп, стоит в основе изучения конфликтогенных процессов среди молодежи (см., например, Липай, 2006, Гаунова, 2013).
По данным интервью и опросов, проведенных авторами в регионах Поволжья («осевого» макрорегиона, соединяющего Центральную Россию!), 40% русских подростков не считают себя патриотами России. Причины такого состояния заключаются в отсутствии должного воспитания и успешной пропаганде западных либеральных ценностей, а также в пробелах в культурно-религиозной грамотности молодежи. Увлечение западными либеральными идеями происходит на фоне незнакомства с российскими ценностями культуры и истории (Гуня и др., 2020). Изменения в российском многонациональном и многоконфессиональном обществе под воздействием глобальных процессов информатизации, распространения нетерпимости и пропаганды радикализма среди молодежи требуют эффективной диагностики и своевременного выявления нарастающих напряженностей в обществе (Ефимов и др., 2021). Патриотическое образование и воспитание школьников не соответствует требованиям, неоднократно озвученным Президентом России. Ученики слабо ассоциируют себя со своей страной, а учителя, особенно молодые, слабо или совсем не подготовлены к патриотическому воспитанию школьников. У многих школьников во всех исследованных регионах обнаруживается духовный вакуум, растет влияние Интернета, которое в частности проявляется в формальном или заштампованном отношении к Родине и своей культуре. Вследствие этого состояние этнической идентичности русских подростков можно оценить, как кризисное: более половины из них демонстрируют черты этнической индифферентности и даже этнического нигилизма. В ответах педагогов эта тревожная характеристика также просматривается: среди «взрослой» выборки 40 процентов русских педагогов также имеют эти особенности (причем этническая индифферентность более характерна для более молодого поколения педагогов). Почти половина русских подростков и четверть педагогов не считают себя патриотами России. Среди иноэтничных старшеклассников доля не-патриотов еще выше. Низкая патриотичность и этническая индифферентность напрямую связаны с желанием покинуть в будущем регион своего проживания (там же, с. 6-7).
Методика исследования
Учитывая результаты предыдущих наработок авторов (Гуня и др., 2020), в том числе проведенные опросы в школах регионов Центральной России, упор сделан на совершенствование методов диагностики духовно-нравственного состояния молодежи и выявления трендов, которые угрожают состоянию всего российского общества. В основу положены методики проведения опросов, фокус-групп и конкурс-викторин. Целевая группа представлена школьниками старших (9-11) классов, перед которыми стоят проблемы выбора жизненного пути. Для анализа взяты по две общеобразовательные школы из Ярославской и Тверской областей. Сравнение этих регионов дало возможность выявить существующие проблемы и тренды в воспитании и формировании мировоззренческих позиций подрастающего поколения российской молодежи.
Для реализации сформулированной цели составлена анкета из 40 вопросов, опробованная ранее, учитывающая рекомендации из «Опросник гражданина» (Дейнека, 2014) и направленная на изучение системы отношений «гражданин-государство». Это в целом стандартизованный и апробированный во многих социально-психологических исследованиях инструмент, который позволяет замерить такие качества, как политический оптимизм, патриотизм, солидарность, временная перспектива, содержательные компоненты имиджа страны, отношение к закону, морали, традициям. Одновременно, проведено сокращение разработанного для предыдущих исследований опросника, в котором оставлены информативные для данного проекта блоки вопросов, касающихся гражданской и религиозной идентичности, оценок межэтнических и межрелигиозных отношений и напряженности, источников получения информации и удовлетворения информационно-эмоциональных интересов, полупроективный (ассоциативный) блок.
Наряду с опросником были проведены конкурс-викторины, которые основываются на понимании необходимости четкого осознания места своей Родины в процессе исторического развития, ее особенностей и традиций. Для патриотического воспитания очень важным является именно процесс передачи знаний и освоения нового материала, который может проходить несколькими путями: через обучение в школе, через семью, истории, самообразовании. Суть конкурса заключается в том, что старшеклассники сами проводят микроисследования, проводя опросы, изучение семейных архивов. Результатами являются видеоролики (фильмы) иди фотопрезентации участия близких родственников в значимых событиях страны.
Важную роль играли фокус-группы, которые сопровождали исследования. Они проводились в относительно небольших группах (до 10-12 человек), где создавалась атмосфера свободной дискуссии. Фокус-группы помогли сориентировать молодежь на заполнение анкет и избежать недоверия к опросу.
Выводы
Совместное проведение опросов, викторин и фокус-групп позволило достичь определенного уровня доверия и репрезентативности данных, которые свидетельствуют о духовно-нравственном состоянии российской молодежи, ее гражданской идентичности. Составленная база из материалов анкетирования, в том числе повторного, а также результатов фокус-групп, составила основу для всестороннего анализа предпочтений молодежи в центральных районах России. Основной вывод – недостаток теоретических рамок, которые могли бы лечь в основу анализа результатов опросов. Разброс мнений и позиций молодежи разных возрастных слоев, города и деревни требует детального анализа социально-политических и демографических условий.
Литература
- Гаунова Д.Х. Деструктивная стигматизация как конфликтогенный фактор в молодежной среде. В сборнике: От понимания локальных конфликтов к использованию шансов развития. Кёлер Я., Гуня А., Шогенов М. (ред.). Берлин — Нальчик, 2014. Вып. 2. С. 140–145.
- Липай Т.П. Социализация и процесс стигматизации в обществе // Гуманитарно-экономический вестник. 2006. № 1. С. 81–88.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ВОПРОСАМ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛЮЧЕВЫХ РЕГИОНАХ ПОВОЛЖЬЯ. Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9. № 4. С. 378-384.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М. СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОВОЛЖЬЕ: ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРНЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ. Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9. № 4. С. 385-393.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ ПОВОЛЖЬЯ. В сборнике: Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации: материалы Всероссийского научного семинара / отв. ред. и сост.: А. П. Романова, Д. А. Черничкин. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2020. С. 186-194.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Смулов А.М. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОВОЛЖСКИХ РЕГИОНАХ. Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9. № 6. С. 585-592.
- Ефимов А.Б., Гуня А.Н., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В. Поволжье – регион добрососедства. Рекомендации по предупреждению межрелигиозных и межнациональных конфликтов на основе опыта Православия. М: Издательство Перо, 2021.