МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Квихпакская миссия: проникновение православной веры вглубь Северо-Американского континента

Расцвет Американской православной миссии на Северо-Американском континенте 1820-1850-х гг. связан с появлением и развитием новых миссий. Создание новых миссионерских центров было необходимым условием для проникновения православия вглубь материка и закрепления православия в Северной Америке.

Епископ Алеутский Иннокентий (Вениаминов) активно создавал новые миссии в Русской Америке и направлял туда на служение подготовленных и выдающихся священников-миссионеров. В 1844 г. святитель направил священника-креола Иакова Нецветова в долину реки Юкон для создания Квихпакской миссии и распространения православной веры вплоть до берегов Северного Ледовитого океана.

Начало и успешное развитие Квихпакской миссии связывают с именем священника Иакова Нецветова[1]. Однако первым миссионерскую работу среди автохтонов Северной Америки у Берингова пролива начал уналашкинский священник Григорий Головин.

Отец Григорий получил в 1834 г. в управление Уналашкинский приход, охватывавший обширный регион – Алеутские, Лисьи и Прибылова острова. Кроме того, в состав Уналашкинского Вознесенского прихода входила также территория, прилегавшая к Михайловскому редуту на берегу залива Нортон – регион будущей Квихпакской миссии. В рамках идеи епископа Алеутского Иннокентия по распространению Православия вглубь полуострова Аляска, отец Григорий стремился охватить духовно-просветительской деятельностью все население своего прихода, в том числе жителей северо-запада Аляски.

В июне 1842 г. отец Григорий впервые прибыл в Михайловский редут для совершения богослужений и таинства крещения над изъявившими желание автохтонами: «Вечером собирались в часовню для слушания слова Божия, как новокрещенные, так и готовящиеся ко крещению»[2]. Кроме того, получив известие о большом количестве желающих услышать его проповедь в селениях реки Пастоль, отец Григорий посетил селения Кууяк и Куничитак, совершив таинство крещения над 75 автохтонами[3]. В последующие посещения региона отец Григорий постепенно увеличивал квихпакскую паству: в 1843 г. в Михайловском редуте крестил 163 эскимоса из разных селений[4]. А в 1844 г. отец Григорий крестил первых 113 автохтонов реки Кускоквим[5].

Кроме организации проповедей, Григорий Головин реализовывал на северо-западе Аляски идею епископа Иннокентия по созданию новых церквей, где бы совершались службы даже в отсутствие священника. В рамках пастырской поездки 1844 г. отец Григорий построил в Михайловском редуте часовню Покрова Пресвятой Богородицы[6]. Таким образом, в отдаленном от центра Алеутской епархии регионе появился храм, в котором службы совершались либо силами местных жителей, либо прибывавшим миссионером.

Трудами отца Григория численность христиан-автохтонов Русской Америки постепенно росла: в 1845 году Квихпакская миссия состояла из 280 душ, не считая проживавших в Михайловском редуте креолов и русских переселенцев[7]. Однако неблагоприятные климатические условия и тяжелейшие поездки вынудили отца Григория оставить Уналашкинский приход в 1844 г.[8]

Для укрепления основ православия в душах окрещенных туземцев и креолов и распространения слова Христова до берегов Северного Ледовитого океана епископ Алеутский Иннокентий с согласия главного правителя Русской Америки А. К. Этолина и Св. Синода учредил Квихпакскую миссию во главе со священником-креолом Иаковым Нецветовым[9].

В помощь миссионеру Иакову были назначены два причетника из числа автохтонов – дьяк Иннокентий Шаяшников и пономарь креол Константин Лукин, которые стали, по замечанию епископа Иннокентия, толмачами при миссии[10].

Первым делом миссионерского служения отца Иакова стало изменение центра Квихпакской миссии – центр миссии был перенесен из русской крепости Михайловский редут в туземное селение Икогмют, расположенное на реке Квихпак. Решение о перенесении центра миссии было принято епископом Иннокентием из-за удаленности редута от селений туземцев, расположенных по берегам рек Квихпак и Кускоквим[11].

За первые три года миссионерского служения отец Иаков достиг хороших результатов: во время летних и зимних поездок по селениям реки Квихпак и побережью Берингова моря Русская православная миссия на Аляске пополнилась 655 последователями из числа автохтонов[12]. Трудами квихпакского миссионера в 1848 г. Квихпакская миссия насчитывала уже 1250 участников[13].

Отец Иаков также стремился охватывать духовно-просветительской работой обитателей реки Кускоквим. Первую поездку по селениям реки Кускоквим он совершил зимой 1849 г. В рамках этой поездки миссионер познакомился с укладом жизни автохтонов. В 1851 г. отец Иаков развил миссионерскую работу среди индейцев-инкалитов – православие приняло 137 кускоквимцев. А во время зимней поездки 1852 г. по селениям реки Кускоквим отец Иаков крестил 70 душ из числа автохтонов[14].

За три года просветительской работы отца Иакова православная паства увеличилась, согласно данным епископа Алеутского Иннокентия, на 290 человек, и «число всех обращенных в Квихпакской миссии, по 12 июля 1851 г., простирается до 1516 душ»[15].

Во время летней пастырской поездки 1853 г. отец Иаков развил успехи миссии: в Чагелюкском селении в регионе Кускоквима крестил чагелюкцев, инкалитов и колчан[16]; за 5 дней пребывания в одном селении на реке Чагелюк к Квихпаской пастве присоединилось 231 коренных жителей.

Заботясь о состоянии новокрещенных, отец Иаков совершил зимнюю поездку 1854 г. по реке Кускоквим, в рамках которой, в частности, в селении Калькагмют совершил таинство крещения над 56 кускоквимцами, выходцами из христианских семей[17]. Это событие является важным достижением русских православных миссионеров на Аляске, поскольку их трудами спустя всего 12 лет после учреждения миссии воспитывалось уже второе поколение индейцев-христиан материковой Аляски.

Зимние путешествия по реке Кускоквим к Колмаковскому редуту, как правило, отец Иаков совершал по просьбе местных жителей, которые не имели постоянного священника, но нуждались в пастырской поддержке. И прибывавшего миссионера автохтоны встречали несмотря на занятость на промысловых работах и на нестерпимый февральский холод: например, в феврале 1856 года к миссионеру в Колмаковский редут стянулись жители соседних селений, и в итоге за февраль 1856 г. православная квихпакская паства увеличилась на 117 человек[18].

Миссионерская проповедь отца Иакова давала свои плоды: православие пускало глубокие корни в душах автохтонов и их образе жизни. Автохтоны, усваивая догмы православия, меняли свое отношение к ближнему и образ жизни. В своем дневнике протоиерей Иаков Нецветов описывает свою большую радость, видя, что еще недавно враждовавшие племена, оставили кровавую войну и дружно молились в одном селении: «Какая сердечная радость чувствуема была мною при виде стольких душ (более 300), в одном месте молящихся; разноплеменные народы, прежде бывшие между собою неприязненные и враги, теперь соединились вместе и как одно стадо Христовой Церкви приносили со мною молитву истинному Богу»[19]. Русский православный миссионер достиг поставленной цели – семена благочестия, посеянные в душах индейцев, давали свои первые плоды, искореняя враждебные настроения в сердцах автохтонов северо-западной материковой Аляски.

Благодаря апостольскому подвигу квихпакских миссионеров православная община северо-запада Аляски быстро увеличивалась и к 1860 г. состояла из 1926 прихожан[20].

Поскольку для организации регулярных богослужений в Квихпакской миссии, включающей в себя большое количество прихожан, проживавших на обширном пространстве, двух часовен – в Колмаковском и Михайловском редутах, было недостаточно, отец Иаков совместными усилиями с уналашкинскими алеутами, двумя причетниками и автохтонами основал в 1851 г. церковь Креста Господня в селении Икогмют[21]. Так в туземном селении на реке Квихпак, в главном миссионерском центре появился православный храм. Для служения в храме Креста Господня в 1853 г. был направлен иеромонах Гавриил (Милашевич). Таким образом, в долине реки Квихпак появился храм, котором службы совершались регулярно, и, следовательно, жители обширного региона реки Квихпак также были охвачены постоянной духовно-просветительской работой.

Однако активная жизнь в глубине Аляски, в регионе с суровым климатом, пагубно сказывалась на здоровье миссионера: отец Иаков совершал пастырские поездки даже в морозные месяцы, не взирая на плохое самочувствие. В 1863 г. в связи с потерей зрения протоиерей Иаков Нецветов был переведен в Новоархангельск[22].

Миссионерское служения отца Иакова продолжил иеромонах Иларион, служивший в 1861-1862 гг. помощником миссионера в Колмаковском редуте, а с 1863 г. квихпакским миссионером в селении Икогмют[23]. Во время служения в Колмаковском редуте иеромонах Иларион развил миссионерскую работу с кускоквимцами – жителями реки Кускоквим.

В устье реки Кускоквим православные миссионеры никогда не добирались, поэтому автохтоны региона были либо не затронуты миссионерской работой, либо знания, полученные ими при встрече с миссионером в другом селении, со временем утрачивались: по замечанию местного тоена Трофима Маянака, автохтоны-миряне «почти все забыли, что нам сказано было при крещении, потому мы и живем по-прежнему, по-своему»[24]. Перед иеромонахом Иларионом стояла задача укрепить основы православия в душах мирян и провести духовно-просветительскую работу с еще необращенными автохтонами.

Поскольку самостоятельно путешествовать по всем селениям Иларион не мог, местные жители, чтобы услышать проповедь русского миссионера, сами прибывали к церковнослужителю: «Колчане все – ближние и дальние – еще осенью услышали, что в Колмаковский редут пришел священник; потому некоторые и некрещеные пожелали ныне спуститься к р. Хулитнак, чтобы креститься»[25]. Кроме того, отец Иларион духовно окормлял самое северное русское поселение – Нулатовскую одиночку. За две недели в 1863 г. трудами иеромонаха православное крещение приняло более 270 индейцев[26].

Пастырская забота иеромонаха Илариона об автохтонах-мирянах и миссионерская работа с автохтонами-язычниками давала свои плоды: в 1864 г. к миссионеру без его призыва стягивались индейцы, желавшие услышать проповедь русского миссионера. В своих дневниковых записях Иларион отмечал, что его предыдущие проповеди автохтоны передавали соплеменниками, оставляя глубокий след в их душах: «Всё, что ты нам теперь говорил, мы слышали от своих родственников, которых ты крестил в прошлом году в Нулатовской одиночке; всему этому мы верим и непременно желаем креститься, чтобы в будущей жизни быть с Богом»[27].

Однако, прибывая в Квихпакский регион, миссионеры сталкивались с некоторыми проблемами миссионерского служения. Первая трудность священнослужения в Квихпакской миссии заключалась в обширном пространстве региона. Квихпакская миссия охватывала большое пространство: от берегов Северного Ледовитого океана и вдоль рек Квихпак и Кускоквим с притоками «которые измеряются целыми тысячами верст»[28]. Отец Иаков Нецветов неоднократно обращался к епископу Иннокентию с просьбой ограничить пространство Квихпакской миссии и открыть новую миссию – на реке Кускоквим, поскольку уже за два года служения отцу Иакову стало трудно посещать коренных жителей, проживавших вдоль рек Квихпак и Кускоквим[29].

Немаловажной проблемой развития Квихпакской миссии явилось отсутствие священнослужителей в миссии. Святитель Иннокентий отмечал, что пространство региона требует присутствия в миссии минимум трех священников, поскольку «жатва там многа и богата, но нет ни деятелей, ни средств к их содержанию»[30]. Синод на просьбу епископа направил в помощь квихпакскому миссионеру в 1849 г. иеромонаха Филарета (Дроздова), который, заболев, не смог «снять» с плеч миссионера часть забот. Прибывшие позднее иеромонах Гавриил (Милашевич) и иеромонах Феоктист (Образцов) также не облегчили пастырский труд отца Иакова, прослужив в миссии несколько лет[31]. Таким образом, отец Иаков вынужденно сосредоточил миссионерскую работу вокруг селения Икогмют и крупных поселений автохтонов по реках Квихпак и Кускоким, не имея возможности развивать духовно-просветительскую деятельность среди всех атвохтонов региона.

Кроме того, охватить миссионерской работой жителей даже крупных поселений было сложно из-за слабо развитых путей сообщения между поселениями: в рассматриваемый период миссионеры могли передвигаться по обширному региону зимой на нарте или пешком, а летом на байдаре.

Немаловажная трудность служения в Русской Америке была связана также с образом жизни автохтонного населения. Проповедовать миссионер был вынужден в сжатые сроки – преимущественно зимой, когда коренные жители были не заняты промысловыми работами[32]. В период с апреля по ноябрь мужчины-автохтоны были заняты морским зверобойным промыслом, а женская половина – бортничеством[33]. Отец Иаков в дневнике отмечал, что летом иной раз не заставал в селении ни одного жителя: «Из числа здешних жителей никого нет здесь [в Паймютском селении на реке Квихпак. – прим. А. М.], и видно, что еще не собираются из отлучек»[34].

Зимой также было сложно совершать проповеди, поскольку, по замечанию иеромонаха Илариона, в то время года жители реки Кускоквим устраивали массовые празднества – поминки по усопшим родственникам: «Игры эти сопровождаются плясками и угощением гостей всем, что есть, и бывают очень шумны»[35]. Проповедь миссионера на фоне шумных празднеств была безуспешной. В этих условиях миссионер не успевал в сжатые сроки охватить миссионерской работой всех автохтонов региона.

Немаловажным препятствием для развития миссии являлась развитость языческих обрядов автохтонов устья реки Кускоквим. Согласно дневниковым записям протоиерея Иакова Нецветова, аборигены Чукагмютского поселения встретили миссионера отстраненно и во время проповеди не задавали никаких вопросов, а местные жители селения Тахчагмют, услышав проповедь отца Иакова во второй раз, продолжили оставаться верными языческим богам[36]. Иеромонах Иларион также отмечал, что языческие традиции пустили глубокие корни в душах автохтонов устья Кускоквима: его проповеди местные жители слушали с абсолютным равнодушием, по ходу беседы даже покидали палатку и отказывались принимать крещение, поскольку «оне сильно привязаны к шаманству, от которого никак не хотят отстать»[37].

Наконец, развитию миссионерской работы мешало отсутствие финансирования миссии. Епископ Иннокентий отмечал, что миссия была основана «своими средствами, без всякаго пособия от Компании»[38]. За неимением средств, выделенных Св. Синодом или Российско-Американской компанией, миссия финансировалась из средств Алеутской епархии. Так, при учреждении миссии для покупки необходимых вещей было выдано 1500 рублей ассигнациями из капитала Новоархангельского духовного правления[39]. Но, поскольку Алеутская епархия испытывала финансовые трудности, Квихпакская миссия серьезной материальной поддержки не получала.

Вместе с тем квихпакские миссионеры получили в управление приход, обладавший положительными чертами, которые способствовали апостольскому служению. Так, коренные жители северо-запада Аляски – эскимосы-юиты, -чнагмюты, -малемюты и индейцы-атапаски, -инкаилиты, отличались инициативностью в вопросах веры, что облегчало миссионерскую работу.

Автохтоны, узнавая о скором прибытии в их область русского миссионера, приглашали его в свои селения для совершения таинства крещения или сами приезжали к миссионеру. Например, 11 июля 1842 г. к священнику Григорию Головину в Михайловский редут прибыла байдарка с 10 аборигенами, желавшими креститься[40].

Некоторые семьи в летнее, промысловое время, специально направляли мужчин для ожидания миссионера и, получив известие о его прибытии, оставляли промысел, чтобы услышать миссионера. Так, священника Иакова Нецветова в Чагелюкском селении дожидались не только местные жители, но и три индейца-колчана из другого селения, прибывшие, чтобы «дать знать своим о прибытии моем [отца Иакова. – прим. А. М.] сюда»[41]. На следующий день в селение прибыло более 100 инкалитов и колчан, и в течение двух дней Квихпакская миссия пополнилась 176 участниками[42].

Инициативность жителей северо-западной Аляски проявлялась также в подготовке необходимых условий для совершения таинства: жители селения реки Кускоквим сами подготовили купель и «лишь только он [отец Иаков. – прим. А. М.] приехал к ним, – они уже настоятельно просили его окрестить их»[43].

Важным фактором, способствовавшим развитию миссии, являлось привлечение к процессу распространения русской духовной культуры автохтонов-мирян. Православные автохтоны передавали основы веры Христовой на понятном аборигенам языке и вдохновляли соплеменников своим примером принимать православное крещение. Так, автохтоны-миряне активно включались в процесс миссионерской работы отца Григория: по совету индейцев-инкалитов Марка и Праскевы Якутовых православное крещение приняло 40 человек, по совету малегмюта Ивана Экулина – 8 автохтонов[44]. Видя пример соплеменников, туземцы сами приходили к миссионерам с просьбой о совершении таинства. В распространении русской духовной культуры принимали активное участие дети из числа коренных жителей.

Протоиерей Иаков Нецветов отмечал неподдельный интерес детей к христианству: «Многие дети стали приходить без всякого зова, и все начали внимать и понимать учение и произносить на своем языке спасительные истины»[45]. Таким образом, неподдельный интерес детей к христианству побуждал взрослых приходить на проповеди миссионера: отец Иаков отмечал, что «родители их говорят: дети наши уже знают и читают молитвы, а мы еще ничего не знаем»[46] и сами приходили на его проповеди. Так, в 1848 г. к миссионеру отцу Иакову пришла старуха с просьбой о крещении, «будучи убеждена в истине веры дочерью своей, которая, в числе прочих детей туземцев, ходила к миссионеру слушать поучения и, приходя домой, каждый раз рассказывала своей матери все, что слышала»[47].

За 25 лет служения в Квихпакской миссии русские просветители, священники Григорий Головин и Иаков Нецветов и иеромонах Иларион, внесли весомый вклад в становление православия на Северо-Американском континенте. Трудами квихпакских миссионеров в американскую православную паству вошли жители крупнейшего региона Аляски – долины рек Квихпак и Кускоквим, – индейцы и эскимосы. Миссионеры совместными трудами с автохтонами построили первые в северо-западной части Аляски две часовни и церковь для совершения богослужений.

Развивая Квихпакскую миссию, русские миссионеры внесли вклад в общее дело Американской православной миссии – православие проникло вглубь Аляски и распространилось до берегов Северного Ледовитого океана и, таким образом, внутренние регионы полуострова Аляска, были включены в сферу влияния Американской православной миссии.

Источники и литература

Источники

  1. Выписка из письма преосвященнейшаго Иннокентия, архиепископа Камчатского // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1853. № 12. С. 647-654.
  2. Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 года об учреждении Миссии на реке Квихпак в Северной Америке. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 526-528об.
  3. Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 443-444об.
  4. Извлечения из дневника Атхинского священника Григория Головина // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 312-317.
  5. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 203-211.
  6. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 211-221.
  7. Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1864 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 221-229.
  8. Корчинский И. Квихпакская миссия на реке Юкон // Американский Православный Вестник. 1899. № 13. С. 359-362.
  9. Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1855. Ч. 14. Кн. 1. С. 74-88.
  10. Нецветов И., прот. Извлечения из журнала Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова с 1856 по июль 1857 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч. 19. Кн. 1. С. 95-105.
  11. Письмо епископа Камчатского Иннокентия обер-прокурору Н. А. Протасову от 9 февраля 1844 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 448-449об.
  12. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В 3-х кн. / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1. СПб., 1897. 485 с.

Литература

  1. Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова // Американский ежегодник. 2014. С. 236-257.
  2. Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII – первая половина XIX в.). М., 1975. 200 с.
  3. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. 605 с.

[1] Корчинский И. Квихпакская миссия на реке Юкон // Американский Православный Вестник. 1899. № 13. С. 359.

[2] Извлечения из дневника Атхинского священника Григория Головина // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 314.

[3] Там же. С. 316.

[4]  Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 443-443об.

[5] Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 526об.

[6] Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова // Американский ежегодник. 2014. С. 254.

[7] Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 526об.

[8] Письмо епископа Камчатского Иннокентия обер-прокурору Н. А. Протасову от 9 февраля 1844 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 448.

[9] Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 527.

[10] Там же. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 527об.

[11] Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 444.

[12] Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова… С. 255.

[13] Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. С. 211.

[14] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. СПб., 1897. С. 369-370.

[15] Там же. С. 308.

[16] Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1855. Ч. 14. Кн. 1. С. 76-83.

[17] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 87.

[18] Нецветов И., прот. Извлечения из журнала Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова с 1856 по июль 1857 года // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч. 19. Кн. 1. С. 97.

[19] Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года… 83.

[20] Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске… С. 216.

[21] Выписка из письма преосвященнейшаго Иннокентия, архиепископа Камчатского // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1853. № 12. С. 647.

[22] Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске… С. 166.

[23] Корчинский И. Квихпакская миссия на реке Юкон… С. 361.

[24] Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.) // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 204.

[25] Там же. С. 207.

[26] Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год. // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 214-216.

[27] Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1864 год // Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, первопроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 224.

[28] Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим за 1863 год… С. 211.

[29] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 198.

[30] Там же. С. 221.

[31] Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске… С. 212.

[32] Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 26 января 1844 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 444.

[33] Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII – первая половина XIX в.). М., 1975. С. 69-71.

[34] Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года… С. 75.

[35] Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.)… С. 205.

[36] Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова… С. 245.

[37] Из журнала Илариона, миссионера на реке Кускоквим (1861-1862 гг.)… С. 209.

[38] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 198.

[39] Климент (Капалин), митр., Петров А. Ю., Чижикова А. С. Значение деятельности протоиерея Иакова Нецветова… С. 241.

[40] Извлечения из дневника Атхинского священника Григория Головина // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 314-316.

[41] Нецветов И., прот. Извлечения из дневника Квихпакского миссионера протоиерея Иакова Нецветова 1853 года… С. 76.

[42] Там же. С. 81.

[43] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 308-309.

[44] Донесение епископа Камчатского Иннокентия от 30 января 1845 года. РГИА. Ф. 796. Оп. 121. Д. 162. Л. 527-527об.

[45] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 197.

[46] Там же. С. 197.

[47] Там же. С. 196.

Автор- Азова Анастасия Михайловна –бакалавр истории, преподаватель ГБОУ лицей №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Текст опубликован в Вестнике исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...