Место и значение Новокрещенской конторы в христианизации народов Чувашского края
11 марта 1739 г. Кабинет министров поручил Святейшему Правитель— ствующему Синоду составить мнение о том, «каким образом впредь то богоугодное дело производить и упомянутых иноверцев к при— нятию христианского закона добровольно и со всяким приласкани— ем, а не с принуждением, проводить»1. Ответом на данное поручение явился Именной указ Сенату Положения реформы были опубликованы в указе Сената от 11 сентября 1740 г. «Об отправлении архимандрита со священнослужителями в губернии и уезды для обучения новообра— щенных христианскому закону и о даровании им преимущественных привилегиях»2.
В этом указе значительная роль отводится губернской и уездной администрациям, на которые возлагается непосредственное испол— нение важнейших положений программы христианизации народов Средневолжья. Организация переселения новокрещенов в населен— ные пункты (в которых большинство жителей исповедовали Правосла— вие) освоением новокрещенами земель выделенных правительством для заселения неофитами между Саратовом и Царицыным, строитель— ство храмовых зданий, выделение солдат для обеспечения обществен— ного порядка, или пресечения случаев притеснения некрещеными но— вокрещеных, соблюдение положений именного указа об освобождении новообращенных от повинностей и предоставлении им соответству— ющих льгот — всё это возлагалось на органы местного управления3.
Архим. Вениамин (Пуцек-Григорович), самостоятельно освоил язык народов, проживающих в регионе между реками Волга, и Кама4. Им же была создана первая грамматика чувашского языка, который в XVIII в. было принято называть черемисским5. Деятельное участие в духов—
- Титлинов Б. В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам Православной Церкви. — Вильно, 1905. С. 440.
- Именной указ об отправлении архимандрита с некоторыми священнослужителями в раз- ные губернии для обучения новокреенных христианскому закону и о преимуществах новообраенным дарованных, 15 // Полное собрание законов Российской империи. Со- брание первое. Т.11. №8236. С. 248.
- Там же. Т.11. №8236. С. 248
- Атаманов М., протод. Православные вести // Просвещение удмуртского и других наро- дов Волго-Камья. — 2005. — №7. С. 13.
- Вениамин (Пуцек-Григорович), архиеп. Сочинения, принадлежащие к грамматике чере- мисского языка. — СПб., 1775.
ной жизни Чувашского края принимали и ответственные лица Конто— ры, не принадлежащие к духовному сану, в частности, советник Ново— крещенской конторы, Борис Ярцов. Движимый глубоким религиозным чувством чиновник принял непосредственное участие в обращении к истинной вере до 10000 иноверцев6.
Новокрещенская контора инициировала строительство многих Православных Церквей и монастырей, ориентированных на работу с новокрещенами. Начало строительства молитвенных зданий зало— жил архимандрит Димитрий (Сеченов), который разработал план стро— ительства в деревнях новокрещенов до 30 деревянных храмов. Вслед— ствие реализации этого плана в чувашских деревнях в 60-х годах XVIII в. было возведено 110 церквей. Этот большой период был ознаменован большими успехами в просветительской и созидательной областях — так, усилиями миссии было возведено суммарно более двухсот сорока ххрамовых зданий и несколько школ7.
В сороковые годы XVIII века религиозная политика Российско—
го государства, направленная на христианизацию нерусских народов Поволжья, приобретает новые характеристики. Осенью 1740 г. прави— тельство инициировало новую кампанию по христианизации наро— дов Чувашии, продлившуюся более двух десятков лет. Мероприятия по христианизации народов Поволжья, предпринимаемые русским правительством до рассматриваемого периода, прежде всего, имели целью христианизацию национальных элит, пример которых должен был способствовать распространению Православия среди простых лю— дей. Комплекс мер, предпринятых правительством в 40–60-е годы XVIII в. был ориентирован на проникновение христианства в самые широкие слои населения Чувашского края. Новый подход к реализации религи— озной политики был следствием глубокого анализа опыта миссионер— ской деятельности предыдущих периодов. Таким образом, этот период стал особенным в распространении христианства ознаменовав собой перенос центра тяжести миссионерской деятельности с работы по об— ращению элиты на обращение как можно большего числа иноверцев. Положения реформы были опубликованы в указе Сената от 11 сен— тября 1740 г. «Об отправлении архимандрита со священнослужителя— ми в губернии и уезды для обучения новообращенных христианскому
- Крайсман Н. В. Миссионерская политика российского правительства в Среднем Повол- жье в XVIII веке: историко-политический анализ: историко-политический анализ: Дис- сертация на соискание ученой степени доктора исторических наук.— Казань, 2006. С. 40.
- Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. — Казань, 1999. С. 30.
закону и о даровании им преимущественных привилегий»8. Тот факт, что указ является именным, был призван подчеркнуть непосредствен— ную связь политики правительства Анны Иоанновны с деятельностью царя-реформатора Петра I, который также издавал именные указы о просвещении народов Поволжья. В указе отмечалось, что «обращении в Православную веру греческого исповедания потребные определения учинены еще при жизни… дяди нашего государя императора Петра Ве— ликого, и по тем определениям (иноверцев) несколько тысяч обраще— но и в содержании христианского закона отчасти были наставлены»9.
Новокрещенская контора создавалась на основе образованной в 1731 году Комиссии новокрещенских дел. Указ от 11 сентября 1740 г. сфор— мулировал юридические основания деятельности нового учреждения.
«Контора новокрещенских дел» или Новокрещенская контора, местопо— ложение которой было при Успенском Свияжском монастыре, получала широкие полномочия по распространению христианства среди иновер— ческого населения Среднего Поволжья. В указе, состоявшем из 23-х пун— ктов, отмечалось, что новообращающимся необходимо «говорить о всех важнейших христианских догматах и преданиях…, обучать их молитвам Иисусовым, что при означенном иноверцев в христианскую веру обра— щении… принуждения ко крещению отнюдь не чинить,… но поступать в том по образу апостольской проповеди, со всяким смирением, тихо— стью и кротостью без со веяного кичения, угрожения и страха»10.
Новокрещенская контора изначально задумывалась как особен— ный государственно-церковный орган, представляющий собой инсти—
тут взаимодействия государства и Церкви в деле достижения общих целей: Церковь обретала новых адептов, а государство население, объе— диненное единой системой Православных ценностей. Государство бра— ло на себя решение вопросов, связанных с финансированием предпри— ятия и обеспечение необходимыми административными ресурсами. За Русской Православной Церковью закреплялись функции духовного характера, связанного с миссионерской деятельностью, организаци— ей проповедей учения Христа, обеспечением совершения Крещения для лиц, пожелавших перейти в Православие, а также за соблюдением
- Полное собрание законов Российской империи/ДО/Собрание первое/14164. — Т.11. —
№8236. С. 248
- Полное собрание законов Российской империи/ДО/Собрание первое/14164. — Т.11. —
№8236. С. 252.
- Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России XVIII в.— СПб., 1874. С. 68
неофитами христианского образа жизни. В территориальном отноше— нии юрисдикция Новокрещенской конторы распространялась на уез— ды Нижегородской, Казанской, Воронежской и Астраханской губерний. Управлять Конторой было поручено архимандриту Дмитрию (Сечено— ву), которому подчинялись штат, включавший следующие вакансии:
- протопоп (2 места);
- переводчик (5 мест);
- казначей (1 место),
- канцелярист (1 место),
- копиист (2 места);
- ответственный по переселению (1 место);
- солдаты (3 места), которые выделялись для обеспечения по— рядка во время исполнения Конторой своих функций непо— средственно на местах11.
Необходимо отметить, что количество штатных единиц со време— нем подвергалось определенной коррекции, а в ведение Конторы пере— ходили дополнительные кадровые ресурсы. Например, под управление Новокрещенской конторы для утверждения в Православии новокреще— нов и повышения масштабов и эффективности мероприятий по креще— нию иноверцев, переходил весь клир тех территорий, где осуществлялась деятельность Конторы. Данное право Новокрещенской конторы под— тверждалось постановлением Синода принятым в ответ на обращение управителя Сеченова от 11 марта 1742 г.: «В новокрещенския жилища, где имеются новопостроенные и впредь построены будут Церкви, епархиаль— ным архиереям в священники и диаконы производить и в прочий цер— ковный причт определить… достаточное к благочестию наставление пре— подавать могущих людей, а ежели кто куда из таковых достойных людей к постановлению от него, архимандрита, будет где представлен, то тако— вого,… дара священства не лишать»12.Эта категория составляла партию новокрещенских приходских священников, включенных в группы мис— сионеров-проповедников для обеспечения массовой христианизации.
Каждому из должностных лиц конторы в соответствии с занимае— мым им административным постом назначалось денежное и натураль—
ное жалованье. В целом, для обеспечения Новокрещенской конторы
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. — Т.11. — №8236. С. 253.
- Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI — XVIII вв). — Чебоксары, 2000. С.173.
необходимыми ресурсами ежегодно из государственной казны отпу— скалась сумма в 10000 рублей. В рамках указанной суммы всем долж— ностным лицам устанавливалось денежное содержание выплачивае— мое один раз в год «архимандриту — по 300 рублей, двум протопопам, каждому по 150 рублей, хлеба: ржи, или муки ржаной, по пятидесяти четвертей, переводчикам из школьников 5 человекам, каждому по 100 рублей, хлеба по тридцати по три четверти, комиссару одному 120 ру— блей, хлеба сорок четвертей, канцеляристу одному по 84 рубли, хлеба двадцать восемь четвертей, копиистам двум, каждому по 60 рублей, хлеба по двадцати четвертей, солдатам трем жалованья и за прови— ант и мундир по шестнадцати, 46 рублей, да сверх того хлеба каждому по восьми четвертей, на канцелярские расходы 150 рублей; а помяну— тому архимандриту Сеченову хлеба на содержание свое, что подлежит получать от монастыря, в котором он определен; итого денег 1622 руб— ли, хлеба триста девяноста семь четвертей»13.
Деятельность миссионерских команд Новокрещенской конторы была организована следующим образом: уполномоченные на проведе— ние Крещения лица в сопровождении одного из новокрещенов, выпол— нявшего функцию переводчика объясняющего соплеменникам на их родном языке смысл и детали происходящего, нескольких гарнизон— ных солдат обеспечивающих соблюдение общественного порядка, при— бывали в определенные селения, где собирался сход местных жителей, на котором собравшимся объявляли содержание «увещательных гра— мот». Смысл текстов сводился к предложению для всех иноверцев об— ратиться в христианскую веру приняв Крещение, затем в грамотах пе— речислялся комплекс мер по стимулированию обратившихся. Систему стимулирования составляли налоговые льготы, денежные выплаты, об— легчение натуральных повинностей, иные вознаграждения14.
Конкретно принятие крещения сопровождалось обретением следую— щих материальных благ: «Приходящим ко крещению в награждение за вос— приятие св. крещения, из положенной на подарки новокрещенным сум— мы, давать каждому по медному кресту, что на грудях носят, весом каждой по 5 золотников, да по рубахе с порты и по сермяжному кафтану с шапкою
- Именной указ об отправлении архимандрита с некоторыми священнослужителями в раз- ные губернии для обучения новокрещенных христианскому закону и о преимуществах новообращенным дарованных, 13 // Полное собрание законов Российской империи. Со- брание первое. — Т.11. — №8236. С. 253.
- См.: Атаманов М., протод. Просвещение удмуртского и других народов Волго-Камья. // Православные вести. — 2005. — №7. С. 13.
и рукавицы, обуви чирики с чулками»15. Из показанного перечня необхо— димо следует, что русское правительство, реализуя систему мероприятий по материальному поощрению новообращенных, принимало во внимание и их социальный статус, и их авторитет среди односельчан, и возраст при— нимающих крещение, и степень семейной солидарности людей, принима— ющих крещение. «Кто познатнее, тем давать кресты серебряные по четыре золотника, кафтан из сукон крашеных, ценою по 5 коп. арш., сапоги по 45 коп., женскому полу волосники и очельники, по рубахе, да денег мужского пола, кому от рождения старше 15 лет, по одному рублю по 50 коп., а от 10 до 15 лет, по одному рублю, а для тех, кто меньше 10 лет, тем по 50 коп; женскому полу от 12 лет и старше по одному рублю, а прочим, кому мень— ше 12 лет, по 50 коп.; сверх того, которые святое крещение примут всею семьею, давать по иконе со изображением образа спасителева или бого— матери с предвечным младенцем и о том для их ведома публиковать ука— зы»16. Столь суровая отчётность, с которой доселе не приходилось сталки— ваться, намекает на степень озабоченности успехами миссии на высоких уровнях власти. Освобождение новокрещенов от корабельной повинно— сти в 1751 г. также стало одним из действенных материальных факторов, благодаря которым чуваши принимали Православие.
Следующей мерой создания условий для новообращенных явилась интенсивное переселение принявших христианство в более благопри— ятные места проживания, а именно в деревни, где доминирующей ре— лигией являлось Православие. В 6 пункте именного указа от 11 сентября 1740 г. отмечалось: «Новокрещеных иноверцев, перевести в другие де— ревни и поселить вместе с крещеными ж иноверцами и старинными рус— скими людьми, отселив их от некрещеных и земли давать им при посе— лении стольку ж, сколько они на прежних местах проживания имели»17. Всего за период с 1742–1749 гг. в иные районы было переселено 449 но— вокрещенных чуваш18.
- Именной указ об отправлении архимандрита с некоторыми священнослужителями в раз- ные губернии для обучения новокрещенных христианскому закону и о преимуществах новообращенным дарованных, 15 // Полное собрание законов Российской империи. Со- брание первое. Т.11. №8236. С. 255.
- Там же. С. 236
- Именной указ об отправлении архимандрита с некоторыми священнослужителями в раз- ные губернии для обучения новокрещенных христианскому закону и о преимуществах новообращенным дарованных, 15 // Полное собрание законов Российской империи. Со- брание первое. Т.11. №8236. С. 248.
- См.: Денисов П. В. Религиозные верования чуваш: историко-этнографические очерки. — Чебоксары: Чуваш. Гос. Изд-во., 1959. С. 189.
По новому указу необходимо было сформировать учебное заведе— ние для дву сотен обращённых, ввиду чего планировалось организовать 4 школы, однако возведение учебных заведений выбилось из установ— ленного графика, вследствие чего учебные занятия в школах вовремя не начались.
Контора новокрещенских дел имела собственный штат из духов— ных лиц и светских чиновников, обладала собственной казной, распо— лагала правом общинного обустройства новокрещенных, имела воз— можность непосредственно, минуя губернские и епархиальные власти, обращаться в Св. Синод. Программа деятельности Новокрещенской кон— торы, была достаточно устойчивой и стабильной. Вместе с тем, в про— цессе практической реализации программа подвергалась соответству— ющей корректировке, в ее содержание, под воздействием внешних и внутренних обстоятельств, включались новые положения. Архиман— дрит Димитрий (Сеченов), исходя из опыта управления процессами христианизации, хорошо знавший жизненный мир чувашей и других народов Средневолжья, их бытовой уклад, видел уязвимые и сильные стороны христианизации.
16 января 1740 г. на заседании правительства был рассмотрен во— прос о подготовке для Казанской епархии 30 человек духовного зва— ния19. В результате успехов миссионерской деятельности потребность в лицах духовного звания, на территории Чувашского края быстро рос— ла. Так, в 1766 г. в «Свияжской епархии при 91 Церкви служило 105 по— пов, 55 дьяконов, 153 дьячка и пономаря, в Чебоксарской в 57 храмах — 88 попов, 37 дьяконов, 126 дьячков и пономарей, в Козьмодемьянском заказе в 22 Церквях — 28 попов, 15 дьяконов, 46 дьячков и понома— рей»20. После закрытия Конторы новокрещенских дел Синодом было издано распоряжение о том, чтобы «на местех определить проповедни— ков из монашествующих священников таких, которые в учении и про— поведи слова Божия… были достаточны»21.
Синодальный подход к организации проповеди был прост — про— поведовать мог тот, кто владел языком местного населения и был осно— вательно подкован в вопросах Православной веры. В частности, одним из таковых нижегородских проповедников был иерей Ермий Иванов22,
- Полное собрание законов Российской империи. Т. 11. № 8090. С. 104.
- Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. — М., 1930. С. 10.
- Клибанов А. И. История религиозного сектанства в России. — М., 1966. С. 90.
- Первым историком, который сообщает о данном священнослужителе является Н. В. Никольский, называя его «священник Ермий Иванов». См.: Никольский Н. В. Собрание
который по происхождению сам был из чувашей, а потому не только активно проповедовал среди народа, но и помогал составлять актуаль— ные учебники по чувашскому языку.
Количество проповедников определялось потребностями епар— хии, в Нижегорородской в конце XVIII в. числилось два проповедника, в Казанской — три, очевидно, что этого было явно недостаточно, про— поведники чисто физически не располагали возможностью охватить обширнейшую территорию своих епархий. В силу этого обстоятельства миссионеры были вынуждены в деле распространения христианства прибегать к помощи местных чиновников.
Ключевым в деле крещения иноверцев стал 1741 год. Предпри—
нятые мероприятия привели к тому, что количество крещеных за год выросло в 30 раз и достигло 9 159 человек. «За период с 1741 г. по ян— варь 1742 г. в Православие было обращено 9 159 человек: мусульман — 143 чел., мордвы — 3 808, черемис — 3 785, вотяков — 806, чуваш — 617, а к концу 1742 г. их число достигло 17 362 человек».23 В марте 1742 г. архимандрит Дмитрий сообщал в Синод: «по увещанию моему в Ка— занской, в Нижегородской и Воронежской губерниях, иноверцев, обо— их полов в прошлом в 1741 г., святым крещением просвещено восемь тысяч пятьсот девяносто пять, да в 1742 г., а в январе месяце пятьсот шестьдесят пять, всего девять тысяч сто шестьдесят человек»24. Что же касается «крестившихся чуваш, то, с 1740 по 1762 год их было крещено в Казанской губернии 191211, а в нижегородской — 18168»25.
сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чу- вашей.— Чебоксары, 2007. С. 212. Как следует из выполненных на сегодня научных изы- сканий исследователей, Ермий Иванов есть не кто иной, как Ермей Иванович Рожанский (1741–?). Он проявил себя как ученый-лингвист и переводчик. Учился в Нижегородской духовной семинарии, один из авторов первой чувашской грамматики («Сочинения, при- надлежащие к грамматике чувашского языка». СПб., 1769). Предпринял попытку созда- ния чувашской письменности на основе кириллицы, перевел и издал первую книгу на чу- вашском языке («Краткий катехизис, переведенный на чувашский язык с наблюдением российского и чувашского просторечия для удобнейшего познания оного восприявшим святое крещение». СПб., 1800). См.: Родионов В. Г. Новое о деятельности Ермея Рожан- ского / / Актуальные проблемы чувашской литературы. Чебоксары, 1983. С. 157–178.
- Щапов А. П. Лука Конашевич, епископ Казанский // Православный собеседник.— 1858.— Ч.3. С. 248–249.
- Полное собрание постановлений и документов по ведомству Православного исповеда- ния в Российской империи: в 10 т. (сер. I). Т.1. №91. С. 105–106.
- Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и хри- стианского просвещения чувашей. — Чебоксары, 2007. С. 97–101.
В 1742 г. архим. Дмитрий (Сеченов) обратился к Св. Синоду с пред— ложением разрушить новопостроенные мусульманские мечети. 10 мая того же года Св. Синод поддержал эту инициативу и заключил: «имею— щиеся в Казанской и прочих губерниях татарские мечети, которые по— строены после запретительных о том нестроении указов, где б оныя ни были, все сломать без всякого отлагательства и впредь строить не до— пущать и позволения в том не давать»26. В 1754 г. по ходатайству еп. Луки (Конашевича) Свияжская и Царевококшайская школы были объе— динены со школой в Казани, где летом 1755 г. для размещения возрос— шего числа учащихся было возведено более крупное здание, вмещав— шее уже более двухсот человек и позволяло полноценно обеспечивать учебный процесс27.
Таким образом, в период с 1740 по 1764 гг. правительство влияло на форсирование процессов распространения христианства в Чувашии. Необходимость крещения нерусских народов Среднего Поволжья была обусловлена насущной потребностью включения «иноверцев», в струк— туру российского общества, и прежде всего в систему Православных ценностей. Просветительская деятельность Конторы Новокрещеских дел привела к формальному изменению конфессиональной структуры населения Среднего Поволжья и Чувашского края: основная часть на— родов их населяющих, хотя официально принадлежала Православному исповеданию, фактически продолжала следовать своим традиционным верованиям. Причинами подобного положения дел, послужили: 1) про— должении льготной политики в отношении новокрещенных; 2) разруше— ние новопостроенных мечетей; 3) расселение новокрещенов и язычни— ков. Подобное враждебное вмешательство в быт местных народностей провоцировало неприязнь и к русскому правительству, и к новокреще— нам, которые через отказ от своих традиций, получали материальные выгоды. Тем не менее, миссионеры Новокрещенской конторы разви— ли образовательную систему среди местных народностей, и это стало играть большее положительное значение в деле проповеди.
- Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода — Т.50. — СПб., 1914. С. 725–726.
- Крайсман Н. В. Миссионерская политика российского правительства в Среднем Повол- жье в XVIII веке: историко-политический анализ: историко-политический анализ: Дис- сертация на соискание ученой степени доктора исторических наук.— Казань, 2006. С. 65.
Методы христианизации Чувашского народа в период 1764–1800 гг.
Существенные изменения в политике христианизации народов Сред— него Поволжья произошли в период правления императрицы Екате— рины II Великой (1762–1796). Изменения государственной политики в значительной мере были вызваны стремлением правительницы го— сударства Российского воплотить в жизнь идеалы культуры Просвеще— ния, получившей в XVIII веке большое распространение.
Главной идеей, лежавшей в основе программы реформ Екатери— ны II, было стремление создать систему управления, которая органич— но бы сочетала интересы государства и интересы общества, которые бы были выражены через официальных представителей различных эт— нических и социальных групп. Идея общественного представительства в рамках системы просвещенной монархии должна была обеспечить гармонию сословного, этнокультурного, конфессионального взаимо— действия и явилась инструментом практического воплощения концеп— ции «просвещенного абсолютизма».
В 1767–1768 гг. были проведены итоговые заседания Уложенной ко— миссии, созванной Екатериной II. Данный проект был задуман для вы— явления проблем по губерниям. Однако подготовка к работе Уложенной комиссии началась намного раньше. Был организован сбор инфор— мации и мнений по вопросам религиозной политики. От Чувашского края в состав Уложенной комиссии было выбрано пять депутатов: чет— веро от новокрещенов, и один от язычников. Выборные от Казанско— го, Чебоксарскаго, Козьмодемьянскаго уездов в 1763 г. составили обра— щение в правительствующий Сенат, в котором выразили пожелания, чтобы новокрещенов, в силу указов 1722, 1740 и 1743 годов освободили от рекрутской повинности, а уже призванных на военную службу отпу— стили обратно. Вместо рекрутчины выборные предлагали брать детей новокрещенов в школы. Значительное внимание новокрещены в сво— их наказах уделяют вопросам социальной поддержки новообращен— ных отмечая необходимость продолжения политики льгот и привиле— гий, настаивая на выполнении данных правительством обещаний28.
- Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — нач. XIX веков: Диссерта- ция на соискание ученой степени доктора исторических наук. — Чебоксары. 2006. С. 57.
Кроме того, избранные представители обращали внимание на не— обходимость выполнения положений указов в той их части, которая ре— гулировала освобождение новокрещенов от налогов, в частности освобо— дить их от уплаты подушных денег. Обращение было зачитано в Сенате в присутствии Екатерины II, высочайшим повелением которой пред— ложения депутатов должны быть рассмотрены Сенатом и Синодом29.
Следствием рассмотрения обращений местных депутатов стал под— готовленный к 20 февраля 1764 г. всеподданнейший доклад, на основа— нии которого был издан новый указ от 6 апреля 1764 г. Утвержденный императрицей указ упразднял Контору новокрещенских дел. Новокре— щены поступали в полное ведение местных органов власти и по оконча— нию трехлетнего срока лишались льгот. Положение крещенных и языч— ников уравнивалось, в частности некрещеным прощались недоимки, которые числились за ними за уплату повинностей, таким же образом решался вопрос и с рекрутской повинностью. Дело утверждения «ино— верцев» в Православной вере возлагались на архиереев, в епархиях ко— торых они проживали.
Архиереям вменялось избрать «ученых и честного жития пропо— ведников в Казанской губернии числом троих, в Иркутской, Тобольской и Тамбовской губерниях числом по два, в Нижегородской, Вятской, Ря— занской и Астраханской губерниях числом по одному, с выплатой им каждому жалованья по 150 руб. в год»30. Проповедники должны были
«проповедовать слово Божие по примеру апостолов со всяким тихостию, кротостию и смирением, не производя никакого принуждения тем, кои не пожелают воспринять святое крещение»31. Руководство и рядовые служители бывшей Новокрещенской конторы возвращались в места их постоянной службы, вся документация и делопроизводство по во— просам распространения христианства передавались в духовные кон— систории, а вопросы, связанные с гражданским производством, в гу— бернские, провинциальные и воеводские канцелярии.
Мусульманские депутаты Казанской губернии были еще более ак— тивны. Они настаивали на прекращении навязчивой миссионерской кампании. Их векторы деятельности касаются наиболее важных обла— стей: «дозволить свободную торговлю всем мусульманам; не препят— ствовать отправлению их культа, постройке мечетей, открытию школ;
- Там же. С. 57.
- Браславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии. — Чебоксары, 1998. С. 88
- Валееев Р. М. Казанское востоковедение: истоки и развитие (19 в.— 20 в).— Казань, 1998. С. 107.
устроить для мусульман специально мусульманские суды по шариату; разрешить иметь собственную администрацию и пользоваться в дело— производстве татарским языком»32.
Проблемы духовной жизни ставились депутатами от Среднего По— волжья и на заседаниях самой Уложенной комиссии. Новокрещены до— бивались обеспечения, со стороны государства, эффективной защиты неофитов от притеснений и обид, как со стороны русских, так и языч— ников, и в особенности от мусульман. Новокрещены настаивали на пре— доставлении им определенных привилегий, в частности облегчения на— логового бремени и ограждения от злоупотреблений торговцев татар. Татары-мусульмане требовали для себя всех основных благ просвещён— ного культурного государственного социума того времени: «свободы отправления религиозного культа, постройки мечетей, открытия школ, шариатского суда, разрешения иметь мусульманскую администрацию и использования татарского языка в делопроизводстве»33.
Императрица на предложения депутатов ответила собственным видением проблемы, выраженном в тексте «Большого Наказа» 1767 г.:
«В великом и могучем государстве Российском, владеющим разными и многими народами, полагаю весьма опасным для спокойствия сво— их граждан не дозволение или воспрещение различных вер. Гонение на умы и сердца человеческие раздражает, а дозволение верить по сво— ему закону и обычаю смягчает и жестоковыйных сердца…, утушая спо— ры, противные тишине государства и соединению граждан. Подлинно нет иного средства, кроме разумного дозволения иных законов, Пра— вославною верою и политикою не отвергаемого…»34.
Екатерина II, как человек, которому самому пришлось пережить эмоции связанные с переменой вероисповедания, отвергла тоталитар— ную модель конфессиональной унификации полиэтнического обще— ства государства Российского. Екатерина II, принявшая Православие в 1744 г., знала, что перемена веры — это сложный психологический момент, требующий переоценки не только религиозных стереотипов, но и норм обыденной жизни. Государыня понимала, что принятие но— вой веры требует более длительного времени и терпения. Императрица
- Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и хри- стианского просвещения чувашей. — Чебоксары, 2007. С. 209.
- См.: Валидлов Д. Очерки истории образованности и литературы татар.— Казань, 1998. С. 158
- Екатерина II, имп. Наказ Коммиссии о сочинении проэкта новаго уложения, с принад- лежащими к тому приложениями. — М., 1767. — П. 496. С. 111.
пришла к выводу, что продолжение тоталитарной политики христиа— низации не способствует, становлению стабильного социального кли— мата, и предложила проведение политического курса, направленного на большую свободу совести. В частности, правительница инициирова— ла комплекс мер, нормализующих религиозную ситуацию. Например, в 1767 г. местные Православные архиереи лишались прав на разреше— ние споров между мусульманами. Более того, представители ислама вновь могли возводить новые мечети35.
Мировоззрение эпохи Просвещения предполагало веротерпимость. В мае 1773 г. Екатерина II объявила указ св. Синоду «О терпимости всех исповеданий…» в котором было предписано: «Как Всевышний терпит все веры, языки и исповедания, на земле, то и ее Величество из тех же правил Его святой воле всем так поступать изволить желая»36. В связи с указом, Синод доводил до сведения архиереев, что императрица же— лает, «чтобы между подданными императорского величества не было никакого разногласия, но имели б место быть любовь, тишина и согла— сие»37. По причине Пугачевского бунта, указ был доведен до местных властей только в 1775 г. С этого времени чиновники и церковные вла— сти придерживались политики веротерпимости.
Подвижническая деятельность Русской Православной Церкви, свя— занная с миссионерским служением, после прекращения деятельности Конторы новокрещенских дел, еще более стала учитывать принципы добровольности принятия крещения и терпимости к иноверцам. Сле— дуя пожеланиям депутатов и стремясь подробно раскрыть истинные чаяния новокрещенов, правительство инициирует создание особой Ко— миссии, в состав которой вошли члены Синода. За комиссией закре— пляется функция конструирования новых предложений по приданию нового импульса развитию Православного миссионерства. Пост пред— седателя этого органа занял Новгородский митрополит Димитрий (Се— ченов), который разработал проект «Положения об обращении иновер— цев»38. Митр. Дмитрий скончался в 1767 г., и дальнейшая разработка
- Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — нач. XIX веков. С. 59.
- История государственно-конфессиональных отношений в России (X — начало XXI века): хрестоматия в двух частях / сост. Ю.П. Зуев. — М.: Изд-во РАГС; ИД «МедиаПром», 2010. С. 166–167.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 19. № 13996. С. 776.
- Исследователь религиозной политики императрицы Екатерины II, Н. Ф. Климов, кото- рый представил наиболее подробное рассмотрение данного проекта, дает следую- щую ссылку на документ: «Архив Святейшего Синода, дело 1769 г., №305». Публикации
«Положения» была проведена остальными членами Комиссии. Итого— вый проект был представлен на утверждение императорского вели— чества 26 ноября 1768 г. Проект представлял собой ряд рекомендаций для архиереев и проповедников на местах:
- миссионерское служение дозволяется только после настав— лений архиерея;
- проповедь начинают на ближайшей к архиерейской резиден- ции территории, с последующим постепенным удалением;
- церковные и гражданские власти совместно обеспечивают безопасность исполнения миссионерского служения, пред— принимая для этого соответствующие меры;
- архиереи осуществляют непосредственное и непрерывное ру— ководство деятельностью миссионеров, которые в свою оче— редь информируют архиереев о всех возникающих проблемах;
- службу миссионеры совершают на церковнославянском языке, однако допускается донесение до иноверцев смысла Символа веры и молитвы Господней, с соответствующими, необходи— мыми объяснениями на доступном и понятном для них языке;
- для подготовки приходских пастырей и миссионеров необ—
ходимо обеспечить привлечение представителей местного населения в ближайшее учебное заведение — семинарию39.
Миссионерам в качестве модели поведения рекомендовалась про— являть кротость и любовь к иноверцам и новообращенной пастве. «Угро— зы, приказы, утеснение, взыскание» назывались в тексте проекта «на— сильством над совестию», что «ожесточает сердца и души язычника, и магометанца»40. Представленный проект был благосклонно принят государыней и 8 января 1769 г. подписан.
Несколько позже документ был дополнен данными, получен— ными из расшифровок дневников руководителей миссии и отчётов
или электронной копии данного документа мы не нашли. Более краткий пересказ про- екта «Положения об обращении иноверцев» можно найти в труде Н. В. Никольского. См.: Климов Н. Ф. Постановления по делам православной церкви и духовенства в цар- ствование императрицы Екатерины II. — СПб, 1902. С. 94–95. См.: Никольский Н. В. Со- брание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просве- щения чувашей. — Чебоксары, 2007. С. 210.
- Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и хри- стианского просвещения чувашей. — Чебоксары, 2007. С. 210.
- Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — нач. XIX веков. С. 60–61.
миссионеров — в частности, например, относительно билингвизма всех учащихся41 С исправлениями и дополнениями Положение ста— ло использоваться во всех епархиях Чувашского края. 9 августа 1770 г. Малое количество храмов стало одной из проблем во время ак— тивного миссионерского просвещения. Как мы отмечали ранее еще указ от 11 сентября 1740 г. предусматривал постройку одной церкви
на каждые 250 дворов.
В 1742 г., архимандрит Дмитрий (Сеченов) высказал мнение о не— обходимости возведения в новокрещенских деревнях не менее 30 хра— мовых зданий, дабы обеспечить доступность для всех новокрещенов. Проанализировав актуальные данные, Синод разделил все при— ходы на классы, распределив их по степени обеспеченности, доверив в соотношении с этим разные суммы финансирования и количества клириков. Новые приходы в Чувашском крае стали появляться с 1744 г, по данным Н. В. Никольского к 1764 г. для чувашей в «Казанской епар— хии было выстроено 39 церквей, в Нижегородской епархии 23, а всего в регионе 62 церкви»42. Всего же в Казанской епархии «объединявшей прихожан Казанской и Симбирской губерний в конце XVIII — нач. XIX
насчитывалось 1010 храмов»43.
При этом, необходимо отметить, что целенаправленная деятель— ность Русской Православной Церкви по распространению христиан— ства неизбежна вела к тому, что общее количество церквей постоянно увеличивалось. В конце XVIII на территории Казанской губернии на— считывалось 405 церквей, в Симбирской губернии 606 церквей, в том числе в Чувашском крае насчитывалось 187 церквей, 99 из которых на— ходилось в чувашских деревнях.
Большую роль в распространении христианства играли монасты— ри, расположенные в Чувашском крае. Троицкий монастырь в Чебокса— рах и Тихвинский монастырь в Цивильске, заложенный в 1671 г. сразу после подавления восстания Степана Разина «в благодарность Господу за чудесное избавление от разбойника и его сообщников», вели большую деятельность по обеспечению контактов своих послушников с местны— ми жителями. Именно через комплекс религиозных и хозяйственных
- Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации.— Казань, 1997. С. 68.
- Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: Ведение к социокультурному осмысле- нию. — Казань, 1997. С. 54.
- Кабузан В. М. Народы России в первой половине 19 века. Численность и этнический со- став. — М., 1992. С. 47.
связей с монастырями, население Чувашского края осваивало достиже— ния материальной и духовной культуры Православной цивилизации. Значимым аспектом распространения Православия в чувашском крае стала кадровая проблема. На служителей Церкви возлагался весь комплекс обязанностей, связанных с исполнением богослужения, со— ответствующих обрядов и Таинств, реализация миссионерской и про—
светительской деятельности.
Возведение церквей прежде всего требовало образованных свя— щеннослужителей. Однако служителей, обладающих необходимым на— бором компетенций, было явно недостаточно. Зачастую обязанности дьяконов и священников приходилось исполнять семинаристам духов— ных училищ, не завершивших полный курс обучения. Иногда должно— сти священников заменяли лица и вовсе без специального образования, знающие основы Православного учения, умеющие читать и писать. Так как подавляющее большинство священников не были представителя— ми местных народов то через взаимодействие с населением священ— нослужители и прихожане получали возможность знакомиться с язы— ками друг друга, узнавать специфику социального быта.
Вмешательство чиновников имело двоякие следствия. С одной стороны, укреплялся авторитет церковнослужителей как лиц, пользу— ющихся поддержкой государства, с другой злоупотребления чиновни— ков вызывали к жизни конфликтные ситуации. В частности, в 1770 г. жители деревни Красные Четаи, населенной чувашами, жаловались в губернское присутствие: «претерпеваем великий убыток… По требо— ванию чиновников ежедневно собираются с новокрещеных съестные припасы: мука, крупа, масло, покупается водка, вино, пиво и мед. Кро— ме того, чиновники причиняют новокрещеным обиды и побои, содер— жат под караулом…»44. Естественно, что такие события стимулировали рост недовольства в среде местного населения45, вплоть до крайних мер, когда Синод был вынужден прервать деятельность миссий в 1789 году46. 19 февраля 1797 г. заботясь об образовании духовенства, император Павел I приказал устроить академии в Казани и Санкт-Петербурге, а также определили фиксированные суммы на содержания духовных
училищ и семинарий47. Деятельность по подготовке священнослужи— телей из представителей народов Средневолжья всегда была предме— том пристального внимания Православной Церкви. В новокрещенских школах в целях подготовки к пастырскому служению среди своих со— племенников, обучались дети иноверцев.
Претенденты на церковные или административные должности, выходцы из миссионерских школ, должны были соответствовать сле— дующим требованиям:
- уметь объясниться чему и как он был обучен;
- принимал ли присягу;
- не иметь в приходе родственников.
В целом предпринимаемые правительством и Синодом меры при— вели к тому, что к середине XIX в. на территории Казанской губернии насчитывалось «484 237 человек исповедующих истинную веру, и лишь 10 521 язычник сохранил верность религии своих предков. По нацио— нальному составу крещеное нерусское население распределялось сле— дующим образом: чувашей было 336 911 человек, марийцев — 88 272,
старокрещеных татар — 32 633, новокрещеных татар — 11 305, морд—
вы — 18 670, удмуртов — 7 751»48.
Таким образом, большинство населения Чувашского края при— няли христианство. В конце XVIII в. сложилась целостная программа миссионерского просвещения, которая включала: 1) открытие новых духовных учебных заведений, учитывающих в своих образовательных программах региональную специфику; 2) периодическое издание жур— налов и газет с религиозной направленностью; 3) перевод богослужеб— ной литературы и катехизисов на чувашский язык, и его использование в церковных службах; 4) Ограничение статусных различий между ново— крещенными и иноверцами. Принципы веротерпимости, которые были введены императрицей Екатериной II, значительно ослабили полити— ческое давление на религиозное самосознание подданных Российской империи. Эта стратегия практически устранила негативные методы, которым следовала Контора Новокрещенских дел. Принятие Право— славия местным населением стало более осознанным и свободным.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 24. №18273. С. 321.
- Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — нач. XIX веков. С. 269.
Библиография
Атаманов М., протод. Православные вести // Просвещение удмуртского и других наро— дов Волго-Камья. — 2005. — №7.
Браславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии. — Чебоксары, 1998.
Валееев Р. М. Казанское востоковедение: истоки и развитие (19 в. — 20 в). — Казань, 1998.
Валидлов Д. Очерки истории образованности и литературы татар. — Казань, 1998. Вениамин (Пуцек-Григорович), архиеп. Сочинения, принадлежащие к грамматике чере—
мисского языка. — СПб., 1775.
Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России XVIII в. — СПб., 1874.
Денисов П. В. Религиозные верования чуваш: историко-этнографические очерки. — Че— боксары: Чуваш. Гос. Изд-во., 1959.
Екатерина II, имп. Наказ Коммиссии о сочинении проэкта новаго уложения, с принад— лежащими к тому приложениями. — М., 1767. — П. 496.
Именной указ об отправлении архимандрита с некоторыми священнослужителями в раз— ные губернии для обучения новокреенных христианскому закону и о преимуще— ствах новообраенным дарованных, 15 // Полное собрание законов Российской им— перии. Собрание первое. Т.11. №8236.
Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. — Казань, 1999.
История государственно-конфессиональных отношений в России (X — начало XXI века): хрестоматия в двух частях / сост. Ю.П. Зуев. — М.: Изд-во РАГС; ИД «МедиаПром», 2010.
Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. — Казань, 1997.
Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: Ведение к социокультурному осмысле— нию. — Казань, 1997.
Кабузан В. М. Народы России в первой половине 19 века. Численность и этнический со— став. — М., 1992.
Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. — М., 1930.
Клибанов А. И. История религиозного сектанства в России. — М., 1966.
Кобзев А. В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар во вто— рой половине XIX века // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья. — Ульяновск, 2002.
Кобзев А. В. Особенности мусульманских обрядов «отпавших» крещеных татар // Исто— рико-этнографические исследования Симбирского Поволжья. — Ульяновск, 2002.
Крайсман Н. В. Миссионерская политика российского правительства в Среднем Поволжье в XVIII веке: историко-политический анализ: историко-политический анализ: Дис— сертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — Казань, 2006.
Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI — XVIII вв). — Чебоксары, 2000.
Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и хри— стианского просвещения чувашей. — Чебоксары, 2007.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода — Т.50. — СПб., 1914.
Полное собрание постановлений и документов по ведомству Православного исповеда— ния в Российской империи: в 10 т. (сер. I). Т.1. №91.
Родионов В. Г. Новое о деятельности Ермея Рожанского / / Актуальные проблемы чуваш— ской литературы. Чебоксары, 1983.
Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917. — М, 1997. — Ч.2.
Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — нач. XIX веков: Диссер— тация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — Чебоксары. 2006.
Титлинов Б. В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к де— лам Православной Церкви. — Вильно, 1905.
Щапов А. П. Лука Конашевич, епископ Казанский // Православный собеседник. — 1858. — Ч.3.