Поиск

Миссионерское поле Крымской митрополии

Миссионерское поле Крымской митрополии изучалось во время экспедиции Синодального миссионерского отдела в июле 2023 года. Материалы экспедиции находятся ещё в обработке. Актуальность полевых исследований обусловлена необходимостью получения объективной картины в области церковной жизни, своевременного выявления острых проблем в сфере миссионерской деятельности. Епархии Крыма занимают особое место в Русской Православной Церкви. Здесь происходят процессы, отличающиеся особой динамичностью, требующие постоянного мониторинга. В данной статье приводятся основные особенности миссионерского поля Крымской митрополии. Крымская митрополия включает два субъекта Российской Федерации: Республику Крым и город Севастополь. В июне 2022 года епархии Крыма приняты в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви.

На территории митрополии проживает около 2,5 млн человек (1,9 млн в Республике Крым и чуть больше 0,5 млн в Севастополе). Размещение населения весьма неравномерно. Южные районы, в первую очередь южное побережье Крыма (так называемый Южный берег Крыма – ЮБК), имеют плотность населения в разы превышающую северные степные районы (рис. 1).


Рис. 1. Численность и плотность населения в Крыму. По данным Атласа социокультурных процессов в Крыму [Карты] / под ред. И. Н. Воронина, И. М. Яковенко, А. Б. Швец, Д. А. Вольхина. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2021.

В летнее время количество населения Крыма увеличивается за счёт отдыхающих, которые в подавляющем случае концентрируются на ЮБК. Рекреанты становятся объектом миссионерской деятельности, нагрузка на приходы многократно возрастает.

Другой важной особенностью миссионерского поля Крыма является полиэтничность. В регионе официальными языками являются русский, крымско-татарский и украинский.

Современное этническое пространство Крыма несет на себе черты цивилизационной рубежности Крымского полуострова, расположенного между славяно-православным и тюрко-мусульманским мирами (Атлас, 2021). Русские преобладают во всех административных единицах, в городах доля русских увеличивается. Однако наблюдается и рост численности тюркских народов. Количество украинцев сократилось после 2014 г., в основном украинское население тяготеет к северным районам. Крымские татары преимущественно проживают в предгорных районах. Этнический фактор предъявляет особые требования к миссионерской деятельности, поскольку принадлежность к разным этносам усиливается различиями религиозными.

Православие преобладает во всех муниципальных образованиях Крыма. Рост численности крымских татар и других этносов, исповедующих ислам, приводит к увеличению количества исламских общин. С конца прошлого века значительно увеличилось количество храмов и мечетей (как вновь построенных, так и восстановленных). Как отмечали в интервью руководители миссионерских отделов Крымской митрополии, главное – сохранение мирного сосуществования и недопущение радикальных течений, ведущий к усилению межэтнической напряженности. Тем не менее, на местном уровне в результате социальных контактов, межэтнических браков идёт активное взаимодействие православия и ислама. Во всех политически значимых событиях представители православия и ислама активно взаимодействуют.

Крымская митрополия делится на три епархии: Джанкойскую на севере, Симферопольскую на юге и Феодосийскую на востоке. Как видно из карты (рис. 2), разделение на епархии неравномерно. Находясь в разных социальных и географических условиях, епархии сталкиваются с различными проблемами в миссионерской деятельности.


Рис. 2. Православие. Атлас социокультурных процессов в Крыму [Карты] / под ред. И. Н. Воронина, И. М. Яковенко, А. Б. Швец, Д. А. Вольхина. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2021.

Самая большая Симферопольская епархия состоит из 9 благочиний, более 250 приходов, 16 монастырей, скитов и подворий. Епархия имеет одного правящего и двух викарных архиереев. Главным миссионерским направлением является несение Свидетельства о Христе, сохраняя стабильность и мир между народами и конфессиями. Конечно, особое направление – работа с приезжающими в Крым на отдых. Соотношение постоянных местных прихожан и приезжих в рекреационный сезон весьма различно в разных приходах, что также предъявляет свои требования к осуществлению миссионерской деятельности.


Свято-Троицкий женский монастырь г. Симферополя, где находятся мощи Святителя Луки Войно-Ясенецкого.

Другая ситуация складывается в Джанкойской епархии, которая граничит с Херсонской областью, через территорию епархии проходят транзитные пути, связывающие Крым с новыми территориями. Здесь высокая доля беженцев. В епархии насчитывается около 120 приходов в 7 благочиниях. Здесь только один архиерей, монастыри отсутствуют. Основное направление миссионерской деятельности – беженцы и мигранты, которые нуждаются в поддержке. Большая проблема — отток молодёжи в другие регионы. Важной формой миссионерской деятельности является взаимодействие с властью и местным бизнесом. Строительство новых храмов и их благоустройство является важным показательным примером успешности приходов, что привлекает людей. Имея гораздо меньше ресурсов для развития по сравнению с другими епархиями Крыма, Джанкойская епархия играет важную роль для укрепления связи с новыми территориями и повышению аттрактивности территории для развития. В этом направлении приходы Русской Православной Церкви играют важную роль на местном уровне в консолидации пока еще достаточно рыхлого общества.


Купель в Нижнегорском благочинии Джанкойской епархии.

Один из сборных храмов, недавно возведенный в Джанкойской епрахии.

Феодосийская епархия имеет 54 прихода в двух благочиниях. Здесь имеется два монастыря, один правящий архиерей и один викарный. Епархия играет важную связующую роль с Кубанью. Здесь традиционно был высоким процент русского населения, которое в советское время было занято в индустрии в Керчи и других городах, портовом хозяйстве и др. По мнению руководителя миссионерского отдела епархии, именно это население и является главной целевой группой для миссионерской деятельности. Ядром являются приходы, в которых имеется определённая преемственность поколений и целостность. Отдыхающие вряд ли представляют собой приоритетный объект для миссионерской деятельности.


Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (sobory.ru).

Таким образом, анализ миссионерского поля Крыма показывает значительный разброс проблем и направлений миссионерской деятельности по епархиям. Однако надо также понимать, что в целом Крым несет важную функцию и для миссионерского служения Русской Православной Церкви. Здесь произошли важнейшие для Русского Православия события, связанные с крещением князя Владимира, деятельностью выдающихся миссионеров и подвижников Церкви Русской. На нынешнем этапе социально-политического противостояния России и Запада Крым является регионом, в котором рождаются и проверяются важные идеи, связанные с возрождением Русского мира. Поэтому миссионерское поле Крымской митрополии может и должно рассматриваться как важный элемент карты миссионерского поля всей Русской Православной Церкви.

А. Н. Гуня

Читайте также

В Санкт-Петербурге прошёл семинар «Приходская миссия» 10 сентября в Миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии прошел семинар на тему «Приходская миссия». В семинаре приняли участие...
Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии провёл просветительские мероприятия во время Крестного хода 12 сентября г. Санкт-Петербург отмечал церковный и общегородской праздник перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского с...
Сотрудники Миссионерского отдела Казанской епархии проводят просветительские беседы с экскурсоводами Раифской обители Руководитель Миссионерского отдела иерей Александр Ермолин и заместитель руководителя отдела иерей Александр Данилов проводят...
В Мурманске прошли встречи с известным миссионером протоиереем Олегом Стеняевым 5 сентября в большой трапезной Свято-Троицкого Феодоритов Кольского мужского монастыря состоялась встреча с известным православным...
Наверх