Поиск

Научно-аналитическое обеспечение миссионерской деятельности

Статьи и аналитика

Обзор журнала по миссиологии и религиоведению (Zeitschrift für Missionswissenschaft und Religionswissenschaft, Международный институт миссионерских исследований, https://www.iimf.de) за 2022 год.

Миссионерская деятельность в современном мире не может обойтись без фундаментальных знаний и научно-аналитического сопровождения. Это не только глубокие знания в теологии и об особенностях миссионерского поля, но и осведомленность о закономерностях развития политических, экономических и культурных процессов. Следует отметить, что научно-аналитическому обеспечению миссионерской деятельности западные страны уделяли и уделяют большое внимание, что, в частности, объяснялось тесной связью миссий с колонизацией других стран. В настоящее время научно-аналитическому и научно-образовательному обеспечению миссионерской деятельности католиков и протестантов обращается огромное внимание: существуют десятки университетов, при которых созданы крупные миссионерские научно-исследовательские центры. К числу их может принадлежать международный институт миссионерских исследований (объединение католических научно-исследовательских и других организаций в области миссионерской деятельности), на базе которого издается журнал по миссиологии и религиоведению. Примечательно, что журнал создан еще в 1911 году в Мюнстере (тогда он назывался просто журналом по миссиологии). Он объединяет ведущих западных ученых в области миссиологии и религиоведения. В данной статье дается краткий обзор тем, которые были опубликованы в журнале за 2022 год. Эти самым хотелось бы показать, что миссиологии и  глубине анализа современных проблем миссионерской деятельности уделяется большое внимание. Это, возможно, повлияет и на начало процесса по созданию миссионерских научно-аналитических центров в России.

Выпуск журнала за 2022 год вышел под общим названием «Евангелизация и братство в разнообразном мире», посвященном 400-летию буллы папы Григория XV о создании Конгрегации пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). Именно эта Конгрегации поставила задачи целенаправленной и систематической подготовки миссионеров (https://www.unifr.ch/zmr/de/aktuell/zmr-106-/-2022-(1-4).html)

Спустя 400 лет авторы сборника пытаются осознать современные проблемы и научные задачи миссилогии. В предисловии особо отмечен долгий путь в 400 лет от Конгрегации распространения веры к основанию особого подразделения в Римской курии – Дикастерии евангелизации в 2022 году (см. материал в Миссионерском обозрении за этот год: (https://sinmis.ru/novaya-apostolskaya-konstitucziya-papy-francziska-i-reformy-rimskoj-kurii/).

Статьи разделены на четыре тематических блока: миссия, развитие и братство (I); На пути к новой теологии миссии (II); Миссия и межрелигиозный диалог (III); Аспекты миссионерской истории (IV). Это разделение в целом отражает области интересов научно-аналитического обеспечения миссионерской деятельности в католичестве. Первый блок осмысливает современные политические условия миссии в мире. Второй блок посвящен богословскому обоснованию миссии в современных условиях. Третий блок посвящен взаимоотношению католической миссии с другими религиозными вероучениями. Наконец, четвертый блок (наиболее обширный) отражает исторические особенности миссии. Следует сказать, что данное разделение актуально и для православной миссии. История, апологетика и теология миссионерской деятельности также выражены и в современных работах по православной миссиологии. Реже, наверное, представлена современная политическая рефлексия православной миссиологии.

В первом блоке «Миссия, развитие и братство» представлено шесть тем:

Возвещение, межрелигиозный диалог и братство; Евангелизация и целостное человеческое развитие; «Посмотрите, как они любят друг друга!» Братство как основа миссии в 21 веке;

Fratelli tutti — крик и песня на пути к всеобщему братству; Практика братства как евангелизация; Евангелизация и братство в разделенном мире. О теологической рецепции критики теории глобализации и развития.

Краткий их анализ показывает, что большие надежды на успешную евангелизацию возлагаются на братство. Под последним понимается универсальное свойство всех людей. Этому понятию был придан особый вес в речах Папы Франциска. Братство является фундаментальной и общечеловеческой ценностью «независимо от места жительства, цвета кожи, религии, социального положения, пола, возраста, состояния здоровья и экономического положения». По словам Папы, именно борьба с короновирусом заставила осознать то, что несмотря на различия, люди все же одинаковы, они не могут себя спасти сами. В православной миссиологии появление этого нового термина (вернее, придание ему современного политического оттенка) пока еще никак не отразилось. Является ли это очередным лозунгом (преходящим) или же действительно – шансом для успешной евангелизации в сложном нынешнем мире – покажет время.

Во втором блоке «К новой теологии миссии» представлено десять статей: Экуменическая универсальность христианской миссии; Идите во все миры… Размышления о миссии всех верующих во Христа сегодня; Остаемся ли мы миссионерской церковью в Европе?; Глобализация католицизма и вызовы миссии католической церкви; Релевантность, резонанс и релятивность. Миссия как способ общения и стиль; Универсальная миссия в горизонте предсуществующей репрезентации: неидентичная и негегемонистская; От миссий к миссиям — и дальше? Изменения в концепции и практике миссии после II Ватиканского собора; Миссионеры без корабля. Перспективы с Мадлен Дельбрель; Хорошие новости для общего дома в огне. Вклад теологий коренных народов в экологическую евангелизацию; Миссионеры – церковные лидеры – социальные работники. Молчаливая и подавляемая роль женщин в латиноамериканской церкви.

Анализ тем показывает, что на пути к созданию новой теологии миссии авторы то и дело увлекаются политическими, историческими и другими аспектами. Собственно, теологии миссии, которую привыкли видеть в более ранних классических произведениях, не видно. Исчерпались ли богословские нюансы осмысления миссии, ослабло ли исследовательское вдохновение – трудно судить. Тем не менее, поднимаемые темы, даже если они не совсем соответствуют названию блока, весьма актуальны. Экуменизм, глобализация, трансформация христианства в Европе – эти и другие животрепещущие темы требуют богословского осмысления. Представляется, однако, что апокалиптические мотивы вряд ли станут темой для осмысления в самой Европе, эти аспекты легко замещаются повседневной рутиной и социальной работой, историей и др. – важными, но вряд ли приоритетными аспектами создаваемой в католичестве современной теологии миссии.

В третьем блоке статей «Миссия и межрелигиозный диалог» приведены шесть статей: Религии возникают в синкретических процессах; Миссия — Диалог — Воззвание. Новое определение евангелизации в христианско-мусульманском взаимодействии; Не без других: признание других и единство во Христе — о взаимосвязи между миссией и диалогом; Полемика, апологетика или обмен мнениями? Коммуникативные взаимодействия мусульман и христиан на примере Египта и вопрос о будущем христианского свидетельства мусульманам; Буддийская «миссия» во встрече и диалоге с христианством; Структурный антииудаизм. К проблеме отношения Лютера к евреям.

В работах всячески подчеркивается мирное взаимодействие христианства с другими концессиями. Это в целом тренд, характерный и для православной России (особенно, что касается взаимодействия с Исламом). Но сведена ли миссия полностью к межрелигиозному диалогу и является ли это универсальным для современного мира – на этот вопрос, к сожалению, ответа не дается. Если это так, то евангелизация претерпевает совершенно новый этап в современном многообразном мире. В этом отношении совершенно необходимы эмпирические данные и работы в самих сообществах, где происходит взаимодействие религий. Следует отметить, что студентами и учеными западных университетов такие исследования широко ведутся во многих регионах мира. К сожалению, в России научно-исследовательских работ такого плана крайне мало, это должно стать важной задачей развития миссионерской деятельности как у нас в стране, так и за рубежом (приоритетными регионами должны стать Африка, Юго-Восточная Азия и др.).

Блок «Аспекты миссионерской истории» представлен 12 статьями: Вдохновение, организация и святость. Ранняя современная миссия иезуитов до 1622 г.; Иезуиты и миссионеры-пропагандисты: два разных способа приспособиться; Контакты между Португалией и Китаем и их первое восприятие в переписке иезуитов; Антон Хуондер (1858-1926) и его опасения по поводу «европеизма в миссионерской работе»; Споры вокруг постановления Рейхстага от 8 мая 1912 г. о межрасовых браках и смешанной расе; Появление апостольских викариатов как основы католических миссий в колониальном контексте Новой Гвинеи; Посвященные миссионеры Непорочной Марии на службе Конгрегации «de Propaganda Fide» в Риме; Конфликты и проблемы среди миссионеров в Восточной Азии; Propaganda Fide — Четыреста лет миссионерского присутствия в Индии: обзор; Выдающийся миссионер-капуцин: Антуан-Мари Гаше (1822–1890). Посол веры, этнограф, лингвист; «Ризоматическая» реконструкция: африканские независимые церкви в глобальной исторической перспективе; Падроадо-пропагандистский конфликт в католической Индии и появление римско-независимых католицизмов в Азии на рубеже веков (19-20 вв.).

История является наиболее обширной областью научных исследований миссионерской деятельности как в Западной Европе, так и в России. Анализ сквозь историческую призму дает обширный материал. Заметим, что истории католической миссии посвящен ряд исследований русскоязычных ученых (см. работа А. Максимова в одном из предыдущих наших статей (https://sinmis.ru/diskussiya-po-motivam-knigi-iereya-alekseya-maksimova-katolicheskaya-missiologiya-istoriya-teoriya-germenevtika/). В данном контексте следует подчеркнуть, что исторические аспекты миссии анализируются часто с социально-антропологических позиций (что еще редко для русскоязычных публикаций по истории миссии). В особенности, см. статьи: Иезуиты и миссионеры-пропагандисты: два разных способа приспособиться; Конфликты и проблемы среди миссионеров в Восточной Азии; Падроадо (здесь – патронажно-)-пропагандистский конфликт в католической Индии и появление римско-независимых католицизмов в Азии на рубеже веков (19-20 вв.) и др. Исследователям Африки будет интересна точка зрения по так называемому ризоматическому пути развития африканских церквей на современном этапе, отличающемся реализацией своеобычных (автохтонных) форм и способов.

В целом следует отметить необходимость детального ознакомления с богатым материалом западных исследователей, которые успешно сочетают кабинетную работу с полевыми выездами (благо организация и финансирование им это позволяют делать в разных регионах мира). Опыт института миссионерских исследований может быть использован для организации возможных похожих институций в России.

Автор — руководитель сектора аналитики СМО, проф. Гуня А.Н.

Читайте также

Наверх