Поиск

Новая Апостольская конституция папы Франциска и реформы Римской курии

Praedicate Evangelium — проповедовать Евангелие.

Новая Апостольская конституция папы Франциска и реформы Римской курии

Апостольская конституция опубликована 19 марта 2022 года на итальянском языке (вступит в силу 5 июня 2022). Она направлена на глубокие реформы Римской курии и ставит приоритетом миссионерскую деятельность РКЦ. Как отмечается в преамбуле новой конституции, реформа проводится лишь пятый раз за последние 500 лет, последняя подобная реформа была проведена Иоанном Павлом II в 1988 г.

Важнейшие структурные направления реформы:

— Вместо конгрегаций введены дикастерии (отделы). Тем самым ослаблена автономность конгрегаций, предоставлена потенциальная возможность мирянам (в том числе и женщинам) участвовать в руководстве дикастерий. Всего образовано 16 дикастерий (ранее было 9 конгрегаций): 1) евангелизации, 2) вероучения, 3) служению благотворительности, 4) восточных церквей, 5) богослужения и дисциплины таинств, 6) по делам святых, 7) епископов, 8) духовенства, 9) институтов посвященной Богу жизни и обществ апостольской жизни, 10) по делам мирян, семьи и жизни, 11) содействия христианскому единству, 12) межрелигиозного диалога, 13) культуры и образования, 14) содействия всестороннему человеческому развитию, 15) законодательных текстов, 16) общения.

— На первое место поставлена дикастерия Евангелизации. Этим самым впервые за последние 500 лет приоритетом становятся не вопросы вероучения (вторая дикастерия), а миссионерская деятельность РКЦ и ее влияние на общество, региональную и мировую политику. Руководство дикастерией закрепляется за самим Папой;

— Третье место отводится дикастерии по служению благотворительности. Этим самым подчеркивается вклад Папы Франциска (представляющего себя «апостолом бедных»);

— Два прежних направления работы РКЦ по содействию христианскому единству и межрелигиозному диалогу выделены в отдельные дикастерии, что подчеркивает их важность на современном этапе;

— большая роль отводится оптимизации основных институтов курии (суд, финансы и др.).

Декларируется:

— более тесная связь Римской курии с обществом через привлечение к управлению церковью мирян, в том числе и женщин;

децентрализация церковного управления за счет усиления роли национальных и континентальных конференций епископов;

— усиление коллегиальности, что, как считается, в конечном счете должно укреплять церковное общение.

Роль Папы Франциска. Папа Франциск сразу же после своего прихода на престол при поддержке либерального крыла кардиналов начал работать над новой реформой, необходимость которой связывал с сильно поменявшимися социально-политическими условиями в мире. Реформа совпадает со стремлением Франциска продемонстрировать свою приверженность решению проблем беднейших слоев населения, разрушению барьера между Церковью и народом.

Фото globallookpress.com

Осмысление реформы для Русской Православной Церкви. В тексте конституции Православие упоминается редко, в основном, в дикастерии содействия христианскому единству. Следует обратить внимание, что, ставя приоритетом миссионерскую деятельность, обозначаются проблемные области, которые не менее важны и для Русской Православной Церкви:

— необходимость более углубленного учета современных социально-политических различий и особенностей в мире, способствующих успеху миссионерства/евангелизации. В частности, подчеркивается необходимость инкультурации Евангелия – доведение и укоренение слова Божия в разные народы, местные социальные и культурные контексты и условия, для чего необходима фундаментальная подготовка и получение предварительных знаний, предшествующих миссионерству;

— необходимость более широкого богословского отражения феномена жизни во всех ее проявлениях (от экологии к социологии и политике, участие в решении глобальных проблем, миротворчестве и др.);

— необходимость богословских дискуссий в среде православных экспертов по некоторым неясным аспектам новой Апостольской конституции (включая толкование и применение экуменических принципов и директив и др.);

Проф. Гуня Алексей & Иеромонах Константин (Симон). Аналитический сектор синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Использован авторский перевод Апостольской конституции с итальянского на русский (https://press.vatican.va/content/salastampa/en/bollettino/pubblico/2022/03/19/220319b.html)

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Наверх