Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы членов ПАСЕ
По завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся. Пресс-служба Московской Патриархии публикует текст ответов Его Святейшества.
─ Можно узнать Ваше мнение о фундаментальной резолюции, принятой в этом зале в июне нынешнего года после доклада лидера группы господина де Пуже о государстве, религии, принципе светского государства и правах человека?
─ Доклад, а также последовавшая за ним рекомендация ПАСЕ № 1804 от 29 июня этого года являются важным вкладом в дискуссию о месте религии в жизни современного общества в странах Европы. Хотел бы высказать удовлетворение тем, что в рекомендации говорится: «Организованные религии как таковые являются неотделимой частью общества». Полностью согласен и с такими словами документа: «Не следует смешивать власть и религию». В рекомендации также признается важность межрелигиозного диалога и преподавания в школах знаний о религии.
К этим правильным словам хотел бы добавить, что такие знания должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием. И речь здесь не о том, что школа должна быть полем для миссионерства, а о том, чтобы в ней дети, которые, сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых, как я уже говорил, любое общество окажется в опасности. Школьникам нужно дать и возможность углубленного изучения основ своей религиозной культуры. Ведь в условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира.
Убежден, что нужно искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением к чувствам верующих. Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, что-то дороже всего на свете, намеренно оскорблять его чувства ─ значит совершать очень сомнительное с нравственной точки зрения деяние. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личные чувства, память умерших, государственные символы.
Наконец, я бы не согласился с тем, что за последние 20 лет «религиозный культ претерпел заметный упадок в Европе», как говорится в рекомендации. Где-то это, может быть, и так, но только не в России, не в Украине, не в Белоруссии, не в Молдове, не во многих других странах Центра и Востока Европы. Здесь вера возрождается, и все больше социально активных людей вовлекается в жизнь и труды Церкви».
─ Каким образом Православная Церковь выстраивает отношения между другими конфессиями и внерелигиозными сообществами в России и существуют ли между ними какие-то конфликты?
─ Как я уже сказал, в России не было религиозных войн. И я надеюсь, что их никогда не будет. Для этого наша Церковь, как опять-таки уже было сказано, развивает межрелигиозный диалог. Мы убеждены, что основой его должны быть не «смешение вер», не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга. Бывают такие попытки «объединения», которые приводят лишь к еще большим разногласиям. Так происходит, когда религии пытаются искусственно приблизить друг ко другу, а главное ─ к светскому мышлению, к стандартам «мира сего». Когда словно бы говорят: «Верьте во что хотите, но не тревожьте нашу совесть».
Наша модель межрелигиозных отношений ─ другая. Мы не занимаемся бесплодными попытками объединить все вероучения. Но мы видим, что христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, верующие других традиционных религий могут вместе противостоять общественным порокам, вместе заботиться о достойной жизни людей, вместе преодолевать национальные и социальные конфликты, вместе отстаивать свои интересы перед лицом власти.
Это мы и делаем, находясь в постоянном контакте с лидерами других религий, находясь с ними не только в диалоге, но в полномасштабном сотрудничестве. У нас огромный опыт взаимопомощи в трудные годы тоталитарного режима. Помогаем мы друг другу и сейчас. И нам есть что сказать окружающему нас миру. Понимая это, наша Церковь сделала свои комментарии по темам составляемой в Совете Европы Белой книги по межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что они будут полезны для продолжения диалога.
Что касается смертной казни, то наша Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь то жизнь ребенка во чреве матери или жизнь осужденного за преступление.
─ Ассамблея употребляет усилия для укрепления позиции открытости и толерантности в отношении между всеми людьми. Это включает в себя и вопрос о правах сексуальных меньшинств. Нам бы хотелось бы услышать Ваше мнение о тех проблемах, которые существуют в Москве по отношению к сексуальным меньшинствам.
─ Церковь призвана относиться с любовью и состраданием к каждому человеку, в том числе к грешнику, которого мы любим, ненавидя его грех. При этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции Церкви. Согласно этому учению, грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть.
Кто-то, конечно, может считать иначе. И никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в слове Божием. Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом вопрос: подумайте, что нужно поддерживать на уровне права и политики, а что нет.
Когда настойчиво хотели проводить в Москве парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама греха. Это болезнь, это изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует. Проведение гей-парада ─ реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые далеки от этого».
─ Ваше Святейшество, одним из центральных вопросов современной Европы является ситуация в Косово. Наша ассамблея придает этой теме ключевое значение, полагая что от дальнейшего развития ситуации в этом регионе во многом будет зависеть европейская стабильность. Мы имеем к настоящему моменту различные политические предложения и проекты по поводу будущего Косова. Наша ассамблея учитывает одновременно и важные значения конфессионального фактора в этом регионе. Наша группа хотела в этой связи спросить Вас о том, какую роль межрелигиозный и межконфессиональный диалог смог бы сыграть в сохранении стабильности в данном регионе?
─ Перед входом в этот зал меня уже спросили о Косовской ситуации. И я ответил, что часто решают вопрос о Косово люди, которые не бывали на Косовской земле и своими глазами не видели, чем является этот край для сербского народа. Мне приходилось бывать на Косовском поле, где в 1389 году происходило сражение, во время которого решалось, быть или не быть сербскому народу. Сколько исторических памятников, сколько православных святынь на косовской земле! И мы не можем спокойно наблюдать, как эти памятники, построенные в XIV-XV столетиях, разрушаются, хотя и находятся под охраной ЮНЕСКО.
К сожалению, проблема Косова была и продолжает быть объектом политического торга, и многие силы имеют там свои интересы, которые редко совпадают с надеждами и чаяниями издавна проживающего там народа. Вынужден констатировать, что страдания многих живущих в Косово людей продолжаются. Немало их остается беженцами, лишенными элементарных условий для нормальной жизни. Православные святыни края, включая древнейшие памятники архитектуры и искусства, подвергаются разрушению и разграблению. Мы приветствуем международную программу по их восстановлению и считаем это важным делом. Но стоило ли допускать разрушение церковных зданий вандалами, усугубляя тем самым конфликт? Ведь разрушения не прекратились и с введением миротворческого контингента.
Думаю, что путь к разрешению косовского вопроса лежит через создание благоприятных условий для диалога, а посредничество мирового сообщества должно быть беспристрастным и конструктивным ─ именно это обеспечит его авторитетность. В любом случае одностороннее решение, не учитывающее мнения сербского народа, породит несправедливость, приведет к многолетним страданиям людей.
Современное политическое сознание плохо представляет себе понятие святыни ─ неприкосновенной вещи, которую нельзя поменять ни на какие блага или выгоды. Но ведь именно так относятся сербы к косовской земле, и не считаться с этим ─ значит оскорбить и унизить целый народ.
Переговорный процесс нужно сделать открытым для всех, кто может на него благоприятно повлиять. Так, до сих пор в Косове не уделяется должного внимания миротворческому потенциалу религиозных общин. Русская Православная Церковь, обладающая значительным опытом миротворческой деятельности, готова оказать любые добрые услуги для мирного урегулирования в Косово.
─ Ваше Святейшество, Ваша подвижническая деятельность, направленная на объединение Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви, увенчалась заслуженным успехом. Началось каноническое общение. Этот успех очевиден для всех мыслящих современных людей, знающих историю, поскольку именно Церковь является тем священным сосудом, в котором хранится такая важная составляющая человеческой жизни как мораль. Еще Эйзенхауэр сказал: «даже блестящее образование без морали ─ это угроза для общества». И в последнее время мы наблюдаем на европейском континенте те явления, о которых сегодня уже упоминалось. К ним еще можно добавить и легализацию эвтаназии и пропаганду абортов. Хотелось бы узнать Ваше мнение — возможно ли дальнейшее расширение деятельности Русской Православной Церкви в том числе и контактов с Ватиканом для того чтобы предотвратить нашествие этой чумы XX века.
─ Что касается воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью ─ это событие историческое. Сам процесс разделения порожден в нашей стране гражданской войной, революцией и необходимостью многим миллионам наших соотечественников покинуть свою родину и эмигрировать за рубеж.
17 мая 2007 года произошло воссоединение ─ мы подписали Акт о каноническом общении. После этого мы вместе совершаем богослужения, вместе трудимся ради блага нашего народа. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами, в первую очередь, революцией 1917 года и разразившейся вслед за ней гражданской войной. Значительная часть нашей диаспоры, решительно не принимавшая тоталитарного режима и его наследия, теперь в полной мере участвует в жизни нашего народа. Вот почему мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет. И мы надеемся, что вместе с представителями Русской Зарубежной Церкви мы будем преодолевать все трудности и выступать единым голосом в защиту нравственных ценностей, которые всегда исповедывала наша Русская Православная Церковь.
Материал взят с сайта: Патриархия.ру | Интервью