Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя
11 марта 2022 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Ничто не составляет для человека такого труда, как суд над самим собой», говорит святой Василий Великий. Это действительно так. Мы с легкостью осуждаем других людей, по делу или не по делу, иногда даже без всякой причины, как бы для развлечения. Делать нечего, собираемся друг с другом и начинаем, что называется, перемывать кости ближним своим. Никто нас к этому не понуждает, никто не заставляет это делать, но вроде как нечем заняться, кроме как осуждать других.
Этот грех, который многие и за грех-то не считают, так прочно вошел в нашу в кавычках «культуру», что мы даже осознать его не всегда способны в тот момент, когда выносим свой неправедный суд ближнему, — настолько легко и просто это происходит. А если посмотреть в корень, то все это — от отсутствия духовной культуры. Потому что духовность — это тоже культура, которая предполагает совершенно конкретные правила, происходящие не столько от человеческого мудрования и даже не от человеческого опыта, сколько от духовной природы самого человека.
Господь создал нас всех равными. Не в том смысле, что у нас всех равные возможности, а в том смысле, что у нас всех равная ответственность пред Богом за исполнение или неисполнение Его заповедей. Все люди, вне зависимости от их положения, будут судимы не по тому, как они исполняли свои служебные обязанности (если, конечно, исполнение этих обязанностей не приводило к нарушению Божиего закона), а по тем законам, которые Господь велел нам соблюдать, а мы их не соблюдаем.
Все мы знаем эти Божественные заповеди. Божий закон распространяется на всех: на тех, кто во власти, включая тех, кто обладает огромной властью, на людей простых и даже на совсем слабых, немощных, на совсем молодых. Может быть, только младенцы освобождаются от ответственности за исполнение этого закона, но, вступив в отроческий возраст, каждый уже несет ответственность. Другими словами, Божии заповеди — это не просто часть культуры, не какой-то исторический феномен, а это закон нашей жизни, данный не государствами, не правительствами, не какими-то мудрецами, но Самим Богом.
И вот одна из задач, которая стоит перед нами, когда мы вошли в поприще Святого Великого поста, — это задуматься: а как мы Божий закон исполняем? Проанализировать свой день с утра и до вечера, посмотреть беспристрастно: жил я по Божиим заповедям или нет. А если нет, то почему? Почему я осуждал человека — без всяких причин? Почему я пожелал кому-то зла? Почему позавидовал? Почему я не протянул руку тому, кто нуждался в моей помощи? Лень было, или не заметил этого человека, или так занят, что вообще ничего вокруг не вижу, кроме себя дорогого?
Все эти простые жизненные вопросы, на которые большинство людей не обращают никакого внимания, на самом деле являются самыми главными с точки зрения вечной жизни. Потому что Господь не спросит нас о наших профессиональных успехах. Он не спросит у нас, какое учебное заведение мы закончили и какая у нас ученая степень. Он не спросит, стал ты министром или плотником. Он спросит нас только о том, как мы исполняли Его закон, по которому обязаны жить. Святой Великий пост и дает нам возможность обо все этом подумать.
Замечательно, что Церковь предлагает нам во время поста довольно длительные богослужения. Естественно, человек не может в течение почти трех часов все время молиться, потому что молитва — это огромный труд, это концентрация мысли, воли, чувств. Молитва занимает мгновения, но не часы. А для чего же мы часами стоим в храме? А для того чтобы, вслушиваясь в молитвословия, в чтение Священного Писания, мы все эти духовные сигналы, которые получаем в храме, могли соотнести со своей жизнью и, в первую очередь, подумать о самих себе.
Каждый, конечно, знает или по крайней мере должен знать, если совесть жива, что он совершил плохого в жизни своей. Бывает так, что человек в грехе своем раскаялся перед священником, получил оставление греха, а угрызения совести сохраняются, память о грехе сохраняется, скорбь о совершенном проступке сохраняется. И покуда она сохраняется, вне зависимости от того, исповедовались вы в грехе или нет, раскаивайтесь пред Богом в том, что омрачает вашу совесть. Потому что освобождение от греха — это не одномоментное деяние. Конечно, во время исповеди от имени Церкви священник прощает грехи. Это означает, что Церковь допускает вас до принятия Святых Христовых Таин, она говорит вам: прощаются тебе грехи твои, ничего не имеем такого, что воспрепятствовало бы тебе подойти к Чаше и причаститься Святых Христовых Таин. А вот что на небесах происходит, нам неведомо. И потому раскаяние в грехе, который продолжает омрачать нашу совесть, есть непременное условие здоровой религиозной жизни. Раскаялся и поисповедовался — а совесть все равно омрачена, постоянно мыслью возвращаешься к этому событию, к этим словам, к этому конфликту, он продолжает тебя волновать. И покуда будет волновать, нужно за то деяние, которое оставило столь глубокий след, просить у Господа прощения.
У каждого из нас найдутся в жизни такие эпизоды, за которые стыдно не только пред Богом, но и пред людьми. Что-то хотелось бы забыть и стереть из памяти, а не стирается. У кого-то это очень значительный проступок, у кого-то менее значительный, но судить обо всем этом будет Бог. А наша задача заключается в том, чтобы, покуда совесть обеспокоена тем или иным деянием, всякий раз просить у Господа прощения. А если в это вовлечен другой человек, еще и еще раз у него попросить прощения и вместе помолиться, если тот человек — твой брат или твоя сестра по вере.
Великий пост и дает нам возможность подумать о всем том, что имеет непосредственное отношение к нашему спасению. То, что тяготит нашу душу, ввести в наше молитвенное правило — в той части, где мы исповедуем свои грехи. И, конечно, когда подходим к исповеди, особенно в дни Святой Четыредесятницы, постараемся сделать все, чтобы исповедь не была формальной. Чтобы, отходя от креста и Евангелия, лежащего на аналое, мы действительно почувствовали сердцем, что прощены Господом. А это происходит тогда, когда раскаяние настоящее, глубинное, чистосердечное, часто сопровождающееся слезами и болью. Вот такое раскаяние стирает из нашей памяти и из книги жизни тот грех, который мы совершили.
Да поможет всем нам Господь в святые дни Четыредесятницы не пропускать этого замечательного времени, этой весны духовной, использовать максимально дни Святого Великого поста, с тем чтобы действительно добиться перемен в нашей внутренней духовной жизни, почувствовать присутствие Божией благодати, осознать, что грех, совершенный нами, действительно раскаян. И с этим обновлением наших душевных и духовных сил приступать к Святой Чаше, с этим обновлением душевных и духовных сил достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Будем именно так, внимательно к самим себе, к своей духовной жизни, к своим духовным проблемам проводить дни Святой Четыредесятницы, особенно когда мы стоим в храме, молимся и когда Господь рядом с нами. Потому что где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), и сегодня, и сейчас Господь посреди нас. Зная и понимая это, мы должны к Нему обращать особые молитвы — в первую очередь о прощении наших грехов, о спасении нашей грешной души. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди