Патриаршее слово на открытии Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил на открытии Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», которое состоялось в конференц-зале г/к «Даниловский».
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, высокие гости, возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сердечно приветствую вас — участников международной Богословской конференции «Православное учение о Церковных Таинствах».
В преддверии юбилейного 2000 года нами было принято решение о регулярном проведении общецерковных богословских форумов Русской Православной Церкви.
Нашей целью было оказать поддержку развитию церковной науки и духовной школы, и в то же время создать инструмент для основательного обсуждения актуальных проблем церковной жизни на профессиональном богословском уровне.
Общецерковные конференции задумывались как своего рода смотр научных сил нашей Церкви, как место встреч и дискуссий церковных ученых. Богословские конференции должны были придать импульс поступательному развитию церковной науки и богословского образования.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: восемь лет назад нами было принято правильное решение. Мы убеждаемся в этом, открывая сегодня уже пятую Богословскую конференцию. Сохранив свой изначальный характер, — собрания ведущих ученых Русской Православной Церкви, — Богословские конференции приобрели и новое качество: они стали межправославными и международными.
Пользуясь случаем, сердечно приветствую присутствующих здесь богословов из Поместных Православных Церквей. Мы рады видеть в числе участников ученых из Римско-Католической Церкви, Дохалкидонских Церквей, протестантских сообществ, представителей светской науки.
Отрадно отметить, что за прошедшие годы существенно вырос научный уровень конференций. Это является свидетельством развития церковной науки, положительных результатов укрепления и совершенствования системы духовного образования, плодотворного сотрудничества наших церковных структур с зарубежными и светскими научными центрами и университетами.
Дискуссии, обмен идеями имеют не меньшее значение, чем собственно исследовательский процесс. Мы видим, что наши Богословские конференции оказывают благотворное воздействие как на духовное образование, так и на церковную науку, способствуя формированию в наших духовных учебных заведениях научно-богословских школ, с их традиционно благоговейным отношением к богословскому Преданию Святой Матери Церкви.
Здесь, на конференции, мы имеем возможность услышать как опытных профессоров, так и молодых ученых. К первым я обращаюсь со словами благодарности за их многолетнее служение на ниве богословского образования и науки. Мы высоко ценим Ваши педагогические труды и Ваш вклад в развитие церковной мысли. Молодым же богословам я желаю научного роста, неутомимости в исследовательских трудах, готовности всецело посвятить себя высокому богословскому служению.
Хочу заверить всех Вас: священноначалие Церкви будет делать все возможное для того, чтобы церковная наука и богословское образование могли совершенствоваться и успешно развиваться. Современный богослов должен совмещать в себе знания и навыки сразу нескольких гуманитарных специальностей. Он в совершенстве должен владеть инструментами и методами исторической науки, философии, филологии, и иных дисциплин.
Междисциплинарный характер современной церковной науки делает ее открытой к творческому, хотя иногда и полемическому взаимодействию с наукой светской и светским образованием. Новое поколение церковных ученых своими трудами должно будет развеять мифы и предрассудки тех, кто считает богословие находящимся вне поля современной науки. Разумеется, сказанное не означает того, что богословие должно быть чем-то вроде науки ради науки. Богословие не может быть отвлеченной теорией.
Богословие отвечает своему призванию лишь в том случае, если оно опирается на духовный опыт Церкви и при этом нацелено на разрешение задач церковной практики. Будем помнить, что богословие — это особого рода церковное служение, служение невозможное без содействия благодати Божией. Наряду с теоретическим характером Богословские конференции Русской Православной Церкви традиционно имеют и церковно-практическую направленность. Настоящая Богословская конференция в данном отношении не исключение. Она посвящена важнейшим составляющим бытия Церкви — ее Таинствам.
Жизнь Церкви и каждого ее члена неразрывно связана с Таинствами. Таинствами созидается и укрепляется Церковь. Таинствами освящаются верные чада Церкви. Таинствами преображается мир. В Таинствах предвкушается Царство Небесное. Таинствами Церковь являет себя как Знамение в мире сем грядущего Царства Христова.
Даже небольшие искажения в области совершения Таинств могут оказывать негативное воздействие на весь церковный строй, на духовную жизнь чад церковных. Вот почему столь важно и значимо богословие Таинств. Но столь же необходимы и практические рекомендации нашей богословской науки в области таиносовершения.
Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! Мы с особым вниманием будем следить за работой настоящего богословского форума и надеяться на то, что его труды будут плодотворны.
Призываю благословение Божие на ваши предстоящие труды.
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения