Патриаршее слово после Божественной литургии в новоосвященном Покровском храме города Лукоянова
2 августа 2010 года, в праздник пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лукоянов Нижегородской области.
По окончании богослужения состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с сотрудниками завода «Красное Сормово» Нижегородской области. К Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился ведущий телемоста:
«Ваше Святейшество, Вас приветствует Нижний Новгород. Мы находимся возле главной проходной известного на всю Россию завода «Красное Сормово». Сегодня, в день пророка Илии, в День Воздушно-десантных войск, здесь собрались бывшие и будущие воины-десантники, работники завода. Я передаю слово работнику завода, бывшему воину-десантнику Александру Резайкину».
А. Резайкин рассказал, что отец Предстоятеля в годы Великой Отечественной войны был военным представителем на заводе «Красное Сормово», выпускавшим военную технику, и его судьба тесно связана с этим предприятием. Обращаясь к Святейшему Владыке, работник завода сказал:
«От всех нижегородцев, сормовичей, десантников нашей страны разрешите поблагодарить Вас за Ваши пастырские визиты в Нижегородскую область, за неоценимый вклад в сохранение России, за воссоединение всех россиян на базе православных традиций. С волнением и трепетом ждем Вашего пастырского слова».
Святейший Патриарх поблагодарил участников телемоста за приветствие и обратился к ним и собравшимся на площади перед Покровским храмом жителям Лукоянова с Первосвятительским словом:
«Спасибо большое, Сормово. Благодарю вас за то, что вы мне напомнили очень важную страницу в жизни моего отца. Пусть Господь помогает вам, пусть помогает Он каждому в его личной жизни, и больших успехов Сормовскому заводу.
Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Георгий, уважаемый Виктор Николаевич, уважаемый Виктор Константинович, Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры.
С большим внутренним трепетом я вступил на Лукояновскую землю, где последний раз был 29 лет тому назад. Первый раз я посетил Лукоянов в 1961-м году, то есть практически 50 лет тому назад. Сегодня я увидел этот город преображенным, очень красивым. Но самое главное, то, что возрадовало мое сердце — это сей Покровский храм, который построен примерно на том же месте, где стоял первоначальный Покровский храм, разрушенный в годы лихолетья, в котором крестился мой отец.
Мне во многих отношениях очень памятно то, что сейчас происходит. Дед мой Василий Степанович, который работал машинистом в лукояновском депо, был человеком глубоко верующим, хорошо известным в православных кругах. На его долю выпала тяжелая ноша. Он с небольшой группой прихожан встал на защиту Свято-Тихоновского монастыря и храмов города Лукоянова. Они боролись против закрытия этих храмов, боролись также против обновленческого раскола, который в то время был инспирирован властями, которые желали через внутреннюю смуту в Церкви разрушить Православие и потому поддерживали раскольников. А дед, как и большинство лукояновских граждан, прихожан, твердо стоял за Православие.
Вот эта борьба за храмы, за сохранение Тихоновского монастыря обернулась тем, что дед долгие-долгие годы провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. У него оставалась семья — его супруга Прасковья Ивановна и семь человек детей. Никто из них, из этих детей не умер и не пострадал за те годы, пока дед страдал за Христа. Это был как некий знак благоволения к нашей семье.
Все это происходило здесь, на Лукояновской земле. Это, наверное, наиболее яркие страницы в истории нашей семьи, и я благодарю Бога за то мужество деда, бабушки, за веру лукояновцев, которые твердо стояли, не отдавая духовному врагу ни пяди своего духовного пространства. Затем наступили тяжелые годы, все было разрушено, народ отлучали от веры. И вот освящение этого храма — как некое завершение той страшной трудной истории.
Храм построен для того, чтобы люди в него ходили. Если храм открыт, а народ в храм не ходит, тогда грех на народе. Не было храмов — вроде как можно и не ходить. Есть храм, услышали звук колокола — идите. Может кто-то не может всю службу постоять — придите, свечечку поставьте, помолитесь о себе, о своих родных и близких. Вот если весь наш народ так будет молиться, может и бед не будет у нас и природных катаклизмов. Потому что нужно чувствовать связь с Богом, нужно, обращаясь к Богу, просить Его о помощи — и в своей личной жизни, и в семейной жизни, и в трудовой жизни, о благословении на страну нашу, на Церковь, на народ, чтобы и материальное благополучие было достоянием людей наших. Но чтобы также крепкая православная вера была твердым фундаментом основания нашей национальной жизни, как только что сказал ветеран ВДВ и труженик Сормова — православная вера как базис, как основа нашей национальной жизни.
Пример моего деда, его несокрушимая вера и воля, готовность пойти на страдания, не являются примером, связанным только с его личностью. Таковым было умонастроение всего нашего народа, абсолютного большинства людей, которые за веру готовы были жизнь свою отдать. Мы — их внуки, правнуки — должны помнить этот подвиг народа по сохранению веры и сбережению наших нравственных и духовных ценностей. И сегодня, сопротивляясь новым обстоятельствам жизни, различного рода искушениям, соблазнам, безнравственности, растлению сознания и сердца человеческого, мы должны хранить веру православную и на ней созидать жизнь наших семей, воспитывать наших детей и внуков, чтобы они были не менее сильными и мужественными, чем наши отцы и деды.
Я призываю всех вас, дорогие лукояновцы, помнить эти слова Патриарха. Воспитывайте детей своих в православной вере, с любовью относитесь друг к другу — муж и жена, дети и родители, братья и сестры. Потому что мы все пред Богом одна семья. И если будем любовью и миром пронизывать нашу жизнь, то она будет преобразовываться и внешне. Смотрите, какой прекрасный храм, и как освящение храма повлекло за собой и приукрашение домов, и многое другое. И так происходит не только в Лукоянове — во многих местах Руси, когда за восстановлением храма восстанавливается, меняется жизнь людей. Но ничего не будет у нас автоматически. Не нужно думать, что засуха пройдет, если просто так — попросили Господа и тут же забыли и пошли грешить.
Мы сегодня празднуем день пророка Божиего Илии. В его время в Израиле, где он жил, была страшная засуха (см. 3 Цар. 17). Можете себе представить — три с половиной года не было ни дождя, ни росы. Это не два месяца — три с половиной года дикая жара, потрескавшаяся земля, голод. И по молитвам святого пророка Божиего Илии прошел дождь и спас людей. Но этому предшествовала одна очень трогательная и глубоко назидательная история.
Народ вместе с тогдашним царем Израиля отступил от истинного Бога, стали поклоняться Ваалу, языческому богу, забыли истинную веру, и Господь провел их через три с половиной года засухи. И вот Илия, который переживал отступничество своего народа, приходит в дом женщины, вдовы из Сарепты Сидонской. Город Сидон до сих пор существует, он находится в Ливане. Значит, где-то рядом, из-под этого Сидона родом и была эта женщина. И спрашивает ее Илия: «Ты можешь меня накормить?» А в стране был страшный голод. Она говорит: «Вот есть последнее, что у меня и у моего сына — немножко муки и чуть-чуть оливкового масла. Давай сейчас приготовим эту муку, и все покушаем». Илия говорит: «Нет. Ты мне приготовь опреснок из этой муки». И добрая женщина откликается на эту просьбу, странную просьбу странника, который мимо проходил. Она же не знала, что перед ней пророк. Из оставшейся горсточки муки она печет ему лепешечку и отдает, зная, что это последняя пища в доме. Илия спасает ее и ее сына и обращается затем к Богу с молитвой, чтобы Господь приклонил милость к народу. И пошел дождь. И многие были спасены.
Мы сегодня, в день пророка Илии, вспоминаем эту историю. Мы сегодня уже молились ему, чтобы он так же предстал пред Господом и испросил у Бога благодать и дождь на землю нашу. Но помнить мы должны и о том, что предшествовало прекращению той страшной засухи — этот добрый жертвенный поступок вдовы Сидонской.
Мы тоже должны друг другу помогать, мы во многом должны стать другим народом. Мы не должны с вами поддаваться этому жуткому и греховному соблазну, который огромным массивом информации обрушивается на каждого человека. Все то, что мы сегодня видим, то, что является привлекательным — богатая, распутная жизнь — это все дьявольская приманка, которая губит душу человека. Где там подвиг вдовы из Сарепты Сидонской? Ему там нет места, потому что для того, чтобы богато жить и распутно и потреблять как можно больше благ, никому помогать не надо, нужно под себя грести. Ведь, наверно, так и жили в Израиле, который впал в идолопоклонство. И знаем, через какое испытание Господь провел людей.
Сегодня это не испытание. Сегодня это лишь легкое прикосновение к нам жары и засухи. Это легкое напоминание всем нам о пророке Илии и о вдове из Сарепты Сидонской. Мы должны уметь слышать голос Божий. Бог не говорит нам в громе, молнии и в землетрясении, Он нам говорит так тихо, что мы должны прислушиваться к Его голосу, Он дает нам некие знаки того, что и как нам нужно делать. Вот почему мы должны возрождать веру, чтобы вместе с верой возрождалась доброта, взаимная поддержка, солидарность людей, способность работать вместе. И как замечательно, что сегодня люди добровольно идут тушить пожары. Без слез невозможно смотреть на этих молодых людей, которые идут на рискованную работу, чтобы помочь другим. Дай Бог, чтобы эта взаимная выручка, взаимная помощь, солидарность, поддержка, наконец, единство нашего народа и стали основной ценностью народного бытия.
Всем вам, мои дорогие, я желаю помощи Божией, крепкой веры, чистоты ваших семейных отношений, мира и любви, помощи в ваших трудах, конечно, и материального благоспоспешествования. Хотел бы от всего сердца пожелать процветания Лукоянову — чудному городу, который сохраняет свой исторической облик, и попросил бы власти делать все для того, чтобы этот исторический образ сохранялся.
Иногда нам кажется, что все старые дома нужно снести и построить новые. Но это все равно, что снести Россию и построить новую. Без памяти жить нельзя. Нужно, может быть, не столько сносить дома, сколько их реставрировать, потому что эта деревянная архитектура, которая в изобилии имеется в городе, является уникальной. Именно по этим домам мир определяет Россию, а не по бетонным небоскребам, которых полно в любой стране. Храните свой город, природу этого города, его уникальную внешнюю красоту, и храните самих себя — в вере, в благочестии и чистоте.
Я хотел бы в память о сегодняшнем событии преподнести для храма Покрова Пресвятой Богородицы этот образ Казанский, который тесно связан с Нижегородской землей, ибо именно Казанская икона Божией Матери была иконой ополчения Минина и Пожарского, которое было сформировано здесь, на Нижегородской земле, что принесло всей России избавление от врага.
Хотел бы также каждому из вас в память о сегодняшнем дне преподнести вот эту иконочку преподобного Серафима Саровского с моим благословением. Пусть преподобный Серафим помогает вам в вашей жизни, и пусть в каждом доме вашем будет знак присутствия в нем Патриарха, вашего земляка. Храни вас Господь!»
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения