Православная миссионерская деятельность и освоение территории России
Освоение территории России в течение длительного периода происходило благодаря тесному взаимодействию государства и Церкви. Православная миссионерская деятельность подвижников и святителей существенно повлияла на структурирование всего пространства России, способствовала возникновению новых ареалов и центров развития на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. В освоенных районах возник симбиоз религии и хозяйства, отраженный в неповторимых особенностях сакрального ландшафта.
Православная миссионерская деятельность значительно изменила карту России. Освоенная территория, ее центры, ареалы и транспортные оси получили свое развития, благодаря симбиозу хозяйственного освоения и духовно-просветительской деятельности подвижников Церкви. Роль православных миссионеров в освоении Севера, Сибири, Дальнего Востока представлена в работах историков, реже с богословско-миссионерской стороны [Ефимов, 2007]. Так, труды святителя Иннокентия обеспечили по сути российскую государственность на Амуре, просветительство народов юга Сибири и Дальнего Востока.
На карте обобщены сведения о местах подвижничества наиболее известных православных миссионеров Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки: архимандрита Мартиниана, митрополита Филофея, епископа Иннокентия Иркутского, архимандрита Иоасафа, архимандрита Макария, митрополита Иннокентия, архиепископа Владимира, архиепископа Николая Японского, митрополита Макария, архимандрита Сергия, патриарха Тихона, митрополита Нестора, преподобного Германа Аляскинского. Очевидно, что этот список может быть продолжен. Несомненно, что важную роль в духовном освоении пространств за Уралом сыграли центры в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Так, в Казани с конца 18 века действовала Духовная академия, ориентированная на миссионерскую деятельность в Поволжье, Сибири и Дальнем Востоке. Особое значение имела деятельность Ильминского Н. И., выработавшего систему православного просвещения народов Поволжья, Средней Азии и Сибири. Продвижению и развитию миссионерской деятельности способствовала организация особых церковно-административных структур Русской Православной Церкви – духовных миссий: Алтайской, Киргизской, Даурской, Камчатской, Монгольской, Пекинской, Корейской, Японской, Кадьякской.
Можно с полной уверенностью утверждать, что православное миссионерская деятельность, проводившаяся вместе с политическим и экономическим освоением Сибири и Дальнего Востока, закрепили внешние рубежи России. Другим важным аспектом православной миссионерской деятельности является духовное преобразование освоенных территорий. Как отмечал Йоханнес Раймер со ссылкой на миссионерско-богословские представления Феодосия Печерского, спасение всей страны начинается с дедемонизации определенных географических пространств [Раймер, 1996]. В отличие от языческого страха перед природной стихией или же секулярного, атеистического «владычества» над природой («покорение» природы, ее территорий, например, Сибири и др. в советское время), в высшем христианском понимании отношение человека к природе и пространству основывается не на страхе за свое благополучие и не на выгоде, а на стремлении к единению в любви к Богу [Чурсанов, 2019]. Не человек спасается за счет природных ресурсов, а мир, природа, вселенная обретают смысл, личностный характер отношений человека к Богу «персонализирует» мир [Лосский, 1991].
Православно-миссионерский опыт освоения территории России заключен в деятельности подвижников и святых, которые существенно повлияли на оструктурирование всего пространства России, способствовали возникновению новых ареалов и центров развития как на более ранних этапах в ее центральной части (преподобный Сергий Радонежский, Оптинские старцы, Серафим Саровский и др.), так и в Сибири и Дальнем Востоке. При освоении территории России при активном участии Церкви сложился особый тип культурного ландшафта, доминантой в котором являлся храм с колокольней. Православная миссионерская деятельность способствовала формированию облик культурного ландшафта, который можно сравнить со своеобразной иконой местности, засвидетельствовавшей тесную духовную и хозяйственную связь человека в процессе освоения территории. К сожалению, в результате оскудения веры и утраты исторической памяти во многих местах происходит деградация культурного ландшафта, а исторические духовно-культурные центры подвергаются разрушению. Опыт истории показывает, что влияние духовно-культурных центров может оказывать решающее влияние на ход развития отдельных регионов и даже государств, уничтожение святых мест часто приводило к закату того или иного государства или народа (этот урок не усвоен нынешними властями Украины, разрушающими Киево-Печерскую Лавру).
Сформировавшееся за длительный исторический период духовно-культурное пространство России, как своеобразный духовный «каркас», имеет не столько «музейный» (остановившийся в своей эволюции) характер, сколько деятельный, имеющий большой потенциал, который может существенно влиять на нынешнюю стратегию его освоения и совершенствования. Осмысление роли и функций этого духовного «каркаса» позволит сделать вклад в сохранение и укрепление жизнеспособности и целостности России, позволит выработать механизмы адаптации к новым условиям, чтобы противостоять внутренним и внешним рискам, таким как сохраняющиеся огромные различия в освоенности разных частей России, снижение численности населения и существенные диспропорции по плотности его расселения, падение освоения и запустение в ее исконном ядре – Центральной России, ослабление связи духовных связей человека и территории, в том числе, за счет коммерциализации и потребительского отношения к природным ресурсам страны.
Богословское осмысление освоения территории рассматривается как непрерывный процесс сотворчества с Богом. Такое понимание освоения прослеживается в трудах русских богословов и философов XIX века и может лечь в основу формирования современных междисциплинарных подходов, преодолеть односторонний, как правило, социально-экономический уклон в оценке освоения и развития, определить фундамент миссионерской деятельности на весьма разнообразном пространстве регионов России.
Список литературы
- Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. Изд-во ПСТГУ, 2007.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ». 1991.
- Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. М.: Логос, 1996;
- Священник Павел Флоренский. Собрание сочинений: Философия культа (Опыт православной антроподицеи). Философское наследие, том 133. М: Издательство «Мысль», 2004.
- Чурсанов С.А. Православное богословское видение современной экологической проблематики // Гуманитарное пространство. 2019. Т. 8. № 5. С. 636-654.