Презентация монографии «Обзор неканонических Православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОНОГРАФИИ «ОБЗОР НЕКАНОНИЧЕСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ ХХ–ХХI ВВ.». САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: СВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2018–2020. ТТ. I–V: ИЗУЧЕНИЕ РАСКОЛОВ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ, ПРИМЕРЫ

Вашему вниманию предлагается   монография   в   5   томах «„Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ– ХХI вв.“. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018–2020», как видно из названия, посвященная вопросам изучения церковных разделений, отпавших от Православной Церкви в новейший период нашей истории.

Данная работа – плод, без малого, 20-летних исследований в области современного расколоведения и истории церковных расколов. Издание осуществлено по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) (1948–2022), Первоиерарха Русской Православной Церкви   Заграницей,   а   также   имеет   рекомендацию к публикации кафедры украинского православия и теологии Межрегиональной академии управления персоналом (Украина, Киев). В настоящее время, монография получила ряд положительных рецензий со стороны специалистов в области истории Русской Церкви и конфессионального права [23, с. 173–176; 24,с. 163–166; 32].

Первые 2 тома увидели свет в Киеве в 2014 году [7; 9]. В 2015 г. из печати вышел третий том [11]. В 2018 г. три тома были исправлены и дополнены и вышли уже в России, в Санкт-Петербурге [8; 10; 12], помимо этого, был добавлен 4 том, посвященный греческому старостильному расколу и его производным [13]. В 2020 году вышел заключительный 5 том, посвященный разделениям, условно входящим в дисциплинарно-психологическую группу расколов [14].

В 2018 г. четыре тома рассматриваемого издания были представлены на хабилитацию (соискание ученой степени доктора наук) в Республике Польша, которая была успешно завершена на Папском богословском факультете во Вроцлаве, вследствие чего ее автор был удостоен ученой степени хабилитированного доктора богословия [5, с. 118–126].

Состояние дисциплины

Как известно, Старообрядческий раскол XVII века, помимо общего разделения в старообрядчестве на поповцев и беспоповцев, в последних породил огромное количество толков, часть из которых впоследствии выродились в откровенное сектантство. Данное обстоятельство «побудило ученых и богословов выделить из курса по Истории Русской Церкви отдельную дисциплину, которая не только осветила историю возникновения старообрядчества и исследовала хронологию его распада на толки и согласия, но смогла бы грамотно и аргументированно полемизировать с представителями различных старообрядческих согласий, надеясь не только обличить все заблуждения, но и привести отпавших в лоно канонической Церкви. Та же мотивация была применима и в отношении появившихся в России субботников, адвентистов, штундистов, баптистов, хлыстов и т.п., учение которых расценивалось как сектантское. В результате реформ, в 1853 г. как самостоятельная дисциплина «История и обличение русского раскола и сектантства» была выделена из курса обличительного богословия и введена в Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академиях, а в 1854 – в Казанской Духовной Академии и Семинарии» [6, с. 30]. В 1885 г. на архиерейском съезде в Казани было признано необходимым открыть в семинариях кафедры по истории и обличению раскола и сект, в результате чего Синод постановил открыть такие кафедры в 24 семинариях [19, с. 31]. В конце ХIХ – начале ХХ века получили распространение пу- бличные диспуты между священниками – миссионерами, имею- щими более углубленную подготовку в области расколоведения с представителями старообрядческих согласий, протестантами и сектантами. Как известно, революционные события 1917– 1918 гг., Гражданская война, а затем и массовые репрессии в отношении Церкви поставили крест на вопросах, связанных с религиозным просвещением и образованием.

«В сентябре 1943 г., через несколько дней после интронизации, Патриарх Сергий поручил архиепископу Григорию, как наиболее опытному богослову-педагогу, разработать проект организации средних и высших духовных учебных заведений. 1 октября того же года владыка представил проект, получивший одобрение Патриарха и Синода. В соответствии с ним, предлагалось организовать сеть Богословско-пастырских курсов в епархиях и Богословский институт в Москве (институт был открыт 14 июня 1944 г., месяц спустя после кончины Патриарха Сергия)» [37, с. 332]. В списке изучаемых в Богословском институте дисциплин значились «История и разбор русского сектантства и раскола», а на богословско-пастырских курсах – «сектоведение и расколоведение» [20, с. 23]. Таким образом, данные дисциплины получили вторую жизнь. В 1960 г. Учебным комитетом РПЦ была проведена очередная реформа, в результате чего были приняты новые учебные программы для академий и семинарий, из которых дисциплины «расколоведение» и «история и разбор русского раскола» были исключены. В период 1960– 1990 гг. данные дисциплины лишь в качестве обзорных лекций читались в   курсе   «История   Русской   Православной   Церкви», и совсем незначительно – в курсе «История Поместных Православных Церквей».

Подлинным   возрождением   дисциплины   можно   считать   начало    преподавания    «Истории    церковных    расколов» в Киевской Духовной Академии в конце 1990-х гг., что стало одним из важных инструментов подготовки выпускников КДА и ответом на пропаганду уклонения в раскол приходов Украинской Православной Церкви и апологии создания не- канонических «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и др. Преподавание данной дисциплины в стенах КДА стало не только фактом реанимации расколоведения как дисциплины, но и существенным толчком к развитию методики преподавания, новым формам типологии и классификации церковных разделений, а также развитию глубокого синергического подхода к проблеме расколов с привлечением светских и церковных дисциплин, выведя саму дисциплину на современный уровень изучения проблемы. В 2011 г. примеру КДА последовала Минская Духовная Академия [33, с. 14], в методике преподавания придерживающаяся более традиционных и архаичных практик. В настоящее время, помимо КДА и МинДА расколоведение и история церковных расколов успешно преподаются в Волынской Духовной Семинарии Украинской Православной Церкви. В остальных духовных школах системы высшего духовного образования РПЦ   данные   дисциплины   практически не получили своего самостоятельного развития, продолжая входить в виде фрагментов в курсы «Общецерковная исто- рия», «История Поместных Православных Церквей», «История Русской Православной Церкви», «Каноническое право».

Типология разделений

В настоящее время существует ряд типологий церковных разделений. Каждая из них создана для удобства изучения рассматриваемых явлений и имеет как свои недостатки, так и преимущества.

  1. Традиционная модель классификации разделений исповедует территориальный принцип и исследует рас- кол, возникший на канонической территории той или иной Поместной Православной Церкви.

Тут также стоит сказать и о  распространенном термине «альтернативное православие», под которым предлагается понимать религиозные группы, юрисдикции и образования, декларирующие свою принадлежность к православной вере, однако не входящие в юрисдикцию какой-либо канонической Православной Церкви. По   свидетельству   религиоведа А. Солдатова, термин «альтернативное православие» был предложен им в 1997 году «в контексте социологического описания целого спектра православных Церквей, общин и групп, которые не принадлежат до общности 15 официальных православных Церквей» [34, с. 273]. Впоследствии данный термин получил широкое   распространение   как   в   научно-популярной и справочной литературе [2; 29, с. 118–145; 36, с. 104–113; 26, с. 55–57; 25, с. 229–237], так и в религиоведческой публицистике [17].

Для современной классификации церковных разделений большое значение имеют работы А.К. Погасия [31], А.Н. Лещинского [27; 28], В.Л. Махнача [30, с. 30–38] и А.В. Слесарева [33]. Однако для рассматриваемой авторской работы и концепции типологии церковных разделений, для общей методологической базы расколоведения и истории церковных расколов особо ценными являются научно-богословские исследования ректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета профессора – протоиерея Владимира Воробьева и протоиерея Александра Федосеева.

По мнению ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) профессора – протоиерея Владимира Воробьева, на сегодняшний день единству Православной Церкви угрожают церковные расколы, «которые условно можно разделить по основным движущим устремлениям на три главных типа [18, с. 9]:

  1. Националистические.
  2. Юрисдикционно-политические.
  3. Революционно-реформаторские [15, с. 376–394]» [18, с. 9].

Протоиерей Александр Федосеев расширяет список классификации церковных разделений и вводит в научный оборот дополнительное  определение «дисциплинарно-психологические расколы» [35, с. 5].

Таким образом, изучая идеологические основания церковных разделений [3], опираясь на предыдущие научно-богословские разработки, можно, классифицировать церковные расколы по такой схеме:

  • Политические.
  • Националистические (идейно-национальные) [11].
  • Реформаторские [9].
  • Дисциплинарно-психологические.

Именно в рамках данной типологии автор монографии построил структуру, внутри которой удалось описать несколько сотен неканонических групп, действовавших или продолжающих действовать в новейшее время как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, в том числе и на канонических территориях Поместных Православных Церквей.

2. Политические расколы возникают на почве вмешательства государства [31, с. 61–64], политических деятелей, общественно-политических организаций во внутреннюю жизнь Церкви. На этом фоне происходит подчинение церковного строя жизни политической целесообразности. Политизация церковно-приходского бытия, неприятие отдельными верующими христианами определенного политико-государственного устройства, возникновение околоцерковных движений при не- посредственной поддержке их определенными политическими силами – основная характеристика политических расколов.

Яркий пример: возникновение РПЦЗ и ее риторика политического характера. Согласно этому, все производные от РПЦЗ неканонические группы рассматриваются как представители политических расколов.

3. Националистические (идейно-национальные) расколы характеризуются проникновением в церковное сознание специфических национальных устремлений, смешением повышенной религиозной чувствительности чело- века с его национальными интересами. Психология подобного раскола нередко подавляет миссионерский дух Православной Церкви и заслоняет собою вселенскую природу Православия, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), но все едины во Христе Иисусе. Данная группа церковных разделений составляет большинство среди неканонических национальных юрисдикций, претендующих на статус автокефальных   церквей.

Яркий пример: Возникновение УПЦ КП, которая взяла для себя лозунг, придуманный Л. Кравчуком, Первым Президентом Украины – «Незалежной Державе – Незалежна Церква» («Независимому Государству – Независимая Церковь» (укр.)). Подобные притязания исповедуют все непризнанные национальные группы, самовольно провозглашающие свою «автокефалию» и имеющие особый упор на национальную идентичность и самосознание.

4. Реформаторские расколы включают в себя идеи модернизма и рационального прагматизма, которые раскрываются как приспособление богословского разума к меняющимся событиям современного мира. Утилитаризм в религиозной этике и церковно-приходской жизни, отторжение основных положений Священного Предания и психология революционного радикализма, требование пересмотра канонического устройства Церкви, отрицание монашества и либерализация церковной жизни – таковы основные признаки революционно-реформаторских расколов [4].

Яркий пример: Создание неканонической «Апостольской Православной Церкви» в 2000 году и ее декларация о женатом епископате и необходимости реформ канонического устройства Православной Церкви. В отдельных случаях группы таких «ре- форматоров» вырождаются в так называемый «протестантизм восточного обряда», который решительно отвергает церковную традицию и канонические формы бытия Церкви.

5. Дисциплинарно-психологические расколы включают в себя такие негативные процессы, как дискриминация и критика институциональных органов Церкви и внутренние церковные проблемы: младостарчество и авторитаризм. Социальный изоляционизм, псевдоэсхатологические и апокалиптические ощущения, радикальные настроения, а также процессы гносеологического характера – редукционизм, фанатизм и псевдодуховность – разумеется, занимают здесь не последнее место.

Ярким примером дисциплинарно-психологического раскола является история старостильного раскола в Греции, ког- да поводом для уклонения в раскол огромной массы православ- ных верующих в Греции, а затем и в других Поместных Церквах, послужила календарная реформа и приверженность «ревнителей благочестия» к церковному календарю. Раскольники объявили новый стиль безблагодатным, а все канонические Православные Церкви, перешедшие на новый стиль или имеющие общение с новостильными, – безблагодатными.

Пример в истории РПЦ: Раскол епископа Диомида, породивший целую плеяду маргинальных юрисдикций, исповедующих царебожие и скорый приход антихриста.

В данную группу церковных расколов органично входят и последователи разного рода «святых» – Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Вячеслава Крашенинникова, Иоанна Грозного и Григория Распутина и т.п.

Важно отметить, что введенная классификация является условной, сформулирована она для удобства изучения, анализа и разбора раскольнических течений по определенным идеологическим основаниям. Более того, необходимо понимать, что «церковные разделения имеют неодинаковую природу, и не вся- кое из них является расколом. Например, в истории неоднократно случалось, что части той или иной Поместной Церкви дли- тельное время находились вне общения друг с другом по причи- нам исторического или политического толка» [21]. Кроме того, некоторые неканонические юрисдикции могут быть одновременно отнесены к разным идеологическим группам, например –

«Украинская Православная Автокефальная Церковь (каноническая)», претендующая на наименование украинской национальной церкви, и в это же время являющаяся одной из ярких представительниц группы реформаторских расколов.

Несомненной ценностью работы является привлечение огромного корпуса документов и материалов, впервые входящих в научный оборот. Не последнее место в корпусе материалов занимают фотографии, отображающие деятельность неканонических юрисдикций, общин, клириков и последователей. Благодаря рассматриваемому изданию можно успешно идентифицировать большинство известных неканонических «иерархов», действующих как на территории России, так и в ближнем и дальнем Зарубежье. Данное издание имеет несомненную ценность как для церковно-исторической науки, так и для церковно-практической области, призвано расширить знания по проблематике церковных разделений новейшего времени и будет полезно как клирикам Русской Православной Церкви, так и студентам духовных академий и семинарий.

Необходимо также сказать, что раскол – это дерзкий вызов церковному единству, это рана на теле Церкви и разрыв «нешвиенного хитона Христова» (см.: Ин. 19:23). Для пастыря крайне важно ориентироваться в истории новейших разделений в Церкви, иметь представление о происхождении и идеологии неканонических групп для того, чтобы на приходе и в личной социальной жизни противостоять разделениям и аргументированно отстоять позицию канонической Церкви.

Угроза расколов имеется и на приходском уровне, через распространение псевдоправославных мифов и идей, связанных с почитанием Иосифа Сталина или Иоанна Грозного, обожествлением советского периода и историческим мифотворчеством, которые также ведут людей к отторжению от церковного единства и политизации церковной жизни, к нагнетанию истерии и упразднению духа мира и смиренной молитвы пред Господом в церковной общине. В заключение желаю всем присутствующим хранить единство Церкви, иметь искреннюю любовь не только к членам Церкви, но и отпавшим от нее по разным причинам, так как только подлинным смирением и терпеливым и уважительным общением мы сможем обратить отпавших к Церкви, направить к покаянию и воссоединить с канонической Церковью.

Литература

  1. Библия   или   книги   священного   писания   Ветхого и Нового завета, в русском переводе, с параллельными места- ми и указателем церковных чтений. – М. : Издание Московской Патриархии, 1956.
  2. Альтернативное православие // Отечественные записки. – 2001. – № 1 (1). – 2021. – URL: https://strana-oz. ru/2001/1/alternativnoe-pravoslavie (Дата доступа: 10.10.2021). – Текст : электронный.
  3. Бочков П., свящ. Выбор веры: Церковь или идеология. Классификация церковных расколов постсоветского периода : монография / свящ. П. Бочков, прот. Д. Мартышин. – Киев : ДП ИД «Персонал», 2011.
  4. Бочков П., свящ. «Дух революции» в Церкви / свящ. П. Бочков, прот. Д. Мартышин. – СПб. : Алетейя, 2010.
  5. Бочков, П.   В.   Процесс   хабилитации   по   теологии в Республике Польша // Христианство на Ближнем Востоке. – 2022. – Т. 6. – № 1. – С. 118–126.
  6. Бочков Павел, свящ. История церковных   расколов и расколоведения как дисциплин в системе высшего духовного образования Русской Православной Церкви // Труды Перервинской православной духовной семинарии. – 2014. –
  7. № 11. – С. 29–42.
  8. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических право- славных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 1: Политические расколы : монография. – Киев : ДП «Персонал», 2014. – 199 с.
  9. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических право- славных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы : монография. – 2-е изд., испр. и доп.. – СПб. : Свое издательство, 2018. – 236 с.
  10. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических право- славных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы : монография. – Киев : ДП «Персонал», 2014. – 414 с.
  11. Бочков Павел свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы : монография. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Свое издательство, 2018. – 427 с.
  12. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических право- славных юрисдикций ХХ-ХХI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии : моногра- фия. – Киев : Послушник, 2015. – 489 с.
  13. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Свое издательство, 2018. – 486 с.
  14. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических право- славных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции : монография. – СПб. : Свое издательство, 2018. – 282 с.
  15. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно- психологические расколы : монография. – СПб. : Свое издательство, 2020. – 523 с.
  16. Бочков Павел, свящ. Революционно-реформаторские расколы // Труди Київської Духовної Академії. – Киев, 2009. –
  17. № 10. – С. 376–394.
  18. Бочков Павел, свящ. Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода. – М. : Эдиториал сервис, 2010.
  19. Видишенко, Андрей. Альтернативное Православие. Невыученные уроки // Россия в глобальной политике. – 2021. – URL: https://globalaffairs.ru/articles/alternativnoe-pravoslavie- nevyuchennye-uroki/ (Дата доступа: 10.10.2021). – Текст : элек- тронный.
  20. Воробьев Владимир, прот. Единство Православной Церкви и искушение раскола сегодня // Единство Церкви : бого- слов. конф. 15–16 ноября 1994 г. – М., 1996. – С. 7–17.
  21. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейше- го Синода по Ведомству православного исповедания за 1885 г. – СПб., 1887. – С. 22 // Цит. по: Конь, Р. М. Введение в сектоведе- ние. – Нижний Новгород : Нижегородская Духовная семинария, 2008. – С. 31.
  22. Григорий (Чуков), архиеп. Учреждение духовно- учебных заведений // Журнал Московской Патриархии. – 1943. –
  23. № 3. – С. 22–24.
  24. Иларион    (Алфеев),    митрополит    Волоколамский. В процедуре возвращения из раскола не должно быть ничего унизительного // Русская Православная Церковь : официальный
  25. сайт. – 2013. – URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/1219070. html (Дата доступа: 14.12.2022). – Текст : электронный.
  26. Конь, Р. М. Введение в сектоведение. – Нижний Новгород : Нижегородская Духовная семинария, 2008.
  27. Кострюков, А. А. Как не потеряться в «джунглях зи- лотства»? Рец. на: Бочков П., свящ. Обзор неканонических пра- вославных юрисдикций ХХ–ХХI вв. – СПб. : Свое издательство. 2018. – Т. 1–4 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. – М. : ПСТГУ, 2020. – Вып. II (94). – С. 173–176.
  28. Кострюков, А. А. Новое   исследование   по   истории расколов. Рец. на: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 5: Дисциплинарно- психологические расколы. – СПб. : Свое издательство, 2020 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. – М. : ПСТГУ, 2022. – Вып. II (105). – С. 163–166.
  29. Лещинский,   А.    Н.    Альтернативное    православие в религиозной ситуации России // Свобода религии, нравствен- ность и ответственность в Российском обществе. – Заокский :
  30. «Источник жизни», 2006. – С. 229–237.
  31. Лещинский, А. Н. «Альтернативное   православие» (к постановке проблем изучения) // Ломоносовские чтения 2006. Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности : сб. докл. науч. конф. / под общ. ред. Л. Н. Панковой. – М. : ТЕИС, 2006. – С. 55–57.
  32. Лещинский, А. Н. Православие: единство и разделе- ния (социумные детерминанты, типология, противоречия и тен- денции) : монография. – М. : Изд-во РГСУ, 2011.
  33. Лещинский, А. Н. Православие: типология церковных разделений // Российское Объединение исследователей религии. – 2013. – URL: http://www.rusoir.ru/03print/svoboda- sovesti/19/ (Дата доступа: 21.08.2013). –   Текст   :   электронный.
  34. Макаркин, А. В. Альтернативное православие в Рос- сии: история и современное состояние // Полития. – 2002. –
  35. № 1. – С. 118–145.
  36. Махнач, В. Л. Культурология расколов // Единство Церкви : Богослов. конф., 15–16 ноября 1994 г. – М., 1996. – С. 30–38.
  37. Погасий, А. К. Церковные расколы в российском православии XIV – начала XX веков. – Казань : ИД МедДок, 2009.
  38. Пчелинцев, А. В. Машинопись. – М., 2021.
  39. Слесарев, А. В. Расколоведение. Введение в понятийный аппарат. – М. : Новоспасский мужской монастырь, 2012.
  40. Солдатов Олександр. «Альтернативне» Православ’я в сучасній Україні: типологія, походження, структура // Наукові записки Українського Католицького Університету. –   Львів, 2019. – Число XII. – Серія «Богослов’я». – Вип. 6. – С. 273–304.
  41. Федосеев Александр, прот. Расколы и современ- ность. – М. : Благословение ; ООО «Техинвест-3», 2010.
  42. Шабуров, Н. В. Альтернативное православие // Прикладное религиоведение для журналистов /   сост.   и   ред. М. В. Григорян. – М. : Центр экстремальной журналистики ; Права человека, 2009. – С. 104–113.
  43. Шкаровский, М. В. Возрождение духовных школ Петербурга 1945–1955 гг. // Труди Київської Духовної Академії. – Киев, 2010. – № 13. – С. 332–354.

Автор — иерей Павел Бочков.

Источник — Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2022 №4 (25).

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Продолжается работа над переводом библейских книг Ветхого Завета на якутский язык 20 октября 2023 года прошла рабочая встреча архиепископа Якутского и Ленского Романа с руководителем переводческого отдела Якутской...