Проблемы формирования культурной памяти у школьников (по материалам опросов в Тверской и Ярославской областях)
Гуня Алексей Николаевич
Помощник председателя СМО по вопросам научно-методического обеспечения миссии,
Ведущий научный сотрудник Института географии РАН.
Ефимов Андрей Борисович
Доктор физико-математических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, зав. кафедрой миссиологии богословского факультета ПСТГУ
Рязанова Татьяна Борисовна
Кандидат психологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Смулов Алексей Михайлович
Доктор экономических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Аннотация. В статье анализируются результаты опроса, проведенного среди учащихся 9-10 классов в семи городских и сельских школах Тверской и Ярославской областей. Показана тесная связь мировоззренческих представлений и культурной памяти, которая во многом формируется на школьных уроках истории. Мировоззренческие представления, связанные с религией, государством, политикой являются слабо развитыми, не устоявшимися и противоречивыми. Ценностные ориентиры школьников формируются на стыке материальных (деньги), социальных (социальная справедливость) и духовных (семья, традиции) маркеров. Наибольший вклад в формирование культурно-исторической памяти школьников оказали события Великой Отечественной войны, Российской истории, а также события последних лет, связанные с присоединением Крыма и Донбасса. Социально-экономические проблемы вынуждают почти половину школьников задумываться о смене места проживания, при этом 20-25% хотели бы уехать за пределы страны.
Ключевые слова: опрос, школьники, мировоззрение, память, этническая принадлежность.
Введение
В нынешнее время глобальных цивилизационных разломов и конфронтации между Западом и Россией, глобальным Севером и глобальным Югом большое значение имеет оценка тех трансформаций, которые происходят в обществе, при формировании гражданской идентичности людей, особенно молодежи. Нынешнее подрастающее поколение людей с юного возраста включается в информационные войны, подвергается информационным атакам, что ставит молодежь перед выбором, обостряет внутренние конфликты между сложившимся под влиянием семьи и ближнего окружения мировоззрением и внедряющимися через интернет-каналы чуждыми ценностями.
Что мы знаем о подрастающем поколении школьников, которые вскоре займут важные социальные позиции в государстве? Мы вправе надеяться, что несмотря на демографические проблемы, воспроизводство фундаментальных скрепов российской государственности будет опираться на устойчивость культурно-генетических и духовно-религиозных корней. Регионы Центральной России, составляющие историческое ядро русской цивилизации, могут служить индикатором процессов, характеризующих основные тренды развития. Целью проведенного исследования являлся анализ мировоззренческих представления и культурной памяти у школьников. Для этого использованы материалы опросов и фокус-групп в Тверской и Ярославской областях.
Методологический контекст, методы и материалы исследования
Формирование культурной памяти подрастающего поколения – сложный и многогранный процесс. Развитие информационных технологий и сети интернета позволило ускорить воздействие на формирование культурной памяти. С точки зрения «конструкторов памяти», главным образом, государства, но также и других агентств, заинтересованных в реализации своих планов и задач, ценностная сторона памяти, сохранение «важных» эпизодов или забывание «отрицательных» так или иначе будет субъективной. Вопросы изучения культурной памяти рассматривались в трудах М. Хальбвакса, П. Рикера, Я. Ассмана, А. Ассмана, П. Коннертона и других. Важными аспектами формирования культурной памяти являются соотношение индивидуальной и коллективной памяти, роли забвения и создания новых картин истории, новой идентичности и др. Для еще не сформировавших свое мировоззрение школьников культурная память представляет собой набор пластов информации и символов, которые соединяют отдельных индивидуумов с различными социальными группами (семья, школа, местное сообщество) и государством в целом, а также способствуют «трансляции и актуализации культурных смыслов» (по Я. Ассман, 2004).
Формирование мировоззренческих представлений и культурной памяти у школьников происходят ныне на фоне резкого контраста между избытком информации из средств массовой информации (преимущественно из интернета) и относительно скудной информацией из их повседневной жизни. Повседневная рутина во многом объясняет «уход» подростков в сети виртуального пространства, где они нередко обретают иллюзию активной жизни. Все же, в основном, школьники черпают информацию об истории из школьных уроков. При этом наблюдается разрыв между школьной историей и историческими маркерами-маяками, которые отражают историю мест и населенных пунктов, в которых школьники живут (см., например, Красноборов, 2017). Противоречивость информации из разных источников ставит школьников перед нелегким выбором и необходимости оценки как исторических, так и современных событий, а в конечном итоге – перед выбором жизненного пути и ценностных установок.
Не являются исключением регионы России на периферии столичных мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Тверская и Ярославская области характеризуются относительно однородным национальным и религиозным составам, здесь преобладают русские, православные. Мигранты и дети других национальностей в школьных классах представлены достаточно редко. В такой, относительно однородной, среде важными индикаторами являются отношение к миру, государству, религии, истории, традиционным ценностям, а также путям построения своего будущего (карьера, семья и др.). Как показали результаты фокус-групп (Гуня и др., 2023), молодежь рассматривает Россию не как часть Европы или Азии, а как весомую часть мира со своими особенностями и ценностными установками. В контексте специальной военной операции и ухудшения отношений между Россией и Западом мировоззренческие предпочтения и пути формирования ценностных ориентиров молодежи претерпевают глубокие трансформации (Седова, 2023). Важным фактором формирования мировоззрения молодежи является историческая и культурная память о важнейших событиях в истории страны, так или иначе затронувших нынешнюю и прошлую жизнь.
Характеристика выборки
В Тверской области были проведены опросы в средних школах гг. Твери (1800 учеников) и Кашине (600 учеников, включая приезжающих сельских), а также в с. Тургиново (180 учеников). В Ярославской области были проведены опросы в гг. Рыбинске и Тутаеве. В рабочем пригороде Рыбинска школа насчитывала 430 учеников, в городской школе Рыбинска – 1000, а в православной гимназии – 140. В Тутаеве в городской школе – 730 человек, в православной гимназии – 90.
В результате проведения опросов были получены 394 анкеты. Выборка состояла почти поровну из юношей и девушек от 14 до 18 лет. Указавшие в анкетах возраст распределились следующим образом: 158 школьников 14-15 лет, 121 – 16 лет и старше. 340 школьников представили себя в анкетах как русские. 26 школьников были из ближнего зарубежья (Закавказье, Казахстан, Таджикистан), лишь пять школьников представляли национальности народов России. Параллельно с опросами были проведены фокус группы, в которых помимо ответов на вопросы происходили небольшие дискуссии по наиболее спорным вопросам, упомянутых и в анкетах (Гуня и др., 2023). Это дало возможность сравнить объективность ответов.
Анкета включала 46 вопросов, касающихся мировоззренческих предпочтений, идентичности, отношения к политике, жизни, будущей профессии и др. Фокус-группы детализировали некоторые аспекты мировоззренческих предпочтений школьников, связанных с оценкой геополитического положения, миграции, выбора спутника жизни и др.
Дополнительными материалами для сравнения служили данные опросов, проведенных в 2019-2020 гг. в рамках гранта Фонда Президентских программ «Поволжье – регион добрососедства: разработка и реализация системы предупреждения межрелигиозных и межнациональных конфликтов на основе миссионерского опыта Православия» (Ефимов и др., 2021).
Результаты
В данной статье излагаются результаты обработки лишь части обширной таблицы (более 80 показателей). Упор был сделан на особенности формирования культурной памяти, мировоззренческие предпочтения и ценностные ориентиры.
Мировоззренческие предпочтения и ценностные ориентиры
Мировоззренческие предпочтения анализировались авторами в ряде статей, которые опирались на данные фокус-групп (Гуня и др., 2023). Здесь приводятся новые данные, которые опираются на обработку анкет.
На вопрос о том, как бы Вы описали Ваши мировоззренческие взгляды, ответили лишь чуть больше половины школьников. При этом ответы были крайне разными: атеист, верующий, пацифист, либерал и др. Лишь в 17 случаях школьниками упоминалась гражданская позиция, отношение к государству и политике. В целом, ответы указывали на то, что мировоззренческие взгляды пока не устоялись, они часто оказывались противоречивыми.
43% школьников указали на то, что они верующие (или дали ответ «пожалуй – да»), 31% – нет (или «пожалуй – нет»), 25% анкет содержали ответ – «затрудняюсь ответить». Такие же результаты прослеживаются в фокус-группах. Идентификация себя с верующими вовсе не означает регулярного посещения храмов: большинство школьников посещают их редко. В более раннем детстве они посещали храмы чаще, в чем заслуга их родителей. В то же время 20% школьников указали на то, что они верят астрологам, экстрасенсам или ясновидящим. При этом почти половина из них указали одновременно на то, что они верующие и православные.
Ценностные ориентиры подрастающего поколения формируются между материальными, социальными и духовными предпочтениями. Так среди ценностей, которые были поставлены на первое место, выделяются: справедливость (35% школьников), деньги (32%), здоровье (27%), духовные ценности и семья (4%). В ответах все эти ценностные установки так или иначе сочетаются. Как правило, обозначение приоритетов отражает не только воображаемое и желаемое, но и является следствием дефицита и необходимости восполнения недостатков в социальной справедливости, здоровье, материальном благополучии. Не случайно треть опрошенных отметила, что ситуация в экономической сфере, доступе к хорошему образованию, хорошей работе, материальной обеспеченности семей в населенном пункте, где они проживают, характеризуется как напряженная. Почти 70% опрошенных считают, что в российском обществе слишком сильно расслоение по доходам. При этом почти половина (47%) склонна причислять к основным проблемам безработицу, коррупцию (48%). Миграция не считается проблемой, лишь 22% школьников считают проблему миграции самой острой для нашей страны. Следует учесть, что многие школьники позиционирует себя слабо осведомленными во многих социально-экономических вопросах развития. Так, на вопросы по миграции и коррупции почти 40% школьников дали ответы «не знаю».
Большинство школьников гордится свое принадлежностью к русскому этносу (61%). Еще больше гордятся тем, что они граждане России (73%). Однако четверть из них не смогла назвать своего «идеального национального представителя». 33% школьников указали на то, что для них этническая принадлежность не имеет особого значения. Указывая, что этническая принадлежность не имеет особого значения, школьники во многих случая хотели подчеркнуть не безразличие к своему этносу, а выразить таким образом терпимое отношение к другим этническим группам. Лишь в некоторых анкетах (1%) было отмечено негативная оценка к своей этничности, 8% школьников отметили, что они не гордятся тем, что они граждане России, а 15% – ответили, что они не знают, гордится или нет. Те, кто не гордится своей гражданской принадлежностью к России, также в основном отмечают, что этническая принадлежность не имеет для них особого значения. Межэтнические отношения оцениваются школьниками как спокойные и мирные (61%, против 25%, характеризующие межэтнические отношения как напряженные; в 13% ответа на вопрос дано не было).
Понимание Родины во многом связано с местом, где родился, домом, родным краем (62%). В ряде случаев место, определяемое как Родина, ассоциируется с близкими людьми («Родина – мое любимое место, где я родился, мои родители и родственники»), семьей, матерью. Такая социальная проекция понимания Родины отмечена в 8% анкет. С другой стороны, место часто расширяется до масштабов всей страны. В 17% случаев школьники в качестве Родины отмечают свою страну – Россию. Хотя треть из них указали на то, что их этническая принадлежность не имеет особого значения, а почти четверть школьников готовы при возможности уехать из страны (среди них каждый девятый отметил в качестве своей родины – Россию). Еще четверть школьников не определилась с вопросами отъезда. А другая половина школьников настроена не уезжать.
5% анкет указывает на другие понимания «родины», более абстрактные, например, «что-то родное, красивое, душевное». Тем не менее, и такие определения принадлежат школьникам, которые гордятся своей этнической принадлежностью.
Особенности формирования культурной памяти
На формирование культурной памяти наиболее значимое влияние оказывают уроки школьной истории, а также общественно-политические мероприятия, проводимые в школах и населенных пунктах. Важное место при этом занимают праздники (9 Мая, День народного единства и др.), топонимы улиц, названные в честь исторических событий и персон. На вопрос об идеальном представителе своего народа более четверти школьников ничего не ответили (28%). Лидером по ответам стал В.В. Путин, его как идеального представителя своего народа назвали в своих анкетах 13% школьников. К его заслугам относят укрепление государства, присоединение Крыма и др. На втором месте находится Петр Первый (8% школьников), который, по мнению школьников, провел важные реформы, построил Санкт-Петербург, создал флот и др. Среди других известных личностей упоминают Юрия Гагарина (4%), Федора Ушакова (3%), Ленина (1%), Сталина (1%) и др. Более 5% ответов указали на своих близких родственников, среди которых первое место занимает мать (3%). Примечательно, что школьники других национальностей указывали, как правило, на своих национальных героев.
К добрым традициям своего народа школьники причислили празднование масленицы (13%), Нового года (12%), Дня Победы (6%), Пасхи (5%), семейные праздники. Почти половина школьников не ответили или указали, что затрудняются указать традиции своего народа (35% анкет).
Рис. 1. Исторические события, которые школьники ставят на первое место: 1 – Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945, 2 – присоединение Крыма, Донбасса к России, деятельность В.В. Путина, 3 – крещение Руси, 4 – различные исторические события до начала XX в., 5 – различные исторические события советского периода и современности
Как видно из рис. 1, наибольший вклад в формирование памяти школьников оказали события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что непосредственно связано и с предметом истории, и с общественно-политическим дискурсом, который поддерживается в стране в связи с попыткой Запада исказить исторические события. На втором месте находятся события Российской истории, связанные с деятельностью исторических фигур (Петра I и др.), а также побед в различных войнах. При этом довольно мало школьников указали роль революции 1917 г. Следует отметить, что еще достаточно недавно роль этого события оценивалась намного выше. Важным знаком в формировании памяти школьников следует считать события последних лет, связанные с присоединением Крыма и Донбасса.
Перспективы выбора жизненного пути
В настоящий момент времени большинство школьников хотели бы связать свою будущую жизнь с гуманитарной сферой: врачи, учителя, юристы, экономисты и др. (рис. 2). На втором месте стоит группа, предпочитающая связать свою жизнь с информационными технологиями. По сравнению с предыдущим опросом, проведенных авторами в регионах Поволжья (см. Ефимов и др., 2021), количество желающих работать в области информационных технологий значительно увеличилась, в то время как количество людей, желающих работать в госструктурах, наоборот, уменьшилась. По-прежнему остается большая доля неопределившихся.
Рис. 2. Предпочтения в будущей профессии: 1 – гуманитарные специальности (врачи, учителя, экономисты, юристы и др.); 2 – информационные технологии; 3 – армия, полиция, МЧС, государственные служащие; 4 – производство, бизнес, рабочие профессии и сервис (парикмахер, повар и др.); 5 – не определились.
Семью предпочли бы в будущем создать 70%, однако большинство хотело бы иметь 1-2 ребенка в семье, что связано в основном с экономическими трудностями. 12% не хотели бы заводить семью вообще, отталкиваясь от нынешнего состояния. 45% школьников хотели бы сменить место жительства и уехать в большие города (или за границу России – около 25% школьников). В большие города хотели бы уехать в основном сельские дети. А за границу – городские. Следует отметить, что в фокус-группах доля школьников, которые планируют покинуть родные места и уехать в другие регионы России достигает почти 70%. А те, кто хотел бы уехать из страны чуть меньше – около 20%. Последнее особенно характерно для крупных городов – Твери и Рыбинска, где почти половина хотели бы уехать из России.
Выводы
тесно связана с особенностями Формирование исторической и культурной памяти школьников идет бок обок со становлением мировоззренческих предпочтений. Исходя из опросов, можно заключить, что более абстрактные мировоззренческие представления, связанные с религией, государством, политикой, являются не устоявшимися и противоречивыми. Школьники такие вопросы обходят стороной или отвечают формально. Наиболее важными ценностными ориентирами являются вполне прагматичные представления о материальном благополучии и социальной справедливости. Государственная поддержка дискурсов о российской национальной культуре и истории, празднование памятных дат нашла свое отражение в том, что школьники на первое место в ряду исторических событий ставят победу в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Социально-экономические проблемы, с которыми сталкиваются семьи школьников, вынуждают почти половину из них задумываться о лучшей жизни в крупных городах.
Благодарности:
Исследование выполнено при поддержке Фонда научно-исследовательских проектов ПСТГУ (Грант ПСТГУ № 1-0049/22). Проект: «Духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи – гарантия устойчивого развития России» (2023-2024).
Литература
- Асман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. 363 с.
- Борисов Р.В. Теоретико-концептуальное осмысление феномена гражданской идентичности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4. № 24. С. 5–12.
- Ефимов А.Б., Гуня А.Н., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В. Поволжье – регион добрососедства. Рекомендации по предупреждению межрелигиозных и межнациональных конфликтов на основе опыта Православия. М: Издательство Перо, 2021.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В. Мировоззренческие предпочтения российских студентов и школьников в регионах Поволжья и Северного Кавказа. Культурное наследие России. 2023. № 4. С. 33-41. DOI 10.34685/HI.2023.43.4.005.
- Красноборов М.А. Источники конструирования исторической памяти пермских школьников (по материалам социологического исследования) // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 486–496. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-486-496.
- Седова Н.Н. Особенности трансформации мировоззренческих установок российской молодежи в контексте геополитического конфликта. Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 4. С. 176-198.