Поиск

Россия и Запад: религиозно-философское осмысление связей и противоречий

Каждый раз на переломах истории мы даем оценку нашего взаимоотношения с Западом, с его несомненно богатой историей и культурой, но неоднозначным влиянием на пути развития России. В настоящее сложное время, когда политические и экономические оценки вскрывают сонм противоречий, наступает время религиозно-философского осмысления и переосмысления места и роли России в мире и, прежде всего, с Западом, наших связей с историко-культурным и научным наследием западных мыслителей, философов, религиоведов. Усиливающийся на глазах гигантский разлом между двумя мирами не раз возникал на острых исторических переломах, в периоды войн и революций. Нынешнее состояние российского общества остро нуждается в религиозно-философском осмыслении современного состояния. Это одновременно и шанс обратить внимание на собственное, независимое, духовное развитие России, и возможность сделать ревизию вклада западной творческой мысли.

Эти вопросы стояли в центре дискуссии на ежегодной богословской конференции ПСТГУ (секция с одноименным названием). В своем вводном докладе руководитель секции Гуня А. Н. (профессор ПСТГУ, руководитель сектора аналитики СМО) отметил, что нынешние сложные отношения между Россией и Западом отражают цивилизационный конфликт. Именно это определение дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы: «…наблюдаемые сегодня нами военные действия являются последствием длительного цивилизационного конфликта. Размышляя об обстоятельствах, с которых этот конфликт начался, мы, помимо прочего, можем заметить в них несомненное религиозное измерение: иррациональную ненависть к исповедующим Православие народам. И если теперь обратиться мысленным взором к прошлому, то нельзя не задать вопрос: а не в этой ли ненависти и причины, по которой вся мощь западной военной машины обрушилась на Югославию в 1999 году? Не в ней ли причины, по которым посредством экономического или политического шантажа, при помощи так называемых цветных революций, последовательно вбивается клин между странами, народы которых являются носителями Православия? Проявлением этой ненависти стали последовательные гонения на Украинскую Православную Церковь, пестование государственной властью Украины расколов, впоследствии, к сожалению, поддержанных Предстоятелями некоторых Поместных Церквей, исполнявшими волю международных кураторов. Источником междоусобной войны на Украине стала злая воля людей, враждебных Кресту Христову, христианской свободе, общему наследию Днепровской купели. Злая воля людей, которые годами и даже десятилетиями взращивали разделения, вражду и ненависть в разделенном политическими границами едином православном народе Святой Руси. Как много ненависти выплеснулось в это время на интернет-страницы, в средства массовой информации, даже в общение между родственниками!» http://www.patriarchia.ru/db/text/5985883.html

Религиозное измерение этого длительного цивилизационного конфликта очевидно. К нему не раз обращались русские религиозные философы и богословы, среди них были «западники», «славянофилы», «евразийцы». При этом география четко делила Европу на Западную и Восточную, выделяла евразийскую ось и границы. Следует сказать, что на нынешнем этапе раздел на Россию и Запад проходит прямо по территории России – Руси. Он также затрагивает сердца самих россиян, начавших колебаться в своей принадлежности к Православной России или либеральному с космополитическим оттенком Западу. Западом уже вынашиваются планы раздробления России на несколько государств (по одной американской версии – 17), ее насильственной «демократизации» и др. В этой связи остро стоит вопрос философско-религиозного осмысления нашей российской «самости», которая была и есть, которая способно противостоять поглощению России в Запад и которая в конструктивном взаимодействии с западной культурой сыграет, возможно, важную роль и для самого Запада. Что должно лежать в основе этой «самости» — Православие, патриотизм, история, концепция Русского мира или что-то еще?

Анализируя публикации по проблемам взаимоотношения России и Запада, следует отметить резко возросшее их число в последние 10-20 лет. В западных публикациях, помимо известных и нейтральных характеристик России, таких как традиционализм, консерватизм, коллективность и др., все больше встречаются определения с нормативной оценкой – деспотизм, автократия во власти, непредсказуемость решений и др. В лице России конструируется образ врага всего западного «демократического» мира. В западных публикациях (особенно – в медиасфере) отчетливо заметна демонизация России и всего русского, Россия отображается как империя, а российская политика, как российский империализм. При этом философские основы противостояния между Россией и Западом сводятся часто к цитированию работ Дугина.

В российских публикациях совокупный Запад все чаще отображается в образе темной силы (сравнение коллективного Запада с дьяволом присуще даже политикам самого высокого уровня). Россия пытается выставить себя лидером незападного мира. Подчеркивается миссионерская роль России в мире, хотя под этим чаще понимается не столько религиозное содержание, сколько цивилизационное. Особенность России – централизованное государство и православие, традиционные ценности нередко выдвигаются на первый план вследствие реакции на западный либерализм (в действительности, отношение к традициям в России весьма различается от региона к региону, в городах и сельской местности и др.). Православие – важнейший фактор культурной идентификации России. Хотя в реальности доля воцерковленных людей весьма низкая (разные авторы отмечают от 1 до 5% населения). Перед лицом нового «железного занавеса» и попыткой изоляции России особое место занимает философско-религиозное переосмысление отношений России и Запада, учитывая общую христианскую историю, наследие как восточных, так и западных мыслителей.

В докладе      Чикаевой Т. А. (к. ф. н., доцент, заведующая кафедрой Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Московского художественно-промышленного института) поднята тема русского и западного понимания Родины. Отмечено, что философское обоснование этого понятия уходит корнями в западную, в большей степени рациональную, философию. Российское понимание Родины в значительной степени несет оттенки духовно-нравственного содержания, как святыне, которая по содержанию объективна, а по форме существования – субъективна.

Доктор философских наук, профессор РУДН Нижников С. А. предложил к обсуждению различные варианты культурной и социально-государственной самоидентификации, бытующей в российском обществе: от западнической и славянофильской, до советской и евразийской. По его мнению, если бы славянофилы дожили до сегодняшнего дня, они бы стали евразийцами.

В выступлении кандидата философских наук, доцента ПСТГУ Резвых Т. Н. были представлены важные свидетельства взаимодействия западной и русской религиозной мысли на примере связи идей С. Л. Франка, Ф. Й. В. Шеллинга и Ф. Г. Якоби.

Доктор философских наук, профессор РУДН Аникеева Е. Н. продолжила свой анализ взглядов специалиста по русской философии и русской религиозной мысли американского философа и русиста Клайна Джорджа Луи на труды Н. Ф. Федорова, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьева.

Аспирант ПСТГУ, главный редактор Ярославского епархиального управления Парунян Е. М. (монахиня Екатерина) привела примеры существенного влияния немецких мистиков Майстера Экхарта, Генриха Сузо, Иоганна Таулера, Силезиуса, Якоба Беме, Франца Баадера на русских религиозных философов.

Доктор философских наук, доктор богословия, профессор ОЦАД Катасонов В. Н. в своем докладе «Россия и Запад: старые песни о новом» затронул вопросы славянского мессианизма, соединяющего религию и политику (государство).

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья Ермишина К. Б. рассмотрела три концепции   взаимоотношений России и Запада, в которых отметила преемственность темы, ее постоянное возникновение в поле русской мысли.

Кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ Павлюченков Н. Н. в своем докладе «Переоценка Запада в жизни и творчестве И. В. Киреевского» отметил сравнение И. В. Киреевским Запада с Россией, как ума (Запад) и сердца (Россия). Чтобы соединить ум и сердце требуется Иисусова молитва.

Кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и богословия Пензенской духовной семинарии протоиерей Фадеев А. Ю. проанализировал ряд концепций западных социологов и религиоведов, затрагивающих проблемное поле неинституциализированной религиозности: «замещающая религия», «вера без принадлежности», бриколеры и искатели, «еретичекий императив», «невидимая религия», гражданская религия и др. Докладчиком были выделены основные причины возникновения и функциональные особенности форм приватной религиозности современного человека.

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры миссиологии ПСТГУ Лисица Ю. Т. выделил в наследии И. А. Ильина темы различия между моралью и нравственностью, между правом и нравственностью и отметил, что они такие же, как и различие между Западом и Россией.

Бакалавр теологии, магистрант ПСТГУ Абросимов А. А. проанализировал осмысление протоиереем Александром Шмеманом связей и противоречий между русской и западной цивилизациями.

Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, главный редактор научного журнала «Труды и переводы» священник Иванов И. А. рассмотрел некоторые впечатления и аналитику протоиерея Думитру Станилое по поводу выстраивания взаимоотношений между Римской Курией и восточным православием в 1917–1930-е годы.

На секции также выступили: доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Скороходова С. И. («К вопросу о духовном наследии владыки Нестора (Анисимова)»), иеромонах Аркадий (Логинов), директор Музея Казанской епархии (Казань) и Иванова О. В., руководитель и научный сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке (Екатеринбург) (Фотооткрытки религиозного содержания 1970-х гг. как флюгер духовно-нравственных поисков советского обывателя), сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Редкозубов А. Д. («Некоторые аспекты вопроса о посмертной участи павших воинов в Православии и исламе»), магистрант ИДО ПСТГУ Самарец Ф. А. («Особенности учения прот. Сергия Булгакова о сотворении мира из «Ничто»»)

В целом доклады и дискуссия носили традиционный для религиоведов и философов характер, они отражали стремление осмыслить совокупное наследие России и Запада при анализе сегодняшних реалий. В этом контексте выступление доктора теологии (PhD) и доцента МДА протоиерея Александра Тимофеева на тему «Ересь русского мира» было более критическим и направлено на анализ современной ситуации в православном мировом сообществе. О. Александр лично соприкоснулся с событиями на Украине и ощутил влияние глобальных разломов на примере трагических событий в Донбассе. Его выступление затронуло анализ деятельности организации IOTA  — международной православно-теологической организации (https://iota-web.org). Роль этой организации (другими словами – проекта, созданного на Западе) особенно отчетливо проявляется в контексте противостояния России и Запада для углубления разлома в самом Православии. События на рубеже 2018-2019 гг., когда Константинопольским патриархатом была предоставлена автокефалия Православной церкви Украины, обозначили разлом в Православии, по своей значимости равному разлому 1054 года.

В январе 2023 года в городе Волос (Греция) IOTA организовала конференцию «Миссия и Православная Церковь». На открытии президент ассоциации проф. Павел Гаврилюк (США) отметил, что конференция будет посвящена актуальным проблемам мира и Православной Церкви. По его мнению, высшее духовенство не в состоянии поддерживать целостность Православия, нужны инициативы «снизу», чтобы преодолеть национальные рамки. На его взгляд, как раз IOTA может взять на себя такую роль. Митрополит Корейский Амвросий (Зографос) в своем докладе остановился на проблеме этнофилетизма в Православной Церкви, которая, по его мнению, лежит в основе конфликта на Украине. Одна из значимых дискуссий была посвящена теме «Русский мир». Свое видение феномена «Русского мира» представили архимандрит Кирилл (Говорун), ученые из Болгарии и Швеции. Следует отметить, что внимание к теме «Русский мир» не случайно, она соединяет религиозные и идеологические аспекты, эта тема способна стать консолидирующей для России и русских вне пределов своей родины. Поэтому критика со стороны докладчиков IOTA (и даже объявление в одном из докладов идеи «Русского мира» как ереси) вполне ожидаемая. Представляется, что ответ должен быть основательно подготовленным, необходимо соответствующее религиозно-философское осмысление и развитие этого понятия. Возможно, что нынешний международный контекст не является вполне подходящим для ускоренного продвижения этой идеи. Однако и медлить с переосмыслением углубляющегося разлома в Православии нельзя.

Дискуссии, которые произошли на полях конференции, показали, что мы снова и снова должны переосмыслить наши отношения с Западом, не впадая в крайности, придерживаясь взвешенного подхода. Совершенно очевидно, что в противостоянии с Западом Константинопольский Патриархат вместе с греческими церквями стал на сторону Запада, разлом цивилизационный затронул, к сожалению, и Православие. Богословские вызовы этого разлома для Православия пока еще не так очевидны, дискуссии идут вокруг этнофилитизма и других, в той или иной мере, политизированных областей. Однако ощущение глубокого по своей трагичности события — раскола в мировом Православии — должно подтолкнуть к интенсификации работ российских богословов, религиоведов, философов.

Алексей Гуня, проф. ПСТГУ, руководитель сектора аналитики СМО

Читайте также

В Красноярской епархии продолжается серия духовно-нравственных встреч со студентами Миссионерский отдел Красноярской епархии продолжает серию духовно-нравственных встреч со студентами в рамках миссионерской акции «Второе...
В Новосибирской епархии прошел семинар по профилактике экстремизма По приглашению министерства образования Новосибирской области и по благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита...
Ковчег с честной главой святителя Иннокентия, митрополита Московского прибыл в Красноярск 7 декабря 2024 года митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе города...
Председатель отдела по миссионерской работе и делам молодёжи Коломенской епархии выступил на конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова 5 декабря 2024 года в МГУ им. М.В. Ломоносова прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные...
Наверх