Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в соборе во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря
24 июля 2011 года, в неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря. Патриаршее богослужение было приурочено к торжествам по случаю празднования 65-летия деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Иларион! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
С трепетом совершал я сегодня Божественную литургию, потому что 20 лет моей жизни было отдано служению на посту председателя Отдела внешних церковных связей. Собственно говоря, с марта 1968 года, когда по благословению Священноначалия я должен был представлять русскую православную молодежь на конгрессе в Праге, и до сего дня продолжается мое самое непосредственное участие во внешних связях Русской Православной Церкви.
Владыка, Вы очень хорошо и правильно сейчас сказали, приведя в качестве примера образ корабля, который нуждается в дальней связи. Нередко Отдел внешних церковных связей работает там, где Русской Православной Церкви просто нет. В первую очередь это относится к миру политики, к диалогу с правительствами зарубежных стран, с международными организациями, где нередко формируются такие стандарты мысли и предлагаются такие поведенческие модели, которые входят в глубочайшее противоречие с тем, чему нас учил Христос.
Перед лицом этих, как теперь говорят, грозных вызовов есть несколько способов действовать. Один способ — сказать «это не наше, такого у нас никогда не будет, все это сплошной грех», и отойти в сторону. Но если занять такую позицию, то грех подступится к каждому нашему дому, и те самые модели поведения, тот самый образ жизни станут господствующими и в нашей стране и, может быть, даже в наших семьях. А тогда сопротивляться уже будет поздно — все рубежи будут разрушены, вся система обороны опрокинута. Вот и существует Отдел внешних церковных связей, потому что на самых дальних рубежах, — которые и рубежами назвать нельзя, скорее чужая территория или нейтральная полоса, — возникают иногда сражения, от результатов которых зависит благополучие в доме каждого из нас.
Именно поэтому это служение было всегда связано со многими трудностями и искушениями. Трудностями, потому что чью-то мысль, поддержанную мощными средствами массовой информации, опирающуюся на якобы общественное признание, а иногда и на политические силы, — опротестовать или просто выразить с ней несогласие очень и очень трудно. Я уж не говорю о психологических трудностях, которые подстерегают человека, выступающего в огромной многонациональной аудитории. Его часто не слышат, порой не понимают, что он говорит. Такой оратор идет на огромный риск — его могут захлопать, засвистать, но самое главное, могут просто не обратить внимания на то, что он говорит: чему нас здесь учит какой-то странный человек с бородой, в черной одежде?! Вот на таких странных людей с бородами, в длинных черных одеждах, и возлагается Церковью огромная ответственность говорить Божию правду, отстаивать священную истину, переданную нам от святых апостолов и хранящуюся в Церкви доныне. Это большой труд. Он требует серьезной богословской подготовки, глубоких внутренних убеждений, силы характера и силы воли, способности убеждать людей тогда, когда, казалось бы, никакие разумные слова не убеждают. Убеждать не ложью, не прельщать, не предлагать какие-то лживые аргументы, — убеждать истиной Христовой.
Когда там, в этом море неверия или инославия, вдруг появляется наш священнослужитель, то многие внутри страны говорят: «Что он там делает? А не предает ли он Православие? А вообще, можно ли ему там быть?» Тем самым нам предлагают принимать первый бой не на чужой и даже не на нейтральной территории, а ждать, пока противные нашему духу, нашему Преданию мысли и дела придут в наши города и села. Но тогда бой будет проигран.
Очень надеюсь, что люди, которые еще сомневаются в пользе этого служения, перестанут сомневаться. Ни одно слово и ни одно дело, совершаемое ныне сотрудниками Отдела внешних церковных связей, не идет вразрез с теми решениями, которые принимают Архиерейские и Поместные Соборы и Священный Синод. Это действия, которые благословляются Церковью, по защите ее самых дальних внешних рубежей.
Но есть и еще очень важное служение, которое несет Отдел внешних церковных связей. Оно имеет отношение не к внешнему миру, а ко всей полноте Православия. Сегодня все Православные Церкви переживают трудное время. С одной стороны, мы нуждаемся в большей консолидации, во взаимодействии, в сотрудничестве. С другой — остаются некие дошедшие до нас из прошлого недоумения, различные взгляды и подходы. Как же укрепить единство Вселенской Православной Церкви, обеспечить действенность ее служения в условиях современного мира и одновременно не огорчить, не обидеть никого из братских Поместных Церквей, но всем дать возможность реализовать свой собственный потенциал служения — большой или малый, не имеет значения? И огромные задачи стоят перед Отделом внешних церковных связей — стоять насмерть, блюсти единство вселенского Православия, преграждая путь раскольникам, еретикам, лжемыслящим людям, содействуя тому, чтобы вся Православная Церковь во всем мире в единомыслии, чистоте, братском общении трудилась для того, чтобы мир становился другим.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения