Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Богородскому Елисею, викарию Корсунской епархии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Города Москвы 26 ноября 2006 г.
Преосвященный епископ Елисей! По молитвам Церкви, возложением святительских рук, тайнодейственно снизошла на главу твою Божественная сила «Немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», почила, и отныне будет жить, и действовать в тебе.
Благодатью Всесвятого Духа ты отныне приобщен к сонму архиереев Церкви Христовой, и призван продолжить апостольское сеяние слова Божия и освящение верных благодатью спасительных Таинств.
«Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр. 1,3) да сподобит тебя свято и непорочно совершать свое пастыреводительство, управляя паствой «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Петр.5,2), проливая Божественный свет вечной Истины на верных чад церковных дабы они прославляли Отца Небесного (Мф.5,16).
К тебе, вступающему на крестный жертвенный путь епископского служения, обращаю Наше слово назидания и благих пожеланий.
Ты соделался сопричастником власти, которую Господь даровал Своим учеником, и, как и они, ты должен «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим.2,15).
Внешнее положение епископов менялось во времени. Но неизменным остается данное нам Богом «служение примирения» (2 Кор.5, 18). Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим и превозноситься над другими. Мы призваны пасти «Божие стадо … непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр 5,2-3).
Апостол Павел говорит: «Сокровище сие, — то есть епископскую благодать, — мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4.7). Апостол указывает нам не только на немощь нашего человеческого естества, на наше духовное несовершенство, но и на внешнее положение, на готовность, по примеру Христа, «уничижить» себя до готовности отдать жизнь свою ради спасения мира.
Быть епископом, это значит, жить жизнью своей паствы, жить ее радостями и ее скорбями. Ученики Господни имели все основания «явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи» среди паствы своей, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес.2, 7).
Задача епископа не только в благовестии Царства Божия, но и в устроении его на земле, ибо, начавшись здесь, оно простирается до небес, начавшись во времени, простирается в вечность. Архиерейским жезлом, как символом власти, водворяется лишь внешний порядок, Царство же Божие в сердцах пасомых насадить можно лишь слезной молитвой, духовным подвигом, многими трудами в смирении и самоуничижении. «Нас огорчают, — говорит апостол Павел, — а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор.6, 10). «Управление Церковью доставляет много заботы и труда ее кормчим», — свидетельствует прославляем ныне Святой Церковью святитель Иоанн Златоуст. «Это есть искусство из искусств и наука из наук», — вторит ему святитель Григорий Богослов.
Ни на одно мгновенье не закрывай свои глаза на трудность возлагаемой на тебя задачи. Бремя епископского служения, как мы говорили, нелегкое вообще, в данном случае представляется особенно трудным и тяжким.
Пусть эти наши духовные размышления в начале твоего епископского пути не устрашат, а воодушевят тебя и вдохнут твердую веру в укрепляющую силу Божию. Помни: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающий назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9, 62).
Утешением для тебя пусть будет неизреченная милость Божия, явленная тебе в твоем недавнем церковном послушании. Господь сподобил тебя служить Ему в тех местах, где ступали пречистые ноги Его, лобызать тот камень, на котором лежало Божественное Тело Его, снятое со Креста, преклонять колена перед Гробом, из которого воссиял Свет Его Воскресения и озарил надеждой жизни вечной.
Условия церковной жизни вдали от родины дали тебе возможность приобрести достаточный опыт широкой и активной пастырской и административной деятельности, столь необходимой для епископа.
Промыслом Божиим на тебя возложена задача свидетельствовать перед народами Запада об истине православной веры, содействовать ее укреплению с конечной целью воссоединения всех во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Задачей твоей является духовно поддержать наших соотечественников, которые живут ныне в Великобритании и только Церковь может помочь им духовно окрепнуть в новой для них среде обитания.
Опорой и поддержкой для тебя служит то, что ты определен викарием Корсунской епархии, помощником Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия, много трудов положившего для умиротворения возникших нестроений. Пользуйся возможность почерпнуть и руководствоваться его советами и наставлениями.
Прежде всего, и над всеми другими задачами, как бы велики и неотложны они ни были, стоит перед тобой ежедневная, непрестанная задача попечения о каждом чаде Божием, «за которого умер Христос» (1 Кор. 8, 11).
Не в легкое время для твоей паствы ты получаешь ответственное послушание. Некоторые из пастырей «не ищут горнего» (Кор.З, 1) а «ищут своего… не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2,21), не сохранили врученный залог «цел и невредим»., вносят смущение и соблазн.
Глубоко верю, что разделение не долго продлится и отошедшие от Матери-Церкви, тяжело пережив свое неканоническое положение, возвратятся в ограду Святой Церкви.
Ровно сорок девять лет назад 30 ноября 1957 года в русском храме Успения Божией Матери в Лондоне на высшую степень церковного служения взошел новый иерарх Русской Православной Церкви. Это был блаженнопочивший митрополит Сурожский Антоний. Из того далекого времени доносится его голос, обращенный в слове при наречении к «детям своим духовным»: «Станем едиными со Христом через любовь и в любви, и Христовой любовью, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он отдал Свою жизнь. Возлюбим каждого, как Он любит и нас: учениками Христа войдем в жизнь с новой надеждой и обновленной силой. Принесем в холодный, сирый мир огненную, непобедимую радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтобы у всех рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов озарил и тех, кто бродит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воспеть Богу победную песнь».
Ты хорошо знаешь, что родила Православие на просторах Альбиона Русская Православная Церковь, украсившаяся многими славными деятелями с честью и славой потрудившимися там. Верим, что имена их вписаны Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом в книгу жизни вечной.
С посохом в руках твои предшественники выводили паству свою на пажить добрую, с его помощью искали заблудшую овцу и возвращали похищенную.
Прими такой жезл и иди с ним в мир, укрепи, с Божьей помощью, немощных в вере, верни в ограду церковную расточенная и блуждающая без истинных пастырей, приведи всех в лоно Святой Православной Церкви Христовой.
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения