Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия Международного форума «Православные женщины: единение, служение, любовь»
27 июля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия Международного форума «Православные женщины: единение, служение, любовь» в Киеве. Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
Дорогие участники и участницы форума!
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Радуюсь тому, что открытие форума состоится сегодня, в канун замечательного праздника — Дня Крещения Руси, дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Поскольку мое участие в торжествах в Киеве вместе с украинской паствой, украинским духовенством уже стало некоторой традицией, то совпала и наша с вами встреча, чему я очень рад, потому что придаю очень большое значение развитию женского православного движения в Русской Православной Церкви. По дороге сюда я думал, стоит ли читать подготовленный текст или просто мыслями поделиться, и решил, что лучше поделиться мыслями.
Я постоянно задаю себе вопрос — и стал задавать его не вчера, а еще в те времена, когда женщины составляли абсолютное большинство верующих в наших храмах: отчего это происходит? Есть чисто психологические и даже физиологические объяснения того, что женщины более религиозны, чем мужчины: мол, женщина по природе своей более эмоциональна, более чувствительна — а стало быть, менее критична, менее рационалистична, и потому ближе к религиозному измерению жизни.
Может быть, эта аргументация в какой-то степени справедлива, но у меня есть свое объяснение, которым я до сих пор ни с кем не делился — эти мысли я сейчас выскажу впервые. Есть нечто общее в природе служения Церкви и женщины. И это общее опознается женщинами абсолютно не рационально, а опытно, на каком-то подсознательном уровне, что и развивает у женщин доверие к Церкви, к церковной проповеди, готовность участвовать в церковной жизни более активно, чем мужчины.
Церковь — хранительница нравственных ценностей. Церковь передает эти нравственные ценности, как некий генетический код, из поколения в поколение, формируя тем самым матрицу народной жизни. Действительно, как человек XXI века отличается от человека века двадцатого, девятнадцатого или восемнадцатого! Но если посмотреть на систему ценностей, которые Церковь проповедует, которые Церковь предлагает современному обществу, — то ведь это те же фундаментальные ценности, которые были не только в XIX, но и во II веке! Церковь является реально действующим механизмом передачи фундаментальных нравственных и духовных ценностей из поколения в поколение. В этом смысле Церковь — консервативное начало, потому что консервация есть сохранение: чтобы ценности передать, их нужно сохранить.
Но, с другой стороны, Церковь всегда призвана к творчеству, потому что каждое последующее поколение людей не будет воспринимать эти ценности, если они не будут для них убедительными. Убедительность церковной проповеди всегда предполагает новаторство, открытость, динамизм; а если этого нет, то происходит сбой в механизме передачи ценностей, либо ценности эти начинают отождествляться в сознании людей с определенной субкультурой, с фольклором — как это было у нас до недавнего времени, да и до сих пор остается. Возьмите наше телевидение — когда чаще всего говорят о Церкви? На Масленицу, на Пасху, когда красят яйца, когда освящают пасхи и куличи, — подхватывая тем самым распространенный стереотип, что Церковь — это часть фольклора, часть культурной традиции. Может быть, так происходит потому, что в течение советского времени, да и в постсоветский период мы были не в состоянии представить ценности христианского Предания на должном интеллектуальном уровне, с тем чтобы они усвоялись современными людьми. Отсюда и отождествление в некоторой степени нравственных, христианских ценностей с определенной субкультурой и с фольклором.
Кто является хранителем семейного очага? Женщина! Бог так пожелал, и для меня как для верующего человека не требуется больше никаких аргументов. Бог пожелал, чтобы женщина была хранительницей семейного очага. А что такое семья? Это место, где человек формируется как личность, где осуществляется передача ценностей из поколения в поколение. Мы нередко говорим своим детям, особенно часто это говорят мамы: «Так поступать нехорошо». Но ведь ни одна мать практически никогда не объясняет, почему именно нехорошо. Она лишь декларирует величайшей важности идею, что передаваемое ею она передает не от самой себя, — она восприняла эти ценности от своих родителей, и единственный аргумент, почему нельзя так поступать, — «это плохо!» В этом смысле женщина является в значительной степени ответственной за передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Она делает в семье то, что делает Церковь в народе. Ведь Церковь называют Матерью не потому, что слово «церковь» женского рода, а потому, что Церковь, подобно матери, сохраняет и передает из поколения в поколение нравственные ценности и воспитывает в этих нравственных ценностях каждое последующее поколение людей.
С одной стороны, женщина — консервативное начало: она сохраняет ценности, семью, порядок. С другой стороны, женщина способна к динамичной жизни в современном обществе. Мне много раз приходилось говорить, что мужчина оказался более хрупким существом, чем женщина. Не выдерживают мужчины стрессов современной цивилизации, и, как результат, алкоголизм, в первую очередь в мужской среде. Может быть, на Украине это не так очевидно, а вот в российском Нечерноземье это очень заметно. Когда я был правящим Смоленским архиереем, я часто ездил по деревням. Приезжаешь, служишь Литургию — в храме в основном женщины. Потом собираются сельчане, самодеятельность — кто поет? Женщины. Кто играет? Женщины. Кто декламирует? Женщины. Кто в клубе? Женщины. Кто в фельдшерском пункте? Женщины. А где мужики? А их нет, где-то по углам прячутся, или придут в нетрезвом виде посмотреть, как их жены выступают…
Женщина оказалась сильнее — в первую очередь сильнее в плане способности противостоять стрессам. А почему? А потому, что у женщины более высокий порог самосохранения. Ответственность за семью, за передачу ценностей — все это остается на подсознательном уровне, часто абсолютно неартикулированно, неосознанно; сама природа именно так работает в женщине. И то, что у нас в Церкви больше женщин, вполне объяснимо, и объяснимо, на мой взгляд, этой схожестью служения Церкви и женщины. Господу было угодно, чтобы апостолами были мужчины, чтобы апостольское служение в Церкви совершали мужчины — к счастью, в Православии не возникает никаких попыток со стороны женщин пересмотреть эту норму апостольского предания. Иерархическое служение в Церкви осуществляют мужчины. Но мне кажется, что не будь в нашей Церкви служения женщин, в первую очередь в трудные годы атеизма, мало что осталось бы сегодня от Церкви. Не будь тогда наших бабушек и наших матерей, которые подчас тайно от своих партийных мужей и детей крестили внуков, сыновей, дочерей, — что было бы сегодня с нашим народом? Служение женщины в Церкви оказалось критически важным именно в годы гонений. Если мужчины боялись приходить в храм, опасаясь потерять должность, навредить карьере, то женщины были более самоотверженными, особенно пожилые женщины, которых нельзя было напугать ни угрозой потери пенсии, ни даже угрозой исключения из очереди на квартиру. Они ходили в храм, они крестили и воспитывали в вере своих внуков, и таким образом сохранили не только нравственное предание и систему ценностей, но во многом сохранили религиозность нашего народа.
Так и в нынешнее время очень важно, чтобы в полной мере раскрывался потенциал женщин-христианок — конечно, в первую очередь в семье. Но ведь не все семейные. Я уже недавно говорил, что если у человека нет семьи, нет детей, то это не значит, что он становится человеком второго сорта. В очах Божиих нет людей второго сорта, и, может быть, Господь словно подталкивает одинокого человека к тому, чтобы он отдал всю силу своей природы тому служению, в котором он мог бы себя проявить. Для многих местом такого служением становится Церковь, и наши женские монастыри, наши общины милосердия — яркий тому пример. Недавно мы проводили в Москве съезд епархиальных социальных работников и руководителей сестричеств милосердия. Сотни людей собрались — надо было видеть этих людей, их энтузиазм, их готовность трудиться, их удивительную изобретательность. Познакомившись лишь с перечнем проектов, осуществляемых в рамках этого служения, я был поражен его многообразию, его эффективности.
Сегодня перед Церковью стоит очень много задач, в том числе по организации женского вклада в жизнь Церкви. На уровне монастырей, сестричеств, приходов работа организована довольно хорошо, но у нас нет организации, которая объединяла бы женщин в рамках всей Церкви. А ведь так важно время от времени встретиться, поговорить, обменяться опытом; важно выступить в защиту Церкви, в защиту нравственных ценностей. Когда мы, священники, выступаем в защиту нравственных ценностей, выступаем против абортов, выступаем за поддержку необеспеченных молодых матерей, мы нередко слышим открытый или неявный упрек: «Вам-то что? Вы свои классовые интересы отстаиваете!» Но когда на защиту тех же принципов встают миряне, особенно женщины, у которых особое право громко говорить на эти темы, — они могут быть скорее услышаны обществом.
Думаю, процесс формирования православной женской организации, в которой я был очень заинтересован и идею которой я всячески поддерживал, сегодня должен перейти на новый этап — этап создания организаций в разных странах на просторах СНГ и Балтии, епархиальных организаций. Организация женщин может быть очень эффективной и полезной — как в отстаивании интересов Церкви, так и в реализации тех проектов, которые сегодня Церковь считает первоочередными.
Мы проходим через тяжелейшие цивилизационные испытания. Мы — это все жители планеты, в том числе православные люди на Украине, в России, Белоруссии, других странах. Речь идет о глубочайшем кризисе семьи. Раскрепощение человеческого инстинкта, которое происходит умышленно или случайно, но по наущению дьявола, и которое в 60-е годы стало именоваться сексуальной революцией, привело к страшным последствиям — разрушению семьи, возникновению крайних форм феминизма, агрессивной пропаганде гомосексуализма. Сексуальная революция оказала настолько негативное влияние в сфере личной и семейной нравственности, что трудно представить, чем дело может закончиться, если не организовать общий фронт сопротивления этому злу.
Как я уже сказал, в природу людей, особенно в природу женщин, вложен инстинкт самосохранения — сохранения личности, сохранения семьи. Сегодня все это должно работать. Церковь открывает пространство для организованной деятельности женщин разных специальностей, разного социального положения. Дай Бог, чтобы Церковь обеспечивала место встречи тех, кто небезразличен к судьбам своего народа и к судьбам Церкви, и получала очень важный ответный импульс, который делал бы ее жизнь богаче, красивее, а ее служение — более эффективным.
Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения