Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии подписания соглашения о социальном партнерстве между Русской Православной Церковью и Уральским федеральным округом
19 апреля 2010 года в резиденции губернатора Челябинской области Святейший Патриарх Кирилл и Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко подписали соглашение о социальном партнерстве. Перед подписанием документа Предстоятель Русской Церкви и Н.А. Винниченко обменялись речами.
Уважаемый Николай Александрович, уважаемые главы регионов, дорогие владыки!
Я рад тому, что договор о сотрудничестве и взаимодействии Русской Православной Церкви с Уральским федеральным округом подписывается в присутствии глав регионов и епархиальных архиереев. Хотел бы обратить ваше внимание на еще одно удивительное совпадение: именно сегодня вступает в действие закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Среди этих социально ориентированных некоммерческих организаций — религиозные организации.
Принятие этого закона является свидетельством признания той большой работы, которую Русская Православная Церковь и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области. Это означает, что с сегодняшнего дня можно совершенно по-новому строить отношения со светской властью, государством — как на федеральном, так и на региональном уровнях — в плане взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы.
Обращаясь к архиереям Русской Православной Церкви на Архиерейском совещании, которое состоялось в феврале этого года в Москве, я сказал о том, что настало время, когда мы как Церковь должны еще и еще раз переосмыслить значение православного прихода.
Я хотел бы сделать небольшой экскурс в прошлое и коснуться очень важной страницы истории церковно-государственных отношений в России, о которой почти ничего не известно. В трудные предреволюционные годы лучшие умы Российского государства и Русской Церкви стали задумываться о том, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить трагическое развитие ситуации. Люди видели, что происходило в стране: нагнетались страсти, развивалось то, что позже стало называться предреволюционной ситуацией, и нужно было сделать нечто такое, что могло бы радикально изменить социальную среду и благотворно воздействовать на сознание людей.
Тогда Русской Церкви было трудно выступать с какими-то инициативами, потому что Церковь была государственной, руководителем Церкви был государь император; у Церкви не было самостоятельной позиции по общественным и политическим вопросам и быть не могло, потому что она была частью государственного аппарата. Но осознание надвигающейся катастрофы очень сильно присутствовало в Церкви, и вот тогда начались несанкционированные, мало кому известные переговоры тогдашнего премьер-министра Витте и первенствующего в Святейшем Синоде митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), человека очень образованного. Он принял монашеский сан, будучи профессором, после того, как в один год у него умерли жена и все дети. Он увидел в этом знак Божий и принял сан. Он был человеком очень уважаемым как нашей интеллигенцией, так и простым народом. И вот Витте и митрополит Антоний стали конфиденциально совместно размышлять: что нужно сделать, чтобы остановить это негативное развитие, и пришли к выводу о том, что нужно изменить природу приходов Русской Православной Церкви — что приход должен быть не только местом молитвы, но и центром общественной и социальной жизни, чтобы на приходском уровне сглаживались противоречия, конфликты, чтобы велась активная работа по поддержке рабочего класса, выравниванию социальных диспропорций, чтобы главную ответственность за социальный мир приняла на себя Церковь вместе с элитой нашей страны. В результате был секретно подготовлен проект приходского устава.
К сожалению, в то время существовало ведомство, которое контролировало деятельность Русской Православной Церкви — а именно ведомство обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода. Во главе этого ведомства стоял известный господин Победоносцев, человек осторожный и консервативный. Он был уязвлен тем, что митрополит, первенствующий член Синода, ведет переговоры не с ним, а с премьер-министром, пожаловался царю, и замечательное начинание было ликвидировано.
Я думаю, что если бы мысли, которые сформулировали митрополит Антоний и премьер-министр Витте, получили в то время какую-то законодательную поддержку государства, то нам, может быть, удалось бы избежать катастрофы революций и гражданской войны.
Сегодня и Церковь сознает необходимость возрождения социальной функции прихода, и государство понимает, что религиозные организации могут и должны осуществлять социально ориентированную деятельность. Новый закон помогает нам сделать то, чего не смогли сделать наши отцы, деды и прадеды. Замечательно, что мы с вами будем подписывать договор именно в тот день, когда закон, открывающий новые возможности для церковно-государственного взаимодействия, вступает в жизнь.
Я хотел бы также сказать о том, что в этом году с 1 апреля реализуется еще очень важное начинание — преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах. Были подготовлены учебные пособия. На мой взгляд, любой учебник можно критиковать, но всегда с чего-то нужно начинать, и полагаю, что мы начинаем не с самых плохих учебников, хотя, конечно, нужно совершенствовать этот курс. Но самое важное, что мы имеем сегодня, — это то, что все эти учебники формируют в сознании учащихся одну систему ценностей.
Сегодня у нас, к сожалению, школа никакой системы ценностей не формирует. Отдельные преподаватели, энтузиасты, подвижники изо всех сил стараются оказывать воспитательное воздействие на учеников. Однако улица, а нередко и семья, но более всего — современные средства массовой информации, которые часто навязывают другие ценности и идеалы, разрушают духовный мир наших детей. Вся Россия содрогнулась от сериала «Школа». Сколько было критики в адрес постановщиков и телевидения! Но на самом деле этот сериал показал (конечно, в гротескной форме, ведь всякое кино — это гротеск), что происходит с нашими детьми и молодежью. Нам некуда уже отступать, нет этого пространства. Как говорится, «за нами Москва», за нами сама жизнь нашего народа. И поэтому все прекраснодушные рассуждения о том, нужно или не нужно, в этом году, к счастью, закончены. Президентом было принято решение — за что огромная благодарность Дмитрию Анатольевичу — что в наших школах будут преподаваться по свободному выбору основы религиозной культуры и светской этики и что все эти курсы будут направлять мысль наших учащихся на одни и те же ценности. Это не значит, что православный человек будет воспитываться в своем мире, неверующий в своем, мусульманин в своем. Как я уже говорил в Екатеринбурге, мы договорились о том, каковы наши фундаментальные нравственные ценности, и к этим ценностям мы и будем прививать наш народ.
Очень важно, конечно, чтобы здесь полностью соблюдалась добровольность, чтобы не было перегибов, напоминающих советские выборы, когда вдруг 99,9 % голосуют за один из курсов, чаще всего за светскую этику, как это произошло в Пензенской области. Я в шутку спросил, когда мне доложили, что 100 % выбрали светскую этику: «Там же около 200 священников — что, их дети тоже светскую этику выбрали?» Видимо, организаторы этой подтасовки не подумали о том, что хоть какой-то процент надо было оставить для того, чтобы убедить людей в добровольности сделанного выбора.
Я очень надеюсь, что этих перегибов, которые оскорбляют наше национальное достоинство, не будет. Мы свободный народ, мы имеем право выбирать в области мировоззрения то, что мы хотим выбрать, тем более что весь этот выбор имеет, как я уже сказал, некий важный общий знаменатель. Поэтому я бы попросил, чтобы в Уральском округе была полная свобода выбора, чтобы дети и их родители могли выбирать то, что они желают и чтобы была оказана поддержка в тех регионах, где осуществляется эксперимент по внедрению преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах.
Я бы хотел также сказать о том, что сейчас на заключительной стадии находится разработка законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. К сожалению, обсуждение этого закона сопровождается очень недоброкачественной общественной дискуссией. Конечно, есть в этой дискуссии и выражение озабоченности, в том числе и музейных работников, о судьбе объектов, представляющих общенациональную художественную ценность; но в общественную дискуссию сегодня вбрасывается очень много того, что не соответствует действительности. Людей пугают тем, что Русская Православная Церковь ничего не сохранит, что если им вернут иконы, то они будут ими гвозди заколачивать, что наши национальные сокровища исчезнут. Как сказала с некоторым удивлением одна моя знакомая, такое впечатление, будто возвращают ценности не Русской Православной Церкви, которая эти ценности создала и на протяжении веков сохраняла, а племени тумбу-юмбу, что все иконы полетят в костер, а на костре шашлыки будут жарить. Совершенно очевидно, что это недобросовестный подход. В том случае, когда что-то будет передаваться Церкви, Церковь должна обеспечивать сохранность — во взаимодействии с государством, с государственными учреждениями, с музейными работниками, искусствоведами, реставраторами.
Но есть и другая проблема, когда не все благополучно в наших музейных запасниках. И здесь, я думаю, наше художественное и музейное сообщество должно быть открыто к тому, чтобы взаимодействовать с Церковью в деле сохранения тех наших духовных и материальных ценностей, художественных и религиозных, которые сегодня находятся в музеях.
Никакого рассредоточения музейных фондов, никакого разрушения архивов, никакого разрушения сложившихся экспозиций нет и не будет: мы отдаем себе ясный отчет в том, что иконы, находящиеся в музейных экспозициях (в отличие от икон, находящихся в запасниках), тоже работают на духовное просвещение нашего народа. И в этом смысле мы благодарны замечательным экскурсоводам, искусствоведам, которые сопровождают прекрасными комментариями знакомство наших людей с музейными коллекциями, которые объективно работают на нравственное воспитание людей.
Мы очень надеемся, что процесс возвращения храмов, культовых зданий никого не будет огорчать. Ведь очевидно, что и государство, и наши благотворители, представители бизнеса, должны будут вместе с Церковью позаботиться о том, чтобы эта передача сопровождалась, в том числе, предоставлением помещений тем учреждениям, которые, высвобождая свои площади для религиозных целей, будут продолжать свою профессиональную деятельность.
Я хотел бы остановиться на этих трех вопросах, принимая во внимание, что здесь и губернаторы Уральского округа, и наши владыки, и, обращаясь к владыкам, хотел бы еще раз подчеркнуть важность всего того, о чем мы говорили на Архиерейском совещании. Сейчас нам нужно в первую очередь заняться активной подготовкой церковных социальных работников, молодежных лидеров, педагогов. С этого года наш московский Православный Свято-Тихоновский университет открывает специальный факультет для подготовки церковных социальных работников, педагогов, молодежных руководителей. Кроме того, в Москве создаются специальные курсы для ускоренной подготовки таких работников: так, во взаимодействии с московским правительством мы разработали одну такую схему ускоренной подготовки, а вторая будет осуществляться на базе Патриаршего молодежного центра в Свято-Даниловом монастыре.
Я думаю, что в каждом регионе можно, вступив в контакт и с властями, и с научным сообществом, подумать о том, как могли бы использоваться для подготовки профессиональных церковных кадров существующие учебные заведения, в том числе готовящие светских социальных работников. Но нам с вами, дорогие владыки, откладывать эту работу до завтра и послезавтра нельзя.
Для того чтобы вернуть социальное измерение нашего прихода, сделать образовательные программы более эффективными, для того чтобы действительно развивать работу с молодежью и детьми, нужно, чтобы на каждом приходе были профессиональные работники из числа мирян. Опыт показывает, что священники, к сожалению, перегружены своими прямыми обязанностями и не всегда могут с успехом осуществлять эту работу. Поэтому я, пользуясь случаем, хотел бы еще раз передать вам это Патриаршее пожелание, поддержанное, как вы знаете, всем нашим архиерейским братством, и дай Бог, чтобы в пределах Уральского федерального округа эта работа в епархиях осуществлялась активно. Благодарю всех за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения