Слово Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании Калининградской епархии
4 октября 2010 года в конференц-зале кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось епархиальное собрание Калининградской епархии. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.
Сердечно приветствую всех вас.
У меня сегодня хорошая возможность встретиться со всеми вами и поговорить о наших епархиальных делах. К сожалению, так сложились обстоятельства, что в течение полутора лет я не имел возможности приехать сюда, в Калининград. Вы могли наблюдать за моей деятельностью по телевидению и в Интернете и, наверное, хорошо понимаете, почему меня не было полтора года. Но я постараюсь, если Господь будет давать силы, впредь приезжать почаще.
Хотел бы сказать вам, что располагаю полной информацией о том, что происходит в епархии — владыка викарий мне докладывает, получаю информацию также из других источников. Могу сравнивать, делать выводы, знаю, что у нас происходит — хорошее и не очень. Стараюсь в меру сил «держать руку на калининградском пульсе», и в будущем будет так же. Хотел бы еще раз сказать, что ни одно кадровое решение не принимается без моего непосредственного участия. То же касается и всей системы отношений с государственной властью, распределения финансов и основных вопросов епархиальной жизни.
Тем не менее скорблю, что не имею возможности приезжать сюда почаще, служить, со всеми вами встречаться. Даже эти два богослужения в соборе Христа Спасителя оставили очень яркий свет в моем сердце. Вспомнилось все — и как начинали мы 25 лет тому назад, и как служили в комнатке у Михаила Ивановича, первого старосты, в углу, и как приобрели помещение на Третьяковской улице, и как отслужил я первую Литургию, и многое-многое другое. Ведь каждый храм, который был построен или строится здесь, связан с усилиями, составлявшими важную часть моей жизни еще в бытность митрополитом. Поэтому рад видеть вас — возросший клир Калининградской епархии, возросший не только количественно, но и качественно; могу судить об этом по многим добрым делам, которые вы совершаете.
Сейчас у меня есть возможность посещать многие епархии. Есть епархии большие, где проживают миллионы людей, где финансовая база гораздо более мощная, чем у нас, где намного больше духовенства и приходов. Есть епархии такого же масштаба, как наша, есть епархии поменьше. Но обычно я оцениваю деятельность епархий не по абсолютным, а по относительным цифрам, то есть не по общему количеству духовенства и храмов, а по отношению количества духовенства и храмов к численности населения, по количеству воскресных школ. Если на 500 храмов приходится 50 воскресных школ, значит, в епархии плохо обстоит дело с образованием. Наша Калининградская епархия находится по всем этим показателям на одном из первых мест, и меня это радует. По такому параметру, как соотношение количества храмов и численности населения, мы уже достигли уровня выше среднего, однако нам еще предстоит много трудиться — строить новые храмы и открывать новые приходы.
И вот я хотел бы начать свой разговор с обустройства жизни прихода и жизни благочиния. Границы каждого прихода в нашей епархии ясно зафиксированы. Еще будучи митрополитом, я много раз говорил о том, что настоятель должен нести попечение о каждом населенном пункте, который находится на территории прихода. Мы должны раз и навсегда завершить тот период нашей истории, когда настоятелю казалось, что жители окружающих деревень и поселков должны непременно посещать его храм. Ведь может быть так, что человек живет в отдаленном от центра прихода поселке (да и в не очень отдаленном) и никогда в храме не был. Поэтому прямой долг настоятелей — посещать регулярно все населенные пункты, которые находятся на территории прихода. В случае с Калининградской областью это очень просто, потому что здесь развита дорожная инфраструктура, здесь прекрасные дороги, здесь небольшие расстояния, если сравнивать с другими регионами России. У всех вас собственные автомобили, поэтому практически никакой проблемы нет. А в перспективе нам нужно в каждом населенном пункте обустраивать место молитвы, строить небольшую часовенку, куда бы батюшка мог приехать, детей покрестить, водосвятный молебен отслужить, может быть, даже Литургию совершить. Часовенка должна быть таких размеров, чтобы в ней могли поместиться десять, двадцать или тридцать человек.
Очевидно, не может быть отдельного прихода в населенном пункте, насчитывающем двадцать дворов. Но вот вчера, посещая монастырь в честь Державной иконы Божией Матери в Изобильном, я спросил матушку Антонину: «А сколько здесь населения?» Она ответила: «Двадцать дворов». Но ведь и из этих двадцати дворов верующие ходят в монастырь. Стало быть, не имеет значения, десять, двадцать или тридцать дворов — мы должны идти к людям и делать свое дело. Там, где появляется храм, начинается благодатное воздействие на душу людей — мы с вами хорошо это знаем.
Сегодня в Калининградской области очень остро стоит проблема сельского населения. После сокращения числа сельских школ — на мой взгляд, решения глубоко ошибочного — резко изменилась и продолжает ухудшаться демографическая ситуация на селе. Если нет школы, то это еще одна причина для людей переезжать в город. Если где-нибудь в Сибири переехать из деревни в город означает покрыть тысячу с лишним километров, то в Калининграде это ничего не стоит — и областной центр, и районные города рядом. Сейчас, на мой взгляд, существует угроза резкого сокращения сельского населения Калининградской области. А если это произойдет, то о каком возрождении сельского хозяйства можно будет говорить? Здесь достаточно плодородные почвы, развитая транспортная инфраструктура — словом, есть все для успешного развития. Но если уйдет народ, то как будет развиваться очень важная отрасль экономики и социальной жизни?
Вот почему работа священников в селе сегодня очень важна. Еще раз подчеркну — не нужно бояться ехать в самые отдаленные и депрессивные населенные пункты. Надо приезжать, встречаться с людьми, находить места, где можно совершать богослужения, и обязательно ставить перед собой задачу строительства богослужебных зданий в каждом населенном пункте, начиная, конечно, с самых крупных. В каждом конкретном случае все эти населенные пункты и будут составлять один приход, но у прихода будет несколько храмовых зданий. И тогда материальное положение прихода будет возрастать, тогда на приходе, где сегодня служит один священник, смогут смело служить двое, а может, и трое. Поэтому мы с вами должны обязательно идти по этому пути. Я бы просил, владыка Серафим, чтобы вместе с благочинными была проведена работа по составлению плана строительства. Представьте мне, пожалуйста, данные, сколько населения в том или ином пункте, как далеко от него находится ближайший храм. Тогда у нас действительно будет перспективный план строительства и духовного освоения всего пространства Калининградской области.
И вот еще что я хотел бы сказать о приходской жизни. Самым большим недостатком, который я вижу в деятельности некоторых приходов, является то, что их настоятели не живут на приходе, а обзавелись квартирами в областном центре и свои приходы навещают. Это нетерпимая ситуация. Я уже поручил владыке викарию навести порядок в этом деле и ясно поставить вопрос перед такими настоятелями: хочешь быть настоятелем или будешь вторым священником в районном центре или в городе? Если тебе так нужно жить в областном центре — живи, но не будешь настоятелем. Настоятели должны жить там, где они служат; более того, следует обеспечить доступность священника для населения. Выступая в Днепропетровске на епархиальном собрании, я сказал священникам о том, что каждый настоятель, каждый приход должны иметь служебный мобильный телефон. Это не значит, что служебный телефон должен быть включен 24 часа в сутки; но в каждом храме должны быть указаны номер этого телефона и часы, когда можно звонить. Ежедневно в это время священник должен включать телефон, чтобы любой человек мог с ним связаться. И если у нас будет такая связь, то мы значительно улучшим ситуацию на приходах, ведь до сих пор поступают жалобы, что до священника нельзя ни дозвониться, ни достучаться — даже в экстренных случаях, когда нужно причастить умирающего. Поэтому я попрошу, владыка, взять и этот вопрос под контроль и потом передать мне все номера приходских телефонов, чтобы я мог время от времени звонить настоятелям из Москвы.
Вы, наверное, слышали о решениях, которые были приняты в феврале нынешнего года на Архиерейском совещании. Все архиереи Московского Патриархата собрались в городе Москве и рассматривали, в частности, очень важные вопросы, связанные с организацией приходской жизни. Было принято решение, что на уровне благочиний и на уровне крупных приходов в штат церковных работников должны входить не только священник, диакон, регент, псаломщик, звонарь и уборщица, как это было раньше, но и хотя бы один социальный работник, специалист по работе с молодежью и специалист в области образования — на штатной, платной основе. Я понимаю, что вводить эту систему на уровне приходов не так просто и ввести ее во всех приходах нам не удастся. Но крупные, состоятельные приходы в городах в состоянии включить в свой штат соответствующих специалистов.
Две проблемы препятствуют реализации этого решения Архиерейского совещания. Первая проблема заключается в отсутствии кадров. Для того чтобы человек профессионально работал с молодежью, вел социальную работу, занимался образованием, нужна соответствующая подготовка. Может быть, проще всего подыскать педагога, который занимался бы воскресной школой на своем приходе, а на уровне благочиния курировал бы работу всех воскресных школ и все образовательные программы, — такие люди есть в Калининградской области.
Что же касается социальных работников и специалистов по работе с молодежью, то есть и такие, но их немного и явно недостаточно для того, чтобы покрыть все существующие потребности. Поэтому задача заключается в том, чтобы направлять кандидатов на обучение по этим специальностям. С этого года мы открыли специальный факультет в Свято-Тихоновском университете, который будет готовить социальных работников и специалистов по работе с молодежью, но это четырехлетнее обучение, а нам нужно экстренно готовить таких людей. Поэтому на двух площадках в городе Москве — на базе Патриаршего молодежного центра при Даниловом монастыре и на базе епархиальной Комиссии по делам молодежи — созданы образовательные центры. Сейчас там обучается около двухсот человек, время подготовки небольшое — пара месяцев; но лица, проходящие это обучение, получают необходимые навыки в сфере социальной деятельности и в сфере работы с молодежью. Поэтому я просил бы Вас, владыка, и всех благочинных озаботиться направлением слушателей на эти курсы в Москву.
Вторая задача, которую надо решить, — это финансы. Людям нужно платить зарплату — не нищенскую, а нормальную зарплату; тогда с них можно и спрашивать. Если молодежный работник получает зарплату, то настоятель ставит перед ним задачу, и тот ее обязан решать. Например, так: «Сколько у нас в воскресный день молодежи на Литургии?» — «Десять». — «Твоя задача заключается в том, чтобы к концу года было двадцать или тридцать». Молодежный работник должен делать все необходимое для того, чтобы привлечь в храм молодых людей, православных по крещению. Ведь мы не занимаемся прозелитизмом и ни у кого эту молодежь не уводим — это наша православная молодежь, но она пока не приходит в храм, потому что не обучена, потому что у нее нет сцепки с приходской жизнью. И молодежный лидер — работающий на уровне прихода или на уровне благочиния — должен разработать программу, которая бы эту сцепку обеспечивала, — организацию внебогослужебных собраний, проведение досуга, культурные мероприятия, с тем чтобы молодежь могла понять все многообразие и всю красоту церковной жизни. Очень важно обеспечить финансовую поддержку этой деятельности, а поскольку ответственность возложена в первую очередь на благочинных, то у благочинных должны быть предусмотрены соответствующие бюджетные расходы. Для этого часть целевых средств, которые направляются в епархию, должна оставаться на уровне благочиния; конечно, следует также подключать ресурсы своего собственного прихода.
Теперь я хотел бы коснуться очень важной темы. Сейчас мы особенно активно занимаемся — и в масштабах всей Церкви, и в масштабах Калининградской области — вопросом передачи Церкви объектов религиозного назначения. Именно с Калининградской области началась масштабная передача этих объектов Церкви. Каждый из вас уже наслышан об этом, многие — и благочинные, и настоятели — уже вовлечены в процесс. Возникает вопрос: как работать с тем, что нам уже передано? Ничто не должно простаивать — все должно работать на благо Церкви. С этой целью я учредил имущественный отдел Калининградской епархии, который будет заниматься координацией всей деятельности на уровне епархии. Отдел призван помогать благочинным и настоятелям решать юридические вопросы, связанные с использованием имущества; возможно, помогать и в привлечении инвесторов, хотя в этом направлении каждый настоятель и каждый благочинный должен активно работать сам.
Почему я говорю о привлечении инвесторов? Потому, что мы не можем своими силами поднять сегодня все эти объекты, многие из которых переданы нам в руинах. Поэтому необходимо привлекать средства со стороны. Но для того чтобы Церковь, привлекая инвестора, не потеряла эти объекты недвижимости (как это нередко уже бывало), необходимо, чтобы все инвестиционные договоры и соглашения разрабатывались и тем более заключались при тщательном юридическом сопровождении. В этом и заключается главная обязанность имущественного отдела — наблюдать за всеми инвестиционными проектами. Эти соглашения должны заключаться в присутствии и при участии епархиальных юристов, чтобы, с одной стороны, обеспечить быстрое восстановление этих объектов, с другой — чтобы Церковь не лишилась того, что ей принадлежит, как это иногда случалось в других местах.
Часть объектов надо восстанавливать и использовать совместно с инвесторами, получая от них необходимые средства, в том числе для осуществления всех тех программ, о которых мы говорим — молодежных, социальных, образовательных и т.д. Дело в том, что некоторые культовые здания можно использовать не для богослужений (когда уже есть храм), а как приходской зал, как приходской досуговый центр, как школу, детский сад, молодежный центр и т.д.
Но есть и объекты, которые необходимо восстанавливать исключительно для богослужебных целей — это, в первую очередь, храмовые здания. Конечно, в этом случае следует говорить не об инвесторах, а о благотворителях.
В любом случае то, что сегодня происходит в Калининградской области, — это новация и для нашего государства, и для нашей Церкви. Вы знаете, что существует много критиков самой идеи передачи Церкви объектов религиозного назначения. Вот мы и должны ответить на эту критику разумным, бережным отношением к имуществу, которое передается Церкви; максимальной отдачей, которая помогла бы нам и благоустроить места богослужения, и получить материальные средства для развития всех тех многочисленных программ, над которыми Церковь сегодня работает.
<…>
Мы должны стараться организовать пространство вокруг наших храмов таким образом, чтобы можно было максимально активно заниматься и социальной, и молодежной, и образовательной работой. Поэтому даже там, где у нас уже есть храмы, следует либо использовать передаваемое нам имущество для того, чтобы организовать широкую приходскую деятельность, либо планировать строительство специальных приходских центров. Ограничиваться только храмовым зданием для всей той большой работы, которую мы сегодня осуществляем, невозможно. Очень важно обеспечить для работы достойные условия, и каждый настоятель должен об этом думать.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения