Слово Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви
1 декабря 2010 года в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Открывая заседание, председатель Координационного комитета Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом (публикуется в сокращении).
Мы собрались для того, чтобы учредить Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных и культурных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Поэтому позвольте мне, прежде всего, поблагодарить всех, кто откликнулся на это предложение, и выразить надежду, что нашими общими усилиями удастся продвинуть эту важную общественную инициативу.
Акцент на поддержку идущих снизу инициатив во всем их творческом многообразии представляется сегодня очень важным. При всей исключительной значимости механизмов централизованного управления, жизнь народа и государства не может устраиваться полноценным образом только благодаря этим централизованным инициативам, идущим сверху, в порядке приказа, по распоряжению, хотя мы знаем, что без этого мало что получается. В полной мере необходимость инициативы снизу ощущается и в церковной жизни.
Собственно говоря, эта идея имеет совершенно ясную богословскую аргументацию, которая проистекает из природы Церкви. Церковь — это не иерархия, не духовенство, Церковь — это народ Божий вместе с иерархией и духовенством, которые являются частью этого народа. Богословское самосознание должно присутствовать в каждом православном христианине сегодня.
Когда говорят о Церкви и культуре и имеют в виду в первую очередь иерархию, стремясь противопоставить ей музейных работников, то это принципиально неправильно. Если кто-то себя противопоставляет Церкви, он противопоставляет себя не просто иерархии, он противопоставляет себя всему народу Божиему. А иерархия только смиренно выражает позицию этого народа Божиего — настолько, насколько сама эта позиция артикулирована в церковном пространстве.
Необходимость обратить особое внимание на работу с инициативными проектами была отчетливо осознана нами после встречи с руководством Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, которая состоялась 1 августа в Серафимо-Дивеевской обители. Я первый раз обсуждал инициативы Благотворительного фонда и был удивлен тем, насколько широка повестка дня и насколько эти инициативы реально входят в жизнь людей, помогая очень многим раскрыть свои таланты и реализовать то, чему они посвящают свою жизнь.
Для того, чтобы эта инициатива — сформулированная, выработанная, осуществленная посредством усилий Благотворительного фонда — стала зримой на общецерковном уровне и приобрела другой масштаб, мы тогда решили создать такой координационный комитет, который осуществлял бы управление всеми общественными инициативами в сфере образования, информации, культуры, социальной деятельности.
Хотел бы несколько слов сказать об истории появления Благотворительного фонда преподобного Серафима. Два замечательных события —100-летие прославления и 250-летие со дня рождения преподобного Серафима — привлекли в свое время значительное внимание и усилия отдельных людей, групп, организаций. Таким образом, сложился коллектив единомышленников, которые на подготовке к этим двум значимым событиям проверили свою способность работать вместе и решать очень сложные задачи. Когда прошли праздники, люди решили остаться вместе для того, чтобы продолжать эту работу. Так появился Благотворительный фонд святого преподобного Серафима Саровского. Он был учрежден в 2005 году.
Из многообразной деятельности фонда считаю необходимым обратить внимание, прежде всего, на грантовый конкурс «Православная инициатива», осуществляющий адресную поддержку проектов, представляемых приходами, монастырями, епархиальными структурами, отдельными лицами, а также светскими учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социального попечения, средствами массовой информации.
В этом году впервые конкурсу «Православная инициатива» придается общецерковный масштаб, надеюсь, в том числе и через поддержку нашего Координационного комитета. Хотел бы, чтобы сегодня нам уже рассказали о первых шагах, которые сделаны в этом отношении.
И хотя для нашего Координационного комитета конкурс «Православная инициатива» должен стать одним из проектов, хочу в принципе поддержать тематическую, структурную направленность, по которой идет присуждение грантов. Именно эти направления прежде всего и должны стать предметом заботы нашего Координационного комитета. Люди должны использовать матрицу, которая уже создана в недрах Благотворительного фонда в частности в связи с проведением конкурса «Православная инициатива».
Что же это за направления? Это взаимодействие Церкви и светских учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального попечения, светских и церковных СМИ. Позвольте кратко по каждому из этих направлений сказать несколько слов.
1) На важнейшем месте здесь инициатива в области образования и просвещения. Православные учителя в нашей школе, которая во многом еще сохраняет на себе отпечаток советских времен, зачастую находятся в очень непростом положении. А полученный грант — это не только деньги на работу по проекту, это еще столь необходимый общественный статус, некая форма общественного признания самой инициативы.
Проблема заключается в том, что очень часто инициативы игнорируются по разным причинам. Иногда у людей просто нет возможности обратить внимание на инициативу, иногда инициатива кажется странной, фантастической. Вчера, во время моего выступления здесь перед сотрудниками Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, у нас зашел разговор о таких инициативах, потому что Отдел получает огромное количество писем с разного рода проектами. Я сказал: «Вы знаете, это великий Божий дар, что у людей есть инициатива, потому что одна из бед нашего общества — это отсутствие инициативы, инертность людей, неспособность к самоорганизации».
Я хотел бы сказать, говоря о теме образования, что для педагогов поддержка самой инициативы имеет очень большое значение сама по себе. Слава Богу, в нашей стране продолжается апробация курса Основ православной культуры, который преподается в школах в рамках нового модуля под названием «Основы религиозной культуры и светской этики». Это централизованное явление, которое осуществляется в соответствии с указаниями Президента, имеет большое значение, но оно не единственное в плане христианизации наших людей через школу, знакомство учеников с основами православной культуры. Поэтому многие другие инициативы, которые осуществляются вне этой программы, должны получать поддержку. Я бы хотел, чтобы эта тема образования была воспринята нами как очень важная, приоритетная тема.
2) Не менее важно влияние, которое Церковь может осуществлять через сеть учреждений культуры. Засилью так называемой массовой культуры трудно противостоять «в целом». Это могут сделать лишь конкретные люди, понимающие культуру как силу, преобразующую человеческую личность в соответствии с Божиим замыслом о человеке и собирающем вокруг себя единомышленников.
Тема культуры имеет огромное значение для будущего нашей страны, потому что состояние культуры вызывает огромную тревогу и, что самое главное, система координат, в которых развивается культура, все больше и больше приобретает антигуманный, безбожный и нехристианский характер. Мы живем в безбожном мире, мы должны ясно это понимать, потому что доминирующей является в лучшем случае безбожная, а в худшем случае — антихристианская и антирелигиозная культура.
Поэтому все, что касается культуры, очень важно. Только нужно очень тщательно продумать, что мы можем сделать своими точечными усилиями. Важно, чтобы эти усилия были очень яркими, значимыми и могли реально повлиять на сознание людей.
3) Считаю, что очень важна также поддержка проектов в области здравоохранения и социального попечения. Это ведь практическая школа милосердия, столь необходимая в наше время тотального отчуждения и человеческого разобщения.
Я был очень удовлетворен вчерашним посланием Президента Федеральному Собранию, потому что, кажется, впервые за всю историю этих посланий и вообще публичных посланий главы государства к нации на первое место был поставлен человек и, в первую очередь, ребенок и молодой человек. Поэтому тема социально значимых церковных проектов, я думаю, сегодня может получить в том числе и государственную поддержку. Важно то, что в послании Президента было сказано о необходимости ускорить работу по выработке критериев и подходов к определению списка тех некоммерческих организаций, которые могут и должны заниматься социальной работой. Я думаю, что мы могли бы тоже поучаствовать в том, чтобы изменения в этой сфере произошли как можно быстрее.
4) Поддержка информационных проектов очень важна. Это и рост профессионализма православных журналистов, и содействие тому, чтобы светские журналисты, связанные с Церковью общими делами, подходили к церковному порогу и переступали его.
Последнее особенно значимо в нынешних условиях, когда нравственные основания самой профессии журналиста оказались серьезно повреждены. А почему повреждены? Не профессия повреждена, а личность. Из сердца человека исходят злые помыслы (cм. Мк. 7, 21). Если в сердце человека мир, радость о Святом Духе, если он добр, то такой человек не может распространять информацию, которая бы разрушала целостность других людей. Поэтому пастырская работа с журналистами и вообще воспитание людей, работающих в медиа-пространстве, — это огромная задача Церкви.
Важно еще и другое. Сегодня очень многие люди выходят в информационное пространство. Любая публичность (а публичность как личной, так и общественной жизни является характеристикой современной цивилизации) неизбежно предполагает вхождение в информационное и коммуникационное поле, которое сегодня намного шире профессиональной медиа-среды и церковного влияния. Пока мы делаем только самые-самые первые шаги. Если оценивать вообще тональность этого информационного поля, то, конечно, влияние Церкви в нем малозаметно, при всем том, что мы не сидим на месте. Но соотнести массу невозможно, никакого баланса не существует, все свернуто на одну сторону весов.
Поддержка образовательных, культурных, социальных, информационных проектов разворачиваемых за церковной оградой, есть фактически поддержка приоритетной для нас миссионерской деятельности, потому что сами проекты будут осуществляться не только внутри Церкви, они будут осуществляться в общественном пространстве. Но помимо этого миссионерского измерения не менее важен для нас опыт поддержки подобных инициатив, возникающих и внутри наших церковных организаций, в первую очередь — на приходах, в монастырях, братствах, сестричествах. Это настоящая школа, которая помогает мирянам и клирикам нашей Церкви осваивать современные технологии работы в публичном пространстве.
Какой же общий смысл деятельности, которую мы с вами берем на себя, и какие уроки мы можем извлечь уже из того, что было сделано в рамках работы Фонда святого преподобного Серафима Саровского?
Сегодня благотворительность, как и в давно минувшие века, вновь стала одним из важных факторов общественной жизни. Это обстоятельство является очень важным. Оно плохо артикулировано в нашем медиа-пространстве, в нашей общественной среде. Причем очень часто люди делают добро, не очень это афишируя и поступая по-евангельски: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (см. Мф. 6, 3). Но другие люди и, в первую очередь, Церковь должны заботиться о том, чтобы эти инициативы становились известными всему обществу, потому что сама информация о добром деле имеет большое духовно-педагогическое значение. И низкий поклон тем, кто выделяет средства на строительство, реставрацию храмов, на помощь немощным.
Но не менее важно поддерживать людей сильных и деятельных — тех, активная работа которых на благо ближнего приводит к реальному формированию того, что на языке современной политологии принято называть гражданским обществом.
Именно поддержка этой повседневной практической деятельности, проводимой активными людьми, даст нам возможность на конкретных примерах осуществлять прямое соположение многовековой церковной традиции с самой актуальной проблематикой — образовательной, общественно-политической, социально-экономической. Более того, такая конкретная и действенная поддержка инициатив снизу поможет нам восстановить серьезно поврежденную в испытаниях ХХ века общенациональную солидарность, поможет развить настоящее социальное партнерство, о котором говорят и светские руководители. Но люди еще плохо понимают, что такое социальное партнерство. Нельзя говорить о социальном партнерстве в общих или политических категориях.
Социальное партнерство — это нравственное делание. Никто не проявит солидарность с другим человеком, если сердце не откликается. А если принять во внимание множество конфликтов, которые существуют в обществе — экономических, политических, культурных, в том числе — межрелигиозных и межнациональных конфликтов? О какой солидарности может идти речь, если сердце не отзывается?
Первоочередная задача нашего Комитета, как мне кажется, это поиск подобных людей и подобных инициатив, а также нахождение форм по их административной, организационной, информационной и финансовой поддержке. Чтобы оказаться в состоянии реализовать эти задачи, чтобы предъявить всему современному миру яркое и понятное церковное свидетельство, мы должны выработать в самой церковной среде высокие стандарты образования, культуры, профессионализма и деятельного служения ближним. Образцы такого подхода мы также должны всемерно поддерживать.
Особо хочу сказать, что работу с народными инициативами, которая началась пять лет назад в Нижнем Новгороде и в Москве, а сейчас осуществляется во многих регионах, мы должны распространить на всю Россию и на страны Русского мира.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения