Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме губернатора Краснодарского края в честь Его Святейшества
6 декабря 2010 года Краснодаре состоялся торжественный прием губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева по случаю визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Кубань. На приеме присутствовали представители государственной власти, общественных организаций, члены делегации Русской Православной Церкви, сопровождающие Его Святейшество в поездке. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом.
Уважаемый Александр Николаевич, высокие представители государственной власти, Ваше Высокопреосвященство, владыка Исидор!
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас за сегодняшний день, за Ваши усилия по строительству Войскового собора, за приглашение освятить его четыре года тому назад, и за возможность встретить памятный день моей жизни здесь, на Кубани, в храме Александра Невского. Ровно два года тому назад тайным голосованием на заседании Священного Синода я был избран Местоблюстителем Патриаршего престола двумя третями голосов, что свидетельствовало о поддержке меня недостойного со стороны моих братьев. Затем, 1 февраля, последовало избрание меня Предстоятелем Церкви, но уже почти два месяца до этой даты я нес на своих плечах непростой труд управления Церковью.
Иногда меня по ошибке называют Патриархом Российским. Но Русская Церковь — это десятки миллионов людей, живущих в 62 странах мира. Когда вспоминаешь об этих странах, о людях, разбросанных по разным континентам, которые взирают на Москву как на центр притяжения, и по тому, что говорит, в том числе, и Патриарх, стараются выстраивать свою жизнь, то понимаешь, какая огромная ответственность на тебе лежит. Чувствую духовную поддержку святого благоверного князя Александра Невского, который с детства является моим покровителем. Поэтому сегодняшний день для меня, конечно, имеет, помимо обычного для Патриарха общественного, общецерковного измерения, очень важное личное измерение.
Я сегодня молился святому Александру Невскому в Войсковом храме. Молился, конечно, о Кубани, о казачьем войске, о России, о Церкви нашей, молился о том, чтобы храм сей стоял до скончания века. Я еще раз хотел бы поблагодарить и Александра Николаевича, и Владимира Андреевича, и других, кто здесь выступал, и конечно, Вас, дорогой владыка Исидор, за Ваши слова.
То, что я сегодня здесь услышал, вдруг заставило меня задуматься вот о чем. Иногда говорят, что страна не может жить без идеологии, что непременно нужна идеология. Я задал себе вопрос: так ли это? И подумал — это неправда. Идеология живет в течение трех, максимум четырех поколений людей. Ни одна идеология, которая существовала в мире, не выдерживала больше этого срока.
Самая сильная идеология была в нашей стране. Почему она была сильной? Почему она выжила три поколения, а другая идеология в Германии — только одно? Потому что идеология, которая существовала в нашей стране, эксплуатировала христианскую идею. Люди оставались верующими, как здесь уже было сказано, не потому что они посещали храмы — они не могли их посещать, в духовном смысле они были загнаны в подполье. Но они сохраняли систему ценностей, сформированную в Православии. И идеология эксплуатировала эту систему ценностей.
Откуда взялись герои трудовых строек? Откуда брались герои, шедшие навстречу пулям? Что такого было в атеистической идеологии, что могло бы заставить человека идти навстречу пулям или отдать свою жизнь на прокладке железной дороги? Да ничего, потому что атеистическая идеология не верит в будущую жизнь, а значит всякий призыв отдать свою жизнь бессмыслен, потому что жизнь одна. И каждый может ответить — да пойдите прочь с вашей идеологией, я один раз живу, я хочу любить, иметь семью, я хочу иметь дом, комфорт. Как вы можете вдохновить человека на то, чтобы встать и идти в атаку, если за гробом нет ничего? А ведь люди шли. И не только потому, что стояли загранотряды за спиной, но шли и по совести. В людях генетически работала христианская нравственная идея. А идеологии не живут. Нам не нужно больше никакой идеологии.
У нашего народа есть сильная, ясная христианская система ценностей. Церковь проповедует не для того, чтобы становиться сильной, храмы нужны не для того, чтобы собирать в них деньги, не для того, чтобы правящий архиерей чувствовал себя этаким местечковым князем. Сегодня мы создаем все это для того, чтобы возродить нравственное чувство в людях, которые уже в пятом поколении начинают утрачивать рудиментарные свойства нравственности и терять эту инерцию, заложенную тысячелетними усилиями наших предков; для того, чтобы снова воспитать молодежь и определить развитие жизни нашего Отечества на многие поколения, чтобы величайшие ценности, такие как любовь, дружба, жертвенность, способность на подвиг, никогда не исчезали из жизни нашего народа.
Я хотел бы сказать два слова о Краснодарском крае. Это действительно драгоценная жемчужина в ожерелье Российской империи, затем Советского Союза, а сегодня — современной России. Край, богатый людьми, природными ресурсами, климатом, энергетикой. Достаточно послушать ваш хор, чтобы почувствовать эту энергетику. Просто эфир вибрирует — не воздух, а духовный эфир. Какая внутренняя сила в простых песнопениях! Это и есть кубанский народ. И как важно, чтобы именно на Кубани, которая была в свое время подвержена страшной пытке, изничтожению веры, снова возродилась вера.
Многое было сделано, чтобы вот эту значительную и, может быть, самую сильную часть Руси подвергнуть гонениям и изничтожению. Но ведь не изничтожили! Люди, которые здесь выступали, говорили, как бабушки, дедушки, отцы и матери хранили в себе эту веру.
А сейчас наступает момент, когда мы все эти добродетели должны ввести не только чисто в религиозный порядок жизни. На нравственные идеи мы должны опираться в нашей политике, экономике, в деятельности правоохранительных органов, в развитии культуры, потому что нет ничего сильнее и значительнее нравственного начала. Если законы не соответствуют нравственности, они не живут. Если деятельность власти не соответствует нравственным началам, власть нежизнеспособна. Если деятельность правоохранительных органов не соответствует нравственным принципам народа, эти органы воспринимаются, как органы притеснения, давления, а не защиты людей. Все должно быть проникнуто этой нравственной, духовной составляющей, идущей из недр нашей народной жизни.
Я бы хотел сейчас несколько слов сказать об Олимпиаде. Это большое и важное событие. Но помимо того, что она, как обычно говорят, будет способствовать развитию спорта, привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры и так далее, я хотел бы сказать о другом. Олимпиада — это возможность показать лицо народа всему миру. Как блестяще в этом смысле использовали Олимпиаду китайцы. А сумеем ли мы показать свое лицо — не только в олимпийских достижениях, но и в той программе, которая должна сопутствовать Олимпиаде, чтобы показать лицо Руси, лицо России, нашего народа, его самобытность, его духовную силу и культуру; чтобы вдруг те люди, которые никогда ничего не знали о нашей стране, которые кроме матрешек, черной икры и водки вообще не имели никаких ассоциаций с Россией, вдруг сказали бы: это великая страна, это великий народ, это колоссальная нравственная традиция, это огромная духовная сила.
Я очень надеюсь, Александр Николаевич, что под Вашим руководством в этом отношении многое будет сделано. Я сегодня имел замечательную беседу с Галиной Дмитриевной Золиной, Вашим заместителем. Мы говорили на эту тему. Я был очень рад услышать то, что услышал. Это полностью совпадает с моим пониманием. Галина Дмитриевна, я Вам желаю помощи Божией, трудиться достойно под руководством Александра Николаевича, особенно в эти непростые месяцы, что отделяют нас от Олимпиады. Потому что без потенциала Кубани невозможно представить себе Россию на сочинской Олимпиаде.
Мы говорили о строительстве храмов. Еще раз хочу подчеркнуть — не ради храмов, не ради того, чтобы появлялось больше священников, а только для того, чтобы изменить жизнь нашего народа. Есть регионы в России, где даже умножение храмов сегодня не способно изменить ситуацию — так мощно прошелся каток безбожия по этим регионам. А на Кубани это возможно. Я очень надеюсь, что и Ваши слова, Александр Николаевич, будут правильно восприняты местными руководителями, и будут строиться храмы. А рядом с храмами должны строиться общественные и социальные центры — для работы с молодежью, с людьми, подверженными разным недугам, для работы с пожилыми людьми. Храм должен становиться центром социальной и культурной жизни в станицах, как было всегда. Если мы будем работать все вместе для того, чтобы возродилась социальная функция православного прихода, мы действительно изменим лицо России.
Хочу сердечно поблагодарить Николая Александровича Долуду за добрые слова. Кубанское казачество выдержало испытание временем, пережило репрессии, осталось живым, сильным. На кого, как не на казачество сегодня опираться — на Кубани, да и по всей России. Поэтому я прошу Вас как руководителя делать все для того, чтобы возрождалась духовная жизнь казачества. Я понимаю, что это очень непросто, что казачью форму одевают часто люди, укорененные в нашем недавнем прошлом. Но нет ни одного казака, который бы не был патриотом. И очень важно понимать, что сегодня подлинный патриотизм связан с верой, потому что вера пробуждает нравственную силу, силу духа человека. Спасти страну, возвысить ее можно только опираясь на эту силу. Помогай Вам Бог и Вашим собратьям в этом служении.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения