Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с делегацией молодежи Русской Зарубежной Церкви
8 июля 2012 года в Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию молодежи из шести епархий Русской Православной Церкви Заграницей, прибывшую в Россию в рамках программы празднования пятилетия восстановления канонического единства Русской Православной Церкви.
Хотел бы сердечно приветствовать Вас, владыка Феодосий, и Вас, владыка Пантелеимон, и нашу молодежь из Русской Зарубежной Церкви.
Рад видеть всех вас и радуюсь тому, что по воле Божией и при содействии святых новомучеников и исповедников, в чем я убежден, развиваются отношения зарубежной части Русского мира с той частью, которая пребывает на исторической территории Святой Руси. Дай Бог, чтобы все это продолжалось.
Здесь, в России, вы посетите святые места, связанные с царственными страстотерпцами. И в связи с празднованием дня памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, который является также государственным праздником — Днем семьи, любви и верности, — невольно вспоминаешь замечательный пример семьи святого царя-страстотерпца Николая II и его супруги. Вот пример того, когда отношения между мужем и женой строятся не на эгоистических принципах, когда каждый хочет получить от другого больше внимания, больше денег, больше комфорта, а когда отношения между мужем и женой строятся на принципе жертвенности, когда один отдает другому самого себя. Именно в этом, на мой взгляд, ключ к человеческому счастью.
Как мы определяем — хороший муж или плохой, хорошая жена или плохая? Человек так устроен, что он все пропускает через самого себя. И рука у человека тянет к себе, и даже младенец тянет одеяльце на себя. В этом нет ничего греховного — так Господь пожелал устроить человека, а если бы было иначе, человек был бы нежизнеспособной системой, он бы погиб. А то, что человек как бы тянет все к себе, — это естественное стремление. И вот для того чтобы понять, хороший муж или плохой, хорошая жена или плохая, хороший друг или плохой, мы используем — иррационально, не отдавая себе отчета, — этот самый критерий «а что я имею?». Мы никогда его так не формулируем, но нутром чувствуем. Хороший начальник — это тот, к кому вы пришли, и он вас услышал. Хороший педагог — это тот, кому вы задали вопрос, рассказали о своих проблемах, и он посвящает вам свое время, помогает вам, отдает самого себя. Ему тяжело, у него тоже свои дела, свои дети, свое время, а он посвящает вам свое время, и вы говорите: «Какой чудный человек», — потому что он вам дал.
А что если вы подходите к педагогу или к начальнику, задаете вопрос, просите, чтобы он что-то сделал, а он говорит: «простите, у меня со временем трудно»? Когда же такое случается во второй, в третий раз, вы говорите о нем: «черствый, плохой человек».
Вот для того чтобы понять, хорош муж или плох, хороша жена или плоха, нужно определить, что этот человек способен делать для вас. Но одновременно вы должны определить, что вы способны делать для другого. И хороший брак — это тот, где муж отдает себя жене, а жена отдает себя мужу. Это и есть любовь.
То, что в современном мире понимается под любовью, — увлеченность, наслаждения, — это скоропреходящее дело. Люди в возрасте знают по опыту семейной жизни, что все это быстро проходит. Что же связывает людей? Людей связывает подлинная любовь, которая всегда имеет основу в жертвенности.
Именно такой пример был явлен семьей государя императора Николая II и его супруги. Это жертвенность до самой могилы, до страшного момента расстрела, это любовь, которая переходит границы этого бытия и уходит в иную жизнь.
Поэтому замечательно, что вы сегодня начали свою программу с молитвы здесь, в храме. Очень рад, что мы вместе с вами помолились, и тому, что это произошло в день святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Вы молодые люди, вам всем устраивать жизнь, и молитва этим святым, которые являются покровителями семьи, любви, верности, имеет очень большую силу.
Я бы хотел, чтобы вы сохранили в памяти слова, которые я сегодня вам сказал, — для того чтобы построить правильные отношения со своими избранниками, для того чтобы четко понимать, что является залогом человеческого счастья. Перетягивание каната, борьба с мужем, с женой никогда не приводит к счастью, всегда требуется отдача самого себя.
Хотел бы сказать еще и о том, что вы примете участие в нашем фестивале «За жизнь — 2012», посвященном рассмотрению различных социальных технологий, которые могли бы поддержать институт семьи. Вы приехали из западных стран, где очень сильна секуляризация, где господствуют светские, либеральные идеалы, где понятия греха не существует. Есть понятие закона — исполняешь закон или нет, а понятия греха не существует, и это приводит к утрате ориентиров.
Однажды я имел возможность исповедовать в Стэнфорде одного профессора, американца швейцарского происхождения. Его отец был русский, мать швейцарка, родился он в Советском Союзе, но очень скоро уехал, всю жизнь провел в Америке и был очень успешным математиком — возглавлял кафедру прикладной математики в Стэнфордском университете..
И вот я спросил его: «Вы когда-нибудь исповедались?» Он ответил: «Никогда», — настоящий ученый, уровня Нобелевского лауреата, с некоторым научным снобизмом, со взглядом сверху вниз — так ученые обычно смотрят на нас грешных. Я говорю: «А Вы хотели бы?» — «Да, я хотел бы поисповедоваться». — «Тогда скажите, пожалуйста, в чем вы грешны». — «Я? Я ни в чем не грешен». — «Ну как же так, у Вас была жена, Вы ей изменили, она умерла, а Вы жили с другой женщиной». — «А это разве грех?» — Я говорю: «Ну, а потом со второй Вы тоже не сумели долго прожить и стали жить с третьей, которая также умерла. И дело не в том, что они так страдали из-за Вашего ухода, но что-то в их жизни произошло, а у Вас не хватило сил пожертвовать собой, чтобы быть с этими больными женщинами до конца».
Это был очень долгий разговор, и я не уверен, что убедил его в том, что он грешен, что это грех, который он должен исповедовать. Это совсем не означает, что этот человек был каким-то черствым. Я его очень полюбил, можно сказать, он был почти моим другом. Но то, что действительно мешало человеку увидеть свой грех, — это отсутствие жертвенности.
В обществах, в которых вы живете, понятие греха исчезает, но ведь вместе с ним исчезают и другие очень важные понятия, разрушается институт семьи. Институт семьи может существовать только тогда, когда существует нравственная основа. Иначе все нужно оговаривать в брачных контрактах, но и брачные контракты не помогут — люди расходятся. Сохранить семью можно только тогда, когда сильно нравственное чувство.
Мы сегодня осознаем, что кризис семьи является очень болезненным и для российского общества, и для Украины, для Белоруссии — для всего пространства Святой Руси. Поэтому мы прилагаем все возможные усилия, чтобы по крайней мере приостановить этот опасный процесс разрушения семейных отношений. Надеюсь, вы поговорите на эти темы — это хорошая точка соприкосновения с нашими зарубежными молодыми братьями и сестрами.
Кроме того, мне кажется, что для вас будет очень полезно познакомиться со существующей у нас службой милосердия — по крайней мере, на примере Москвы. Полторы тысячи добровольцев работают в Москве так самоотверженно, что это вдохновляет и людей, далеких от Церкви. Вы знаете, что некоторое время назад у нас были страшные лесные пожары, и именно наши добровольцы стали в первую очередь оказывать помощь пострадавшим. Этот пример был столь впечатляющим и он был так ярко отражен средствами массовой информации, что многие люди присоединились к этой работе — думаю, это был очень важный вклад Церкви в духовную жизнь нашего общества.
Вы познакомитесь и с работой больницы святителя Алексия, и с центром, где мы заботимся о молодых мамах, и с автобусом «Милосердие», который подбирает наших бездомных, к сожалению, появившихся во множестве, и, наверное, с другими проектами.
Я хотел бы пожелать вам помощи Божией в ваших трудах на благо Церкви, в вашей личной жизни, в вашей учебе, чтобы Господь помогал вам восходить от силы к силе. Радуюсь тому, что мы сегодня вместе с вами помолились. Помогай вам Бог во всем. А каждому из вас я хотел бы вручить иконочку преподобного Сергия Радонежского с моим благословением и свою книгу, которая была недавно издана. Спаси Господи.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения