Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря
29 сентября 2013 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный монастырь г. Москвы, который в этот день стал центром церковно-общественных торжеств, посвященных 400-летию Дома Романовых.
В Спасо-Преображенском соборе обители Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Савва! Дорогие отцы, братья, сестры, высокие представители власти!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим воскресным днем и сказать, что мы собрались сегодня в особое время, в особом месте. 400 лет назадбыл избран на царство Михаил Федорович Романов — после страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша прошла через такую полосу исторических событий, которая могла завершиться полным уничтожением государственности нашего народа, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции. Другими словами, Смутное время могло ввести в небытие русский народ. За всю более чем тысячелетнюю историю Отечества нашего таких событий было всего несколько, и Смутное время было страшнее, чем татарское иго. Потому что татары, живя вне России, требовали от нее только податей и непротивления. Смутное же время сопровождалось нашествием на Русь тех, кому, может быть, и нужны были богатства России, но не в первую очередь, — им нужна была душа нашего народа, нужна была наша сила духовная; и были брошены все силы, чтобы этого добиться.
Мы знаем, что успеху противника во многом сопутствовало предательство нашей элиты, которая, вступив в междоусобную брань во имя достижения своих целей — узких, личных, клановых, — готова была отречься от родины и предать веру. Но мы знаем также, что по милости Божией этого не случилось. Именно по милости Божией, потому что с точки зрения объективного анализа ситуации у России не было шанса выжить. Элиты разобщены, никто друг другу не верит, закон перестал действовать, власть берет тот, кто сильнее. Помимо иностранной оккупации, начались разбои на дорогах, в городах и селах, вооруженные банды врывались, грабили дома, сжигали села и города, тем самым открывая дорогу тем, кто хотел взойти на русский трон. Мы знаем, что шансов спастись практически не было. Но этот шанс нашелся, и источником нашей победы была не мудрость элит, не полководческие таланты, не экономическая сила, не военная мощь — источником нашего спасения была вера наша, а вместе с верой — наше национальное самосознание. Вера стала той великой силой, которая подняла народ на сопротивление, на освобождение страны от иноземных захватчиков, а затем на удивительное деяние — на свободный выбор государя. Не силой, не мечом, а свободным выбором был воздвигнут на царство Михаил Федорович Романов, сын Святейшего Патриарха Филарета, и это было особым деянием — не только политическим, но и духовным. Это деяние стало возможным только потому, что народ верил и не предал свою веру, а вместе с ней не предал и свою великую историческую традицию, свою духовную культуру, свое национальное самосознание. Из пепла в прямом и в переносном смысле этого слова возродилось Отечество наше.
И сегодня, 29 сентября по новому стилю, в Новоспасском монастыре, который является родовой усыпальницей Дома Романовых, мы совершили Божественную литургию, во время которой слышали замечательные слова апостола Павла, обращенные к Галатам. Он говорит о том, что человек спасается не делами закона, а верой в Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 2:16). Конечно, Ветхий Завет предполагал (по крайней мере, в религиозной практике времен Спасителя) тщательное и скрупулезное исполнение внешних предписаний закона, и люди считали, что достаточно исполнять внешние предписания — так или иначе поступать с пищей, с жилищами, со своим телом. Много было этих предписаний, и желание их соблюдать сформировало в народе некое магическое отношение к внешним выражениям религиозности. Магизм и отличается от истинной веры тем, что не требует от человека внутренней работы, не требует никакого духовного напряжения, не требует подвига. Достаточно совершить те или иные действия, которые считаются священными, не вкладывая в них ни веры, ни души, и автоматически получишь желаемое, — в данном случае спасение.
Слово Христа Спасителя и слово апостола Павла разрушают этот мир магизма. Апостол Павел открывает совершенно новую духовную перспективу, когда говорит о том, что сами по себе дела закона не могут спасти человека. Апостол делает акцент на том, на чем не делали акцент тогдашние иудеи — на истинной, внутренней вере, на напряжении мысли, духа, воли, без чего не может быть спасения.
В нашей современной жизни мы иногда хотим идти по пути наименьшего сопротивления, по легкому пути, думая, что если обрядовые предписания исполняем, то и достаточно. Красим яйца, печем куличи, ставим свечечку, исполняем какие-то другие обряды, и нам кажется, что этого достаточно — ну куда же больше? А уж если ходим в церковь время от времени, вне зависимости от того, как мы себя ведем в храме, — молимся или просто смотрим по сторонам, — нам кажется, что всё, дело сделано. Совсем нет! Апостол Павел учит нас тому, что вера в Господа Иисуса Христа спасает, потому что без веры не замыкается цепь между человеком и Богом, та самая цепь, по которой течет Божественная благодать, та самая цепь, по которой наши молитвы восходят к Богу. Именно такой обмен между Богом и человеком, молитва, в ответ на которую исходит благодать, и являются делом спасительным.
Наши благочестивые предки неслучайно прошли через Смутное время. Не исключено, что успешное государственное строительство Руси, успехи в разных сторонах народной жизни и особенно укрепление Церкви в XVI веке вызвало у многих уверенность в том, что мы — Святая Русь, что все происходит само собой. Мы строим храмы, строим монастыри, создаем епархии, у нас есть святые подвижники, мы стоим в течение долгих часов в храме — достаточно. Но Господь промыслом Своим проводит нашу страну через тяжелейшие испытания. Мы были почти на дне пропасти. Мы были на грани исчезновения как народ и как страна. Можно себе представить, что творилось в душах честных людей, которые видели эти разбои на дорогах, нестроения, предательство; и какую силу нужно было иметь — силу веру, силу молитвы, — каким должно было быть духовное возрождение народа, чтобы Господь приклонил к нам Свою милость! И ведь все это совершилось через веру в Господа нашего Иисуса Христа, потому что оставалось только одно — вера, и эта вера оплодотворила народ, вызвала к жизни великую созидательную силу, а вместе с тем появились и умение, и навык, и воинская слава, и способность вести сражение с противником, во много раз превосходящим по силе. Сумели и организовать, и средства собрать, — народ встрепенулся, пройдя через страшные испытания.
Мы знаем что, по крайней мере, еще несколько раз Господь проводил народ наш через такие испытания, одним из которых стала революция, а затем гражданская война. Ведь тоже думали, что все в порядке: и храмов много, и монастырей, и верующих миллионы, — исполняй закон, сохраняй свою внешнюю религиозность, и всего будет достаточно. Но Господь провел нас и в этот раз через тяжелейшие испытания именно для того, чтобы мы поняли: не делами внешними, не делами закона, но верой в Господа нашего Иисуса Христа спасаемся.
И ныне переживаемое время мало чем отличается от того, что было ранее в истории. И сегодня, с одной стороны, внешнее благополучие Церкви и желание некоторых жить только по этим внешним законам; но, с другой стороны, как близки опасности вокруг нас, связанные с возникновением нового безбожия, нового отрицания истории, нового радикального отрицания всего доброго, что пришло к нам из прошлого! Для того чтобы нам вновь не сорваться в пропасть, чтобы вновь не испить тяжелейшую чашу, мы в это благополучное время должны не забывать слова апостола Павла, что спасаемся верой в Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны этой верой жить, этой верой мы должны укрепляться, формируя свое мировоззрение, свое отношение к окружающему миру, через эту веру воспитывая следующие поколения, этой верой оплодотворяя свою жизнь.
Этим торжественным богослужением мы продолжаем общецерковные празднования, посвященные 400-летию Дома Романовых. Они начались в Успенском соборе Московского Кремля, продолжились в Екатеринбурге, на месте расстрела последнего государя императора, затем состоялись в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, где похоронены императоры, начиная с Петра Великого. И сегодня здесь, в усыпальнице Романовых, мы продолжаем эти празднования, которые дают нам возможность вспомнить о прошлом, соединить прошлое с нашей верой, с нашими религиозными убеждениями, сделать очень важные выводы по отношению к современной жизни, и одновременно помолиться о нашем будущем, о будущем всей исторической Руси, народов России, Украины, Беларуси и других, которые связаны с Киевской купелью крещения, помолиться о державе нашей Российской, помолиться о нашей молодежи, о тех людях, которым, может быть, по многим еще причинам и обстоятельствам трудно понять то, что понимают люди зрелого возраста. Дай Бог, чтобы вера в нашем народе укреплялась, чтобы она оставалась великим стержнем, определяющим исторический путь развития нашего народа. Верим, что Господь по вере нашей будет давать нам, и пусть вера в Господа нашего Иисуса Христа сохраняется в сердцах наших, оплодотворяя нашу жизнь и давая великую надежду на будущее. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди