Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском Патриаршем соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря 2010 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе владыки, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — событие, которое в христианской Церкви особо отмечается начиная, по крайней мере, с IV века. Праздники не назначались по приказу, и если в IV веке возникает устойчивая традиция празднования, то это означает, что воспоминание об этом событии уходило в древность по отношению к этому веку, потому что все, что происходит в Церкви, всегда связано с передачей предания, которое идет от Самого Господа через святых апостолов.
Вот и сегодня, в XXI веке, мы совершаем то, что совершали христиане в глубокой древности — вспоминаем событие, донесенное до нас церковным преданием, о том, как Дева Мария, будучи трехлетним младенцем, взошла Сама по ступеням Иерусалимского Храма, была принята первосвященником и вопреки всем мыслимым и немыслимым правилам введена была им во Святая святых, куда сам первосвященник входил раз в год, потому что там хранились величайшие святыни Ветхого Завета, символы Божественного присутствия в жизни избранного народа, скрижали Завета, сосуд с манной, прозябший жезл Аарона. И все это находилось в ковчеге, который назывался Ковчегом Завета. Он был обложен золотом, на крышке этого ковчега были золотые изображения пламенеющих херувимов. С кадильницей после принесения жертвы за грехи людей ветхозаветный первосвященник входил в эту Святая святых — особое место скинии, а позже — особое место Иерусалимского Храма.
Как же удивительно, что первосвященник, нарушив все законы, ввел во Святая святых эту маленькую девочку, этого ребенка. Мы верим в то, что так и было, хотя историки недоумевают и ставят под сомнение самую возможность такого поступка. Но если бы не было этого поступка, разве сохранилось бы предание о нем на протяжении двух тысяч лет? Конечно, все это было, и все это было связано с тем, что первосвященник действовал не сам по себе, не от своего разумения, но по внушению Божию, потому что Сама Дева Мария была предназначена стать скинией, живым храмом, вместившим в Себя Духа Святого.
И через это соприкосновение с Ее плотью и с Ее душой Святого Духа рождается Иисус Христос, Сын Божий и Сын человеческий, Который становится вторым Адамом. Первый Адам согрешил по наущению дьявола — дьявол победил человека, он внушил ему, что не следует слушать Бога, нужно жить по своему разумению, слушать другие советы, в частности, его «мудрый» совет. И если будешь, мол, человек, слушать моих советов, станешь как Бог, тебе Бог будет не нужен, ты будешь могущественным, сильным, ты будешь обладать конечными знаниями. Соблазнился Адам. Он, наверно, до конца не понимал, что ему говорит этот змий, дьявол. Но он пошел по этому пути, он захотел стать как Бог — без Бога.
И мы знаем, к чему приводит людей это желание стать Богом без Бога — к построению совершенно чудовищной цивилизации, цивилизации инстинкта, нежизнеспособного человеческого общества. И чем больше такой человек обретает знаний и силы, тем он становится более опасным. И сегодня, когда в руках людей находятся огромные силы разрушения, способные стереть с лица Земли все живое — как же важно, чтобы человек не отказался от Бога, жил в соответствии с Божиим законом, не слушал дьявола, умел противостоять искушениям его, обладая силой ума, силой воли, силой Божественной благодати.
Господь стал новым Адамом, Он через Деву Марию входит в нашу человеческую историю. Если все рождались помраченные грехом, потому что все мы от Адама, а от зараженного источника не может не течь зараженная вода — нужен был новый источник, рождаясь от которого люди бы не были заражены грехом. И Господь становится новым Адамом — не из поколения Сифа и Еноса. По величайшему изволению Божиему этот источник возникает в недрах плоти Пресвятой Девы Богоматери. И все, кто рождается от Христа не по плоти, но по духу, становясь сродниками Его через Таинство Крещения, очищаются от скверны первородного греха. А тот зараженный источник, хотя и является неким общим пространством для всего рода человеческого, не способен разрушить это новое поколение людей, для которых родоначальник есть Христос. Ибо в Таинстве Крещения мы омываемся от тех скверных вод, от того греха, и обретаем великую благодать Духа Святого, которая вооружает нас на сопротивление злу.
Провидя все это, первосвященник и ввел Пречистую Деву во Святая святых. Она была свята и непорочна, и от этого святого тела и Святого Духа и родился Христос Спаситель, Источник святой воды, текущей в жизнь вечную, Родоначальник нового, спасенного поколения людей. Поэтому мы так прославляем Пречистую Деву, и в сей день Ее вхождения в Храм Иерусалимский поклоняемся Ее величию и святости, Ее смирению и любви, Ее преображенной природе, облагодатствованной силой Святого Духа.
Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивляться злу, искушениям дьявола, жить по закону Божиему.
Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматы, запрограммированные на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми — со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог с нами в этой борьбе и Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся нестрашными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь только грозным мечом, останавливающим безумцев.
В этот день вместе с нами молилось руководство, профессорско-преподавательский состав и учащиеся Военной академии Ракетных войск стратегического назначения, которая вступает в преддверие празднования 190-летия со дня своего основания. На вас, дорогие братья и сестры, кто стоит сегодня в этом храме в военной форме, возлагается сугубая ответственность за судьбу Отечества, за судьбу мира. Помните, что быть рядом с тем грозным оружием должен человек не только прекрасно образованный, воспитанный, сильный, дисциплинированный, волевой, но и человек, исполненный ответственности пред лицом Божиим. Потому что в вашем труде могут быть такие сложные моменты, когда никаких знаний, никакой воли, никаких сил может не хватить, чтобы принимать правильные решения. Но если Бог будет с вами, вы никогда не сделаете роковых ошибок. Пусть Царица Небесная покрывает Своим Покровом всех тех, кто стоит сегодня на страже рубежей Отечества нашего, защищая мирный труд людей.
Моя молитва сегодня к Царице Небесной о всем нашем народе, о всей исторической Руси. Ибо мы все под Покровом Царицы Небесной. Великое наше духовное пространство от Балтийского моря до Тихого океана непостижимым образом стало уделом Богоматери. И мы верим, что именно под этим Покровом спасаемся. Может быть, слова эти у кого-нибудь вызовут улыбку, снисходительную и ироническую; мы оставляем это на совести этих людей. Из глубины своего опыта, исторического и религиозного, свидетельствуем, что так оно и есть, и Царица Небесная покрывает все наше историческое Отечество.
Поздравляя вас с этим праздником, я желаю, чтобы в ответ на нашу веру, в ответ на нашу принадлежность к роду Христову через Таинство Крещения, мы всегда сподоблялись благодатной поддержки свыше и пребывания под спасительным Покровом Пречистой Царицы Небесной. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения