Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ферапонту (Кашину), епископу Макарьевскому, викарию Костромской епархии
28 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста, праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Ферапонта на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Ферапонт!
Ныне, в день Входа Господня в Иерусалим, при видимом возложении на твою главу архипастырских рук, по усердным молитвам народа Божия Утешитель тайнодейственно излился на тебя, соделав преемником «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2). Подобно тому, как вся Церковь Христова, душеполезную совершивше Четыредесятницу, стоит у иерусалимских ворот в ожидании искупительного подвига Спасителя, ты стоишь в ожидании предлежащего тебе подвига архиерейства.
Подвиг этот неразрывно сопряжен с величайшей ответственностью за спасение людей и невозможен без полного забвения личных интересов, без сораспинания Христу, Который создал Церковь Своею Кровью (см. Деян. 20:28). Отныне все дарованные тебе Господом таланты, всё, что ты приобрел учением и усердной работой, ты призван употреблять не ради своей пользы, но ради пользы тех, кого вверяет твоему попечению Небесный Пастыреначальник. Окрылить души, похитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Духом — вот на что, по слову святителя Григория Богослова, должен ты направлять свои поступки и помышления (см. свт. Григорий Богослов. Слово 3).
Помни, что твои труды на ниве пастырского душепопечения принесут добрые плоды только в том случае, если будут совершаться не по принуждению, в силу некоего «служебного» долга, но охотно и богоугодно (см. 1 Пет. 5:2), из любви к окормляемому тобой словесному стаду. Нередко случается так, что именно равнодушие и холодность пастыря, его невнимание к нуждам и потребностям пасомых отвращают людей от Церкви и становятся преградой благовествованию Христову (см. 1 Кор. 9:12). Искренняя же забота епископа о церковных чадах, его горячее стремление носить их тяготы как свои собственные могут преодолеть отчуждение и непонимание, открыть умы и сердца для спасительных евангельских истин. Посему, не полагая между собой и пасомыми никаких преград, стремись с любовью встречать всякого, кто притекает к тебе с сомнением и вопрошанием, в горестях и печалях, чтобы каждый человек явственно ощущал твою поддержку и участие.
Сугубую же заботу простирай на тех, кого принято называть социально незащищенными слоями населения: бедных, лишенных крова, пожилых, одиноких, страдающих от различных недугов. Помощь таким людям не должна ограничиваться отдельными актами благотворительности, совершаемыми «по запросу»: необходимо системно организовать такую работу, чтобы все труждающиеся и обремененные (см. Мф. 11:28), зачастую утратившие последнюю надежду, неизменно находили в Церкви опору и утешение в постигших их скорбях.
Помимо попечения о пастве, высокое архипастырское достоинство, в которое ты был возведен, налагает на тебя множество других обязанностей: миссионерских, просветительских, административных. К исполнению этих послушаний ты приступаешь в качестве викария Костромской епархии. Это значит, что, занимаясь развитием церковно-приходской жизни, реализуя те или иные епархиальные проекты, ты всегда должен действовать в единомыслии со своим старшим собратом — Высокопреосвященным архиепископом Алексием. Стремись во всем быть его усердным помощником и верным соработником, дабы разделить бремя его трудов в Винограднике Господнем и совокупными усилиями осуществлять высокую и спасительную миссию свидетельства современникам о Воплотившемся от Девы Сыне Божием.
В этом заключается важнейшая задача любого архипастыря, которая ныне приобретает особую значимость. Сегодня многие наши соотечественники под влиянием различных деструктивных сил воспринимают навязываемые им принципы вседозволенности и абсолютной свободы от нравственных авторитетов в качестве нормы, а приобретение материальных благ считают основной целью жизни. В таких условиях тебе необходимо убедительным словом и личным примером возвышать помышления современников от суеты мира сего, неустанно свидетельствовать о том, что полнота бытия открывается лишь в общении с Богом и в соблюдении данных им заповедей. Чтобы люди вняли твоему голосу и усвоили вечные и спасительные евангельские ценности, твоя проповедь должна быть понятна современному человеку, соотнесена с реалиями современной жизни, с ее трудностями и заботами.
Успех совершаемого тобой дела благовестника во многом зависит от знания пасомыми основных вероучительных истин. Посему одним из основных направлений своей работы почитай развитие епархиальной системы религиозного образования, которая призвана включать в себя не только воскресные школы, но и различные духовно-просветительские проекты, ориентированные в первую очередь на подрастающее поколение. Необходимо с раннего возраста воспитывать молодых людей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), внушать им христианские жизненные принципы, дабы, ступив на спасительный путь веры, они не уклонились от него и в дальнейшем (см. Притч. 22:6).
Итак, перед тобой открывается поприще епископства, на котором тебе придется понести немало трудов ради дела Божия — устроения Его Церкви. Совершая это служение, преодолевая сопряженные с ним искушения и преграды, неизменно исполняй призыв апостола Павла, звучавший сегодня за Божественной литургией: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Пребывая в сей радости, покоряясь Призвавшему тебя и уповая на Него (см. Пс. 36:7), вознося к Нему горячие молитвы, ты получишь всеукрепляющую помощь, утешение и поддержку свыше.
Теперь же прими этот жезл как знамение твоей архипастырской власти и сопряженной с ней величайшей ответственности и преподай благословение предстоящим людям. Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердце твое и помышления твои во Христе Иисусе (см. Флп. 4:7) и да соделает предлежащее тебе служение многоплодным и спасительным для тебя и окормляемой тобой словесной паствы. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения