Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю по Рождестве Христовом после великой вечерни в Храме Христа Спасителя
Вечером 8 января 2012 года, в неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, и в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, матушки игумении! Дорогие братья и сестры!
Я сердечно благодарю Вас, владыка, за слова приветствия. А ко всем вам, мои дорогие, я хотел бы обратить слово поздравления с великим и спасительным праздником Рождества Христова.
Рождество, как ни одно другое событие Священной истории, помогает нам понять, что с приходом Господа и Спасителя произошло нечто, что принципиально отличает жизнь человека до и после этого события. Если спросить историка, чем отличается жизнь до и после, то он не найдет никаких особых подтверждений того, что жизнь людей стала принципиально иной, потому что следов этого изменения во внешнем мире почти нет. Конечно, вера во Христа Спасителя содействовала развитию иного мышления людей, которое отразилось, в том числе, и в государственном устройстве, в построении христианских империй, в развитии искусств, в храмоздательстве — эти видимые знаки присутствия новой эры хорошо известны людям. Но если говорить о том, что реально, принципиально отличает одну эпоху от другой, то мы не найдем никаких внешних свидетельств этого отличия. Есть только одно — Божественное — свидетельство, которое провозгласили ангелы Божии в ночь Рождения, которое провозглашали еще пророки Ветхого Завета и о котором мы только что слышали в Евангелии: Родился Господь Еммануил, что означает «С нами Бог» (см. Мф. 1:23).
А что это — «с нами Бог»? А это значит, что Господь через рождение Сына Своего вошел в плоть и кровь человеческой истории, в ткань этой истории, в жизнь каждого человека. И это не какие-то образы, пусть возвышенные, но отдаленные от реальной жизни, — эти слова покрывают реальность бытия. Бог с нами, Он совсем рядом. Достаточно руку протянуть навстречу Богу, как почувствуешь Его прикосновение. И происходит это не в мнимом воображении экзальтированных людей, а в реальной жизни человека, который обращается к Богу, и Тот слышит его молитву.
Невозможно представить, как развивалась бы история рода человеческого, если бы Бог во Христе не вошел в человеческую жизнь. Мы просто не можем представить себе того языческого или безбожного мира, в котором жило человечество. И, наверное, история давно бы закончилась, но именно потому, что Бог рядом, именно потому, что Он слышит наши обращения к Нему, мы и живем, мы действуем, мы существуем, опираясь на Его помощь, на Его десницу.
Кто-то может сказать: наверное, речь идет о верующих, крещеных людях — тех, кто признает бытие Божие, кто в храмы ходит. Но в Евангелии мы сегодня не услышали, что Господь Еммануил пришел только к избранным. Евангелие жестко констатирует: «родился Еммануил — с нами Бог». С кем «с нами»? Со всем родом человеческим. Тогда еще не было ни одного крещеного, но Бог уже был с родом человеческим.
И сегодня, как бы ни был человек далек от Бога, даже если он Его не признает, но Бог рядом с ним, и нужно сделать совсем немного для того, чтобы почувствовать в жизни своей Божественное дыхание. Есть только один грех, который возводит стену между Богом и человеком, — это хула на Духа Святаго, это диавольская борьба и противоборство Богу, это кощунство, которое отравляет жизнь человека и как яд отравляет сознание других. Хула на Духа Святаго не прощается (см. Мф. 12:31), и мы знаем из истории, на примере тех, кто возводил хулу на Бога, какова сила Божественного наказания.
Церковь проходила в течение 2 000 лет через разные внешние условия жизни. Никогда эти условия не были легкими — каждая эпоха имела свои проблемы, в каждую эпоху к Церкви обращались особые вызовы, и она по милости Божией отвечала на вопрошания мира и несла свою миссию. Вот и наше тревожное время исполнено многих светлых и радостных моментов — в первую очередь, это то, что мы как Церковь, как народ имеем свободу, какой никогда не имели. Это дает Церкви возможность устроять свою жизнь без какого-либо контроля со стороны внешних сил, без какого-либо стеснения, внутренне себя развивать в соответствии с Божественным предначертанием, основываясь на соборном разуме. Есть и много других светлых и положительных сторон нашей жизни, и ни в коем случае нельзя о них забывать, потому что мудрый человек видит не только отрицательное, но и положительное, и объективный взгляд всегда выхватывает из окружающей действительности и светлое, и темное, умеет сравнить, противопоставить и сделать правильные выводы.
В то же время сегодня мы сталкиваемся с неким противоборством служению Церкви, с попытками вновь хулить имя Божие, причем используя телевидение, другие средства информации — так, чтобы вовлекать в эту хулу как можно больше людей; и мы знаем, как это ранит человеческие сердца.
Но вот что удивительно — и ведь это было всегда в истории Церкви, не только в нынешнее время: если люди чувствуют неправду, если их совесть обжигается кощунством и хулой, они вдруг обретают особое дыхание в вере и становятся сильнее и ответственнее. Из всех епархий Русской Церкви мне докладывают, что никогда не было такого большого количества людей на рождественских службах, как в этом году. И как бы ни пытались враги Церкви представить ложные, смешные цифры, но это действительно народ наш пришел к Новорожденному Спасителю, и не исключаю, что и вследствие той раны, которая нередко наносится людям, — потому что возбуждается религиозное самосознание человека, укрепляется вера. Так было всегда.
Но, с другой стороны, было и еще нечто, что помогло многим нашим соотечественникам в минувшем году осознать близость Божиего присутствия — это принесение в страну нашу Честнаго Пояса Пресвятыя Богородицы, которое всколыхнуло народ наш. И люди шли. Миллионы людей прошли, прикладываясь к этой великой святыне. А ведь в тех очередях стояли разные люди. Иногда здесь, в Москве, в хвост очереди вставали скептики, которые просто хотели на себе эксперимент поставить: «Ну, пройду в этой очереди. Выдержу или не выдержу? Ведь вот эти люди, которые вокруг меня, выдерживают, и я попытаюсь». И в конце этой очереди, пред великой святыней, на смену скепсису приходила великая и горячая вера. Какое же сильнейшее доказательство того, что 2000 лет назад в вифлеемской пещере родился Младенец Еммануил — с нами Бог, Господь наш Иисус Христос!
И он рядом. Он был рядом и с этими людьми, стоявшими в бесконечных очередях к святыне, — с верующими и не очень верующими; сознательно и ответственно воспринимающими слово Божие, и едва знакомыми с тем, что Бог говорит людям. Все это, в том числе и явление множества чудес, стало возможно потому, что с нами Бог.
И Церковь призвана нести свое служение людям, вознося молитву Богу и принося Ему бескровную Жертву, а вместе с ней — нашу веру, наше религиозное чувство, нашу любовь к Богу. И одновременно мы служим людям, поддерживая в них веру и помогая через внутренний духовный опыт понять, что означают слова Евангелия «с нами Бог». Пока это чувство Божественного присутствия в мире, пока это несомненное убеждение в том, что Бог прикасается к нашей душе и отвечает на наши молитвы, живет, будет жить вера в Господа, и Господь Еммануил будет прикасаться Своей державной десницей к каждому человеку, даже подчас к тем, кто в полной мере не отдает себе отчета в том, чем было для рода человеческого Его Рождество.
Праздник Рождества Христова в первую очередь укрепляет нашу веру, помогает почувствовать близость Господа, помогает погрузиться в благодатную атмосферу Рождественской радости, помогает с иной точки зрения посмотреть на окружающий нас мир, давая простор силе веры. И пусть Господь по молитвам всех нас, по молитвам Церкви, по молитвам всего народа Божиего благословит всю историческую Русь, все народы Святой Руси.
Особая молитва у нас сегодня о России, вступившей в непростой год своего исторического бытия. И мы просим Господа быть с нами, быть с народом нашим, не убрать с глав наших Своей невидимой десницы, чтобы мы чувствовали прикосновение к нам Божией благодати, избегали греха, порока и ошибок, помогая самим себе и тем, кто вокруг нас, духовно и нравственно возрастать в меру полного возраста Христова. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения