Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Введенском соборе Оптиной пустыни
26 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Введенскую Оптину пустынь. В Введенском соборе обители Святейший Владыка совершил молитву у раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского и обратился к насельникам и паломникам с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимый отец наместник, дорогие братья!
С большой радостью я вошел под сень этого храма — на место святое, прославленное подвигами Оптинских старцев, особым образом запечатленное в нашей церковной и гражданской истории.
За те годы, что обитель открыта, здесь сделано очень многое. К сожалению, из-за несения многотрудного послушания еще в бытность митрополитом Смоленским я никогда не имел возможности посетить эту обитель, хотя постоянно об этом мечтал и сердцем устремлялся сюда. Радуюсь, что Господь сегодня осуществил мое давнишнее желание и дал мне возможность вступить на эту землю и помолиться перед гробницей святого преподобного старца Амвросия Оптинского. Буду просить Господа, чтобы Он дал мне силы и возможность во благовремении приехать к вам, для того чтобы помолиться здесь вместе с вами, совершить Божественную литургию и провести в обители большее время.
В Оптиной пустыни как-то особенно задаешься вопросом о предназначении монашества, о смысле монашеского служения. К сожалению, годы безбожия повлияли на наш народ таким образом, что даже те, кто приходит к Богу и, имея желание вступить в обитель, дает обеты, до конца не понимают, во имя чего и каким образом нужно жить, чтобы спасаться в иноческом образе. Вам в какой-то степени повезло, потому что сама история Оптиной пустыни — ее летопись, повествования о подвигах старцев — является замечательным руководством для подвизающихся в иноческом звании. Замечательно, что Оптинские старцы были полностью отданы Господу, жили глубокой духовной молитвенной жизнью, проходили через подвиг иноческой аскезы и, будучи аскетами и подвижниками, одновременно несли свет миру.
Удивительно, что в XIX веке, когда постепенно вызревавшие семена безбожия на Руси стали приносить свои реальные плоды, когда мыслящие люди России — государственная, творческая элита — практически отошли от Бога, — именно в это время не через слово человеческой мудрости, а силой Святого Духа, явленного через обитель сию, многие из соблазнившихся и отступивших от Бога вернулись в Церковь.
Насколько сильным было повреждение сознания наших людей, свидетельствует один только пример. Император Александр I пригласил к себе князя Голицына, чтобы назначить его обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, то есть человеком, от которого зависела, как теперь бы сказали, «кадровая политика» Церкви — поставление архиереев, назначение настоятелей, ректоров семинарий. И когда Государь предложил князю занять этот пост, тот с легкой улыбкой сказал: «Ваше Величество, ну какой же я обер-прокурор, когда я даже в Бога не верю». Но и это не остановило царя принять решение о назначении Голицына обер-прокурором Святейшего Синода.
И вот в то самое время, когда стало развиваться национальное богоотступничество, когда не только Голицын, но и очень многие оказались подвержены безбожию, причем в его самом опасном антицерковном изводе, тогда тихим голосом заговорила Оптина, увещевая не мудростью человеческой, но мудростью Божественной.
Убеждать людей принять Бога силой человеческой логики невозможно, потому что обращение к Богу есть глубокий внутренний духовный акт. Отец Венедикт, цитируя Слово Божие, сказал о рождении свыше. Принятие Бога в сердце — это и есть рождение свыше. И рождение свыше происходит не потому, что кто-то кого-то в чем-то убедил, а только тогда, когда Дух Святой соприкасается с сознанием и сердцем человека. Святой преподобный Амвросий и другие Оптинские старцы не столько понимали это умом, сколько переживали реально, в своем жизненном опыте.
Этот пример для всех нас очень значим. Сегодня вопрос сохранения веры — это не академический вопрос. Страна наша прошла тяжелыми путями безбожия, и многие-многие люди, которые соблазнились, их дети и внуки сегодня обращают свой взор к Церкви. Настало время, когда мы должны отвечать людям на их вопросы не только силой слова — хотя и это требуется для современного человека — но и силой своего духа.
Вот я и хотел бы пожелать всем вам духовно возрастать; а это возрастание происходит через молитву — искреннюю, сердечную. Не так, как мы иногда правило читаем: тяжело, устал, но вроде как полагается — отбубнил, перекрестился, лег. Молитва должна стать нашим внутренним созерцанием; и не просто обычная молитва, к которой мы привыкли, а размышление пред лицом Божиим, исповедание своих грехов. Когда мы открываем сердце навстречу Богу, когда мы просим Его простить наши грехи, когда мы исповедуем перед Ним свои беззакония, когда мы проникаемся чувством смирения, собственного несовершенства, собственной слабости, — вот тогда Господь нам и открывается.
Господь не открывается людям гордым и надменным, которые кичатся своим благочестием, чистотой веры, а в сердце не имеют любви. Ведь точно так же поступали фарисеи, которые были благочестивыми людьми: исполняли все предписания, читали, говоря нашим языком, все правила, каноны и молитвы. Они делали все, что требовалось, — а Господь осудил их страшными словами, и недаром именно они стали противниками Бога и распинателями Сына Божия. Поэтому в смирении стяжите души ваши (см. Лк. 21, 19), чтобы никакой духовной надменности, высокомерия, гордыни, сознания своей непременной правоты не возникало в сердце. Помните пример старца Амвросия, который говорил тихим голосом, который всегда исповедовал свое несовершенство, являясь при этом совершеннейшим образцом святости и монашеской жизни.
Верю в вашу помощь, братие, в том великом деле, которое сегодня совершает наша Церковь, — в деле духовного возрождения нашего народа. И прошу вас участвовать в этом деле своей молитвой, своим духовным подвигом, своими словами, обращенными к людям. Всех с любовью принимайте, ни на кого не возлагайте бремена неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), любовью согревайте человеческие сердца, и тогда и ваше слово, и ваше монашеская жизнь, и подвиг ваш, совершаемый в этой обители, многократно отзовутся в жизни людей.
Дай Бог, чтобы Оптина пустынь, сыгравшая в прошлом такую огромную роль в духовной жизни нашего народа и нашей Церкви, и в нынешние времена была достойна своих отцов и учителей.
Я хотел бы на память о нашей встрече преподнести вам образ Спасителя, с тем чтобы молясь перед ним, вы вспоминали Патриарха, вспоминали слова, которые я сейчас только что произнес, — слова, призывающие вас к общему и великому деланию по возрождению Православия в земле Русской.
Также хотел бы в память о моем посещении подарить это художественное изображение Троице-Сергиевой лавры, нашего общецерковного духовного центра — для украшения того места, которое отец наместник посчитает правильным этой картиной украсить.
Покров Пречистой Царицы Небесной пусть пребывает с обителью и со всеми нами. Молитвами святого преподобного Амвросия, старца Оптинского, и всех преподобных отцов Оптинской обители храни вас всех Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения