Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в Патриаршем Благовещенском соборе Александрии
11 апреля 2010 года в Благовещенском соборе Александрии Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к присутствующим в соборе.
Ваше Блаженство,возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель,
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор!
Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Благодарю Бога за радость братского общения во Христе со всеми вами, дарованную нам сегодня у Святой Чаши. Совместно приступая к Святым Тайнам, мы поистине становимся едино тело и един дух с Господом (1 Кор. 6:17) и, конечно же, друг с другом. Евхаристическое общение дает нам живое чувство любви, связующей учеников Христовых. Оно же вливает в нас новые силы для исполнения Евангелия Царства, для распространения плодов искупительного дела Христова на все наши деяния и помыслы. Через таинственное приобщение Его смерти и воскресению, через постоянно возобновляемое участие в Его преломленном и воскресшем Теле каждый из нас обретает способность к служению Господу в Его мысленном винограднике — Святой Церкви.
Нынешнее Патриаршее сослужение Божественной литургии пришлось на особое время церковного года. Всякая душа христиан православных ныне соединяет свой голос с хором Вселенской Церкви в жизнеутверждающем свидетельстве нашей веры:
Христос воскресе!
Воспоминаемое ныне уверение апостола Фомы имеет для нас также большое символическое значение. Вера в воскресение Христово преобразила сознание и возродила к новой жизни народы, как мы это знаем из истории великой христианской цивилизации. Но распространение веры во Христа умершего и воскресшего невозможно себе представить без апостольского служения Церкви, которое от самых первых дней ее существования проявляется в двух важнейших формах: учительстве и миссионерстве.
Говоря об апостольском служении древнейшей Александрийской Церкви, нельзя не остановиться на двух самых ярких периодах ее исторического бытия. Первый простирался со II века по середину V столетия. После уничтожения в 70-м году матери Церквей — Святого Сиона — Александрийская христианская община, используя ко благу все преимущества столицы Египетской провинции, заняла бесспорно первенствующее положение на всем христианском Востоке, что продолжалось до возвышения кафедры царствующего града Константинополя. Именно здесь, в Египте, на стыке интеллектуальных поисков античного мира и живого опыта Церкви, получило свое первоначальное оформление христианское богословие. Африканские пустыни, приняв в свое суровое лоно первых отшельников, стали колыбелью христианского монашества, известного своей богатейшей учительной письменностью.
Второй период, который можно назвать временем обновленного апостольского служения Александрийской Церкви, это наши дни. Многолетняя и плодотворная миссионерская работа среди африканских народов, возглавляемая Александрийским Патриархатом, получила свое каноническое выражение в распространении юрисдикции Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского на весь континент. С восхищением православные во всем мире следят за успехами Духовной семинарии в Кении, выпустившей уже немалое число клириков-африканцев, за проповедью Евангелия среди коренного населения 54 государств Африки с их разнообразными культурными особенностями. Неудивительно, что Апостольский Александрийский Патриархат ныне возглавляется Вашим Блаженством, много потрудившимся на миссионерском поприще в Вашу бытность правящим митрополитом в Зимбабве.
Чада Русской Православной Церкви, волею судеб оказавшиеся по обе стороны африканского экватора, также нашли в лице Вашего Блаженства любящего и заботливого покровителя. Согласно существующим братским договоренностям, пастырское окормление своих соотечественников совершают присылаемые под начало александрийских архиереев священники Русской Православной Церкви. Представительство Патриарха Московского в Каире служит не только связующим звеном в отношениях наших Церквей, но и духовным центром для выходцев из стран Русского мира. За эту непрестанную и поистине апостольскую заботу об их духовном благе — наша сугубая благодарность Вашему Блаженству и тем Преосвященным, в чьих епархиях проходят свое служение наши клирики.
В нашу эпоху апостольство Церкви имеет еще одно очень важное измерение. Все Поместные Церкви призваны сообща свидетельствовать о Христовой истине перед вызовами современного мира. Вселенское Православие стоит перед необходимостью решения задачи по сохранению уникальной христианской цивилизации во всем ее этническом и культурном многообразии. Богатейшее Предание Церкви является достаточным основанием для этого совместного дела. Возобновление процесса подготовки Всеправославного Собора вселяет во всех нас надежду на нахождение общей позиции по многим насущным вопросам эпохи. Успех этого святого начинания напрямую зависит от доброй воли всех Поместных Православных Церквей.
Ваше Блаженство!
Еще раз благодарю Вас за радушный прием, оказанный мне и моим спутникам в этом достославном городе. Молюсь, чтобы благодать Божия всегда наполняла сердца верных чад древней и вечно юной Александрийской Церкви. Да процветает и распространяется Святое Православие на Африканском континенте! Пусть весть о Воскресении Христовом вдохновляет нас на новые труды во имя укрепления заповеданного Спасителем единства святых Божиих Церквей!
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения