Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы «Российской газеты» - Миссионерское обозрение
Поиск

Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы «Российской газеты»

Патриархия Интервью
Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы «Российской газеты»

Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы «Российской газеты»

— Ваше Святейшество! 10 июня — день Вашей Интронизации. Вы 15 лет на Патриаршем престоле. Как Вы оценили бы это время? В какую формулу оно укладывается, какого афоризма достойно? Какое событие  за  годы Вашего  Патриаршего  служения  было  самым горьким, а какое — самым радостным? Какую самую главную задачу Вы перед собою ставили, вступая на путь Патриаршего служения, и что удалось сделать?

— Ко  времени  моего  избрания Поместным  Собором Русской Православной Церкви я много лет был занят в церковном управлении и поэтому весьма отчетливо представлял   себе, сколь тяжек крест Патриаршего служения. Это служение сопряжено с великой ответственностью за судьбы Церкви и народа Божия, за спасение человеческих душ, за то, каково будет место Церкви в нравственной жизни общества и личности. Таким образом, главная задача остается неизменной во все времена, на протяжении всей истории Церкви: «право править слово Христовой истины»,  как это выражено в молитве, возносимой за литургией, и полагать все свои силы, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением» (Деян. 28, 31).

В день избрания на Патриарший престол перед моим мысленным взором прошли труды великих Всероссийских Патриархов XX века, служение которых мне суждено было продолжать. С глубоким душевным трепетом я мысленно обращался к дорогой для меня памяти святителя Тихона, сочетавшего в себе христианское милосердие и доброту с твердостью стояния в вере, готовность умереть за Христа — с неослабным попечением о том, чтобы научить паству жить во славу Божию.

Я вспоминал приснопоминаемого Патриарха Сергия, жертвенно полагавшего все свои силы на то, чтобы сохранить для будущего почти уже разгромленную богоборческой властью Церковь, дабы не пресеклось в нашем Отечестве совершение Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых — Божественной литургии. Я с благодарностью и благоговением вспоминал и Патриарха Алексия I, небоязненно свидетельствовавшего всему миру о том, что Русская Церковь, прошедшая через горнило невиданных в истории гонений, сохранила неповрежденный залог веры и великую духовную силу. Я вспоминал своего непосредственного предшественника — Святейшего Патриарха Пимена, человека глубокой веры и преданности Церкви Христовой, молитвенника и непоколебимого ревнителя церковного Предания. Их пример и поныне вдохновляет меня.

Я считаю время, в которое мне пришлось стоять у кормила церковного, поистине уникальным. Ибо, говоря словом великопостного богослужения, настало «время делательное», время нестесненного и обширного труда на ниве Христовой. Что же касается событий, горьких и радостных… Оглядываясь сегодня на 15 лет, прошедшие со дня моей интронизации, могу сказать: это было время стремительных перемен, в одночасье изменивших облик нашей страны, поставивших рядом великое и ничтожное, возвышенное и низменное.

Эти годы вместили и начало духовного возрождения нашего народа, и распад единого государства, во имя исторического существования которого миллионы людей разных национальностей пожертвовали своими жизнями. В эти годы многие люди обратились к отеческой вере, обрели духовную сосредоточенность. И в это же время наша земля стала свидетельницей небывалого разгула цинизма, греха и беззакония…

И все эти годы Церковь прилагала свои силы, истощенные долгими десятилетиями гонений, чтобы врачевать нравственные недуги общества, обличать зло, свидетельствовать о правде Царствия Божия. Мы сознаем: история не простит никому из нас греховной расслабленности и нечувствия, самоустраненности и безответственности. Да, с Божией помощью государству, народу, Церкви многого удалось достичь за эти годы, но предстоит сделать неизмеримо больше.

— В конце мая в Москве состоялась церковно-научная конференция «Роль Патриаршества в истории России», приуроченная к 15-летию Вашей Интронизации. Что представляет собой фигура Патриарха в контексте русской истории? Какое значение для развития и сохранения России имели Предстоятели Церкви в личностном и институциональном плане? Почему в начале XX века после долгого Синодального периода Церковь восстановила институт Патриаршества? И какова роль Патриарха сегодня, в нынешнее особое время?

Социологические опросы показывают, что Церковь как институт гражданского общества имеет очень высокий авторитет, по рейтингу она следует в сознании людей непосредственно за позицией «Президент». Некоторые благожелательно настроенные к Церкви интеллектуалы утверждают, что в традиционной политической культуре России Церкви принадлежит роль Учителя в высоком смысле этого слова.

Согласны ли Вы с этим? Готова ли Церковь к такому расширительному пониманию своей общественной функции? Что ответить тем, кто видят в Русской Православной Церкви всего лишь одно из вероисповеданий в многоконфессиональной стране, а всякое распространение церковного влияния на общество воспринимают как посягательство на принцип свободы совести?

— В тысячелетней истории Российского государства, немыслимой без уникального вклада Русского Православия, Патриаршество играло особую роль, а сам Предстоятель Церкви неизменно олицетворял собою ее единство.

Еще до учреждения на Руси Патриаршества Митрополиты, возглавлявшие нашу Церковь, в соработничестве со светской властью оказывали весьма важное влияние на формирование отечественной государственности, выработку национальной политики и развитие общества.

Так, митрополит Петр благословил начало собирания русских земель, митрополиты Алексий и Киприан были ученейшими иерархами, много потрудившимися для отечественной культуры, а митрополит Макарий благословил начало книгопечатания на Руси. Первые Патриархи Иов и Ермоген ценой своей жизни обнаружили перед народом опасные для судьбы Отечества замыслы самозванцев, призывали людей к покаянию и к отпору врагу.

Во все исторические времена России Церковь оставалась нераздельной со своим народом. Так было и в эпоху междоусобной раздробленности русских княжеств, и в период татаро-монгольского ига, и в Смутное время, и в годину нашествий иноземных захватчиков, сменявших друг друга на протяжении всей нашей истории.

В 1917 году Отечество наше постигла новая смута. Промыслительно, что в это же самое время, в ответ на давние чаяния православного народа, на Руси было восстановлено Патриаршество. В советский период нашей истории Русская Церковь величайшими жертвами и лишениями вновь засвидетельствовала свою верность Христу и России, совершая дело спасения людей в самых драматичных обстоятельствах.

В годы небывалых гонений от безбожной власти пострадало больше верующих, чем за всю предшествующую историю христианства. И во главе сонма новомучеников и исповедников Российских, взошедших на русскую Голгофу XX века, был святой Патриарх Тихон. Велик вклад миллионов верных чад нашей Церкви в Победу в Великой Отечественной войне, 60-летие которой мы отмечали в начале мая.

Говоря о роли Предстоятеля Русской Церкви в жизни современного российского общества, необходимо отметить, что радикальные социально-политические перемены в жизни нашего народа поставили перед Церковью новые и очень серьезные задачи, связанные с развитием ее социального служения, преодолением наследия принудительного обезбоживания целых поколений, восстановлением нормальной приходской жизни.

Бог не оставил нашу Россию: рубеж тысячелетий ознаменовался возрождением множества порушенных и оскверненных храмов, возведением новых церквей, ростом числа монастырей, Духовных училищ и семинарий. Ныне люди вернулись в храмы, а Церковь вернулась в общество. По экспертным оценкам социологов, ныне до 80 процентов наших сограждан относят себя к православной духовно-исторической традиции. Первостепенная задача, которая стоит перед служителями

Престола Господня, перед всеми православными верующими, — помочь людям, ищущим духовной опоры, найти дорогу к храму. При этом Церковь не только научает людей словом Христовой истины, но и осуществляет широкое социальное служение, в меру своих возможностей поддерживая одиноких, престарелых, бездомных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, живущих с ВИЧ/СПИД, отбывающих заключение…

Вы задали вопрос о некоторых все еще достаточно влиятельных силах, которые склонны игнорировать культурно-религиозный и национально-исторический вклад Русской Церкви в становление и защиту российской государственности, в формирование духовно-нравственного облика нашего народа и его культуры, рассматривая при этом Православие лишь как одно из вероисповеданий в ряду многих иных, а широкое общественное признание роли нашей Церкви и церковного делания интерпретируя как нарушение принципа свободы совести…

В связи с этим можно напомнить, что в России Православная Церковь, согласно нашей Конституции и в отличие от законодательства многих стран как Запада, так и Востока, отделена от государства. Однако она не может быть при этом отлучена ни от своей истории, ни от жизни, забот и тревог российского общества. А это значит, что, являясь уважаемым общественным институтом, она несет и будет нести возложенную на нее ответственность перед Богом и перед людьми, формулировать собственную гражданскую позицию и осуществлять свое социальное служение.

Если в советское время голос верующих не был слышен из-за церковной ограды, в которой они были накрепко заперты господствующей богоборческой идеологией, то ныне Церковь получила достаточно существенные возможности влияния на общество. Государство более не озабочено возведением искусственных средостений между Господом и человеком.

Однако существуют иные препятствия для несения Церковью своего исторического общественного служения. Не буду затрагивать проблемы имущественной сферы — они постепенно решаются в ходе конструктивного и взаимоуважительного диалога Церкви с органами светской власти всех уровней.

Замечу лишь, что ситуация, когда государство номинально, а иногда и фактически остается собственником практически всех храмовых зданий и иной церковной недвижимости, отнятой у гонимой Православной Церкви после октября 1917 года, не является нормальной ни с моральной, ни с чисто юридической точек зрения.

Весьма тревожным с точки зрения Церкви выглядит стремление некоторых государственных служащих всеми способами воспрепятствовать разумным и нравственно оправданным общественным инициативам, направленным против засилья обезбоженного мировоззрения в образовательном процессе. При этом введение   культурологической дисциплины «Основы православной культуры» лукаво, чтобы не сказать провокационно, выдается антицерковными силами за возрождение в наших школах обязательного преподавания «Закона Божия».

Существует осознаваемая Церковью и здоровой частью общества угроза моральному и физическому здоровью нации, исходящая от средств массовой информации, которые утверждают культ наживы, личного успеха любой ценой, грубого эгоизма, потребительского отношения к жизни, насилия, сексуальной распущенности…

И, как правило, те же СМИ выступают в качестве радетелей принципа «равноудаленности» всех религий от народа, как бы забывая о том, что именно в исторической памяти православных верующих и их Церкви аккумулирован уникальный опыт бесконфликтного сосуществования на протяжении столетий с людьми иных религиозных убеждений — мусульманами, иудеями, буддистами… К сожалению, это лишь одно из многих проявлений «двойных стандартов» в отношении Русского Православия.

— При начале российской государственности Церковь Церковь участвовала в  государственном строительстве, влияла на определение культурного и цивилизационного выбора молодой нации. В каких отношениях   сегодня   Церковь   с   государством?   Ныне   Россия переживает период сложнейших структурных реформ, в ходе которых государство уходит из таких сфер, как экономика, некоторые области социальной жизни, включая образование и медицину, и уступает место рыночной самоорганизации. При этом присутствие государства необходимо в сфере национальной обороны и безопасности, защиты правопорядка, поддержания эффективности вертикали власти, заботы о социально незащищенных гражданах и т.д. То есть государство не обязано быть всепроникающим, но оно должно быть сильным.

Представляется ли Вам, Ваше Святейшество, важным укрепление современного государства? Каким Вы хотели бы видеть государство Российское — в том, что касается могущества, силы духа, места в концерте мировых держав? В чем состоит миссия России? Что сообщает стране величие: особый дух нации, культурное своеобразие?

— Церковно-государственные отношения в целом развиваются в позитивном направлении. Церковь и государство с уважением относятся к сфере ответственности и специфическим прерогативам друг друга, успешно взаимодействуя в целом ряде областей, среди которых — миротворчество, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, забота о сохранении культурного наследия, попечение об обездоленных.

Верю, что это соработничество будет совершенствоваться и расширяться, тем более, что, например, в социальной сфере для этого доныне имеются большие неиспользованные возможности.

В Русском Православии издревле существует обычай «печалования» Патриархов Московских перед светскими властителями, то есть ходатайства об облегчении участи ближних. Это право бывало действенной мерой на пути поспешных или несправедливых решений власти, служило препятствием произволу правителей. Ныне печалование перед власть имущими о нуждающихся в первоочередном внимании и заботе — прямая обязанность Церкви как старейшего института гражданского общества, которой она не вправе пренебрегать.

В связи с этим и по разным поводам, вызывающим широкий общественный резонанс, Церковь не устает напоминать властям предержащим, что наш многострадальный народ достоин лучшей доли, что благополучие граждан — основа справедливого и процветающего государства. К сожалению, отечественные средства массовой информации подчас не спешат информировать о позиции Церкви своих читателей, зрителей и слушателей.

Совершенно очевидно, что государство должно быть сильным и независимым, способным отстоять свое право на историческое существование и на свой духовно-мировоззренческий выбор, защитить интересы своего народа, сохранить Родину для будущих поколений.

Россия обладает богатейшим культурно-историческим наследием. Без России Рублева и Дионисия, Гоголя и Достоевского, Чайковского и Рахманинова невозможно представить себе наш мир. Но Россия также — крупнейшая мировая держава, сохраняющая православные традиции. А народ наш всегда видел свой жизненный идеал не в стяжании материальных благ и не в эгоистической эксплуатации других наций, но в сугубом следовании Слову Божию. Не случайно наши предки именовали свое Отечество Святой Русью.

И потому хотел бы надеяться, что современная обезбоженная цивилизация, для которой, на мой взгляд, обретение смысла бытия является ныне вопросом физического выживания, найдет путь к неиссякающему источнику Православной веры, дабы утолить свою духовную жажду (Ин. 7, 37).

— Недавно Вы совершили богослужение на Бутовском полигоне, где освятили купольный крест каменного храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Как нам усвоить собственную трагическую историю в XX веке? Как это совместить — потребность почитать память замученных дедов и прадедов, среди которых было немало священников и православных мирян, и в то же время не перечеркнуть жизнь и труды других дедов и отцов, добивавшихся во славу Родины высших профессиональных достижений в те же сталинские времена?

— Действительно, следует глубоко изучать и верно оценивать новейшую отечественную историю, которая слишком часто становится  предметом политических спекуляции в интересах различных идеологических групп.

Последствия великой национальной катастрофы XX века доныне ощутимы в нашем обществе. Одни люди демонстрируют поразительное безразличие к памяти многочисленных жертв братоубийственной Гражданской войны и десятилетий репрессий. Другие высокомерно и неблагодарно предают забвению подвиги народа в советскую эпоху, самый главный из которых — Победа в Великой Отечественной войне. Односторонняя приверженность тому или иному псевдоисторическому подходу не служит делу общественного согласия и примирения.

Нравственно недопустимы попытки обелить палачей, отправивших на гибель, расстрелявших и запытавших многие тысячи людей, среди которых немало канонизированных Русской Православной Церковью новомучеников. Человеческие жертвоприношения на алтарь каких бы то ни было достижений в экономике, промышленном перевооружении или государственном строительстве с христианской точки зрения абсолютно неприемлемы.

Но разве коммунистическая идея и ее глашатаи вдохновили народ на самопожертвование ради Победы? На смертельную битву с врагом поднялись люди, объединившиеся в опоре на духовные ценности, которые составляли основу жизни их предков на протяжении веков. И во имя тех же ценностей веры и жизни во Христе умирали православные российские мученики XX века.

Вот почему пути уврачевания нынешних национальных, социальных, политических, идеологических разделений мы видим в обращении к исконным духовным ценностям, хранительницей которых для подавляющего большинства нашего народа является Русская Православная Церковь. Эта духовность есть единое пространство нашей веры, и потому она не зависит от политических и иных предпочтений и установок.

Возвращение к историческим духовным ценностям позволит нам осознать, что никакие разногласия не должны становиться фактором, способным поколебать наше национальное единство, обернуться рознью, разделениями, враждой и ненавистью. Христианское прощение своих мучителей, пример чего подают известные нам российские исповедники, и неложное покаяние палачей и им сочувствующих — два непременных условия устроения народной жизни на нравственных началах. Отрадно, что это уже нередко происходит под сенью Церкви, наполняя нас благими надеждами.

— Церковь — не только социальный институт (хотя ее участие в жизни государства и общества очень важно), но и духовная сущность. И влияние на государство, и рейтинги общественного доверия, и результаты социологических опросов, свидетельствующие об увеличении числа верующих и воцерковленных людей (в первую очередь, православных) очень важны, но превыше всего — Господь Бог и вера в Него. Вера в Бога — тонкая, но очевидная и чрезвычайно значимая для верующих реальность. Как верует сегодня Россия? Какое у Вас ощущение и знание о вере соотечественников? Что Вас впечатлило за последние годы в вере и Церкви?

— Обоснованно судить о вере людей можно только на основе подлинного знания их сердца, Сердцеведец же один только Господь (Деян. 1, 24). Разумеется, при этом есть и очевидные плоды веры: возводится множество храмов, открываются все новые православные учебные заведения, развивается церковно-приходская жизнь. Эпоха духовного возрождения, которую мы переживаем, полна свидетельств истинной веры и смирения.

Конечно, встречается еще духовное невежество, нередки и суеверия, распространяемые людьми, как правило, либо околоцерковными, либо религиозно малообразованными. Русская Православная Церковь старается повысить уровень знаний о духовных традициях, не только совершенствуя уровень подготовки в богословских учебных заведениях, но и путем открытия при храмах воскресных школ для детей и катехизических курсов для взрослых.

На мой взгляд, Россия является страной, где, несмотря на жесточайшие преследования Церкви, ее служителей и верных чад, несмотря на выжженную пустыню, в которую на протяжении семи десятилетий атеистическая власть пыталась обратить духовную жизнь народа, люди тянутся к храмам Божиим, возрастают в вере и в любви к ближним.

Этот духовно-нравственный выбор людей молодого и среднего возраста, пришедших на смену «белым платочкам» бабушек, еще недавно составлявших основной контингент богомольцев, не только внушает уверенность в будущности Русского Православия, но и свидетельствует об исключительной важности религиозного выбора для жизни молодого поколения новой России.

Любой приходской священник расскажет, насколько глубока может быть вера обычных людей, обратившихся к Богу, и какие подвиги духовного преодоления своего эгоизма и небратолюбия они совершают в повседневной жизни. И таких примеров множество, потому что все больше людей возлагают свое упование на Господа, а «надеющиеся на Него не постыдятся» (Ис. 49, 23).

— Ваш Патриарший голос в последнее время часто звучит как голос совести Церкви. Вы призываете священнослужителей и прихожан к социальному служению — помощи сиротам, больным, инвалидам. Напоминаете церковнослужителям, что храм — не доходный дом, а Таинства Церкви не могут быть оценены в деньгах. О сребролюбии некоторых служителей Церкви, об их дружбе с бизнесменами сомнительной репутации много пишет антицерковно настроенная пресса, однако не все из этого клевета. Сами верующие претерпевают порой в храме искушения и скорби. Как утвердить Церковь в современной жизни в качестве места спасения и обиталища совести?

— Вот уже на протяжении двух тысяч лет Церковь Христова служит кораблем спасения для многих поколений людей. Однако следует помнить, что земная Церковь, в отличие от Церкви Небесной, не есть собор праведников и подвижников, что задача ее как раз заключается в духовном исцелении помраченной грехом человеческой личности, в борьбе не против грешника, но против греха.

Одно из многих следствий невозможности разделить Церковь и общество, Церковь и народ состоит в том, что в ограду церковную приходят обычные люди со всеми присущими роду человеческому положительными и отрицательными качествами. В то же время Церковь — таинственное Тело Христово, место, где происходит спасение и преображение человеческой личности через Таинства церковные, где грехи телесные и духовные исповедуются и исцеляются, где совесть человеческая обретает свою первозданную чистоту. Потому изживание недостатков, слабостей, грехов и прегрешений служителей Церкви и ее чад являются предметом постоянной заботы всего церковного организма и самих впавших в соблазн людей.

Те же из верующих, кто склонны не только к осуждению, но и к рассуждению и к тому же имеют достаточно внутренней честности, чтобы объективно оценивать собственные поступки и движения души, не смущаются прискорбными исключениями из общего правила христианской жизни. Таким верующим свойственно равнять свою жизнь по высоким образцам духовной жизни праведников, а не по низким случаям падения грешников. Ибо согрешивший не способен бросить тень на всю Церковь как Дом Божий, место спасения рода человеческого. Безусловно, Церковь осуждает грех и стремится его исправить, и так будет всегда. Но верно и то, что, по поговорке, осуждающий собрата чужими грехами не спасется.

— Сегодня очень актуальна демографическая проблема. Церковь говорит об этом на своих Соборах,   участвует в научных конференциях. Как она может повлиять на ситуацию? Семья в России во  многом  разрушена, ее роль  искажена.  Что делать, чтобы восстановить ценность большой, крепкой, многодетной семьи? Какое значение для Вас имела родительская семья? Что Вы больше всего вспоминаете из жизни в ней? Что Вам дорого? Какие российские семейные традиции сегодня актуальны?

— Вот  уже  более  десяти  лет  население  России  неуклонно уменьшается,  и это не может  не вызывать серьезной тревоги и озабоченности  всех,  кому  дорого  будущее  нашего  Отечества.  Без преувеличения можно сказать, что демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, является духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей и, прежде всего, утрата благоговения перед священным Божиим даром жизни.

По существу, сегодня мы уже стоим перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству. Такая ситуация обусловлена прежде всего духовными недугами: эгоизмом, торжествующим культом потребления, безудержным стремлением к получению жизненных благ. Средство борьбы с этими недугами — следование непреходящим христианским заповедям любви и жертвенности, веры и благочестия.

В этих условиях Русская Православная Церковь неизменно свидетельствует о необходимости возрождения во многом утраченных идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной. В основе современного потребительского мировоззрения лежит забвение Бога и поклонение инстинктам, поэтому происходит деградация личности, разрушение семейных и общественных устоев, самоуничтожение народа. Если убийство нерожденных детей и огромное число сирот при живых родителях признается нормой в обществе, то это свидетельствует о его глубочайшем нравственном падении. Такой народ навлекает на себя гнев Божий и обрекается на вырождение.

Проходивший в октябре 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви сделал специальное заявление по вопросам демографии, в котором говорится, что государственная власть, опираясь на поддержку Церкви и всего общества, должна приложить максимум усилий для скорейшего решения демографических проблем.

Общество всегда должно помнить, что семья — это не только частное дело людей, вступающих в брак, но и одна из форм христианского служения Богу и Отечеству. Брак, строящийся на Богом данной любви, на поддержке супругами друг друга, которые самоотверженно воспитывают детей, является основой благополучия общества и государства.

— На новостных лентах в последнее время появляются сообщения об инициативах и усилиях Католической Церкви, направленных на объединение христианских Церквей. Ваше Святейшество выражал надежду, «что наступающий период в жизни Римско-Католической Церкви поможет обновить между нашими Церквами отношения взаимного уважения и братской христианской любви». Чего ждать нам в этом отношении? Как разобраться в данной сложной ситуации?

— Мы весьма позитивно восприняли недавние заявления Папы Римского Бенедикта XVI, в которых речь шла о христианском единстве и особенно о необходимости конкретных шагов для улучшения отношений между  Церквами.  Надеемся,  что  такие  шаги  будут  предприняты католической стороной для того, чтобы изменить к лучшему православно-католические отношения в России и других странах СЕПТ. Только это позволит разрешить проблемы, существующие между нами, и будет способствовать успешному развитию диалога и сотрудничества, столь необходимых христианам в современном непростом мире, который пытаются отдалить от Бога и Его заповедей.

— Ваше Святейшество! Что Вы хотели бы пожелать читателям «Российской газеты»?

— «Российская газета» имеет широкую читательскую аудиторию среди наиболее активной части населения. Это руководители общественных объединений, государственные чиновники, промышленники и предприниматели, интеллигенция, люди науки, финансовой сферы, военнослужащие, — все те, кому необходимо быть в курсе последних изменений в области законодательства и государственного строительства, а также простые люди, которым небезразлична судьба России.

Полагаю, что по географии читательской аудитории «Российская газета» является лидирующей в стране. Ее выписывают не только в крупных городах, но и в самых отдаленных уголках необъятной России.

Думаю, что среди читателей Вашей газеты немало ветеранов войны. Хотел бы в юбилейный год Великой Победы от имени нашей Церкви поздравить их с этим знаменательным праздником и пожелать им крепости душевных и телесных сил. А всем читателям газеты — оставаться в добром здравии всегдашними ее подписчиками. Всем вам, дорогие мои, да сопутствует помощь Божия на нелегком жизненном пути, во всех ваших добрых делах и начинаниях.

 

Материал взят с сайта: Патриархия.ру | Интервью

Читайте также

Наверх