Поиск

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с религиозными и общественными лидерами России

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с религиозными и общественными лидерами России

19 июля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во встрече председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с главами и представителями религиозных и общественных организаций и национально-культурных автономий.

Благодарю Вас, Владимир Владимирович, за инициативу собрать на этой площадке нас, представителей, руководителей традиционных религий, конфессий России, а также национальных объединений. Вы совершенно правильно сказали, что как в нашей стране, где огромное количество этносов, национальностей, так и во всем мире сегодня в связи с процессом глобализации тема межнациональных и межрелигиозных отношений становится одной из самых важных. В конце концов, от того, как человечество решит проблему взаимодействия этносов, культур, цивилизационных моделей, будет зависеть будущее. И многим, кто здесь сегодня присутствует, по роду деятельности приходится постоянно думать на эту тему. И я хотел бы в этой связи подчеркнуть большую роль Межрелигиозного совета России, где не только обсуждаются темы межрелигиозных отношений, но и предпринимаются совершенно конкретные практические шаги. Сознавая, что в богословском, вероучительном плане очень многое нас разделяет, мы никогда не ставили своей задачей преодолеть эти мировоззренческие, религиозные, богословские различия, но намерены максимально сблизить свои позиции по общественно значимым вопросам. И вот с помощью Божией это удается делать, и я благодарю, что сегодня именно таким образом, в рамках Межрелигиозного совета России, решаются многие практические вопросы.

Но теперь мне бы хотелось, может быть, о самом главном сказать. За свою жизнь я участвовал, наверное, в сотне межрелигиозных встреч, может быть, больше, я не могу подсчитать. И я ни на одной встрече не встретил того, кто бы сказал: знаете, мы не должны жить в мире. Нет, у нас есть свои интересы, есть свои партикулярные цели, мы их должны достигать, не очень-то думая о других. Всегда все очень выглядит респектабельно, хорошо, принимаются замечательные резолюции, кто-то эти резолюции читает, а вот те, кто бомбы бросает, нередко прикрываясь религиозной мотивацией, они этих резолюций не читают. И поэтому я думаю, что сейчас межрелигиозный, межкультурный, межнациональный диалог — по крайней мере в нашей стране, потому что у нас есть к этому потенциал, — должен выйти на совершенно иной уровень. Мы должны все-таки определить причину, почему происходят сегодня кровавые столкновения. Везде практически практически — и в благополучной Европе, и за океаном, и на Ближнем Востоке.

Как известно, существует несколько моделей решения межнациональной проблемы. Самая распространенная модель — это модель мультикультурализма, которая возникла за океаном, потому что сама природа Соединенных Штатов Америки к этому подталкивала. Приезжали иммигранты из разных стран, люди разных взглядов, религий и убеждений, и путь, по которому пошли, совершенно естественно, был направлен на то, чтобы в этом плавильном котле единой страны, которая выстраивается по соответствующим законам, которая провозглашает определенные светские ценности, отдаленные от религиозных ценностей, в рамках этой системы и преодолелись все разделения. Частично по этому пути пошла и Западная Европа, но, похоже, что сейчас серьезно пересматривается вот этот подход.

Что достигается в таком подходе, а что не достигается? С одной стороны, как бы сглаживаются различия между конфессиями, между культурами, нивелируются традиционные ценности. Но что сейчас становится совершенно очевидным? Ценности из мультикультурального общества уходят, а различия остаются. Да еще такие различия, что люди теперь бомбы бросают друг в друга, зажигательные бутылки, переворачивают автомобили.

Респектабельная Европа стоит перед огромным вопросом: а что же дальше, как действовать-то? Не работает плавильный котел. Законы существуют, правовое мышление существует, правоохранительные органы существуют, а, выходит, люди сталкиваются друг с другом и борются. Это происходит также и в нашей стране. И вот я думаю, что главный тезис следующий — невозможно попытаться нивелировать различия, игнорируя ценности человеческой жизни. Если мы хотим построить общество, отстраненное от этих ценностей, как мы говорим, абсолютно секулярное, которое допускает множественность различного рода поведений, мы исторгаем то общее, что объединяет людей любой религии, мы разрушаем нравственную основу нашей жизни. И вот главная тема, которая меня сегодня беспокоит, — это разрушение нашей общественной морали, как Вы сказали. Речь идет не только о Российской Федерации, разрушается нравственная основа нашей жизни. И вот в этих условиях, я думаю, невозможно будет остановить рост преступности. Никаких правоохранительных сил не хватит, невозможно будет приостановить рост межнациональных столкновений, потому что человек, свободный от нравственных постулатов, нравственных норм, раскрепощенный в реализации своих устремлений, ни перед чем не останавливается. Поэтому мне кажется, что есть некая другая модель, в том числе и нормализации межличностных и межнациональных отношений.

Я не оговорился: межличностные отношения — это тоже огромная проблема. Общество сейчас действительно, с одной стороны, как бы объединяется законами, общими программами, но, с другой стороны, происходит колоссальное отчуждение одного человека от других, партикуляризация общественной системы. Люди становятся одинокими, не связанными с другими. И в основе всего, конечно, — колоссальный нравственный кризис, который имеет место. Поэтому мне кажется, что преодоление межнациональных и межрелигиозных различий лежит на пути укрепления того, что Вы очень правильно назвали общественной моралью, личной общественной моралью. Ведь нравственные ценности, исповедуемые всеми религиями, очень близки друг к другу — это наш общий базис. На этом общем базисе развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени, когда сказали: традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Вот что я выбираю, то и морально. Но в таких условиях не может существовать общественный организм.

Сегодня тема морали — это не десятый, не двадцатый, не тридцать пятый вопрос, как иногда мы можем видеть это в программах политических партий: в начале экономика, инфраструктура, а потом там где-то мораль, культура. Сегодня вопрос морали — это самый фундаментальный вопрос существования человеческой цивилизации, не только России. Мы здесь все остро чувствуем, потому что у нас, с одной стороны, еще сильны традиционные нравственные понятия, мы еще рудиментарно сохраняем эту мораль — и люди старшего поколения, и даже молодежь, — но именно рудиментарно, потому что очень опасны современные тенденции, направленные на нивелирование, на разрушение этих общих нравственных основ.

Почему я говорю, что это важно для межнациональных отношений? Да потому, что уважение вырастает тогда, когда есть общность. Почему одна этническая группа с легкостью нападает на другую? Да потому, что ничего общего нет. Ничего нет общего, наоборот, надо этнически объединиться, чтобы защитить свой бизнес, чтобы вытеснить местных жителей, — то, что иногда, к сожалению, происходит в Российской Федерации. Нет общности. Люди не чувствуют себя действительно братьями и сестрами. Вспоминается замечательная, нелегко сложившаяся модель, — отношения наших казаков на Северном Кавказе с горцами в XIX веке. Закончились военные трудности на Кавказе, и что мы получили? Мы получили достаточно стабильную систему.

Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. Там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны мусульмане, с другой стороны — православные. Жили-то как дружно вместе! Единственное, иногда там девушек воровали, уж больно красивые казачки, да и жительницы Кавказа тоже. А в основном это было доброе взаимодействие. Поэтому мне кажется, что тема возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать.

В том числе и приезжие в Москве будут уважать русских, которые верят, крепко стоят на своих нравственных основах и являют нравственный пример другим. Как и русские будут уважать точно таких же людей, которые у себя дома крепко стоят в вере, в нравственных своих основах и принципах. Поэтому мне кажется, что религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в соответствии с ее законами и одновременно развитие того, что мы сегодня называем диалогом, вовлечение религиозных общин, национальных общин в решение общих проблем — это, я думаю, и есть какой-то путь к решению вопроса.

Поэтому я бы хотел заверить Вас, Владимир Владимирович, в том, что слова, которые я сегодня озвучивал, — это не просто фантазия и мысли одного Патриарха: огромное число людей сегодня думает об этом, переживает, сознает наличие нравственного кризиса в жизни нашего общества и вообще всей человеческой семьи. Производным этого нравственного кризиса являются, конечно, в том числе и невероятно сложные межнациональные, межрелигиозные отношения по всему лицу земного шара.

Дай Бог, чтобы в России мы сумели отстроить, опираясь на наш замечательный исторический опыт, на потенциал добрых отношений — межрелигиозных и межнациональных, такие отношения и такую систему, которая помогла бы нам здесь решить вопросы, а вместе с тем предложить нашу модель и всем, кто захотел бы повнимательнее ее изучить. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Правительства России/Патриархия.ru

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения

Читайте также

Библия на осетинском языке стала доступна в формате мобильного приложения Институт перевода Библии (ИПБ) представил полную Библию на осетинском языке в формате специального мобильного приложения. Приложение...
В Южно-Сахалинске установлен памятник св. равноап. Николаю Японскому 25 августа, по окончании Божественной литургии, на территории Воскресенского собора — первого кафедрального собора Южно-Сахалинской...
Первая литургия на кряшенском языке совершена в Покровском храме с. Тюлячи Казанской епархии 17 августа 2024 года, день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи...
Священники-миссионеры рассказали участникам фольклорных праздников о смысле Преображения Господня Многие русские народные праздники имеют церковную основу, которая пренебрегается в современном обществе, а зачастую подменяется...
Наверх