25 января состоялся круглый стол «Актуальные вопросы современной апологетической миссии»
25 января в рамках Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Актуальные вопросы современной апологетической миссии», на котором с докладами выступили А. Л. Дворкин, Р. А. Силантьев, В. А. Мартинович, прот. Олег Стеняев, иерей Сергий Фуфаев, А. И. Солодков, А. И. Дулевич. Спикеры формулировали разные идеи, среди которых можно выделить следующие:
«Наиболее оптимальным путем выведения человека из секты является индивидуальная беседа православного миссионера с членом секты. При этом важно, чтобы член секты был один, поскольку присутствие других членов может стать препятствием для открытой, искренней беседы, и тем самым помешать адепту критически посмотреть на учение и деятельность секты. В свою очередь православных лиц не должно быть больше двух, чтобы не вызывать за счет количественного перевеса психологический дискомфорт у него. Основная задача православного миссионера – в духе кротости помочь попавшему в секту человеку критически, трезво оценить сектантскую деятельность».
«Одна из самых сложных проблем церковной реабилитации – феномен оккультного мышления у бывших оккультистов. Пока у человека сохраняется данный тип мышления, он не может правильно воспринимать православную практику духовной жизни».
«Основной метод поиска пути решения проблемы – сомневаться в поступившей информации, чтобы, перепроверяя ее способом объективного контроля, впоследствии зафиксировать точные сведения и выработать оптимальный путь».
«Большая ошибка сектоведа и миссионера – отказ от взаимодействия с ученым сообществом».
«Важно помнить, что безграмотные действия сектоведов и миссионеров могут помочь укрепить деятельность сект».
«В настоящее время религиоведы выделяют три направления сатанизма:
1) Эзотерический теистический сатанизм с конкретными формами ритуально-магической практики оккультного характера, через которые адепт взаимодействует с духовными сущностями, достигая через это взаимодействие желаемого;
2) Скептический атеистический сатанизм, сфокусированный преимущественно на философии самоугождения, в которой сатана является лишь идеей, архетипом, образцом для подражания в следовании своей воле;
3) Реактивный сатанизм, являющийся бунтом против общепринятых норм, в котором сатана может выступать и как покровитель, и как идейный вдохновитель, и как способ самооправдания. В этом направлении уже отчетливо вырисовывается хаоситский сатанизм, который направлен против любой власти и любого порядка, ставя своей целью бесконечную войну всех против всех. Например, в форме перманентной мировой революции».
«С развитием интернета увеличились как возможности для распространения сатанинской идеологии, так и количество ее приверженцев. Изменились и сами формы сатанизма. Если в 90-х это было в значительной степени подражание фильмам, то с приходом всемирной сети и возможностью общаться с единоверцами удалённо, произошёл сдвиг в сторону более чётко сформулированных идей, и размежевания сатанистов между ними. О существовании каких-либо организаций или отдельных последователей сейчас можно узнать в первую очередь по их деятельности в соцсетях (тематические группы и сообщества), а также в немногочисленных точках пересечения – на концертах сатанинских музыкальных групп, на встречах с сатанистами-авторами книг. Важно отметить, как и на Западе, сатанизм, распространенный на территории России, сблизился с неоязычеством».
«Многие молодые люди попадают в субкультурные группы по той причине, что они хотят обратить на себя внимание. Им кажется, что родители игнорируют их интересы и не обращают на них внимание. И чтобы спровоцировать окружающих людей на некое внимание по отношению к себе, они вступают в такие сообщества, где доминируют кричащие формы поведения».
«Когда миссионер выбирает евангельскую тему для проповеди молодым людям, то лучше всего обратить внимание на те места из Евангелия, в которых говорится о молодых людях, например, на притчу о блудном сыне».
«Молодежь всегда ожидает каких-то перемен, поэтому им важно показать, что именно реальная жизнь во Христе приносит самые лучшие перемены, которые настолько радикальны, что их можно сравнить с новым рождением человека».
«Многие люди задавлены своим эгоизмом, поэтому редко слушают друг друга. Миссионеру важно выслушать человека, это помогает установить более доверительный диалог».
««Я» человека как онтологическая реальность полностью находится за пределами человеческой природы, но как феномен оно полностью находится в своей природе, то есть всегда проявляет себя посредством своей природы. Если человеческое естество повторено, воспроизведено в каждом человеке, то человеческое «я» не может быть повторено, воспроизведено в другом человеке, такова его суть: оно абсолютно неповторимо».
«Абсолютная неповторимость человека не может быть составлена из того, что он имеет от родителей. Ведь то, что он получил от родителей, человеческое естество и индивидуальные черты, по своей сути повторно… Это указывает на то, что «я» всякого человека абсолютно просто и в акте его рождения сотворено Богом из ничего, что для умеющих созерцать абсолютную неповторимость человеческого субъекта явно указывает на существование всемогущего Творца».
«Абсолютная простота «я» указывает на то, что оно бессмертно, ведь подвергнуться распаду и физической смерти может только то, что состоит из частей. А если учесть тот факт, что «я» не существует, не проявляет и не реализует себя вне своей природы, то, очевидно, что абсолютная простота «я» указывает и на бессмертие человеческой души».
«Вспомним историю о Каине и Авеле. Чем она закончилась? Пролитой кровью, братоубийством. Всякое желание понимать служение Богу и людям по-своему, в отрыве от соборного единства и служения Богу в духе любви и истине, непременно приведет к жестокости и агрессии. Искаженное понимание и восприятие Божественного Откровения, то есть в отрыве от Церкви Христовой и благодати Духа Святого, всегда приводит к отпадению от Бога отдельно взятого человека или целого народа».
«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2018 года действует «Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы». Есть статистика возвращения людей в лоно Матери Церкви. С 1995 по 2015 гг. выведено из разных сект и расколов и присоединено к Церкви более 3,5 тысяч человек. Со времени работы Комиссии, с 2018 по 2023 гг. – 840 человек. Слава Богу за все!»