Преподавателю миссиологии
На данной странице будут представлены материалы в помощь преподавателям миссионерских дисциплин. Если вы хотите поделиться своими наработками, присылайте их на oko@sinmis.ru с пометкой «В раздел Преподавателю миссиологии».
Материалы по курсу «Миссиология» (в процессе наполнения):
Оглавление:
- Основы миссиологии
- Богословие миссионерского служения
- Миссионерское поле и вызовы современности
- История миссионерства
- Светское законодательство и церковные документы в сфере миссионерской деятельности
- Организация и формы миссионерского служения на приходе, в благочинии, в епархии
- Внешняя миссия
- Апологетическая миссия и основы диалога с иноверцами, раскольниками и сектантами
- Организация миссионерской практики для студентов и слушателей
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ МИССИОЛОГИИ
1.1. Предмет и задачи православной миссиологии.
- Предмет: история, богословие и методы миссионерского служения.
- Отличие миссии как предназначения Церкви и призвания мирян от миссионерского служения как личной или организованной просветительской деятельности.
- Миссионерская составляющая во всех проявлениях Церкви.
- Вопросы терминологии миссии.
1.2. Миссия, оглашение, катехизация: крещены, но не просвещены.
- Цели и задачи на пути воцерковления человека.
- Человек вне Церкви, на пороге и внутри Церкви.
1.3. Принципы и методы миссионерского служения
- Миссионерский императив. Миссия и культура.
- Принципы миссии.
- Методы миссии.
- Разнообразие путей человека к Богу.
- Соотношение знания и веры.
- Вопрос открытости и сакральности Церкви.
- «Проблемные» точки Православия.
2. БОГОСЛОВИЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
2.1. Библейское понимание миссии. Апостольство и миссия.
• Посланничество как природа апостольства.
• Основы посланничества: исходит из догматического богословия триединства и факта грехопадения.
2.2. Миссия как устроение Церкви (экклезиология)
• Основание церковных общин и Церкви в целом.
2.3. Эсхатологический и сотериологический аспекты миссии: конец Мiра и спасение.
• Освящение мира, спасение.
2.4. Миссия как соработничество Богу (антропологический аспект)
• Миссия как триединство Бога, миссионера и призываемого.
• Личность и духовная жизнь миссионера: Миссионерское призвание, Роль миссионера, Духовная жизнь миссионера, Молитва о призываемых.
• Таинство миссии.
2.5. Цель миссионерского служения – приобщение человека к участию в Таинствах Церкви (сакраментологический аспект)
• Участие просвещаемых в молитве.
• Евхаристичность научения в вере.
3. МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
3.1. Социологический аспект
• Социологические исследования, статистика.
• Региональные социологические исследования, статистика.
3.2. Особенности современного миссионерского поля, классификация целевых групп миссии
• Анализ миссионерского поля.
• Современные субкультуры и особенности взаимодействия с ними.
3.3. Особенности медиасреды
• Устройство медиасреды и ее особенности.
• Противодействие манипуляции в медиасреде.
4. ИСТОРИЯ МИССИОНЕРСТВА
Специфика изложения: как распространялось христианство, основные участники, специфика форм миссии. В конце главы: выводы об особенностях миссии в данном периоде.
4.1. Ветхозаветная миссия
Руфь моавитянка, Пророк Илия и все пророки, Вавилонский плен, Священник Ездра, Период Маккавеев, Прозелиты врат и прозелиты правды, Евнух эфиоп (Деяния апостолов), Многие сходящиеся в Иерусалим.
4.2. Миссия ранней Церкви
Миссия Спасителя, миссия святых апостолов, миссия мужей апостольских и апологетов.
4.3. Миссия периода Вселенских Соборов
Миланский эдикт, Миссия первых учителей Церкви, роль монашества. Противодействие арианам и несторианам. Начало крещения Европы (франки, Британия, Бавария). Исламское вторжение, Иконоборчество, Византийская миссия.
Роль Сирии и Палестины.
4.4. Миссия равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просвещение Европы. Период Крестовых походов
Распространение христианства в Европе (деятели и хронология). Особенности миссии Кирилла и Мефодия. Отделение Римской Церкви (1054-1055). Русь: крестились князья Дир и Аскольд (860), крещение кн.Ольги (957), мученичество Федора варяга и сына Иоанна от язычников (983), крещение Руси (988): в 992 г. восемь епархий, при Ярославе Мудром при всех храмах школы. Византия: С IX века конфликт между папой и КП патриархом (Николай I и Фотий), после борьбы норманнов в XI в с сицилийским эмиратом приходы Южной Италии (византийские) стали переводить на латинский обряд – конфликт обострился. 1054 г. – предание анафеме папой патриарха, патриархом легатов. Захват турками Малой Азии. Европа: борьба пап за власть и независимость от императора, начало появления строгих монашеских орденов. Особенности: миссия политизирована и милитаризирована: завоевания и борьба с завоевателями, полемика между католичеством и православием. Первый Крестовый поход 1096 г. За освобождение Малой Азии и возвращение Иерусалима. Существование параллельных церковных иерархий. XI век – упадок Византии, конфликт с Западом и Венецией, резня католиков в 1182 г. в КПле. 1202-1204 гг. IV крестовый поход, разграбление КПля. Европа: нищенствующие монашеские ордена, появление инквизиции (Иннокентий III), появление университетов. Русь: крещение язычников Ростова и Мурома (в нач. XII в), к сер. XII в крещены вятичи и радимичи (не входили в состав Русских земель). XIII в – крестятся половцы (битва на Калке), крещенными были булгарские князья, северные земли (корелы, ижорцы, чухонцы).
Особенности: католическая миссия приобретает больше силовой подход, православная – политический.
4.5. Упадок Константинопольской и расцвет Русской Церкви, Золотая Орда, прп.Сергий и ученики (сер.XIII – XV вв).
Византия: 1261-1453 гг попытка реставрации империи, конфликт с Сербией, усиление османского влияния. Флорентийская уния 1439 г. Падение КПля (1453, Мехмет II). Европа: XIII в во Франции и Испании развитие инквизиции (ереси вальденсов, катаров, альбигойцы). Булла «Вся полнота власти в юрисдикции пап» (1302), до 1377 авиньонское пленение пап, Гуситские войны (1419-1434), XIV в турки захватили Албанию, Македонию. Литва в XIV в стала католической. К. XV в – испанская инквизиция, окончание Реконкисты. Орда: хан Батый и монгольское нашествие на Русь (1237-1242). Внук Чингисхана Берке принимает ислам (1240-е, становится правителем ЗО с 1257), исцеление митр.Кириллом Ростовским ордынского царевича (1253), прп.Петр Ордынский. Православная епархия в Сарае (1261). В 1320-х Орда принимает ислам, до этого верой был шаманизм, но ислам начинает проникать раньше, как и несторианство. В Орде толерантность к религии. Русь: Невская битва (1240) и Ледовое побоище (1242), основание Троице-Сергиевой лавры (1337), ученики преп.Сергия основали более 40 монастырей, а их ученики ещё около 50. Куликовская битва (1380). 1364-96 гг. свт.Стефан Пермский (кафедра основана в 1383 г., просветитель коми, зырян). 1448 г. автокефалия РПЦ (митр.Иона) в ответ на унию, конец XV в – ересь жидовствующих (параллель с Испанией).
Особенности: католическая внутренняя и внешняя миссия насилия (инквизиция и крестовые походы), реакция населения Европы на клерикализацию, русская монашеская миссия, язык миссии.
4.6. Расширение православия на Восток, реформация на Западе
Европа: К сер. XVI в Османская империя захватила: Балканы, Египет, Венгрию, Молдавию, Багдад. В 1571 Кипр. Реформация: 1517 г. 95 тезисов монаха-августинианца Мартина Лютера (против индульгенций и за Sola Scriptura) в Виттенберге на Эльбе. Русь: Просвещение Поволжья и Сибири. При Елизавете разрушались мечети и была дискриминация, при Екатерине II – строились мечети, ламы и имамы получали довольствие. XVI-XVII вв более 300 монастырей, большинство связано с продвижением на Восток, училища при монастырях. Крещение черкесов и кабардинцев (защита от крымских татар), татар, мордвы. Чуваши и башкиры под влиянием ислама. Поход Ермака (540 чел., 1580-е годы): города и монастыри. 1702-1711 митр. Сибирский Филофей (есть переписка с Петром I: разрушать капища, крестить насильно не нужно; отправлял экспедиции в Монголию изучал буддизм, диспуты). В 1705 г. архим. Мартиниан — иноческая обитель на Камчатке, крестил камчадалов. Самосожжения старообрядцев есть, сожжений не зафиксировано, старообрядцы устроили пожар и сожгли Тюмень. Новый Свет: насильственная христианизация, Католическая и протестантская миссии. Геноцид индейцев (6-100 млн. по разным оценкам). Кальвинисты: индейцы предопределены в ад, Парагвай – иезуитское государство для индейцев.
Особенности: полемика со старообрядчеством, «Святительский» период миссии, языки малых народов еще не изучены и не имеют письменности, противодействие со стороны ислама. В Европе начало Реформации, в Новом Свете религия как оправдание экспансии и геноцида.
4.7. Синодальный период (н.XVIII – н.ХХ вв)
Россия: Региональные местные и зарубежные миссии (Америка, Алтай, Камчатка, Китай, Япония, Корея, Палестина, Урмийская миссия). «Святительский период миссии». Миссионерские съезды и Поместный Собор 1917-1918 гг. Роль войны 1812 года. Крымская война, Кавказские войны. Работорговля русскими пленными с 13 века. С н.19 века подготовка, а с 1870 воплощение до 1905 г. Десятки народов получили письменность и просвещение. Русская Америка, Алтайская, Пекинская и иные миссии. Казанская духовная академия. Япония. Православное миссионерское общество. Н.ХХ века всё Поволжье грозит перейти в ислам. Свт.Иннокентий Вениаминов: дискуссии испанских миссионеров «душа индейца от дьявола или от Бога?». Свт.Тихон (Белавин). Америка: расцвет сектантства, освобождение территории от индейцев. Роль России в получении независимости США. Европа: прекращение религиозных войн (?).
Особенности: целенаправленные православные миссии, личность миссионера, развитие науки создает иллюзию, что человеку всё возможно.
4.8. Революция, Советский период (XX в)
Новомученики. Миссия русской эмиграции. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Возрождение Патриаршества 1943 г. (причины). Известные духовники, проповедники и церковные деятели (в т.ч. фронтовики). Поздний советский период: прот.Всеволод Шпиллер, прот.Глеб Каледа. 1000-летие Крещения Руси как символ возрождения церковной жизни
4.9. Пути возрождения Церкви в 1990 – 2010-е
Известные миссионеры (список можно и нужно обсудить и дополнить): диак.Андрей Кураев, иер.Даниил Сысоев, прот.Олег Стеняев, прот.Артемий Владимиров, прот.Димитрий Смирнов, игум.Сергий (Рыбко) и др. ПСТБИ (создание и развитие), возрождение и развитие семинарий. Феномен старчества и младостарчества.
4.10. Миссия Церкви в наше время (2010-2020-е)
Опыт миссии, миссионерские проекты.
5. СВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЦЕРКОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Светское законодательство в сфере миссионерской деятельности
Конституция, УК, КоАП, Закон о свободе совести, О противодействии экстремистской деятельности.
Подборка основных законодательных актов со ссылками.
5.2. Общецерковные документы в сфере миссионерской деятельности
Основы социальной концепции, Об организации миссионерской работы в РПЦ, Концепция миссионерской деятельности РПЦ, О современной внешней миссии РПЦ, О религиозно-образовательном и катехизическом служении в РПЦ, другие.
Подборка основных документов со ссылками.
5.3. Епархиальные документы в сфере миссионерской деятельности.
Пример на сайте Миссионерского отдела Московской митрополии.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ НА ПРИХОДЕ, В БЛАГОЧИНИИ, В ЕПАРХИИ
6.1. Миссия личная и организованная.
Составляющие миссии, мотивация, аудитория миссии, цель миссии. Личная миссия, создание миссионерской среды.
6.2. Задачи и формы внутриприходского просвещения
• Задачи приходского просвещения.
• Общинность как основа приходского просвещения.
• Огласительные беседы.
• Воскресные школы для детей и взрослых,
• Библейские кружки.
• Организация просветительских бесед и лекториев, киноклубы.
• Информационная среда прихода (проповедь, информационный стенд, сайт, группы в соцсетях, мессенджеры, мобильные приложения).
• Миссионерские богослужения.
• Внебогослужебная жизнь прихода: чаепития, паломничества, походы, лагеря, кружки, секции, субботники и так далее.
6.3. Задачи и формы внеприходского просвещения
• Миссия в приходском социальном служении.
• Взаимодействие со светскими средствами массовой информации: выступление на ТВ, радио, интервью, работа с местными группами в соцсетях.
• Миссия в среде интернет: интернет-проекты, социальные сети, блоги.
• Встречи и беседы в детсадах, школах, вузах, других учреждениях и организациях: особенности аудитории, работа в малых группах, принципы диалога.
• Миссионерский поиск: православные стенгазеты и листки в общественных местах, Христианизация праздников.
• Миссия в среде военных.
• Миссия в среде заключенных.
• Миссия в научной среде.
6.4. Организация миссионерского служения на уровне благочиния и епархии
• Принципы организации межприходских и епархиальных просветительских мероприятий и проектов.
• Православное миссионерское общество.
7. ВНЕШНЯЯ МИССИЯ
• Миссия среди коренных малых народов, Миссионерские экспедиции и станы. Особенности перевода богослужения и просветительских книг на языки малых народов. Основные источники и деятели. Особенности организации миссионерских экспедиций и станов.
• Миссия в среде мигрантов. Организация миссии в мигрантской среде. Особенности православного свидетельства в мигрантской среде.
• Современная зарубежная миссия РПЦ. Особенности современного зарубежного присутствия РПЦ: география, канонический статус приходов и епархий, миссионерская деятельность. Появление зарубежных экзархатов: Юго-Восточный экзархат, Африканский экзархат.
8. АПОЛОГЕТИЧЕСКАЯ МИССИЯ И ОСНОВЫ ДИАЛОГА С ИНОВЕРЦАМИ, РАСКОЛЬНИКАМИ И СЕКТАНТАМИ
8.1. Общие принципы апологетической миссии
«Лестница» мировоззрений и темы бесед. Принципы апологетики. Особенности апологетической миссии.
8.2. Особенности миссионерской проповеди в атеистической среде
Наука и религия. Эволюционизм и креационизм. История развития атеистической мысли. Основные заблуждения атеистов, «проблемные» точки атеистического мировоззрения.
8.3. Методика диалога и благовестие в среде не монотеистических верований и религий
буддистам и даосистам, оккультистам, неоязычникам, индуистам.
8.4. Методика диалога и благовестие в среде монотеистических религий
• иудеям.
• мусульманам.
8.5. Методика диалога и благовестие в среде христианских конфессий, сект и расколов
• католикам.
• протестантам и неопротестантам.
• старообрядцам и современным раскольникам.
8.6. Противодействие деструктивным культам и экстремистским движениям.
• Признаки деструктивных культов и экстремистских движений.
• Просветительские методы
• Юридические методы
9. ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ
• Формы студенческой миссионерской практики: воскресная школа, средняя школа, вузы, пансионат для престарелых, больница.
• Организационные аспекты миссионерской практики.