Духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи России: основные проблемные области и тренды
Духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи России: основные проблемные области и тренды[1]
Гуня А.Н (Помощник председателя СМО по вопросам научно-методического обеспечения миссии, Ведущий научный сотрудник Института географии РАН.)., Ефимов А.Б., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В.
Аннотация
В статье обобщается опыт миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по изучению проблем в области духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания молодежи России в рамках Президентского и университетского грантов. Проведенные в различных регионах России полевые исследования, опросы, интервью и фокус-группы со студентами и школьниками выявили важные особенности и проблемы, стоящие перед государством, обществом, Церковью и непосредственно российской семьей в деле духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания: дефицит культурно-религиозной грамотности, низкий уровень знаний о своем родном крае, слабая развитость механизмов противодействия проникновению деструктивных информационных потоков из сети Интернета и др. Церковь играет важную роль в трансляции общемировоззренческих и государственных задач, наделению их высокими ценностными смыслами и нейтрализации нигилистических и космополитических идей.
Введение
Задачи по духовно-нравственному просвещению и патриотическому воспитанию молодежи России являются сложными и многогранными. Следует подчеркнуть, что в этой области взаимодействуют несколько важных акторов, в первую очередь, государство, общество, семья. Как показывают исследования, духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание происходят в конкретной социально-культурной среде, которая, в свою очередь, создает основы воспроизводства культурно-этнической идентичности народа. На начальном уровне важную роль играет семья, в первую очередь, традиционная классическая семья. В период взросления детей большое влияние начинают оказывать социальные системы и институты вне семьи: школа, университет, религиозная община, спортивное сообщество и др. Больше всего возможностей влиять на духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание имеет государство, обладающее идеологией и соответствующими институтами. Церковь относится к социальным институтам, занимающим важную позицию между государством и семьей. Она призвана адаптировать как государственные задачи, так и создавать условия для трансляции общемировоззренческих и государственных задач, наделения их высокими ценностными смыслами. Взаимодействие государства и Церкви в идеальном случае должно представлять определенную «симфонию», уходящую истоками к опыту Византийской империи (Зеньковский, 1997). Результаты проведенных исследований в различных регионах Центральной России и Поволжья показывают, что вне столицы, в российской провинции, происходят весьма сложные процессы, связанные с дефицитом воспитания, проникают сомнительные либеральные и экстремистские идеи, происходит негативная переоценка духовных ценностей и исторических событий.
Целью данной работы является обобщение результатов исследований по изучению проблем в области духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания молодежи России и выявление изменений, связанных с началом СВО.
Изменение в основных маркерах духовно-нравственного состояния молодежи (по материалам полевых исследований до и после начала СВО)
В основу работы легли полевые исследования в ряде областей Поволжья и Центральной России, проведенные в 2019-2023 гг. и изложенные в публикациях (Ефимов и др., 2021, Гуня и др., 2020 а, 2020 б, Гуня и др., 2023). Обработано более тысячи анкет, проведены десятки фокус-групп и многочисленные интервью в школах, с государственными чиновниками и духовными лицами. Основные выводы вскрывают особенности отношения молодежи к родине, государству, своей культурно-этнической и гражданской идентичности, касаются уровня культурно-религиозной грамотности и патриотизма, что крайне важно на нынешнем сложном этапе развития страны.
Патриотизм, гражданская и этнокультурная идентичность.
Сравнение полевых материалов опросов и фокус-групп до СВО (2019-2021) и после (2022-2023) показало отчетливый тренд в усилении гражданской позиции молодежи в исследуемых регионах. До СВО в информационном пространстве господствовало во многом формальное или заштампованное отношение к Родине и своей культуре. Состояние этнической идентичности русских подростков демонстрировала черты этнической индифферентности и нигилизма. Более 40% русских подростков и четверть педагогов не считали себя патриотами России. Та же картина наблюдалась и среди педагогов: 40 процентов из них (в основном, молодых) характеризовали себя индифферентно в отношении собственной этничности, а четверть – не считали себя патриотами. Низкая патриотичность и этническая индифферентность напрямую были связаны с желанием покинуть в будущем регион своего проживания.
При выборе идеалов представителей своего народа почти половина школьников не смогли кого-то назвать. Другие указали на представителей культуры, близких, современных политиков (в 2021 году на первом месте был Путин, а на втором месте Навальный, а также исторические личности Петр Первый, Александр Невский и др.). Такое состояние во многом объясняется проникновением новых информационных технологий, дефицитом объективных знаний.
Уже в 2023 году не патриотами назвали себя лишь единицы школьников, хотя в большинстве своем ответы на вопрос о патриотизме не отражали четкую позицию и были неопределенными (более 50%). В 2023 году опросы показали, что большинство школьников гордятся свое принадлежностью к русскому этносу (61%). Еще больше гордятся тем, что они граждане России (73%). Однако четверть из них не смогла назвать своего «идеального национального представителя». Треть школьников указали на то, что для них этническая принадлежность не имеет особого значения. Указывая, что этническая принадлежность не имеет особого значения, школьники во многих случая хотели подчеркнуть не безразличие к своему этносу, а выразить таким образом терпимое отношение к другим этническим группам.
В 2023 году на вопрос об идеальном представителе своего народа более четверти школьников ничего не ответили (28%). Лидером по ответам стал В.В. Путин, его как идеального представителя своего народа назвали в своих анкетах 13% школьников. К его заслугам относят укрепление государства, присоединение Крыма и др. На втором месте находится Петр Первый (8% школьников), который, по мнению школьников, провел важные реформы, построил Санкт-Петербург, создал флот и др. Личность Навального не упоминается ни в одной из анкет.
Родина
Понимание родины во многом связано с местом, где родился, своим домом, родным краем (около 2/3 школьников). До СВО Россию в качестве родины обозначали единицы, а уже в 2023 году – почти каждый пятый. Потеря интереса к политическим или культурным лидерам в предыдущие десятилетия в определенной степени связано с увлечением западными либеральными идеями на фоне относительно низкого уровня ознакомления с российскими ценностями культуры и истории. Многие школьники планируют по окончании школы покинуть родные места, уехав в другие регионы России (почти 70%). Эта цифра в целом не изменилась за прошедшие годы, колебания существенны от региона региону. Несколько снизалась доля молодежи, которая хотела бы уехать из страны (около 20%). Особенно это характерно для крупных городов, где почти половина участников фокус-групп высказала желание уехать из России. Возросло количество школьников, которые не определилась с вопросами отъезда, т.е. остаются в состоянии неопределенности или вообще настроена не уезжать.
Социальные проблемы
Как до СВО, так и после социальные проблемы остаются важными. Так среди ценностей, которые отмечаются школьниками, выделяются: справедливость (35% школьников), деньги (32%), здоровье (27%). Вопросы социальной справедливости ассоциируются с проблемами в экономической сфере, доступе к хорошему образованию, хорошей работе, материальной обеспеченности семей в населенном пункте. Почти 70% опрошенных считают, что в российском обществе слишком сильно расслоение по доходам. При этом почти половина (47%) склонна причислять к основным проблемам безработицу, коррупцию (48%). Миграция не считается проблемой, лишь 22% школьников считают проблему миграции самой острой для нашей страны.
Культурная память
На формирование культурной памяти наиболее значимое влияние оказывают уроки школьной истории, а также общественно-политические мероприятия, проводимые в школах и населенных пунктах. Практически во всех школах лучшие традиции школьной жизни так или иначе имеют связь с традициями советского времени. Важное место при этом занимают праздники (9 Мая, День народного единства и др.), топонимы улиц, названные в честь исторических событий и персон.
Наибольший вклад в формирование памяти школьников оказали события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что непосредственно связано и с предметом истории, и с общественно-политическим дискурсом, который поддерживается в стране в связи с попыткой Запада исказить исторические события. На втором месте находятся события Российской истории, связанные с деятельностью исторических фигур (Петра I и др.), а также побед в различных войнах. При этом довольно мало школьников указали роль революции 1917 г. Следует отметить, что еще достаточно недавно роль этого события оценивалась намного выше. Важным знаком в формировании памяти школьников следует считать события последних лет, связанные с присоединением Крыма и Донбасса.
К добрым традициям своего народа школьники причислили празднование масленицы (13%), Нового года (12%), Дня Победы (6%), Пасхи (5%), семейные праздники. Почти половина школьников не ответили или указали, что затрудняются указать традиции своего народа (35% анкет).
Этнокультурная напряженность
До СВО этнокультурная напряженность отмечалась у 40% опрошенных школьников и педагогов. При относительно спокойных религиозных отношениях наблюдался рост напряженности в сфере экономических отношений (статус в обществе), что было связано с активной миграцией и ростом доли приезжих. Ситуация различалась от региона к региону. Если в Центральной России конфликты на межнациональной почве практически не наблюдались, то в Татарстане и Астраханской области отмечались уже случаи отдельных конфликтных ситуаций. После СВО, несмотря на усиливающийся приток мигрантов, острота вопросов этнокультурной напряженности осталась на прежнем уровне. Большинство молодежи во всех регионах проявляет высокую толерантность по отношению к другим группам идентичностей. При этом молодежь предпочитает сохранять базовые границы своей идентичности. Так, подавляющее большинство предпочитает спутника жизни из своего окружения (своей национальности и веры).
Вера
В 2020 году 38% школьников назвали себя верующими (10% — не определились), в то время как в 2023 — 43% назвали себя верующими, а 25% дали ответ – «затрудняюсь ответить». Количество верующих больше в национальных регионах. Идентификация себя с верующими вовсе не означает регулярного посещения храмов: большинство школьников посещают их редко. В более раннем детстве они посещали храмы чаще, в чем заслуга их родителей. Религиозность, таким образом, в основном культурная, она не укоренена в литургической жизни. В сельских школах и малых городах патриотичность немного выше, но религиозность — ниже. В крупных городах — наоборот.
Мировоззрение
Как показали результаты фокус-групп, молодежь рассматривает Россию не как часть Европы или Азии, а как весомую часть мира со своими особенностями и ценностными установками. Семью предпочли бы в будущем создать 70%, однако большинство хотело бы иметь 1-2 ребенка в семье, что связано в основном с экономическими трудностями. 12% не хотели бы заводить семью вообще, отталкиваясь от нынешнего состояния. В большие города хотели бы уехать в основном сельские дети. А за границу – городские.
Аналитическое обеспечение и диагностика
За период 2019-2024 гг. апробирован ряд методов, которые показали себя эффективными в диагностике духовно-нравственного состояния молодежи. В основу разработки методики положены сочетания опросов, фокус-групп, интервью и активных мероприятий, таких как конкурс-викторин.
Опросы дали основную массу аналитического материала, но в определенной мере выразили и пассивную позицию молодежи, некоторые вопросы остались не отвеченными. В противоположность этому, фокус-группы, интервью, конкурс-викторины нацелены были на то, чтобы «разбудить» различные группы молодежи, вывести их на откровенность. Так конкурс-викторины способствовали тому, что старшеклассники сами проводили небольшие исследования, проводя опросы, изучая семейные архивы и др. Результатами стали видеоролики (фильмы) и фотопрезентации участия близких родственников в значимых событиях страны.
Важную роль играли фокус-группы, которые сопровождали исследования. Они проводились в относительно небольших группах (до 10-12 человек), где создавалась атмосфера свободной дискуссии. Фокус-группы помогли сориентировать молодежь на заполнение анкет и избежать недоверия к опросу. Совместное проведение опросов, викторин и фокус-групп позволило достичь определенного уровня доверия и репрезентативности данных.
Материалы анкетирования, в том числе повторного, а также результатов фокус-групп, составили базу данных для всестороннего анализа установок и предпочтений молодежи. Предполагается, что эта база данных должна пополняться, на ее основе может вестись постоянный мониторинг, сопровождающий процессы духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания.
Выводы
Проведенные в 2019-2021 гг. исследования показали, что мировоззрение молодежи находилось под сильным влиянием резко возросших информационных потоков. Социально-культурная среда, в которой происходила воспроизводство культурной идентичности, испытывала влияние пропаганды западных либеральных ценностей, был отчетливо виден пробел в культурно-религиозной грамотности молодежи и дефицит знаний о российских ценностях культуры и истории. Ученики слабо ассоциировали себя со своей страной, а учителя, особенно молодые, слабо или совсем не подготовлены к патриотическому воспитанию школьников. У многих школьников во всех исследованных регионах обнаруживался духовный вакуум при растущем влиянии Интернета. Мировоззренческие представления опрошенных подростков, связанные с религией, государством, политикой, являются слабо развитыми, еще не устоявшимися и противоречивыми.
Патриотическое образование и воспитание школьников было поставлено на новый уровень в связи с проведением СВО. Государственная поддержка и распространение знаний о российской национальной культуре и истории активнее начала воплощаться в школьном образовании. Наибольший вклад в формирование культурно-исторической памяти школьников оказали знания о событиях Великой Отечественной войны, Российской истории, а также событиях последних лет, связанных с присоединением Крыма и Донбасса.
Совместное проведение опросов, викторин и фокус-групп позволило достичь определенного уровня доверия и репрезентативности данных. Составленная база из материалов анкетирования, в том числе повторного, а также результатов фокус-групп, составила основу для всестороннего анализа предпочтений молодежи в центральных районах России.
Исходя из уже накопленного опыта, можно сделать следующие рекомендации для повышения эффективности духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи: повышение культурно-религиозной грамотности школьников и педагогов; поддержка шагов для укрепления и развития общегосударственной российской идентичности, использование потенциала Русской Православной Церкви, конструктивное взаимодействие научных и образовательных центров с российскими властями разных уровней и др. Имеется тесная позитивная связь веры в Бога и патриотизма, веры и установками молодежи на создание семьи с большим желаемым количеством детей. Всесторонняя оценка духовно-нравственного состояния российской молодежи, ее гражданской идентичности, формирование условий для патриотического воспитания необходима для упреждения негативных тенденций и определения приоритетных мер по воспитанию патриотичности и противодействию национализму и экстремизму.
Литература
- Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Канон+, 1997. 560 с.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М. Некоторые результаты анкетирования школьников по вопросам межконфессиональных и межнациональных отношений в ключевых регионах поволжья // Гуманитарное пространство. 2020а. Т. 9. № 4. С. 378-384.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Смулов А.М. Региональные тренды в формировании идентичностей студенческой молодежи в поволжских регионах // Гуманитарное пространство. 2020б. Т. 9. № 6. С. 585-592.
- Ефимов А.Б., Гуня А.Н., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В. Поволжье – регион добрососедства. Рекомендации по предупреждению межрелигиозных и межнациональных конфликтов на основе опыта Православия. М: Издательство «Перо», 2021.
- Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Рязанова Т.Б., Смулов А.М., Тихоновский И.В. Мировоззренческие предпочтения российских студентов и школьников в регионах Поволжья и Северного Кавказа // Культурное наследие России. 2023. № 4. С. 33-41. DOI 10.34685/HI.2023.43.4.005.
[1] Исследование выполнено при поддержке Фонда научно-исследовательских проектов ПСТГУ. Проект: Духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи – гарантия устойчивого развития России (2023-2024)