Геостратегия во спасение. Русская православная церковь в Африке
Россия и духовная борьба за Глобальный Юг
В 2021 году христианский мир стал свидетелем рождения Патриаршего экзархата Африки, утвержденного Священным Синодом Русской Православной Церкви для духовного окормления православной паствы Черного континента. Знакомые с ситуацией эксперты отмечают, что Русская Православная Церковь вынужденно пошла на такой шаг, защищая каноническую традицию от раскола. Тем не менее, очевидно, что этот шаг, как и начатую в 2022 году Специальную военную операцию России на Украине, следует рассматривать в более широком — цивилизационном контексте. Для цивилизационного развития духовный, в узком смысле конфессиональный, аспект является одним из самых важных. И сегодня, с радикальным сдвигом мировой оси из проекции Запад-Восток в направлении Север-Юг, именно глобальный, растущий населением и экономикой Юг — настоящий горизонт будущего. Кризис традиционной модели мирового устройства открывает редкую возможность: заново построить устойчивые отношения с теми, кого принято называть «третьим миром» — другой и весьма большой частью человечества. Но для этого, прежде всего, стоит рассмотреть, какие шаги мировое христианство предпринимает сегодня на Африканском континенте.
В начале феврале 2023 года закончился визит в Африку главы Католической церкви. В момент прощания с Демократической республикой Конго сказано было много. Папа Римский Франциск традиционно говорил о мире, о бездомных, осудил европейский колониализм. Однако причиной его поездки являлось не восстановление исторической справедливости. В её основе лежали другие проблемы.
Одна из основных, если не первая — заметное сокращение католической паствы. Взяв курс на постмодерн, страны «коллективного Запада» заявили новые политические тренды и общественные течения — начали отказываться от принципиальных догматов христианской веры. В свою очередь левый либерализм стал и вовсе непримиримым врагом традиционного общества, ломающим сегодня свой христианский фундамент. В стороне не остался и папский престол, допустивший многие, ранее немыслимые вольности, например, принятие и освящение однополых браков. Такая своеобразная «либерализация» оттолкнула многих верующих и статистика не могла не встревожить Ватикан. В Африке увидели перспективный ресурс для пополнения паствы. Сегодня на континенте проживает около 18% всех католиков мира, и папская администрация считает важным развернуть миссию по обращению молодого, растущего населения в католическую веру.
В основе второй проблемы лежит т. н. «экзистенциальное противостояние» Востоку. Как важный инструмент Западного мира, Ватикан, вероятнее всего, намерен сделать всё, чтобы последовательно сдерживать растущее влияние Русской Православной Церкви в мире. И это сдерживание для Африки особенно актуально: страны континента с учетом своей демографии, ресурсного и экономического потенциала становятся всё более значимыми акторами мировой политики. В этом контексте не является секретом близость православных Константинопольского и Александрийского патриархатов, традиционно окормляющих Африканский континент, к Папскому престолу, и определённое следование в политическом фарватере Ватикана. Эксперты отмечают, что со времен совместной католическо-православной декларации папы римского Павла VI и вселенского патриарха Афинагора I и снятия взаимных проклятий 1054 года отношения католической и вселенской метрополий только улучшаются…
Казалось бы, о каких с учетом этого непреодолимых конфликтах и сложностях можно говорить? Столкновение мировоззрений, основой которых является духовный мир человека, неминуемо затрагивает сферу ценностей и историческую память. Главным преимуществом Православия в этом вопросе всегда являлось отсутствие экспансионизма и добрая воля в принятии веры. Католические миссионеры следовали иными, зачастую весьма жёсткими, принципами проповеди в разных частях света. И Африка вряд ли когда-нибудь забудет, что пришлось испытать её жителям в период многовековой колониальной политики Западных стран. Среди т. н. «великих держав», пожалуй, лишь Россия не участвовала в по-настоящему хищническом «освоении и присвоении» африканских стран и народов.
Сегодня новыми красками заиграли слова старой английской поговорки «На войне все средства хороши». Запад привычно пытается избавляться от неугодных, Россия, играя традиционную роль одного из таких неугодных, стремится не позволить Западу достичь приемлемого результата. Поэтому в дело идут и все конвенциональные средства, и недопустимые приёмы, и новые «фишки» изобретательных игроков: противодействие региональному сотрудничеству, попытки вытеснения из сфер экономики, безопасности, науки, культуры, спорта — вот основные парадигмы текущей политики.
Наиболее опасными приёмами становится подрыв духовных устоев. Помимо ЛГБТ-повестки, таких проявлений сегодня множество. Это и мощная поддержка сект, и усиление неоязычества, и даже вплетение в общественный дискурс принципов сатанизма. Отдельно выделяется тенденция у части католиков и в некоторых протестантских церквях ревизионизм, обращенный к, казалось бы, фундаментальным устоям, например, проявляющийся в диспуте по поводу того, не стоит ли обращаться к Богу гендерно-нейтрально, благословлять однополые союзы, а также приносить покаяние перед содомитами. Прямая или косвенная поддержка раскольнической деятельности в мировом Православии при участии Греции, Болгарии, Румынии, Украины а также других членов и сателлитов военно-политического блока НАТО — не менее яркий пример этого тренда. Символично, что первые попытки этого раскола были предприняты более ста лет назад, в критическом для России 1917-м году. И тем не менее, последние три века никто открыто не оспаривал нахождение Киевской митрополии в составе Русской православной церкви Московского патриархата. В 2018-2022-м годах практические шаги в этом направлении были сделаны…
Церковные традиции и трагедии
Еще в 2018 году патриарх Варфоломей, бывший офицер НАТО, ставший во главе Константинопольского патриархата, известного как Фанар, положил начало беспрецедентной ситуации, нарушив вековые канонические устои и поддержав церковный раскол на Украине. Советников Вселенского патриарха не смутило даже то, что конфессиональные вопросы Украины веками были камнем преткновения и предметом ожесточенных споров между Россией, Польшей, Турцией и Ватиканом, отдаваясь неустройством, болью и даже войнами в жизни миллионов жителей Украины. Именно здесь возник уникальный симбиоз православия и католичества – греко-католический извод восточного христианства. Украинские Черновцы — это историческая «метрополия» и для русских старообрядцев, Рогожская иерархия которых восходит к Белокриницкому согласию. А уже в наше время папа Иоанн Павел II назвал Украину настоящей «лабораторией экуменизма».
О том, что лабораторные опыты продолжают идти полным ходом стало известно 8 ноября 2019 года, когда Александрийский патриарх Феодор II признал раскольническую «Православную церковь Украины» (ПЦУ), осуществив поминовение за литургией лидера раскольников лжемитрополита Епифания (Думенко) в качестве канонического предстоятеля на Украине. Причем еще осенью 2018 года он же призывал украинский народ к единству в лоне Русской Православной Церкви.
В 2021 году Феодор II еще больше усугубил ситуацию с расколом. Он не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за Литургией на острове Имврос. Александрийский патриарх откровенно ушел в раскол. Несомненно, это стало настоящим «ударом в спину» как для Русской Православной Церкви, так и для всех православных христиан, хранящих канонические традиции. Эти события заставляют вспомнить еще одну трагедию, потрясшую весь Православный мир.
11 сентября 2004 года при идеальных погодных условиях произошла катастрофа военного вертолета Chinook. Причины трагедии до сих пор не известны. Разбился самый современный вертолет ВВС Греции, который пилотировал наиболее опытный экипаж. Страшная авиакатастрофа унесла жизнь Александрийского патриарха Петра VII, который совершал официальную поездку на Святой Афон. Погибли все, кто находился на борту. Это были высокопоставленные православные иерархи — митрополит Карфагенский Хризостом, митрополит Мадагаскарский Нектарий, епископ Пилусийский Ириней, а также секретарь Александрийской патриархии Каллистрат, патриарший архидиакон и брат патриарха, журналист и охранники, члены экипажа. Двое из погибших были в свое время представителями Александрийской церкви при Московском патриархе и большими друзьями Русской Православной Церкви. Сразу после случившего некоторые СМИ писали о взрыве, якобы послужившим причиной этой страшной авиакатастрофы. Также объектом обсуждения стала новость, что в тот же момент, возможно на том же вертолете на Святой Афон должен был лететь президент Российской Федерации В.В. Путин. Трагедия в Беслане заставила главу Российского государства отменить посещение Святой Горы в последний момент.
По словам религиоведа Романа Силантьева, проблемы с Александрийским патриархатом начались именно после трагической авиакатастрофы. Он делает такой вывод: «После этого к власти пришли те, кто даже технически не рассматривался в качестве первых лиц. Кадровый резерв небольшой, а гибель патриарха и его ближайших сподвижников сильно подкосила церковь и привела к полной зависимости от Константинополя. А до этого у них была в большей степени независимая политика».
По мнению ряда аналитиков, сейчас Фанар и подвластные ему церковные иерархи попытаются максимально объединиться против Русской Православной Церкви и сделать все для того, чтобы устранить саму возможность соборного решения, возникшего из-за конфликта с самозваной ПЦУ. Константинополь через своих агентов активно продвигает тему Пентархии — концепцию четырех Патриархатов, имеющих греческие корни — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а также родственной им Церкви Кипра. И все остальные православные столицы должны так или иначе ориентироваться на их авторитет. В качестве дальнейшего развития этой концепции Фанар, явно противоречащей принципу всеправославной полноты и соборности, видит изоляцию России и укрепление собственной власти как исполнение давней мечты о превращении в всевластного «Восточного Папу».
Истории из истории и современности
После своего признания раскола Феодор II был вынужден столкнуться с неприятием подобного акта со стороны священнослужителей Александрийской церкви. Африка вообще отличается особым уважением к традициям. Но несогласных тут же изгнали из Александрийской церкви и в их адрес даже полетели угрозы физической расправы, если они «не одумаются». Стоит заметить, что важных проблем к этому времени накопилось действительно много.
В Александрийскую православную церковь (АПЦ) преимущественно назначались епископы из Греции и Кипра. И даже грекам, родившимся внутри общин в Африке, путь в епископы, как правило, был закрыт. Структура АПЦ носит название «Греческий Православный Патриархат Александрии» и состоит на 98% из греков. Еще одной нелицеприятной темой является, так сказать, «особое» отношение к темнокожему клиру и пастве, например, проявление дискриминации к африканским учащимся, разделение приходов для греков и не греков и т.д. Это как раз и является признаком церковного этнофилетизма — дискриминации паствы и клира по расовому признаку.
Два года Русская Православная Церковь ожидала, что Феодор II изменит свою поддерживающую раскол позицию. К сожалению, напрасно. Святые отцы единодушно учат о невозможности спасения в расколе и о том, что раскол есть отпадение от Церкви и путь в погибель. Зная это, более ста священнослужителей Александрийского патриархата, а это более 20% от всего клира АПЦ, перешли с приходами и паствой под омофор Русской Православной Церкви, чтобы не быть причастными к смертельному греху раскола.
26 декабря 2019 года Синод Русской Православной Церкви вывел из юрисдикции Александрийского Патриархата приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, придав им ставропигиальный статус. 29 декабря 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Патриарший экзархат Африки и принять в свою юрисдикцию 102 клирика Александрийского патриархата.
Отдельно необходимо заострить внимание на эволюции титула Александрийских патриархов. Сегодня полный титул патриарха Александрийского звучит так: «Его Божественное Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной».
Однако вплоть до XX века слов о «всей Африки» в нем не было и звучал он так: «Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта». Это и есть традиционная и общепринятая в Православии каноническая территория Александрийского Патриархата, которая ограничена Египтом, Ливией и Эфиопией. Александрийская Церковь осталась единственной Православной Церковью в Африке, после того как Карфагенскую уничтожили арабы, а Эфиопская Церковь отпала в монофизитство. Хотя перед этим на Африканском континенте как раз и существовали эти несколько Поместных Церквей.
Словами «всей Африки» титул дополнился следующим образом. В 1925 году место почившего Александрийского патриарха Фотия, который был известен своим противостоянием либеральному обновленчеству, занял «добровольно ушедший» с Константинопольского престола Мелетий (Метаксакис). Он и закрепил за канонической территорией Александрии всю Африку. Однако в обмен на Африку Александрийская Церковь вновь стала политическим сателлитом Константинопольского патриархата. Посягательства Фанара на все православные общины и епархии вне канонических территорий Поместных Церквей и его вторжение на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине и в Прибалтике теперь стали находить полную поддержку в АПЦ.
Безусловно, в своей многовековой истории Александрийский патриархат видел и взлеты, и падения. Но именно Россия всегда играла одну из самых спасительных ролей в судьбе Православной Африки. Основанная в I веке от Рождества Христова, Александрийская церковь страдала и от ереси, и от завоеваний. До 1517 года Египет, также как и Сирия, и Палестина, находился под владычеством арабов-мамелюков. После 1517 года их территории вошли в состав Османской империи. Понятно, что веками положение патриархатов было не из легких. Так, в конце XVI в. в Александрии было всего четыре христианских церкви и только одна из них в честь Архангела Михаила была православной. Численность всей паствы АПЦ насчитывала 600, а с учетом приезжающих по торговым делам достигала 1 000 человек. Александрийский патриархат остро нуждался в поддержке. В 1523 году Патриарх Александрийский святитель Иоаким направил в Москву к великому князю Василию III миссию, главной целью которой было получение денежных средств. В 1556 г. с той же задачей к царю Ивану IV отправилось новое посольство АПЦ.
Уже в XIX веке именно благодаря поддержке русского государства, включая материальную, началось возрождение Александрийской церкви. Благодаря российскому императору Николаю I, мечта которого (доставшаяся в наследство от бабки Екатерины Великой) о проливах и православной Греции неудержимо влекла на Восточное Средиземноморье, удалось восстановить главные египетские православные обители — монастырь святого Георгия и монастырь святого Саввы, а также открыть греко-арабское училище в Каире. В 1855 году в Москве было создано Александрийское подворье, ставшее центром сбора помощи египетским православным христианам. Поддержка Российской империи немало способствовала возрождению Александрийского патриархата. Многочисленные усилия и братская помощь привели к тому, что впервые за многие годы Александрийский Патриарх был избран не в Стамбуле, а в Каире. Это событие произошло в 1866 году.
Христианская Африка 2.0
Как известно, в Церкви «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11). Как бы в подтверждение этой апостольской мысли Патриаршим Экзархом Африки стал Епископ Русской Православной Церкви, митрополит Клинский Леонид. Будучи неожиданной во многом и для многих, но несомненно, крупной фигурой, в одном из первых интервью в новом качестве он заявил: «Для нас борьба, прежде всего, это реализация тех задач, которые благословило нам священноначалие Русской Православной Церкви. В этом направлении мы трудимся и какие бы вызовы перед нами не стояли, в любом случае, с Божией помощью мы их преодолеем». Он заверил, что Русская Православная Церковь всегда была, есть и будет той площадкой, которая помогает решать любые проблемы, всё, что связано с миротворчеством, особенно.
Реализуя поставленные цели, Русская Православная Церковь вслед за Россией несут мир и развитие Африканскому континенту. С ним у Москвы со времен СССР существуют тесные и дружеские связи. На новом витке развития этих отношений Русская Православная Церковь призвана способствовать развитию их духовной, социальной и гуманитарной составляющих, продвигать миротворчество и образовательные проекты.
Экзархат призван бороться с притеснением и дискриминацией, в частности, со стороны АПЦ. Очевидно, Русская Православная Церковь пришла в Африку с самыми серьезными намерениями и свою миссию она больше никому, как это было ранее, перепоручать не будет. Планируется полное юридическое «покрытие» стран Африки. Проходит официальная регистрация Русской Православной Церкви в странах Африканского континента для совершения Экзархатом полноценного окормления паствы. Регистрация необходима, чтобы действовать легально, потому что Русская Православная Церковь является крупнейшей Православной церковью в мире и присутствует везде официально и законно. На территории Африки расположены 54 государства, у каждого из них своя Конституция и правовая система.
Со временем Экзархат должен стать площадкой, помогающей в Африке сглаживать религиозные конфликты и другие противоречия между различными конфессиями, облегчать положение меньшинств. Например, подавляющее большинство из пятимиллионного населения ЦАР — протестанты и католики, а также мусульмане. Тех же, кто относит себя к православным христианам, менее 1%.
В основе жесткого неприятия миссии Русской Православной Церкви в Африке со стороны ее религиозных и светских противников лежит понимание, что христиане всего мира тянутся к Русскому Православию, видя в нем то живое настоящее христианство, — то, что было оставлено нам Христом и его апостолами. Например, в ЮАР три общины буров решили принять православие. Буры — белые потомки голландских, французских и немецких переселенцев на юге Африки, крестьяне в переводе с нидерландского. Сами себя предпочитают называть африканерами. Буры сохраняют консервативный уклад, большинство из них относят себя к протестантам. В ЮАР после отмены режима апартеида многие граждане только из-за того, что они белокожие африканцы, подверглись преследованию и репрессиям. Противостоя этому «апартеиду наоборот», люди видят в Русской Православной Церкви защиту и духовный оплот. Священник из общины буров Николай Эстерхейзен на пресс-конференции, посвященной деятельности Русской Православной Церкви на Африканском континенте, даже заявил о надежде сделать из Африки «бастион православия».
Сегодня в самой Африке насчитывается примерно 5-7 млн. православных, в Уганде даже есть община старообрядцев. Ясно, что с учетом роста населения уже через 10-15 лет это число может как минимум удвоиться. Вероятно, в том числе из расчета такого роста Русская Православная Церковь приняла в свою юрисдикцию 102 священнослужителя АПЦ из восьми стран Африки с их приходами, сам Патриарший экзархат был образован из двух епархий. В состав Северо-Африканской епархии были включены бывшие ставропигиальными (подчиняющимися непосредственно патриарху) приходы Русской Православной Церкви в Египте, Тунисе и Марокко. В сферу пастырской ответственности епархии вошла 31 страна континента. В Южно-Африканскую епархию был включен бывший ставропигиальный приход в ЮАР, эта епархия будет «покрывать» 23 государства. «Русские миссионеры никогда не подрывали национальную жизнь местных народов, у нас никогда человек другой расы не был чем-то низшим, но в культуре многих европейских стран, к сожалению, это так», — констатирует член Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков.
В настоящее время Русская Православная Церковь наращивает стратегию расширения своего присутствия в странах Черного континента. Сейчас африканцы из ЦАР, Уганды, Кении, Нигерии, Руанды, Мадагаскара, Танзании приезжают на учёбу в российские семинарии, поступают послушниками в монастыри, ходят в приходские школы Русской Православной Церкви на континенте. В российских храмах первые шаги в своем служении совершают недавно рукоположенные иереи из Африки. Например, в Кирове служит православный священник о. Герман из королевства Эсватини (бывшего Свазиленда). Русская Православная Церковь также проводит гуманитарные акции по снабжению продовольствием нуждающихся в нем из Нигерии, Конго и Малави. Русский православный храм сейчас строится в Уганде. Есть планы и проекты создания на Африканском континенте монастырей «по образу и подобию» обителей в России.
В 1838 году в своей книге «Церковь одна» выдающейся русский мыслитель Алексей Сергеевич Хомяков сказал замечательные слова: «Неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна… Обнаружение веры и есть дело». Именно на основе этого принципа и развивается сегодня миссия Русской Православной Церкви в Африке. О том, насколько она будет эффективна для построения «града Божия» на отдельно взятом континенте покажет время, для понимания которого великий православный святой и житель Африки Аврелий Августин постулировал, что настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее…
Георгий Ташевский, эксперт Центра социально-экономических и геополитических исследований, Санкт-Петербург.
Статья публикуется в редакции автора.
Мнение автора по тем или иным вопросам может не совпадать с позицией редакции сайта