Игумен Серапион (Митько) о соборном начале Церкви
Заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви на фестивале «Преображенские встречи. Время новой соборности» поделился своими размышлениями о соборности Церкви
– Вы по роду своей деятельности часто бываете на разных фестивалях, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением от фестиваля «Преображенские встречи»?
Игумен Серапион (Митько): Действительно, в прошлом году за полтора месяца мы пересекли 28 тысяч километров, посетив все федеральные округа, и видели разные мероприятия. На вашем фестивале всегда полный зал, и, как я вижу, люди приехали по зову сердца. Также следует отметить высокий уровень организации и ощущение братской любви, которые невозможно не почувствовать.
– У этого фестиваля есть особое название «Время новой соборности». Скажите, пожалуйста, вы ощущаете необходимость новой соборности или, может быть, это преждевременный вопрос?
Игумен Серапион (Митько): Возможно, это уже и запоздавший вопрос. Нам не довелось до конца насладиться плодами даже старой соборности, если такая и имела место в исторически обозримом прошлом.
Что касается новой соборности, то мое отношение к этому неоднозначное. С одной стороны, соборность как некий экклезиологический концепт не может не вызывать одобрения. Об этом нельзя сказать плохо. И церковь нуждается в этом, в этом тоже трудно сомневаться. Но насколько это реально сейчас воплотить – вот здесь я скорее пессимист.
Нужно понять, кто является субъектом этой соборности. Если вдруг священноначалие придет к решению возрождать соборные принципы церковного управления, перед нами возникнут определённые практические проблемы, например, кто составит список членов церковной общины, обладающих правом голоса? Мы призваны обратить весь мир, но церковь имеет свои границы, и сейчас эти границы чрезвычайно размыты: есть люди, которые считают себя православными, но таковыми не являются. Человек, который говорит, что он православный, особенно если он закрывает томик сонника, гороскопа или ещё чего—то похожего, является православным? Или, например, человек, который говорит, что он «в Бога не верит, но – православный»? Где критерии? Проблема границ церкви в нашем богословии является дискуссионной. Существуют разные подходы, и я бы затруднился назвать какой—то подход, который является, если угодно, мейнстримом или просто правильным подходом. В этом проблема. Чтобы возрождать соборность в церкви, нужно четко понимать многое о церкви. Этого понимания, к сожалению, у многих нет. В этом я вижу проблемы с реализацией соборности.
Конечно, соборное начало церкви необходимо. И я думаю, осознание этого собирает и собрало людей сегодня. Мы видим, что в церкви и сегодня есть институты соборности. Я являюсь членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Наши обсуждения и в комиссиях, и на пленуме со Святейшим патриархом проходят очень живо. Я вас хочу заверить, что там нет разницы между митрополитом, протоиереем, мирянином, каждый может выразить свою точку зрения. И часто миряне высказывают более пространную точку зрения или более оригинальную, чем другие, и каждый имеет равную возможность высказаться. То есть надежда есть, и эта надежда пусть нас утешит.
Беседовал Андрей Васенев
Фото Алены Каплиной