Поиск

Как вести диалог о Христе с мусульманами?

Сегодняшнее российское общество является поликонфессиональным, в нём соседствуют представители разных религий, как традиционных, так и нетрадиционных. Кроме того, велик процент людей неверующих, считающих себя атеистами. Добрососедские отношения с представителями других конфессий это то, чему учит нас Новый Завет. В притче о милосердном самаритянине Сам Христос показывает, что представитель другой религии (самаритяне были крайне не любимы иудеями) может быть для нас в определённых бытовых, жизненных ситуациях ближе, чем единоверец. В вопросах веры тот же Новый Завет учит нас быть твёрдыми в своём уповании и не уклоняться от него, являть своей жизнью учение Христово.

Среди наших соседей, сослуживцев, друзей растёт количество людей, исповедующих ислам. Россия имеет богатый, многовековой опыт мирного сосуществования христиан с мусульманами, хотя при этом были в истории и непростые моменты. Для православного христианина, при таком бытовом общении с мусульманами, рано или поздно встаёт вопрос, как быть в ситуации, когда в общении возникают вопросы религиозного плана. Здесь мы можем наблюдать несколько вариантов поведения. Первый (к счастью, нечасто встречающийся) – это агрессивные нападки на ислам, причём на крайне примитивном уровне и в оскорбительной манере. Такое «миссионерство» не несёт ни какой пользы. Агрессия в сторону ислама заставляет носителей этой религии так же агрессивно реагировать на христианство, и не позволяет слышать никаких доводов в его пользу.  Поступая таким образом, наши единоверцы оказывают Церкви «медвежью услугу»: ведь целью общения должно быть раскрытие истинности христианства, а не демонстрация своей пламенной ревности, которую лучше трансформировать в пост, молитву и чтение святых отцов.

Другой крайностью будет молчание и уход от разговора на тему религии с представителями ислама. Не секрет, что мусульмане склонны эмоционально и горячо реагировать на критику своей традиции, и многие наши единоверцы попросту бояться обсуждать такие вопросы и благовествовать мусульманам Истину. Такая трусость недостойна православного. Здесь уместно вспомнить пример древних христиан, отдававших жизнь за проповедь Христа. Да и в наши дни мы видим, как в Сирии современные христиане предпочитают смерть отречению от веры. Рассматривая такого рода крайности в общении с мусульманами, мы можем сделать некоторые выводы о том, как правильно выстраивать диалог с мусульманами о Православии.

Не стоит начинать такие беседы с тем, кто не хочет Вас слушать. Здесь требуется человек, который способен и готов к диалогу, который в душе хочет познать Истину. Прежде всего, чтобы правильно проводить беседу с мусульманами, нужно иметь некоторые базовые знания об исламе, его исторических, богословских и культурных корнях – без этого нормальный диалог не получится. К сожалению, такими знаниями обладают немногие православные, да и современные мусульмане, кстати, часто плохо знают свою религиозную традицию. Кроме того, нужно помнить, что в этом диалоге мы должны разделять религиозный аспект с личностным и не нарушать культурные рамки переходом на личные оскорбления. В начале разговора будет правильно вспомнить об объединяющих моментах: о Единобожии, совместном почитании ветхозаветных пророков, нравственных идеалах. Знакомство с Кораном позволит Вам напомнить собеседнику, что Мухаммад с уважением отзывался о христианах («Ты несомненно найдёшь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы – христиане!», Коран 5:85-82) и о наших Писаниях: «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» (Коран 3:4).

Здесь также не лишним будет пояснить мусульманину, что распространённое среди них убеждение, что христиане, почитая Троицу, молятся трём богам, является заблуждением, и христианин является монотеистом. Необходимо указать, что встречающееся в Коране утверждение, что Троица христиан состоит из Бога-Отца, Девы Марии и Христа, не соответствуют действительности. Для мусульманина свидетельство Нового Завета не являются на 100% авторитетными – они считают, что наши Писания искажены. Это нужно учитывать, выстраивая диалог. Знание библеистики поможет вам указать исповедующему ислам, что есть рукописи II века, содержащие отрывки Евангелия, соответствующие сегодняшним текстам. Это подтверждает неискажённость нашего Писания.

Касательно личности Господа нашего Иисуса Христа можно, пользуясь Кораном, показать, что Он непорочно зачатый Сын Божий – как там написано, Он рождён по воле Аллаха действием его духа: «Мы вдохнули в неё (Марьям) посредством Нашего духа и сделали её и её сына (Ису) знамением для миров» (Коран 21:91). Также мусульмане часто соблазняются по поводу икон, думая, что христиане молятся им как идолам. Знание догмата об иконопочитании поможет Вам разъяснить, что такие мысли не соответствуют действительности. VII Вселенский собор, объясняя смысл иконопочитания, определил, что изображения должны быть везде, чтобы человек чаще вспоминал о Спасителе. Образ должен направлять наши мысли к Первообразу. При желании можно найти хорошие материалы, написанные опытными миссионерами, которые помогут правильно и уверенно вести подобный диалог. Не надо забывать, что одним из условий успешности беседы будет не ваше горячее желание заставить мусульманина признать вашу правоту. Ваша задача – быть услышанным, заставить человека задуматься, начать анализировать, интересоваться христианством.

Беседуя с мусульманином, вы должны также помнить, что ислам – религия ортопраксии, правильного действия, где вся жизнь расписана шариатом. И если Ваши теоретические слова не подтверждены вашей правильной жизнью во Христе, вашим соблюдением Его заповедей, вы не будете правильно поняты, и все ваши доказательства останутся пустым звуком. Как есть недостойные православные, есть и недостойные мусульмане (употребляющие, к примеру, алкоголь, несмотря на строгий запрет своей религии), хотя в подобной беседе будет не лишним объяснить, что нечестиво ведущий себя представитель местного населения, как правило, не является настоящим православным (разве что только по самоназванию).

Не секрет, что привлекательность ислама для наших соотечественников как раз базируется не на знании богословия ислама, а на визуальном примере мусульман: «не пьёт, не курит, много работает, молится». Вот что делает ислам привлекательным среди местного населения, особенно женской части. К сожалению именно представительницы слабого пола и переходят в ислам, выходя замуж за мусульман. Следовательно, в случае с исламом даже более, чем с другими религиями, требуется миссионерство делом – христианским образом жизни, следованием заветам своей веры, и лишь потом словом: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали о Нём» (блж. Августин).

Автор — Безруков Андрей Львович, бакалавр теологии, магистр педагогики, заместитель председателя миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии. Преподаватель кафедры теологии Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета.

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Наверх