Курский протоиерей Тигрий Хачатрян стал миссионером в Африке
Отец Тигрий – личность яркая в православном сообществе нашего региона. Руководитель миссионерского отдела епархии, клирик храма Серафима Саровского на ул. Союзной, в недавнем времени проректор по научной работе Курской духовной семинарии, отец восьмерых детей. Казалось бы, годы служения в Церкви, седины, украсившие голову, статус многодетного отца должны были бы смирить его неугомонный характер, а он, как и в юности, рвётся в бой и собирается в Африку. Протоиерей Тигрий Хачатрян назначен руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Патриаршего Экзархата Африки.
Спасение от раскола
– Батюшка, вы – руководитель миссионерского отдела Курской епархии. Почему вдруг Африка?!
– Африканский экзархат Русской Православной Церкви создан не так давно. Когда константинопольский патриарх организовал раскол на Украине, создав самочинную подручную организацию в виде ПЦУ, а Александрийский экзархат его подержал, несколько десятков африканских священников, относившихся к последнему, осознав пагубность этих действий, понимая, что руководство ведёт их прямым путём к расколу, попросили их принять в Русскую Православную Церковь. Тогда и была создана в Русской Православной Церкви такая большая структура, как Патриарший экзархат Африки. Потребовались священники, которые могли бы совершать службы, особенно на большие праздники, началась работа с африканским духовенством, окормление русских консульских отделов.
– Появление Африканского экзархата ещё и наверняка связано с популярностью России на африканском континенте?
– Я бы сказал, что запас прочности отношений России с африканскими странами существует ещё с советских времён. Там очень хорошо помнят своих бывших поработителей, они поменяли стилистику, подходы, сменили маски, но суть осталась той же – колониальной. Африканцы знают, что Россия никогда не была поработителем и что они не были никогда в рабах у русских. Это сказывается на отношении к русским в Африке. Сегодня экзархат РПЦ присутствует в 24 странах африканского континента. Африканцы чётко понимают, что мы не на пути раскола, как александрийцы, не потакаем «гегемону», как Константинополь. Хотим ли мы этого или нет, политический фактор играет свою роль. Путь религиозно-политического услужения ценностям западной либеральной цивилизации чужд африканцам, они традиционалисты. И многие из них с надеждой смотрят на Россию. Я считаю, что африканская миссия РПЦ, без преувеличения, одна из самых успешных за последнее 1000-летие.
Оправдать доверие
– Отец Тигрий, а как получилось, что вы стали руководителем отдела Африканского экзархата?
– В прошлом году я был приглашён служить на Рождество в Танзании и Руанде. И сегодняшний глава Патриаршего экзархата Африки митрополит Зарайский Константин предложил мне возглавить Отдел религиозного образования и катехизации. Видимо, он следил за тем, как я служил, и доверил мне эту миссию.
– Чем эта работа отличается от того, что вы делали раньше?
– Раньше работа была больше миссионерской и точечной, а сейчас на континенте увеличивается количество приходов, растёт число прихожан. Если в той же Руанде в прошлом году был один православный служитель, отец Пётр, то сегодня там около десятка священников. Люди тянутся и переходят в РПЦ. Африкацы сегодня учатся в Санкт-Петербургской академии, в Сибири. Студенты наших духовных школ из африканских стран проходят здесь практику. Это разные люди, разных сословий. В Санкт-Петербурге, например, учится архимандрит Захарий Мулингва – и архиереям нужно получать знания, узнавать русские традиции, учить язык. Простые миряне учатся петь, служить, изучают богословие. Те, кто первыми обучались в России и были у нас рукоположены, уже успешно служат в Африке в нашей русской православной традиции.
– Смогли ли вас чем-то удивить африканцы?
– Недавно в ТГ-канале экзархата были выложены фотографии с чина погребения одного усопшего христианина. У нас обычно на них присутствуют только родственники, а там – вся община. Общинная жизнь у них очень развита. Народы в Африке живут разные, но основные черты у них общие – наивное восприятие реальности, открытость, радушие, доверчивость. И мы должны это доверие оправдывать.
Африканцы искренние, с ними приятно общаться. У них очень интересные традиции благочестия. В Кении нарядные женщины могут выражать свои эмоции, прославление Бога в храме, например, телодвижениями, напоминающими местную танцевальную культуру. Подобное неприкрытое выражение эмоций мы часто видим у арабов при схождении Благодатного огня в храме Гроба Господня.
Африканцы помнят отношение к ним европейцев и, в частности, бельгийцев в XIX веке, которые, например, отрубали кисти рук у мужчин, которые плохо добывали каучук, а потом отрубленные руки использовали в Конго в качестве валюты. Европейцы и американцы сейчас пытаются завалить их грантами, причём исключительно в обмен на трансляцию и импорт своих ценностей. Но африканцы – молодцы, делают всё по-своему. В подавляющем большинстве африканских стран никто гей-парадов не видел, и однополых браков там нет, и трансгендеров тоже. Они живут в модели двух полов, как определил Господь Бог.
Найти общий язык
– Чем планируете заниматься в Африке в первую очередь?
– На сегодняшний день на континенте актуальна системная образовательная работа. Перед нами стоит много задач, и первая из них – необходимость научить служить священников. Так, например, Таинство Покаяния там, где служат священники, перешедшие из Александрийской церкви, попросту отсутствует. Их прихожане не исповедаются ни на Пасху, ни на Рождество, ни на какие другие праздники. По статистике, только 5 – 7% священнослужителей, это в основном выпускники русских духовных школ, совершают Таинство Покаяния на приходах. Человек грешит, и нужно очищать душу исповедью, хотим мы этого или нет, а в церкви он этого не получает. Иногда греки вообще рукополагали священников, предварительно не научив их служить.
В Африке есть и воскресные школы, есть необходимость обучения церковному пению, традиции иконописания. Часто, желая украсить храмы, африканцы допускают изображения, которые не соответствую канонам и слишком просты, наивны, что ли. Мы не против живого религиозного творчества, но когда идёт речь об изображении в храме, нужно понимать, что это предметы литургического служения, и они должны соответствовать канонам. Это должны делать обученные профессионалы.
– А что в отдалённых планах?
– Отрыть православную семинарию на африканском континенте. Надо также понимать, что если мы работаем с населением, то надо это делать не только через приходы, но и через систему общего образования. Образование в Африке – это всегда очень дорого, сложно, престижно, вожделенно, и люди тратят иногда последние деньги, чтобы их дети его получили и смогли выйти в люди. Это не очень богатый континент с экономической точки зрения. Хотя там много всего: и людской потенциал есть, и интеллект, и полезные ископаемые. Просто Африка ещё не распрямила свои плечи в полной мере. Но то, что это в будущем мощный континент, просматривается уже сейчас. И наша работа, которую мы сегодня совершаем, обязательно окупится.
– Чтобы вы взяли в первую очередь из опыта здесь, в Курской епархии?
– Поскольку я 24 года отработал в Курске в системе духовного образования, мне понятны стандарты подготовки священников. Это ежедневная, внешне кажущаяся рутинной, важная системная работа, которая требует ежедневных усилий, помощников. Сейчас мы их подбираем. Собираем информацию, какие нужны переводы и каких богослужебных текстов. Что-то уже переведено, что-то надо переводить. Будем формировать библиотеку, потом будем приезжать и служить, проводить учебно-методические семинары.
– На каком языке готовитесь служить?
– Я сам «немец» по образованию, сейчас учу английский – нахожусь в процессе активного обучения, практически ежедневного. Ну а Африка в плане языка больше французская, немного английская, чуть-чуть португальская. А темнокожие священники там служат часто на национальных языках, например, на языке бембо, суахили и др.
Мы надеемся хорошо потрудиться, постараться, чтобы больше людей на африканском континенте узнали о Христе, о Православии. Будем заниматься духовным образованием, учить чтению, духовному пению, духовной жизни. Мы должны понимать свою миссию. Евангелие от Матфея говорит нам: «Итак, идите и сделайте учениками все народы… научая их соблюдать всё, что Я заповедал вам».
Надеюсь, что в скором времени Патриарший экзархат Африки будет присутствовать не только в 24 странах, а в каждой стране на континенте. И всё зависит от того, как мы будем выполнять нашу миссию.
Подготовила Светлана Борисова
Источник: «Курские известия«