Поиск

Методы миссионерской работы архимандрита Макария (Глухарёва) с коренным населением Алтая

МЕТОДЫ МИССИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЁВА) С КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ АЛТАЯ В 30–40-Х ГГ. XIX В.

Сведения об авторах

Прокопьева Наталия Валентиновна, РО – ДОО ВО «Барнаульская духовная семинария Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви», Россия, г. Барнаул; e-mail: cans.bds@mail.ru; 656008, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66; доцент кафедры общегуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук.

Черкашина Мария Витальевна, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Россия, г. Екатеринбург; e-mail: contact@urfu.ru; 620002, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; студент уральского гуманитарного института.

Прокопьев Дмитрий Максимович, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия, г. Санкт-Петербург; e-mail: office@spbstu.ru; 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29; магистрантИПМЭиТ.

Аннотация

В статье рассматриваются методы миссионерской работы архимандрита Макария (Глухарёва) с коренным населением Алтая в 30–40-х гг. XIX века. Авторы анализируют миссионерские практики, способы взаимодействия преподобного Макария с местным населением, а также рассматривают различные методы, подходы и принципы, использованные архимандритом Макарием для обучения, убеждения и просвещения народов Алтая. В статье выделены принципы и методы проповеди православия на примере Макария Алтайского: организация богослужений и неформальных встреч; активный поиск и испытание желающих принять православную веру; обучение основам христианского учения с использованием примеров из окружающего мира; совершение тайных крещений; институт восприемников; личное сопровождение миссионером принявших веру и оказание материальной помощи; семейные пары миссионеров как образец для новокрещенных; поддержка со стороны государства; стремление к развитию сельского хозяйства; развитие личности проповедника; врачебное служение миссионеров; перевод священных текстов на местные языки и др.

Исследование подчеркивает значимость адаптации методов и стратегий миссионерской работы к условиям местности и культурным особенностям коренного населения.

Ключевые слова: миссионерская работа, архимандрит Макарий (Глухарёв), Алтай, православие, социокультурные особенности Алтая, духовное развитие общества.

На протяжении истории христианства миссионерская деятельность играла ключевую роль в распространении и укреплении веры. Для того чтобы эффективно проповедовать христианство миссионерам было необходимо адаптировать свои методы и стратегии к условиям местности и культурным особенностям коренного населения. В этом контексте особенно значимым представляется исследование методов миссионерской работы архимандрита Макария (Глухарёва) с коренным населением Алтая в 30–40-х гг. XIX века. Актуальность данной темы обусловлена не только историческим значением миссионерской деятельности на Алтае, но и ее связью с современностью. В настоящее время ведется активное обсуждение роли религии в обществе и ее влияния на социальные и культурные процессы. Изучение опыта преподобного Макария Алтайского и методов его миссионерской работы может пролить свет на различные аспекты этой проблемы. Основные положения, выявленные в ходе исследования, могут быть использованы в практике современной христианской проповеди и оглашения. 

Целью данного исследования является анализ миссионерских практик архимандрита Макария на Алтае, способов взаимодействия между ним и местным населением, а также рассмотрение различных методов, подходов и принципов, использованных им для обучения, убеждения и просвещения алтайцев. Для этого проанализированы методы миссионерской работы, использованные архимандритом Макарием при взаимодействии с населением Алтая; эти методы обобщены в структурированное описание, построенное на авторитетных в этой области источниках и литературе; оценена значимость и возможность применения методов и принципов, использованных архимандритом Макарием, в современной миссионерской практике. Данное исследование предпринимает попытку внести вклад в научный дискурс проблемы через углубление понимания роли миссионерства в истории и культуре региона, а также предлагая к использованию в современной практике Русской Православной Церкви подходы, разработанные преподобным Макарием и обобщенные в этой работе.

С самого начала своей миссионерской деятельности на Алтае (1830 г.) преподобный Макарий регулярно совершал богослужения в походных церквях по воскресным и праздничным дням, обращая внимание на присутствующих. После богослужения он проводил неформальные встречи с прихожанами и всеми желающими, где обсуждались их потребности и заботы, а также давались нравственные наставления и утешения. Эти беседы, проводимые при помощи переводчика, позволяли наставнику лучше понять потребности и настроения местных жителей, что способствовало более эффективной миссионерской деятельности [7, с. 38].

Архимандрит Макарий активно искал потенциальных желающих принять православную веру через социальные связи. Архимандрит Макарий использовал различные обстоятельства, такие как сбор ясака или обычаи кочевников, чтобы проповедовать православие алтайцам и способствовать обретению веры [7, с. 32–33]. Он откликался на информацию о желающих принять христианство, направляясь немедленно в указанные места, чтобы провести оглашение и крещение. Этот принцип позволял миссии эффективно распространять христианское учение и привлекать новых последователей [7, с. 32]. Архимандрит Макарий проводил испытание веры оглашаемых: он осуществлял проверку и исследование искренности принимающих веру, иногда для этого продлевая период оглашения для того, чтобы удостовериться в искренности желания принять святое Крещение. Он уделял особое внимание тому, чтобы выяснить, почему человек желает принять веру, чтобы исключить использование Крещения как средства решения внешних проблем, таких как избежание наказания. Этот факт демонстрирует стремление преподобного к обеспечению подлинности принятия веры крещаемыми. «Холодное» общение являлось одним из способов влияния на оглашаемого, который не имел искреннего желания принять христианство, как в случае с Сергэ. Также в таких случаях могли применяться строгие выговоры, обличительные слова, и коленопреклоненные молитвы, как в случае с Янкелем Гонхиловичем [7, с. 33–34]. 

Архимандрит Макарий применял индивидуальный подход к оглашаемым, продолжая оглашение от 1 до 14 дней, а иногда и дольше, в зависимости от их возраста, развития, умственных и нравственных способностей. Это позволяло адаптировать проповедь и обучение к конкретным потребностям каждого оглашаемого [7, с. 33]. Перед самым крещением преподобный Макарий задавал оглашенному ряд вопросов и обращался к его личным убеждениям и желаниям. Он ставил перед ним вопросы о желании крещения, очищении от грехов, вере в истинного Бога и готовности жить в соответствии с христианскими заповедями. Этот индивидуальный диалог позволял преподобному Макарию оценить готовность каждого оглашаемого к принятию веры [6, с. 141]. 

Архимандрит Макарий при оглашении старался ввести принимающих веру в сущность христианского учения и ознакомить их с основными составляющими христианского богослужения. В кратких и простых словах он проповедовал о Боге, о сотворении мира и человека, о падении людей, о Спасителе, его страданиях, смерти и воскресении, а также о жизни в Небесном Царстве. Этот принцип позволял принимающим веру лучше понять основы христианства и активно участвовать в общественной жизни Церкви [7, с. 33]. Преподобный Макарий объяснял основы православия, используя примеры из окружающего мира, такие как природа и солнце, чтобы проиллюстрировать понятия Троицы и единства Бога. Он подчеркивал единство Бога в трех лицах и использовал аналогию с солнцем, которое состоит из солнечного круга, рождающегося от него света и того света, который освещает землю, чтобы показать, что Троица составляет единое целое, а не три отдельных сущности. Такое объяснение позволяло оглашаемым лучше понять сложные догматы веры [6, с. 142]. Преподобный Макарий вел диалог с оглашаемыми, ставя перед ними риторические вопросы и обращаясь к их собственным размышлениям и убеждениям. Так он призывал крещаемых к слушанию слова Божьего и самостоятельному размышлению о представленном учении. Этот диалогический подход способствовал вовлечению оглашаемых в процесс обучения и убеждения [6, с. 142]. Преподобный Макарий проповедовал о спасении через Иисуса Христа как центральном догмате христианской веры. Он описывал пришествие Иисуса Христа на землю, Его учение, жертву на кресте за грехи человечества, воскресение и предстоящее возвращение для суда живых и мертвых [6, с. 143]. Учение о Боге включало проповедь о Нем как милосердном Отце, который послал Своего Сына для спасения людей, и так же, как о справедливом Судии, который осудит злых и неверующих. Архимандрит Макарий описывал Божью любовь к человечеству и Его готовность прощать грехи, но также и неизбежность суда для тех, кто отвергает спасение через Иисуса Христа [6, с. 143]. Он также подчеркивал роль Духа Святого в жизни христианина: описывал, как Дух Святой после крещения очищает верующего человека от грехов и наставляет на праведный путь. Дух Святой дарует верующему ум, способный понимать и исполнять заповеди Бога, и наполняет его миром и радостью [6,с. 144]. В беседах с оглашаемыми преподобный Макарий приводил основные заповеди Божьи из Священного Писания и учил, как их исполнять. Он призывал к почитанию единого Бога, отвращению от идолопоклонства, уважению родителей и властей, а также к соблюдению моральных принципов, таких как запрет на убийство, прелюбодеяние, кражу, клевету и зависть. Он также подчеркивал важность любви к Богу и ближнему как основы христианской жизни [6, с. 145]. Преподобный Макарий подчеркивал, что центральными заповедями христианства являются любовь к Богу и ближнему. В проповеди он опирался на слова Господа из Священного Писания о любви к Богу всем сердцем, умом и душой, а также о любви к ближнему как к себе самому [6, с. 146]. Преподобный Макарий обучал молитве истинному Богу, подчеркивая необходимость сосредоточенности и внимания во время молитвы. Он призывал крещаемого осознать присутствие Бога и сконцентрировать свои мысли на молитве [6, с. 147]. Преподобный Макарий учил новокрещаемого о значимости таинства Евхаристии. Он объяснял, что хлеб становится телом Иисуса Христа, а вино — Его кровью. Он учил его видеть свою связь с Христом через причастие и предлагал молитву, которая подчеркивает эту связь и содержит обращение к Богу с просьбой о помощи в духовном росте и защите от греха [6, с. 148]. Преподобный Макарий напоминал новокрещенному о важности жизни в соответствии с заповедями Божьими после причащения. Он призывал ученика жить бдительно, соблюдая свое тело и душу от греха и следуя заповедям [6, с. 148]. Таким образом основатель Миссии преподавал оглашаемым основы христианского учения, используя примеры из окружающего мира и призывая слушающего к самостоятельному размышлению о представленном учении, а само учение включало важнейшие догматы православия.

Иногда архимандриту Макарию приходилось сталкиваться с противодействием со стороны семьи или шаманов при оглашении алтайцев. Это создавало препятствия для распространения христианства, и миссионер приходил к решению либо совершить тайное крещение и разрывать семейные связи, либо отказываться от крещения в случае сильного противодействия [7, с. 32].

Архимандрит Макарий внедрил институт восприемников в систему мер попечения о новокрещенных. Прежде чем крестить инородца, особенно если его нравственные качества вызывали сомнения, он старался найти ему надежного крестного отца. Этот крестный отец был из благонадежных русских или давно крещенных и обрусевших инородцев-восприемников и проживал в христианской деревне [8, с. 47–48]. Он брал на себя ответственность за религиозное просвещение новокрещенных, следил за их нравственностью, охранял их от вредных влияний, старался оградить от влияния язычества. Институт крестного отца представлял собой важный элемент системы поддержки и обеспечения духовного роста новообращенных, обеспечивая им духовное руководство и поддержку, что способствовало укреплению неофитов в православии [1, с. 32; 7, с. 32, 35]. Восприемники, лица, которые заботились о новокрещенных, играли ключевую роль также в процессе адаптации в новом христианском обществе. Преподобный Макарий придавал важное значение приобщению новокрещенных к труду в среде оседлой жизни. Он осознавал, что кочевая жизнь могла препятствовать укоренению христианских убеждений и навыков у инородцев. Поэтому начальник миссии призывал к оседлости новокрещенных, чтобы обеспечить им условия для беспрепятственного усвоения христианской веры и развития их духовной жизни [8, с. 47–48]. Институт восприемничества позволял новокрещенным знакомиться с методами земледелия и другими видами работы, связанными с оседлой жизнью. Подобные занятия отвлекали их от прежних интересов и привычек, ослабляя вредное влияние прошлого образа жизни [2, с. 285–286; 7, с. 35].

Пример Николая Чейгачева, который продемонстрировал трудолюбие после принятия христианства, является ярким примером того, как освоение трудовых навыков способствовало полному преобразованию личности и интеграции в христианское сообщество [7, с. 36]. Таким образом преподобный Макарий уделял внимание выбору надежных и ответственных восприемников, которые могли эффективно выполнять эту задачу. Восприемники действовали как наставники и являлись образцом для новокрещенных, помогая им перейти от кочевого образа жизни к оседлой, освоиться в земледелии и хозяйстве и стать полноправными членами христианской общины.

Имело место также личное сопровождение принявших веру архимандритом Макарием. После крещения он часто удерживал их при миссии, обучая домашней молитве, чтению Евангелия и толкованию его смысла, а также давая им советы по решению различных вопросов духовной жизни. Он также мог брать от них письменное обязательство пребывать в Церкви до конца жизни, чтобы стимулировать в обращенных чувство ответственности за сохранение веры [7, с. 35]. Элеску, первого принявшего веру алтайца, обучали молитве, преподавали ему основы христианства и помогали в интеграции в новое для него общество [1, с. 26; 7, с. 32]. Иногда архимандрит Макарий лично обучал новокрещенных сельскому хозяйству, включая посадку овощей и уход за огородами [7, с. 36]. Этот подход способствовал укреплению веры и лояльности к миссии как новокрещенных, так и остального местного населения, так как оно видело эту заботу

Преподобный предлагал использовать также пример семейных пар миссионеров для приобщения к вере новокрещенных мужчин и женщин. Он считал, что усердие, терпение и бескорыстие миссии в этом деле могли бы принести Церкви и государству значительную пользу. При этом мужчины миссионеры могли бы обучать новокрещенных мужчин сельскому хозяйству, а их жены — женщин, привыкающих к домоводству и земледелию. Таким образом, использование семейного единства как инструмента миссионерской работы позволило бы создать образцы для новокрещенных, показывая им, что православие не только преображает духовную жизнь человека, но также оказывает влияние на образ жизни и семейные отношения [5, с. 102–103]. Архимандрит Макарий утверждал, что введение новокрещенных в сознание о значении труда, борьба с празднолюбием, а также передача им смысла веры, основанное на молитве и практике, поможет новокрещенным успешно интегрироваться в общество и принять христианские ценности [5, с. 118–119]. Таким образом, подход к сопровождению новокрещенных включал в себя как духовное, так и практическое обучение, чтобы обеспечить их успешное вхождение в христианское сообщество.

Преподобный Макарий предоставлял поддержку новокрещенным не только в духовном плане, но и оказывал им материальную помощь, помогая им адаптироваться к новой жизни. После определенного периода пребывания у восприемников или других надежных христиан они получали возможность самостоятельного проживания в деревнях с преимущественно христианским населением. При этом они получали от миссии необходимые материальные ресурсы, включая земледельческие орудия, скот, одежду, хлеб, порох, иногда мелкие предметы бытового обихода. Это помогало новокрещенным начать новую жизнь на новом месте с минимальными материальными затратами [7, с. 36; 8, с. 46].

Также поддержку новообращенным оказывало государство, предоставляя такие льготы, как освобождение на три года от податей и повинностей для инородцев, принявших крещение. Этот фактор создавал дополнительную мотивацию принятия новой веры [7, с. 30].

Преподобный Макарий проявлял стремление к научному развитию сельского хозяйства на Алтае. После поездки в столицы он старался внедрить научные методы в сельское хозяйство, запасаясь агрономическими книгами, журналами и семенами растений. Он стремился не только к материальному обеспечению христианских общин, но и к повышению их экономической самостоятельности и развитию их хозяйственного потенциала [7, с. 36].

Преподобный Макарий был глубоко убежден в том, что обращение новокрещеных совершается Божьим провидением, и отказывался от собственных заслуг и награды, которая ему предполагалась за миссионерские труды [3]. Он верил в силу молитвы и благодати, которые имели самое важное значение в процессе обращения людей ко Христу. Он рассматривал многие совершенные им крещения как результат мистического действия Божьей благодати [7, с. 71].

Огромное значение в успехе миссии имела личность архимандрита Макария. Он был мощным источником нравственного влияния на окружающих. Люди, встречавшиеся с ним, испытывали благоговение и благодарность за его духовное руководство [7, с. 94]. Он не только проповедовал, но и жил согласно христианскому учению, что служило живым примером для местного населения. Его самоотверженное служение и бескорыстие, помощь нуждающимся стали светлым образом и вдохновением для многих и внушали окружающим веру в силу и значимость христианского учения [7, с. 71]. Преподобный Макарий Алтайский отличался высокой степенью скромности и неприхотливости как в своей повседневной жизни, так и в служении. Преподобный носил единственную рясу до тех пор, пока она не разваливалась. Зимний подрясник надевал наизнанку в будни и только по праздникам на правую сторону. Его имущество ограничивалось книгами и тетрадями. Скромный образ жизни архимандрита, простота в одежде и имуществе привлекали к нему внимание и вызывали уважение [3]. Материальное состояние алтайской общины под руководством архимандрита Макария также отличалось высокой степенью скромности. Для богослужения использовались скромные оловянные сосуды. Преподобный отказался от предложения святителя Филарета Московского пожертвовать миссии сосуды из серебра. Он решил, что это не соответствует образу жизни миссионеров и принципам скромности [3]. Это демонстрирует важность таких качеств, как скромность и простота в миссионерском деле.

Архимандрит Макарий использовал также свой дар умения воодушевлять людей высшими чувствами для нравственного просвещения и морального усовершенствования. Он вдохновлял людей задуматься о смысле своей жизни и стремиться к идеалу, это способствовало их духовному развитию и принятию христианских ценностей [7, с. 93–94].

Преподобный Макарий высказал мысль о том, что миссионер не может быть печальным. Это является важным принципом миссионерской работы: несмотря на трудности и препятствия, миссионер должен испытывать радость и увлечение в своем служении, чтобы быть способным вдохновить других на познание истинной веры [3].

Преподобный Макарий всегда ставил интересы миссии, службы и дела выше своих личных интересов. Он предпочитал вести свои отношения с людьми исходя из этого приоритета, в том числе и личные дружеские связи [7, с. 95–96].

Преподобный Макарий предлагал интегрированный подход к обучению миссионеров, который включал в себя не только религиозные дисциплины, но и естественные и гуманитарные науки: изучение языков, математики, истории, географии, физики, химии и медицины. Преподобный Макарий считал, что миссионер должен быть интеллектуально развитым, чтобы вдохновлять других к мышлению и поиску истины: «Но может быть многие скажут: к чему такое множество наук для церковника? <…> Но церковник не такое ли существо, которое должно быть мыслящим? Не надлежит ли ему быть столько мыслящим, чтобы другие, смотря на него, почувствовали в себе раскрывающуюся способность, склонность, охоту мыслить? Не ему ли должно предшествовать народу на пути образованности, достойной христианина?» [5, с. 46–49]. По мнению преподобного Макария, изучение различных наук, таких как естественная история, химия, анатомия и медицина, поможет миссионеру лучше понимать творение Божие и славу Его, что, в свою очередь, способствует просвещению и привлечению людей к вере. Основатель миссии говорит, что миссионеру необходимо изучение различных языков, включая латынь, английский, немецкий, французский, арабский, татарский, турецкий, персидский и монгольский. Это позволит обращаться к различным этническим группам с миссионерскими посланиями на их собственных языках [5, с. 49–51].

Также архимандрит Макарий считал, что миссионерам необходимо уметь использовать сельское хозяйство и местные ресурсы для поддержания миссии. Например, немаловажным фактором расположения стана в деревне Майме, на слиянии одноименной реки с Катунью, стала возможность обеспечивать миссию рыбой. Это способствовало устойчивости и долгосрочной деятельности миссии [7, с. 31]. Таким образом, важнейшим аспектом проповеди христианства является личность проповедника, которая, согласно образу деятельности архимандрита Макария, должна характеризоваться самоотверженным служением, бескорыстием, скромностью, умением воодушевлять людей на духовное развитие, радостью и увлечением миссионерским делом, выбором интересов миссии в ущерб собственным, широкой развитостью в различных научных и практических направлениях, в том числе в медицине и сельском хозяйстве.

Преподобный Макарий и его сотрудники столкнулись с необходимостью изучения и перевода местных наречий, так как большинство алтайцев, особенно женщины и дети, говорили только на своем родном языке. Для более эффективного взаимодействия с коренным населением и проповеди христианства было важно овладеть местными языками, поэтому преподобный Макарий предпринимал усилия по сбору языковых данных, записывая слова, загадки и другие выражения на местных наречиях, что позволяло понимать местное население и улучшать взаимодействие с ним.

Архимандрит Макарий и его сотрудники перевели на местные наречия множество священных текстов, от Евангелия до катехизиса и молитв, что позволило алтайцам более глубоко понимать и воспринимать христианскую веру, получая учение на своем родном языке. Эти переводы стали основой для дальнейшей миссионерской работы на Алтае [7, с. 38–41; 8, с. 44–45]

Архимандрит Макарий придавал важность использованию местных языков не только в проповеди, но и в образовании. Он основал школы, где обучал детей на их родном языке, и считал это надежной поддержкой миссионерской работы. Активно участвуя в образовательном процессе, преподобный вел занятия с детьми с любовью и пониманием. Он не только учил их молитвам и богослужебным текстам, но и играл с ними, что позволяло ему установить тесные связи с местным населением [7,с. 41]. Преподобный Макарий указывал на важность изучения русского языка для местного населения, так как они должны были участвовать в общественном богослужении и общаться с русскими. Он планировал издание учебников и материалов на телеутском наречии, чтобы облегчить процесс обучения и адаптации к новой культуре и вере. Изучение русского языка также позволяло инородцам получить доступ к священным текстам на русском языке и глубже понять христианскую веру [7, с. 42].

Преподобный Макарий высказывал идею учреждения школ в каждой деревне для умножения грамотных среди простого народа. Он считал, что школы в деревнях помогут достичь цели умножения истинного света Евангелия в России. В своем предложении Макарий рассматривал практические аспекты обучения, учитывая особенности российской деревенской жизни [5, с. 8–9].

Макарий предлагал, что священники должны быть знакомы с медициной и обладать навыками лечения, чтобы помогать бедным и больным в своих общинах. Он считал, что врачи, даже самые бескорыстные, часто не имеют времени на посещение всех нуждающихся, и что священники, имеющие знания в медицине, могли бы участвовать в этой заботе о ближнем, осуществляя духовное и физическое исцеление.

Макарий предполагал, что врачебное служение священников, бескорыстное и эффективное, могло бы привлечь новых последователей к вере [5, с. 55–56]. Сам он использовал медицинские знания и методы лечения как способ помощи местному населению и привлечения его к вере. Он и его сотрудники оказывали медицинскую помощь алтайцам, что позволяло им установить с ними более близкие отношения [7, с.91].

Архимандрит Макарий для просвещения и духовного вдохновения писалстихотворения и музыкальные композиции. Его произведения вошли в сборник «Лепта» [4], и использовались как средство просвещения и поддержания интереса к церковной миссии. Преподобный Макарий уделял внимание их распространению среди верующих, выражая благодарность друзьям и поддерживая музыкальные и литературные труды, способствующие миссионерской деятельности [7, с. 111–114].

Преподобный Макарий активно искал сотрудников для миссионерской деятельности, которые могли бы помочь ему в убеждении и просвещении местного населения Алтая. Он высказывал свои предпочтения относительно потенциальных кандидатов, таких как Иван Павлов, Андрей Иванов (Вознесенский) и Святославский. 

В то же время начальник миссии тщательно оценивал потенциальных кандидатов на роль сотрудников в миссионерской деятельности. Он учитывал различные факторы, такие как предыдущий опыт, нравственные качества и религиозные взгляды. Некоторые кандидаты были отвергнуты из-за их неспособности к адаптации к миссионерской среде или из-за отсутствия подходящей мотивации [7, с. 47–48].

Ближайшими продолжателями дела основателя миссии стали Стефан Ландышев и Михаил Нигрицкий, и архимандрит Макарий стремился обеспечить их комплексную подготовку к миссионерской деятельности. Он планировал, чтобы Ландышев изучал богословие в духовной семинарии, а Нигрицкий занимался философией и языками. Он также желал, чтобы они изучали естественные науки и медицину в Московском университете [7, с. 51].

Исследование методов миссионерской работы архимандрита Макария (Глухарёва) с коренным населением Алтая в 30–40-х гг. XIX века показало, что преподобным Макарием были использованы разнообразные методы миссионерских практик, применялись самые разные способы взаимодействия с местным населением для обучения, убеждения и просвещения алтайцев.

В результате анализа выделены следующие принципы и методы проповеди православия на примере деятельности основателя Алтайской Духовной Миссии преподобного Макария Алтайского:

— богослужения;

— неформальные встречи;

— активный поиск потенциальных желающих принять православную веру;

испытание веры оглашаемых;

— обучение оглашаемых и новокрещенных основам христианского учения, с использованием примеров из окружающего мира и побуждением слушающего к самостоятельному размышлению о представленном учении;

— совершение тайных крещений при несогласии родственников;

— поддержка института восприемников, включающий религиозное

просвещение, охрану новокрещенных от вредных влияний, адаптацию в христианском

сообществе, обучение практическим трудовым навыкам;

— личное окормление преподобным Макариемновокрещенных;

— семейные пары миссионеров как образец для новокрещенных и средство их приобщения к вере;

— оказание материальной помощи новокрещенным;

— поддержка новокрещенных со стороны государства;

— стремление к научному развитию сельского хозяйства и распространение этих знаний среди новокрещенных;

— сила молитвы и Божией благодати;

— личность проповедника, которая согласно образу деятельности архимандрита Макария, должна характеризоваться самоотверженным служением, бескорыстием, скромностью, умением воодушевлять людей на духовное развитие, радостью и увлечением миссионерским делом, выбором интересов миссии в ущерб собственным, широкой развитостью в различных научных и практических направлениях, в том числе в медицине и сельском хозяйстве;

— перевод священных текстов на язык социума;

— образование, включающее родной язык, русский язык, молитвы, игры;

— врачебное служение священников;

— стихотворения и музыкальные композиции как средство проповеди;

— поиск достойных кандидатов на роль сотрудников миссии.

Таким образом преподобный Макарий использовал самые разнообразные методы миссионерской деятельности и успешно адаптировал их к условиям местности и культурным особенностям коренного населения. Он осознавал важность использования местных языков как средства коммуникации и проповеди христианства. Он также уделял значительное внимание образованию и медицинскому обслуживанию местного населения. Он основывал школы и оказывал медицинскую помощь, что способствовало установлению тесных отношений с алтайцами и принятию ими христианства.

В рамках оценки значимости и применимости методов и принципов преподобного Макария в современной миссионерской практике можно сказать, что многие из них по-прежнему актуальны, поскольку имеют в своей основе общечеловеческие принципы доброго отношения к ближним и деятельного развития. Можно предположить, что активное вовлечение в образовательный процесс, а также установление доверительных отношений с местным населением остаются ключевыми принципами успешной миссионерской работы. Таким образом, исследование методов миссионерской работы архимандрита Макария на Алтае не только расширяет понимание истории миссионерства в регионе, но и дает возможность сделать важные выводы для современной миссионерской практики, успех которой может быть связан с адаптацией проповеди к особенностям социума, активным участием миссионеров в образовательных и благотворительных проектах, а также глубоким пониманием духовных потребностей общества.

Список литературы

1. Ефимов А., Крейдун Ю. А. Преподобный Макарий (Глухарёв) // Выдающиеся люди

Бийска: книга очерков. — Бийск: Алтайвитамины, 2014. — С. 21–38.

2. Крейдун Ю. А. Формирование оседлого образа жизни среди коренных жителей

Горного Алтая в XIX – начале XX в. // Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий:

Антропологический аспект: материалы III Международной междисциплинарной научной

конференции. — Новосибирск, 2013. — С. 284–293.

3. Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых:

Преподобный Макарий Алтайский (Глухарёв) // Альфа и Омега. — 2001. — № 4 (30). — URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/paterik-novokanonizirovannyh-svjatyh/1_69(дата

обращения: 11.04.2024).

4. Макарий Алтайский, преподобный. Лепта. В пользу бедных между новокрещенными

при Церковной Алтайской Миссии. — М.: Типография Семена, 1847. — 70 с.

5. Макарий Алтайский, преподобный. Мысли о способах к успешному распространению

Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской Державе / Пред.

свящ. С. В. Страхова. — М.: Типография А. И. Снегиревой, 1894. — 131 с.

6. Макарий Алтайский, преподобный. Оглашение алтайцев // Миссионер. — 1875. —

№ 19. — С. 141–148.

7. Харлампович К. В. Архимандрит Макарий Глухарёв. По поводу 75-летия Алтайской

миссии. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1905. — 130 с.

8. Ястребов И. И. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии.

Краткие сведения о его жизни и деятельности. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 нояб. 1792 г.). — СПб.: Типография А. Катанского и К°, 1892. – 110 с.

Keywords: missionary work, Archimandrite Makary (Glukharyov), Altai, Orthodoxy, socio-

cultural characteristics of Altai, spiritual development of society.

References

1. Efimov, A. & Kreydun, Y. A. (2014). Venerable Makary (Glukharev). In Outstanding People

of Biysk: Book of Essays. Biysk: Altai Vitamins, pp. 21–38.

2. Kreydun, Y. A. (2013). Formation of a settled way of life among the indigenous people of the

Gorny Altai in the 19th – early 20th centuries. In Metamorphoses of Culture at the Turn of Millennia:

Anthropological Aspect: Proceedings of the III International Interdisciplinary Scientific Conference. Novosibirsk, pp. 284–293.

3. Makary (Veretennikov), Archimandrite. (2001). Paterik of newly canonized saints: Venerable

Makary of Altai (Glukharev). In Alpha and Omega, 4 (30). Retrieved from https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/paterik-novokanonizirovannyh-svjatyh/1_69 (accessed April 11, 2024).

4. Makary of Altai, Venerable. (1847). Lepta. For the benefit of the poor among the newly baptized at the Church Altai Mission. Moscow: Semen Typography.

5. Makary of Altai, Venerable. (1894). Thoughts on Ways to Successfully Spread the Christian Faith Among Jews, Muslims, and Pagans in the Russian Empire. Moscow: A. I. Snegireva Typography.

6. Makary of Altai, Venerable. (1875). Preaching to the Altai people. In Missionary, 19, pp. 141–148.

7. Kharlampovich, K. V. (1905). Archimandrite Makary Glukharev. On the occasion of the 75th anniversary of the Altai Mission. St. Petersburg: M. Merkushev Typography.

8. Yastrebov, I. I. (1892). Archimandrite Makary, founder of the Altai Spiritual Mission. Brief

information about his life and work. On the occasion of the centenary of his birth (November 8, 1792). St. Petersburg: A. Katansky and Co. Typography.

Источник: Барнаульская духовная семинария

Читайте также

В Симферопольской епархии прошло межпрофильное совещание по вопросам миссионерского служения в СМИ и социальных сетях В рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений в Крыму в управлении Симферопольской епархии прошло межпрофильное...
Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии принял участие во Всероссийской выставке-ярмарке «Православная Русь» С 30 октября по 5 ноября проходила XXXVIII всероссийская выставка-ярмарка «Православная Русь». В мероприятии принял участие миссионерский...
Йошкар-Олинская епархия приняла участие в XII Всероссийском съезде марийского народа С 1 по 2 ноября в Йошкар-Оле прошел XII Всероссийский съезд марийского народа, в рамках которого работала секция «Семья и вера....
Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии провел лекцию «Деструктивные образования как угроза личности, семье, обществу и государству» 5 ноября, при поддержке Министерства образования Новосибирской области и Новосибирской епархии, в Новосибирском торгово-экономическом...
Наверх