Поиск

Музей истории религий и национальностей Прикамья

Музей размещается в здании бывшей Пушкинской церковно-приходской школы города Сарапула Вятской губернии (сейчас Удмуртская Республика) площадью 360 кв.м. В Музее открыты постояннодействующие залы православия и ислама; выставки: башкиры, марийцы, русские, татары и удмурты; трапезный и конфернц-залы.

География проекта: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул.Горького, д.56

Результаты: В зале православия освящен Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Посетители музея могут самостоятельно, либо с помощью подготовленного экскурсовода ознакомиться с историей религий в Прикамье, храмов, архипастырей и пастырей. В трапезном зале принять участие в мастер-классах по приготовлению национальных или религиозных блюд.
Действуют Воскресные школы для взрослых и детей; проходят занятия Академии волонтеров по программам «Сарапул-индивидуальный гид», «Экскурсовод-переводчик (английский язык) и Сурдо-гид (русский жестовый язык).

Автор проекта: Ерастов Виктор Сергеевич

Контакт автора проекта: +79128552041, vsyerastov@yandex.ru

Присутствие проекта в интернет (информация на сайте, группы в соцсетях, месенджерах):
http://mirinp.pravorg.ru/
http://nicrsarapul.cerkov.ru/
https://vk.com/mirinp
https://ok.ru/group/53978523500749

Проблема (какую проблему или проблемы проект призван решать, по возможности оцените масштаб проблемы и актуальность): К моменту прекращения гонений на религию, традиционные российские конфессии: буддизм, ислам, иудаизм и православие оказались не готовы достаточно быстро и качественно заполнить образовавшийся духовный вакуум. Российское общество оказалось под массовым влиянием восточных и западных практик, зачастую и чуждых, и вредных не только человеку, и всему обществу, всей русской государственности.
Пусть не всегда по злому умыслу, а неведению: новый год не от Рождества Христова, а какого-то восточного животного; в поздравлениях к Рождеству Иисус Христос уже не упоминается; а само Рождество повод для гаданий; Святое Богоявление подменяется купанием в проруби; Масленица не Прощёное воскресение перед Великим постом, а сжигание чучел – и это только те позиции, где подменяется культурный код национальных традиций, а еще день Святого Валентина, фестиваль Холики, Хэллоуин… Руководители средств массовой информации, учреждений культуры в погоне за рейтингами и посетителями даже не задумываются о сохранении собственной идентичности, не укоренившись в собственной культуре гоняются за восточным и западным опытом.
Озвученные проблемы – проблемы не Русской Православной Церкви, и не только в Удмуртии. Это проблемы цивилизационные. К этим всероссийским вызовам добавляются анекдоты от местной безграмотности: имена собственные не переводятся! Нью-Йорк, Неаполь, Новгород на любом языке мира Нью-Йорк, Неаполь и Новгород! Не Выль Кар!!! У нас же и удмуртские карты и удмуртские указатели на дорогах. В отличие от других регионов России не использующих кириллицу – не иное, понятное написание, а именно перевод. Как и то, что 125 лет назад судом при рассмотрении Мултанского дела было установлено изжитие семейно-родовых культов у удмуртов. Как бы сейчас отнеслись к процессам проходящим в нашей республике выдающийся удмуртский просветитель священник Николай Блинов, Владимир Галактионович Короленко, Анатолий Фёдорович Кони? Неужели национальную удмуртскую культуру невозможно представить без языческих капищ? Или опять кто-то пошел по лёгкому пути? А путь еще и оплачиваемый за счет бюджетов и любой центр удмуртской культуры – муниципальное либо государственное учреждение, с шаманом, куалой и оберегами.

Целевая группа: сарапульцы и гости города.

Ваше решение (в чем уникальность вашего проекта, какие преимущества вы могли бы выделить): Сарапул – старейший из городов Удмуртии в XIX — начале ХХ вв. был не только административным центром своего уезда, но и средоточием его общественной, культурной и духовной жизни.
Национальные и религиозные отношения сложные, требуют особо чувствительного отношения. Заниматься ими должны люди высокой культуры, не выдумывающие собственную идентичность и тешащие собственное тщеславие, как это происходит со славянским и удмуртским неоязычеством. Нельзя к недостаткам школьного образования отнести, казалось бы элементарное, что у славянских племён в отличие от Древних Греции и Рима не было единого пантеона богов. Что «старовер» и «старообрядец» это не про язычество, а про христиан сохранивших обряды до реформ патриарха Никона середины XVII века. Что нельзя используя современный русский язык переводить древние тексты и утверждать о русских корнях человеческой цивилизации. Что удмуртское неоязычество пестуемое частью национальной интеллигенции – не означает сохранения национальной культуры.
Между удмуртской идентичностью и православием нет никаких противоречий. Достаточно вспомнить восстания удмуртов в Сюмсях и Малой Пурге в 1930 году – последние массовые выступления православных против закрытия храмов в Советском Союзе и наших замечательных бабушек из села Бураново, ввосьмером отстроивших церковь в родном селе.
Что ислам религия мира и добра, а не войны и терроризма.
Противопоставить современным вызовам призван создаваемый Музей истории религии и национальностей Прикамья, где в разных формах от музейных выставок и бесед за круглым столом до научных конференций для самых разных кругов, от школьников до профессоров рассматриваются вопросы и религии и национальностей. Используются самые различные формы духовно-нравственного просвещения от катехизации и вероучения до культурологических и этнографических феноменов религий и национальностей, проживающих в Прикамье, их взаимном влиянии и обогащении. Богатая история Прикамья позволяет представить в музейной экспозиции не только православное христианство, но и различные толки старообрядчества, в интересной, доступной для всех форме купеческие династии, следствие М.Е. Салтыкова-Щедрина, который в бытность вице-губернатором неоднократно приезжал в Сарапул из Вятки по «расследованию старообрядческих дел», исследования Н.Н. Блинова.
Посетителям музея интересны истории не только 21 сарапульского храма из 20 разрушенных, но и снесённых мечети и синагоги.

Дополнительные материалы:
https://youtu.be/adCzce9m4P0
https://youtu.be/DplQ5dwLWd4
https://youtu.be/fKsm4LVmZSM

Готовы ли вы поделиться опытом: Да.

Текущие результаты и планы по развитию: Проект реализуется с 2017 года, Музей открыт 6 февраля 2018 года, постоянно пополняются фонды, периодически меняются выставки, посетило более 60 000 человек, подготовлено более 1000 добровольцев.

Паломнический тур «Сарапул православный»

Однодневный паломнический тур, паломники могут ознакомиться с действующими и историей разрушеных храмов на территории города Сарапула Удмуртской Республики

Сайт: http://sarapul-palomnik.cerkov.ru/

Дополнительные материалы: https://youtu.be/sWNtQGtVluU

Проект реализуется с 2013 года. Ежемесячно город посещает несколько групп паломников.

Читайте также

Председатель Отдела по миссионерской работе Коломенской епархии поздравил 200 детей-сирот с Пасхой 22 апреля 2025 года председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодёжи Коломенской епархии, настоятель Крестовоздвиженского...
В Луганской епархии прошла просветительская встреча «Пасха Христова — наша Победа!» 15 апреля 2025 года по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Луганского и Алчевского, и по согласованию с...
В благочиниях Губкинской епархии прошли миссионерские мероприятия  13 апреля 2025 года в день праздника Входа Господня в Иерусалим в благочиниях Губкинской епархии прошел ряд мероприятий, организованных...
В Белорецке состоялась миссионерская акция «Знамя Победы» 13 апреля 2025 года, в день двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим, по благословению Преосвященнейшего...
Наверх