На пути изучения миссионерского поля: опыт составления миссионерского календаря
(по материалам издания Миссионерский календарь земли Вятской. Киров, издательство «Веси»,
2019)
Миссионерское поле – сложная область сочетания пространства, времени и проблем (вызовов) миссионерской деятельности. Миссионер в своей деятельности постоянно сталкивается с необходимостью преодолевать расстояния, границы, учитывать всевозможные территориальные различия. Не менее важен временной уклад духовной жизни нашей огромной страны с ее резкими сезонными различиями и богослужебным кругом. Этот уклад закономерно отличается от такового в странах, откуда началось распространение христианства (Ближний Восток, Малая Азия, Греция). Основные календарные духовные события в годовом цикле органично вплелись в сезонные ритмы и традиционные поведенческие циклы местного населения народов России. В Аскетических опытах Игнатия Брянчанинова сила сезонных смен и ее влияние на духовное прозрение человека ярко показана в главе 18 (Сад во время зимы). Время в православном сознании запечатлевается в повторяющейся последовательности богослужений, которые придавали жизни человека упорядоченность. Суточный, седмичный и годовой богослужебные круги по-своему освящали жизнь людей, связывая их с солнечной и лунной динамикой. Несмотря на множество публикаций по богослужебному кругу, осмысление этой темы остается неполным (см., например, прот. Феодор Гуряк. К вопросу истории суточного круга богослужения. Богослужение времени, Христианское чтение № 4, 2019). В этой связи важным подходом на пути решения осмысления темы времени, временной упорядоченности и организованности в богослужебной и миссионерской деятельности является сбор и обобщение эмпирических данных на местном уровне, непосредственно в регионах и епархиях, осмысление живого опыта духовной жизни.
Церковный календарь постоянно развивается, он чутко реагирует на запросы времени, хотя его богослужебное ядро остается неизменным. Миссионерская составляющая календаря трансформируется, учитывая социально-политические изменения в мире и стране. От региона к региону особенности миссионерского поля меняются. В настоящее время в России более 200 епархий, каждая из которых характеризуется своими особенностями истории миссионерской деятельности, традициями народов, населяющих епархию. Поэтому следует ожидать, что в основу составления миссионерских календарей могут быть положены свои источники. Ярким примером может служить издание Миссионерского календаря земли Вятской (Миссионерский календарь земли Вятской. Киров, издательство «Веси», 2019). Краткий обзор календаря дан в статье протоиерея Андрея Лебедева (Лебедев А. Н., прот. Опыт составления миссионерского календаря // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 116–127. https:// doi.org/10.24412/2309– 5164–2022–1–116–127). Автор справедливо отмечает, что в миссионерской деятельности богослужебный круг необходимо сочетать с событиями общественной и просветительской направленности.
Содержание календаря Вятской митрополии включает три части: 1) богослужебную, 2) церковно- общественную, 3) церковно- просветительскую. Крайне важным является тесная связь времени и пространства: события происходят в конкретных местах, так или иначе отражающих духовно-культурную историю края, его духовное освоение. Поэтому в календаре отмечаются храмы, часовни и монастыри Вятской Митрополии, поклонные кресты, иконы чудотворные и местночтимые, даются указания на действующие или нуждающиеся в реставрации храмы, часовни, размещаются сведения о престольных праздниках (в честь каких двунадесятых и великих праздников или памяти святых освящены Престолы), указываются дни памяти, в том числе местночтимые. Отдельный важный блок — внесение в календарь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также указываются дни и места пребывания святых мощей.
Другими событиями являются: крестные ходы (дни и места прохождения Всероссийских, епархиальных или местных Крестных ходов по территории митрополии), святые источники, дни памяти праведников, подвижников благочестия и архипастырей, священнослужителей и мирян в том числе пострадавших за веру Христову.
Церковно-общественная часть включает дни памяти святых покровителей профессий, дни общественных молебнов или панихид по случаю общественных, воинских или исторических событий, дни церковно-общественных празднеств (например, день народного единства, день Крещения Руси, день семьи, любви и верности и др.). Количество таких дней, связанных со специальными службами, постоянно расширяется, что увеличивает возможности для миссионерской деятельности
Церковно-просветительская часть включает дни памяти известных людей, оказавших влияние на Вятскую землю и вятских земляков, и иные события и традиции, которые не вошли в общественную Богослужебную практику Церкви, но имеют огромный миссионерский потенциал для взаимовыгодного диалога государства и общества по сохранению и развитию православной цивилизации в регионе и России целом (знаменитые земляки, жизнь замечательных людей культуры и искусства, национальные и народные праздники проживающих на вятской земле этносов и народов и др.).
Ценный опыт Вятской митрополии по составлению миссионерского календаря заслуживает внимательного изучения и может быть использован в других митрополиях и епархиях. Тем самым, местный духовный опыт и местные практики миссионерской деятельности могут составить основу для развития методов и методологии православной миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви.
Руководитель аналитического сектора СМО, профессор Гуня А.Н.