На сайте Московского Сретенского монастыря вышла статья "Миссия в неоязыческой среде" - Миссионерское обозрение
Поиск

На сайте Московского Сретенского монастыря вышла статья «Миссия в неоязыческой среде»

Статьи и аналитика

«Язычник будет оспаривать все – и творение Божие, и воскресение, 
и исцеление, и изгнание бесов, и будущее Царство Божие, но не станет противоречить победе,
насажденной Христом Церкви в мире, непререкаемом свидетельстве силы Господней»[1]
«…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и
покроет множество грехов»
 (Иак. 5: 20)

Проблема сектантства в целом и неоязычества в частности не социальная и психологическая, а глубоко мировоззренческая. Православная миссия не ставит перед собой задачу уничтожить сектантские религиозные движения юридически. Это задача правоохранительных органов. Цель и задача миссии – духовно-просветительская. Призвать к покаянию, перемене мировоззрения последователей сект, помочь им возрасти «в слове правды» (Евр. 5: 13) для того, чтобы они, по выражению апостола, были «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5: 14). Для этого православному миссионеру необходимо знать заблуждения того или иного направления сектантства. «Тому же, кто желает обратить их, надлежит точно знать системы их учения. Ибо невозможно кому-либо лечить больных, когда он не знает болезни людей нездоровых. Поэтому предшественники мои, и притом гораздо лучше меня, не могли, однако, удовлетворительно опровергнуть последователей Валентина, потому что не знали их учения»[2].

В сектах подавляющее большинство – люди ранее крещеные, но невоцерковленные. Занимаясь вопросом церковной реабилитации отпавших от православия с 1997 года, замечаю, что людей с высшим образованием в секты попадает больше, чем людей со средним образованием. Возможно, это «горе от ума», но этот факт говорит, что наличие светского образования без духовной, церковной жизни – далеко не панацея от попадания в секту. На моей памяти за последний год вышли из сект и прошли церковную реабилитацию два кандидата медицинских наук, один кандидат физико-математических наук и множество окончивших светские ВУЗы. Это не означает, что светское образование способствует попаданию в секты, но сам по себе этот факт развенчивает миф, что в сектах якобы находятся люди темные и необразованные.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в XIX веке, наблюдая за тенденцией возвращения людей в язычество, писал: «В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего соблазнения человечества»[3].

В XX веке в США, Канаде, Европе и России наблюдался активный интерес к язычеству, к разным его идеям и формам. По некоторым оценкам, на современном этапе в мире насчитывается до миллиона последователей неоязычества.

На современном этапе в мире насчитывается до миллиона последователей неоязычества

Под неоязычеством понимается совокупность религиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией[4].

Неоязычество – еще одна западня для неокрепших и не утвердившихся в основании исповедания веры крещеных православных христиан, которые попадаются в привлекательные ловушки под видом оздоровления тела и души, народной идентичности и ложного патриотизма. 

Неоязычество имеет множество направлений: автохтонное, националистическое, народно-бытовое, экологическое, но надо сразу отметить, что любая классификация сектантства достаточно условна. Такая классификация может быть составлена лишь для удобства академического лекционного преподавания. Взаимопроникновения лжеучений настолько очевидны, что нельзя сказать, например, что приверженец националистического неоязычества, где сильны идеи расизма, чурается народно-бытового неоязычества, не просматривает гороскопы, не обращается к экстрасенсам и прочим колдунам, не плюет через левое плечо, если дорогу перебежит черная кошка. И такие взаимопроникновения встречаются не только внутри неоязычества – они повсюду. Так, например, кто станет оспаривать, что запрещенная в России секта «Свидетели Иеговы» классифицируется как рационалистическая, а на могиле ее основателя Ч. Рассела стоит египетская пирамида? Рассел обращался к египетской мифологии при вычислении дней конца света, в чем виден явный мистицизм. Или принято считать, что пятидесятники – христиане, но в их практике глоссолалий и «отключения разума» сквозит явный оккультизм и шаманизм. Поэтому классификация сектантства достаточно условна и связана, как уже было сказано, с академической целью. Она образована по тому принципу, какие основные идеи и заблуждения декларируются в том или ином направлении. 

Автохтонное, или этническое, направление в неоязычестве, в отличие от народно-бытового, имеет свою структуру и целостное мировоззрение. Это направление привязано к языческим культам географической местности коренного населения. Например, к ним можно отнести шаманизм[5] Дальнего Востока и Сибири. Когда-то народы, просвещенные светом Евангелия и крещеные православными миссионерами – святителями Стефаном Пермским и Иннокентием Московским, после советской пропаганды и засилья идеологии атеизма оказались на некоторое время оставленными. Свято место пусто не бывает. После крушения СССР шаманизм получил свое распространение не только в местах непосредственного проживания коренных жителей, но распространился по всей России. Идея поиска своего этноса популярна как в нашей стране, так и на Западе. Шаманизм в Россию проникает и из других регионов мира. Автохтонный шаманизм был и есть в Средней Азии, Америке, Австралии и Океании. Печально известный культ аяуаска – шаманская практика. Замечено, что к этому культу приобщаются семьями. Предлог – оздоровиться всей семьей. Многообещающие оздоровительные туры, предлагаемые нашим согражданам в Перу, являются знакомством с шаманской практикой этой страны. Ради очищения организма человеку предлагается магический, галлюциногенный напиток аяуаска, который вводит его в состояние транса, в мир «духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12). Сами шаманы – об этом свидетельствуют рассказы адептов, – не считают аяуаску лишь оздоровительным напитком. Они верят, что этот напиток дает возможность общаться с духами и получать от духа аяуаску тайные знания. Проходящие реабилитацию рассказывали о страшных видениях и сновидениях, которые, несмотря на продолжительное время, прошедшее после употребления напитка, порой и после нескольких лет, не оставляют человека в покое. Только после прохождения реабилитации и присоединения к Церкви, регулярно исповедуясь и причащаясь, от человека отступают эти видения и ощущение тревоги. Под воздействием шаманской практики и из-за эксперимента с напитком человеческое сознание входит в запретный, невидимый, после грехопадения сокрытый от людей мир, мир падших ангелов. Один из проходящих реабилитацию рассказывал, что каждую ночь он в ужасе просыпался от того, что его не покидало сновидение приближающийся к нему змеи анаконды, смотрящей ему в глаза. После этого он не мог уснуть, и только молитвенное чтение Псалтири и Евангелия помогало ему прийти в себя. 

К сожалению, пропаганда шаманизма как этнического направления в неоязычестве продолжается в нашей стране. Активно переиздаются книги К. Кастанеды, знакомящие отечественного читателя с шаманскими практиками индейцев Америки, и многие другие книги, призывающие вернуться к этническим языческим корням и попробовать под благовидным предлогом все, что было связано с культом поклонения коренного населения. Призыв к этому мотивируется тем, что если наши предки так жили, то чем мы хуже? 

Еще один пример – неоязыческая секта «Родноверие», которая пытается реконструировать то, во что верили наши предки, русские язычники. Как было сказано в самом начале, классификация неоязыческих сект достаточно условна и среди направлений есть взаимные пересечения. Хотя в родноверии и есть степень автохтонности, все же в нем прослеживается и национализм – осознание превосходства своей национальной аутентичности над другими, чего нет в этническом направлении в строгом смысле этого слова. Там готовы принять человека любой национальности и приобщить к своим языческим практикам, лишь делая акцент на их древности и важности, так как эти практики связаны с их предками. 

Если говорить о националистическом направлении в неоязычестве, то нельзя оставить без внимания сочинение, формирующее неоязыческое мировоззрение. Это книга «Удар русских богов», изданная под псевдонимом «Владимир Алексеевич Истархов». Книга принадлежит двум авторам – В. А. Иванову и В. И. Селиванову. Она переполнена невежественной критикой Священного Писания, антисемитизмом и националистическими идеями. Также в ней уделяется внимание и этническому вопросу. «Род» в понимании авторов – это двуполый бог, совмещающий в себе мужское и женское начало: «Род отец богов. Род и мать богов. Род выделил из себя отдельно мужское начало бога Сварога и женское начало богиню Ладу. Из своего лика Род породил бога солнца Ра. Основная функция Рода порождение»[6].

В наше время сектанты устанавливают идолы «Роду» в виде фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Д. А. Гаврилов, он же языческий волхв Иггельд, в книге «Боги славян. Язычество. Традиция» пишет: «Совершая требы «Роду», люди до сих пор неосознанно приносят на могилы жертвы в виде пасхальных яиц»[7]. Таких сопоставлений в неоязыческой литературе множество, и мы их увидим ниже. Это попытка некой мимикрии под церковные традиции, которые известны обывателю, чтобы показать, что, мол, это заимствовано у нас. Для невоцерковленного человека такой аргумент будет убедителен. Надо напомнить, что в церковной традиции и вероучении нет такого предписания – оставлять пищу на могилах усопших. Это суеверие – отголосок язычества. И на Пасху не рекомендуется ходить на кладбище. В Церкви есть установленный праздник поминовения умерших родственников в пасхальный период – Радоница. 

Еще один из аргументов неоязычников: раньше жили «родом», нация была сильна и здорова, было много рыбы в реках и зверей в лесах, а пришли греки-христиане и поработили славян и отняли высокую культуру и духовность. Такому аргументу может поверить лишь человек, не знакомый с историей Руси. В этом смысле знакомство с историческими источниками поможет человеку, попавшему в неоязыческую секту, встать на путь покаяния, перемены ума и мировоззрения. Так, летопись «Повесть временных лет» описывает принесение в жертву Перуну юноши-христианина. В 1024 году в Суздале волхвы принесли в жертву женщин, мотивируя это тем, будто бы женщины содействовали неурожаю[8]. Приносили в жертву божеству воды девушек на языческий праздник Купалы[9]. Вокруг болотных городищ топили в воде людей, принося жертву подземно-подводному божеству Ящеру[10]. Во время раскопок на Бабиной горе, языческом святилище, найдено захоронение младенцев, принесенных в жертву женскому божеству Макоши[11]. Персидский историк XI веке Гардизи в сочинении «Зайн ал-ахбар» описывает нравы славян следующим образом: «Есть у них знахари, власть которых распространяется и на их царей. И если знахарь возьмет мужчину или женщину, накинет им на шею веревку и повесит, пока те не погибнут, и скажет: «это указ царя», то никто не говорит ему не слова и не выражает недовольство»[12]. И в этом же произведении говорится об обряде погребения умершего славянина: «Если убивают у них взрослого мужа, то делают ему все вместе землю просторную и большую могилу, как просторный дом, и все его имущество, и кувшин для омовений, и питье, и еду кладут с ним, и сажают к нему живую его жену, затем закрывают могилу, пока жена не умрет»[13].

Знакомство с историческими источниками поможет человеку, попавшему в неоязыческую секту, встать на путь покаяния, перемены ума и мировоззрения

Неоязычники обычно избегают дискутировать на тему человеческих приношений их славянских предков, поскольку борются за возврат к языческим традициям и обычаям, а это, в свою очередь, может вернуть человечество в эпоху ритуальных убийств. Пожалуй, художественный фильм о святом князе Владимире «Викинг» режиссера Андрея Кравчука отражает всю дикость язычества Древней Руси, культуру которого восхваляют современные неоязычники и предлагают вернуться к религии и быту предков. 

Важно знакомить отпавших в неоязычество с историческими документами, в которых отражены факты, в общем-то, дикости и зверства, способные помочь человеку развеять мифы о высокой культуре древнего язычества.

Невозможно доподлинно реконструировать религию, быт и культуру языческой Руси, потому что нет памятников архитектуры и письменности той эпохи, которые дали бы полное представление о ней. Современные неоязычники ссылаются на «Велесову книгу» как древний исторический документ, но историки и специалисты-лингвисты, исследуя ее, делают заключения о ней как о фальсификате. Есть научный труд «Что думают ученые о «Велесовой книге»», в котором собраны статьи ученых, доказывающие, что «Велесова книга» – фальшивка, написанная в XX веке.

Так, например, профессор О. В. Творогов утверждает, что «историческая картина, изображенная в «Велесовой книге», самым решительным образом противоречит всей сумме знаний, добытых совместными усилиями археологов, лингвистов, этнографов, историков и положенных в основу современных представлений об этногенезе индоевропейских народов, и славян в частности»[14].

А. А. Алексеев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, подчеркивает, что «в языке «Велесовой книги» нет никаких лингвистических архаизмов, которые бы оправдали ее датировку IX веком. Но датировать ее по языку можно: писавшие ее «жрецы» знали только современную русскую грамматику и некоторые украинские диалектные явления»[15].

Современное неоязычество стремится исказить и фальсифицировать не только историю, но и тексты Священного Писания. Так, например, авторы книги «Удар русских богов» (она, кстати, издавалась и переиздавалась многомиллионными тиражами и была популярна в студенческой среде) искажают основополагающие вероучительные истины в вопросах творения мира и происхождения зла и дают ссылки на библейские тексты, тем самым вводя читателя в заблуждение. Неоязычник В. Б. Авдеев в не менее популярном сочинении «Преодоление христианства» также касается этих тем и также искажает библейские тексты. Приведем несколько цитат из этих книг, и, рассмотрев изложенные в них заблуждения, нам станет понятно, откуда прорастают плевелы ненависти к христианству, посеянные в умах и сердцах современной молодежи. Православному миссионеру будет полезно знать и понимать, с какими заблуждениями он сталкивается. Это поможет грамотно и аргументированно выстроить лекцию-беседу для студенческой и любой другой аудитории, зараженной неоязыческим мировоззрением. 

Современное неоязычество стремится исказить и фальсифицировать не только историю, но и тексты Священного Писания

Авдеев на страницах своей книги смог одновременно восхвалить языческие оргии, попеняв на то, что христиане их запретили, и тут же обвинить христиан в том, что сами они были безнравственны и практиковали оргии. По его представлениям, Бог создает человека и семью для страдания. Помимо бунтарских смелых призывов, мы увидим здесь версию автора о сотворения мира и гармонии сфер, ведь библейский «миф» о происхождении Адама и Евы разрушен им до основания. Подобно античному мыслителю, автор являет истину зависимой от природы, когда творит свою иерархию мира. «Да познаем самих себя, для чего мы произведены на свет?! Для того, чтобы царствовать и веселиться, или чтоб всю жизнь страдать и мучиться? Я скажу – чтобы царствовать и веселиться! Человек родился совсем не для того, чтобы он мучился или кто бы его мучил, а человек единственно для того родился, чтобы он украшал природу и землю, и прославлял бы создателя своего, и был бы в совершенном виде человека для украшения природы»[16]

Невежество и нежелание познакомиться с православным вероучением в вопросах предназначения человека и созданной Богом семьи, вводя в заблуждение многих неокрепших в христианском исповедании веры, переполняют также книгу «Удар русских богов». Чтобы понять всю примитивность суждений авторов по этому вопросу, приведем лишь несколько тезисов, содержащихся в главе с названием «Абсурды христианства». «Если не просто читать Библию, а еще и задумываться над прочитанным, то действия библейского ветхозаветного бога (то есть, и иудейского, и христианского) и новозаветного евангельского бога (чисто христианского) не только не хороши, но глупы, нелепы, несправедливы и очень злы. В раю библейский бог Адаму завещал – «от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Во-первых, зачем бог обманул Адама? Адам нисколько не умер в день, когда он съел плод с этого дерева, а прожил после этого 930 лет (если верить Библии). Лгать – это очень плохо и недостойно, тем более для бога. Если библейский бог лжет – то он не абсолютное добро, он – просто лжец. Вспомним, что диавол – это лжец и отец лжи. Значит, библейский бог – это диавол? Во-вторых, зачем бог что-то хотел скрывать от человека, тем более от образа и подобия своего? Нечестно и недостойно. Казалось бы, бог, если бы он желал людям добра, должен был делать прямо противоположное, не скрывать знания от людей, а учить им свое подобие. А скрывать, что есть добро и что есть зло, – это просто нелепо. Как же человек сможет себя хорошо вести, если он не будет знать, что есть добро, а что зло? Значит, библейский бог имел другие недобрые намерения. Ему зачем-то нужно было скрыть от человека знания о добре и зле. Ему нужен был повод, чтобы выгнать человека из рая, унизить его, внушить ему мысль о его якобы греховности, сделать его своим рабом и дальше издеваться над ним. Подлость и садизм. Может ли добрый Бог это делать? Нет, конечно. Опять получается, что библейский бог – это диавол, который, всего лишь, называет себя богом и, как волк, надевает на себя овечью шкуру. В-третьих, почему естественная сексуальность людей – стыдна, греховна и ее надо скрывать? Ведь Адама с Евой такими создал не кто-нибудь, а сам бог. Зачем тогда бог создавал их сексуальными? Мог бы создать их однополыми. А уж если создал их такими, то почему это плохо, а если и плохо, то почему люди должны отвечать за эту плохую работу бога?»[17]

Из вышеприведенных цитат видно, как уже и было сказано выше, что искажаются основы православной догматики – учение о творении, грехопадении, искуплении. Без покаяния, которое есть перемена ума, невозможно восприятие библейского, истинного понимания священного текста, невозможна и перемена мировоззрения. «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9: 16–17).

Но эта перемена ума у неоязычника не произойдет сама собой. И она тем более не произойдет, если от православного миссионера он услышит только критику. Причем критику не его мировоззренческого заблуждения, а неоязычества в целом. Такие аргументы бесполезны в миссионерском служении. Зная же все эти заблуждения, миссионеру легче будет достигнуть главной цели – опровергнуть заблуждения неоязычества, изложить понимание истины и, призвав к покаянию, раскрыть всю полноту и красоту православного исповедания веры. Приведем слова священномученика Иринея Лионского: «Тому же, кто желает обратить их, надлежит точно знать системы их учения. Ибо невозможно кому-либо лечить больных, когда он не знает болезни людей нездоровых. Поэтому предшественники мои, и притом, гораздо лучше меня, не могли, однако, удовлетворительно опровергнуть последователей Валентина, потому что не знали их учения». 

Однажды по долгу своего миссионерского служения и по просьбе родителей я посетил неоязычника-родновера, который был студентом одного из престижных вузов Москвы. Когда вошел к нему в комнату, обратил внимание, что в углу на полке, предназначенной для икон, стояли какие-то деревянные фигурки. В разговоре выяснилось, что это «боги рода». На мой вопрос, молится ли он им и помогают ли они ему, ответ был следующим: «Молюсь, по ночам жутковато бывает, но если они мне не помогают, то я выбрасываю их в форточку». Далее мы долго говорили о невозможности реконструкции русского язычества, на что мой собеседник отвечал уклончиво, и в целом не очень охотно общался со мной. Заметив это, я решил отложить беседу на следующий раз. Размышляя, как выстроить с ним доверительные отношения, мне пришла мысль, что читать православную литературу, опровергающую неоязычество, он не будет. Как показывает практика, ее никогда не читают, и не только неоязычники. В разговоре молодой человек упомянул, что владеет техникой скоростного набора текста. Тогда я решил предложить ему напечатать мои конспекты лекций на Книгу Бытия, которые у меня тогда были написаны от руки. Чтобы заинтересовать его в этом, надо было ему немного заплатить за работу, и его родители согласились от моего имени переводить ему на карту определенную сумму. Через несколько дней я попросил его за оплату набрать мои лекции, на что получил радостный ответ, особенно после слов «готов заплатить». В процессе он мне много раз перезванивал, задавая вопросы, связанные с непонятно написанным словом или предложением. Так завязалось общение, и я объяснял ему не только непонятные предложения, но и вообще о чем идет речь в данном контексте. И он слушал, чтобы понять. После окончания работы над печатанием конспектов долгое время от него не было известий. Но примерно через два года его мама сообщила, что он перестал посещать собрания родноверов и хотел бы со мной встретиться. После встречи и подготовки он прошел реабилитацию и чин присоединения к Церкви. 

Не надо думать, что неоязычество – это нечто новое. «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1: 9). Неоязычество не что иное, как трансформация старых языческих верований, с заблуждениями которых сталкивались патриархи и пророки, начиная с времен грехопадения, апостолы Нового Завета и их преемники, миссионеры Русской Церкви.

Миссионер призван Самим Спасителем Иисусом Христом благовествовать о спасении и прощении «даже до края земли» (Деян.1: 8). Опыт миссионеров, начиная от апостолов первых веков и новейшей истории, показывает, что даже враждебно настроенный человек становился братом во Христе, а языческие народы после покаяния и обращения ко Христу становились братскими. Миссия в Сибири, Золотой Орде, на Аляске, в Японии и Китае… везде, где звучала ярчайшая проповедь миссионеров язычникам о Христе Распятом и Воскресшем, ситуация менялась от враждебной к миролюбивой. Охватывала и преображала светом Христовым все стороны жизни обращенных языческих народов: как личную жизнь человека, изменяя и освящая его благодатью Святого Духа, так и культурную и политическую.

Православные миссионеры, с помощью Божией, словом об Иисусе Христе предотвращали военные конфликты между народами, отвращали нападение врагов на Святую Русь. Самое сильное оружие, которое сильнее любой гиперзвуковой ракеты, высокоточного оружия и ядерной бомбы, – слово Божие, сказанное красиво и грамотно. Оно способно изменить человека и, как показывает история миссии Русской Православной Церкви, поменять отношения между народами.

Источник:

https://monastery.ru/zhurnal/obshchestvo/missiya-v-neoyazycheskoy-srede/


[1] Цит. по: Питанов В. Ю. Определение понятия неоязычество. URL: https://stavroskrest.ru/content/opredelenie-ponyatiya-neoyazychestvo (дата обращения: 01.01.2021).

[2] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. С. 321.

[3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Слово о человеке. М.: Благовест, 2011. С. 342.

[4] Максимов Г., свящ. История религий: язычество, иудаизм, ислам. Сергиев Посад: изд-во МДА, 2011. С. 48.

[5] Шаманизм – форма религиозных верований, центральное место в которых занимает шаман, являющийся посредником между миром духов и миром людей. Подробнее см.: Иларион (Алфеев), митр., Васечко В., прот., Корытко О., прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. С. 540.

[6] Истархов В. А. Удар русских богов. М.: [Б. и], 2017. С. 121.

[7] Гаврилов Д. А., Наговицын А. Е. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: Рефл-Бук, 2002. С. 73.

[8] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. С. 178.

[9] Там же. С. 77.

[10] Там же. С. 94.

[11] Там же. С. 89.

[12] Древняя Русь IX–XIII вв.: учебник. Воронеж: изд-во ВГПУ, 2008. С. 35.

[13] Там же. С. 35.

[14] Что думают ученые о «Велесовой книге» // сост. А. А. Алексеев. СПб.: Наука, 2004. С. 24.

[15] Там же. С. 44.

[16] Авдеев В. Б. Преодоление христианства.URL: https://proza.ru/2010/04/09/69 (дата обращения: 01.01.2021).

[17] Истархов В. А. Удар русских богов. Изд-во: Облиздат, 1999. С. 14.

Читайте также

Наверх