Поиск

Об информационной деятельности В.В. Головина в пространстве Интернета с 2019 по апрель 2024 гг. после извержения из сана

14 февраля 2019 года Епархиальный суд Чистопольской епархии (Татарстан) признал доказанной вину протоиерея Владимира Валентиновича Головина в создании «сообщества, противопоставившего себя Церкви», а также в ведении деятельности, «носящей смущение в среду верующих», в искажении учения Церкви о молитве, «упорном непослушании правящему архиерею, клевете на священноначалие и досаждении словом ряда архипастырей» и принял решение «извергнуть протоиерея Головина из священного сана»[1]. Церковный суд признал, что протоиерей Владимир Головин грубо игнорировал неоднократные предупреждения и призывы к покаянию. Решение суда епархии утвердил епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен[2]. 1 апреля 2019 года решение епархиального суда было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 01.04.2019 г.[3]

Несмотря на данное каноническое постановление — извержение из сана, В. В. Головин продолжил свою де-факто проповедническую деятельность, вербовочную активность в религиозную группу под названием «Владимир Головин. Болгар» через интернет. В. В. Головин продолжает выпускать многочисленные видеоролики с собственными проповедями, беседами, выступлениями, где предстает неискушенному зрителю в духовном платье (подряснике), собеседники В. В. Головина обращаются к нему не иначе, как «отец Владимир». Основным информационным порталом «проповеднической» деятельности В. В. Головина является т. н. «личный канал о. Владимира Головина» – https://www.youtube.com/@user-mg6ug1uw8j. Именно здесь, как сообщается в анонсе «личного канала» – размещается «всё новое, важное на сегодняшний день с участием о. Владимира. На канале вы получите ответы на очень волнующие и актуальные вопросы как духовного плана, так и повседневной жизни… Также здесь размещены проповеди, беседы о. Владимира, произнесенные им в Свято-Авраамиевской церкви г. Болгар и при иных обстоятельствах как в период его настоятельства, так и в последующем».

Стоит особо обратить внимание, что данный канал размещает видеоролики с участием В. В. Головина, созданные, как после извержения Головина из сана, так и до соответствующей канонической меры, где В. В. Головин предстает в подряснике, рясе и наперсным крестом с украшениями. Администрация интернет-канала повторно публикует ролики с участием протоиерея Владимира Головина, изготовленные еще до извержения последнего из священного сана.

Статистика «личного канала о. Владимира Головина» на Youtube по данным аналитического ресурса socialblade.com следующая[4]: Имя пользователя – @user-mg6ug1uw8j. Название канала – «Владимир Головин. Болгар». Адрес канала https://www.youtube.com/@user-mg6ug1uw8j/featured. Тип канала – не определен. Создан канал 21 марта 2022. Подписчиков – 75 тыс. Интернет-канал приносит дохода от 2 до 41 тысячи[5] долларов США в год (точнее приносил бы, если бы из-за СВО Youtube не остановил монетизацию российских каналов). Количество опубликованных видеороликов – 559. Просмотров – всего 7 316 274, из них за последний месяц – 860 тысяч. Новых подписчиков за месяц – 6,3 тысячи. Среднее число новых подписчиков с марта 2023 – 200 в неделю, но с декабря 2023 года подписываться на «личный канал» стало 1.5-3 тысяч человек в неделю и вплоть до 6 тысяч новых подписчиков в неделю. Сложно точно сказать, чем вызван такой бурный рост подписчиков канала В. В. Головина – с покупкой подписок или с рекламой канала, но важно обратить внимание на то, что именно с декабря 2023 года В. В. Головин начал систематически обсуждать актуальнейшую на сегодняшний день тему – тему СВО.

Также стоит обратить внимание на Youtube-канал последователя Головина, Анатолия Муна и его канал https://www.youtube.com/@sosmislomzhizn. Название канала – «Жизнь со смыслом». Тип канала – образовательный. Создан канал 21 сентября 2013. Подписчиков – 591 тыс. Канал приносит дохода от 1 до 17 тысячи долларов США в год[6]. Количество роликов – 1486. Просмотров – 127 миллионов, из них за последний месяц – 350 тысяч. Стоит обратить особое внимание на то, что на данном сайте активно публикуются «старые» ролики В. В. Головина, выпущенные им до извержения из сана, где оратор, соответственно предстает сообразно православному священнику в рясе и крестом.

В феврале 2024 года интернет-канал В.В. Головина опубликовал его выступление под названием «Чего ждать после СВО»[7], где, в частности, В. В. Головин выразил свое негодование действиями российской власти, поскольку люди идут на войну «чтобы убивать людей и на убийстве заработать деньги»[8] и потом «возвращаются психами»[9]. В данном видеоролике, набравшем более 712 тысяч просмотров, В. В. Головин не отрицает, что среди добровольцев есть люди, которые идут на СВО ради «высоких идей», однако не придает этому фактору сколько-либо серьезного внимания и называет его «отдельным разговором». Но вместо оного предлагает слушателям примеры, когда на СВО идут «убийцы с зоны», потому что там «можно убивать».

Полагаем, что в словах В. В. Головина присутствует прямая неприкрытая дискредитация Вооруженных Сил Российской Федерации действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан (ст. 280.3 УК РФ). Конечно, некто может предположить, что наши великие отцы, деды и прадеды в 1945 г. освобождали завоеванные фашистами города и брали Берлин ради того, чтобы попить баварского пива и поухаживать за немецкими девушками, и, возможно (!) в рядах Красной армии действительно наличествовали и авантюристы, но, говорить только о них, забывая о миллионах героев, которые шли защищать Отечество, родных, близких и народы земли от сатанинского яда фашизма может человек находящийся в состоянии предельной нравственной деградации. Это же можно сказать и касательно слов В. В. Головина о добровольцах, идущих на СВО. Многие священники нашей Церкви занимаются попечением (духовным руководством) военнослужащих, призывников, мобилизованных и прекрасно знают какие тяжелые минуты жизни переживают эти люди, даже те, кто подписывает контракт в связи с какими-то тяжелыми жизненными (в том числе и финансовыми) обстоятельствами.

Священники, занимающиеся духовным окормлением лиц, находящихся в местах лишения свободы, также знают о том, сколь тяжелый и непростой выбор делают эти люди, желающие отправиться на СВО. Этот выбор действительно жесток, ибо перспектива обрести в будущем снисхождение и свободу, сопряжена с огромным риском положить свою голову на поле боя. И многие осужденные действительно меняются и вполне искреннее желают искупить свою вину кровью. Но, поскольку, В. В. Головин не знаком с опытом пастырского служения в Вооруженных силах или в системе ГУФСИН (и вообще не знаком с опытом настоящего пастырского служения, а не интернет-медиа игры «в старца» и презентационных скетчей) он позволяет себе говорить сколь абсурдные, тенденциозные[10], столь и оскорбительные, безнравственные слова, которые оскорбляют даже его подписчиков[11]. Нет в этих словах, ни пастырской заботы, ни человеческой боли, ни мужского достоинства, а одна сплошная самореклама[12].

Несмотря на то, что после извержения из священного сана В. В. Головин стал, как кажется, более осмотрительным и осторожным в своих выступлениях, тем не менее, он не отказался от хамской риторики, демагогических выводов и бездоказательных обвинений. В частности, в своем интервью для Радио Свобода[13] «Владимир Головин. За что его лишили сана священника»[14] он утверждает, что прекрасно знает «душок» А. Л. Дворкина, который по утверждению Головина является бывшим наркоманом[15], а «киллерская контора» Дворкина[16] находится «в европах» [17]и не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви. По утверждению В. В. Головина профессор А. Л. Дворкин за «очень хорошие деньги» придумывает сектантов и «убивает их». Само собой разумеется, что никаких подтверждений в пользу своих оскорбительных утверждений В. В. Головин не приводит, но утверждает, что люди из высших эшелонов государственной власти (имена которых он не называет, но их якобы «не два и не три» человека), якобы приезжающих к нему в гости называли имя (или имена) заказчиков этой «травли». При этом сам В. В. Головин не называет конкретного имени (или имен), не упоминает он фамилии своего «заказчика» (или «заказчиков») и в других видеороликах, на которые даются ссылки в данном интервью. Тем не менее в рамках весьма продолжительных, путанных, демагогических, а вместе с тем и игривых намеков В. В. Головина звучит имя Высокопреосвященнейшего Феофана (Ашуркова), митрополита Казанского и Татарстанского (2015—2020)[18], а также им самим размытое понятие «священноначалие», под которым можно понимать любого епископа Русской Православной Церкви, вплоть до Святейшего Патриарха Кирилла[19],[20].

В ролике «Почему после лишения сана о. Владимир продолжает проповедь?»[21] В. В. Головин утверждает, что священника вообще невозможно лишить сана, утверждает, что «лишение сана» – это новинка, придуманная современными церковными партократчиками. Говоря о всей полноте Московского Патриархата В. В. Головин утверждает следующее: «система создана внутри Русской Православной Церкви, почти криминальная, система, которая наверх поднимает людей без совести, без стыда, без страха Божия и они, поднявшись, подтягивают себе подобных»[22], «Например, основные средства… которые идут в церкви сейчас… их вычерпывает епархия. Архиерей собирает… Причем основная масса[23] идет лично ему (архиерею) в карман»[24]. Естественно, никаких доказательств противозаконной деятельности со стороны некоей «системы» внутри РПЦ, В. В. Головин не приводит.

Особо стоит отметить ролик «Почему Христос уходит из России»[25], в котором В. В. Головин говорит, что мы все глубже и глубже погружаемся в апостасию и изгоняем Христа из России, высшее духовенство, по мнению оратора погрязло в стяжательстве, лжи и разврате, низшее духовенство задавлено безволием и безынициативностью, а миряне – «приложение», «штука без названия». В мире (т.е. вне «церковного мира», где уже абсолютно все плохо) тоже, по мнению В. В. Головина, не все благополучно[26]. В качестве главной причины данной апостасии В. В. Головин указывает на Святейшего Патриарха Кирилла, который «явив безбожие» приказал «закрыть храмы» или ввести карантинные меры. В. В. Головин указывает на данные обстоятельства, как на абсолютно беспрецедентные в истории, он, видимо не знает, что в истории Церкви (и русской, в частности) были пандемии, были и закрытия храмов, вводились и иные карантинные, весьма жесткие меры[27].

Русский народ, по мнению В. В. Головина – «отбросы в духовном плане», «отжимки позорные»[28], а народы, которые изгоняли Христа исчезали из истории. Хотелось бы поинтересоваться у Владимира Валентиновича – куда исчезли армяне, сирийцы, копты и другие народы, чьи национальные церкви не приняли оросы (от греч. ?ρος (орос) — граница, рубеж, предел; отсюда: определение) IV Вселенского Собора, соответственно остались монофизитами, т.е. еретиками, и, можно сказать, «изгнали Истину Христа». Этот же вопрос можно задать и касательно народов Западной Европы, в особенности коснуться чехов, голландцев, фламандцев, скандинавских народностей, жителей тех изначально христианских государств, где на сегодняшний день верующие христиане составляют менее половины всего населения. Наконец, не стоит забывать историю XX века, когда Россия в формате СССР на 70 лет официально становится богоборческим государством и, тем не менее, русские люди… по головински-«духовные отбросы» или «отжимки позорные», не исчезли из истории. Ну а что сам Христос говорит касательно уничтожения тех народов, которые его «выгнали» или не приняли?

К большому удивлению В. В. Головина в Евангелии именно такая ситуация описывается: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то?, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9: 51-56). Увы, но В.В. Головин очень плохо знает Евангелие, плохо знает Новый Завет. Но самое интересное дальше…

Христос уходит из России, заявил господин Головин… Но, куда? Как говорил Михаил Задорнов: «Наберите воздуха в грудь! Готовы?»… Христос уходит в Западную Европу, Северную Америку и в особенности (!) в Южную Америку. Да, да, именно там, по мнению В.В. Головина «идет самое настоящее возрождение Православия», туда «идет Благодать Божия», там «Христос расцветает». В.В. Головин весьма вариативно оценивает пророчество псковского монаха Спасо-Елеазаровского монастыря старца Филофея, касательно того, что «четвертого Рима не будет», болгарский «старец» своим «пророческим» перстом указывает на духовное обновление Православия в Европе, Северной и особенно Южной Америке. Столь навязчивое внимание к Южной Америке со стороны В. В. Головина отнюдь не случайно – по его словам именно в странах Южной Америки очень много последователей «молитвы по соглашению».

Теперь следует прояснить – почему, по мнению В. В. Головина Христос уходит именно туда… Нет, нет, «болгарский старец» пока еще достаточно скромен, чтобы ответить на этот вопрос – «Ну я ж велел…» Но аргумент, который приводится В. В. Головиным не менее сногсшибателен. Наберите воздуха в грудь! Готовы? Поскольку там, «на западе» множество юрисдикций различных Поместных Православных Церкви, то, по мнению В. В. Головина между ними существует мощная конкуренция – какая из церквей к своим прихожанам относится наиболее «по-людски»[29]! И, если, как считает В. В. Головин какая-нибудь из церквей начнет «чудить», т. е. вводить жесткие карантинные меры, как это было в Русской Православной Церкви, то все прихожане разбегутся в другие поместные юрисдикции.

Аргумент абсурдный, если не сказать жестче – дурацкий.

Во-первых. Неужели и в правду кто-нибудь думает, что Православные Церкви различных юрисдикций, находящиеся на территории Западной Европы, Северной и Южной Америк не вводили никаких ограничительных мер в эпоху пандемий? Почти по всей Европе храмы закрывались, приходы разных юрисдикций, равно как и римо-католические костелы и протестантские кирхи. То же было и в странах Нового света[30]. Да и европейские народы все же более законопослушные, более, скажем так, доверяют властям, чем некоторые наши немолодые постперестроечные граждане, чье сознание наличествует своего рода анархо-консервативном комплексом «Все, что от власти – все нам на погибель».

Во-вторых, В. В. Головин почему-то в упор не замечает ту чудовищную и очевидную для всех духовно-нравственную деградацию, которая стала своего рода нормой жизни для всей Западной цивилизации. В истории, политологии, культурологии в настоящее время фигурирует термин «постхристианская цивилизация», которым обозначается данный цивилизационный феномен, характеризующийся небывалым расцветом антихристианских тенденций – неоязычества, оккультизма, аморализма, нигилизма, фашизма. Идеология ЛГБТ[31] де факто стала официальной идеологией Евросоюза, под эгидой которой легализуются самые мерзкие и гнусные извращения – педофилия, инцест, зоофилия. За критику же и непринятие данной идеологии гражданину грозит уголовное преследование. Неужели туда уходит Христос? Причем уходит именно из России, и именно тогда, когда Верховным судом РФ международное движение ЛГБТ наконец-то признано экстремистским, а также судом признаны экстремистскими и запрещены структурные подразделения организации на территории РФ. Что-то мы не припомним, чтобы Содом или Гоморра были избраны Богом местом для Его пребывания и «расцвета», местом «настоящего возрождения» благочестия. Это ж бред, да и только! Напомним, что Христос не пожелал уничтожать город, жители которого отказались принять Его, а вот Содом и Гоморра были сожжены Им! Но, по всей видимости, В. В. Головин не знает и Ветхий Завет, равно, как и Новый!

В. В. Головин говорит очень много и других совершенно абсурдных и откровенно неумных вещей. Очередная его магистральная тема – по-настоящему нужно исповедоваться «не попам, а Христу». И, как здорово, когда русские люди, живущие в Испании и не знающие испанского языка идут на исповедь к православному священнику испанцу (который, разумеется, не знает русского), и, как, мол, здорово, они же исповедуются самому Христу – в каком-то экстатическом восторге заливается В. В. Головин[32]. Хочется напомнить, что почти каждый современный нормальный человек знаком с такой программой, как google-переводчик, которая легко устанавливается на мобильный телефон и способна переводить любой печатный или устный текст, хоть с русского на испанский, хоть с китайского на гагаузский. Даже священникам, служащим в Сибири приходилось использовать данный сервис нейронного машинного перевода и «трудности перевода» в современном мире – никакие не трудности, всё «elementary, Watson». Но видимо, В. В. Головин не только не знаком с Библией, но плохо разбирается и в той современной повседневной реальности, в которой живет как он сам, так и большинство наших сограждан.

Интересный момент. В. В. Головин утверждает следующее[33]: когда он на встречах со своими поклонниками задает вопросы – «Кто из присутствующих прочитал Библию?», выясняется, что никто из приехавших в Болгар Библию не читал. Евангелие, по утверждению В. В. Головина читали 15 человек из 150. А вот книги В. Н. Мегре (Пузакова) читали якобы все приехавшие. Из этого «социологического факта» В. В. Головин делает вывод о глобальном или «общем», по его словам, кризисе Православия в современной России. Однако результаты подобных «опросов» можно трактовать и иначе. Речь идет не о кризисе Православной веры в нашей стране, а о весьма специфическом, откровенно сектантском настрое религиозного поиска поклонников В. В. Головина.

Конечно, можно и дальше в духе М. Задорнова разбирать разного рода нелепости и абсурдные скетчи В. В. Головина (хватит надолго), можно даже преподавателям православных семинарий в качестве релаксации для студентов, уставших от зубрежки домашнего задания, подкидывать пару-тройку «головизмов»[34] или на молодёжных православных встречах делиться ими для того, чтобы, как говорит молодёжь «чисто поржать» и в то же самое время привести пример изрядного дурновкусия, ставшего визитной карточкой псевдоправославных проповедников. Но для нас с вами все же настало время ступить на «островок серьезности».

Дело в том, что есть люди, которые принимают или готовы принять любые слова В. В. Головина без какого-то бы ни было критического осмысления. Он может своим волевым «провидческим» усилием, как футбольный мячик пинать Христа куда ему захочется, что уже само по себе является кощунством – захочет и Христос уйдёт из России в Бразилию, захочет – полетит на Марс, захочет – и спустится в головинскую усыпальницу. Верные Головину «золотенькие»[35] и гипотетические его поклонники безропотно примут любое подобное «откровение». И, хотя, В. В. Головин бьется об заклад, что не уйдёт в раскол, но де факто он находится в расколе с тех пор, как, ещё будучи в священном сане, не выполнил указание правящего архиерея прекратить всякую проповедническую и медийную деятельность, за что и был отправлен в запрет[36]. В дальнейшем он не подчинился ни одному указу священноначалия – В. В. Головин не прекратил проповедническую деятельность, встречи с паломниками и практики «духовного лечения», продолжает активно выступать на любых интернет-ресурсах, в печатных СМИ, на теле-, видео- и радиоканалах. Не закрыл В. В. Головин сайты портала «Мой духовный маяк» в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Елицы», Facebook, Instagram, равно как и все иные сайты, рекламирующие «молитву по соглашению с Болгаром».

Поэтому, когда последователи В. В. Головина с умилением говорят о том, что «батюшка подчинился решению священноначалия… вот, мол, он в одном подряснике, не одевает рясу и не носит священнического креста», то, увы, эти слова не соответствуют действительности. Подрясник, действительно, не является в строгом смысле слова священническим облачением, как, скажем, епитрахиль, поручили, фелонь, набедренник, палица, пояс, он является повседневной одеждой священнослужителя, а на Ближнем Востоке подобным образом одеваются и простые мужчины. Но вместе с тем, В. В. Головин не выполнил ни одного указания священноначалия (см. выше), он продолжает активную медийную проповедническую деятельность, к нему обращаются «отец» или «батюшка», он предстоит перед зрителями в той одежде, которая у всех наших сограждан прямо ассоциируется с одеждой священника (а в последние несколько месяцев он начал одевать некое подобие стихаря, но об этом чуть ниже).

Итак, снова почеркнем – В. В. Головин и после извержения из сана продолжает, по-сути ту же проповедническую, медийную и де факто – раскольническую деятельность, собирая вокруг себя группу последователей, которая инициируется в организацию, целый ряд разного рода фондов, НКО, фасадных представительств, а де факто – в секту. И поскольку, по всей видимости, в дальнейшем В. В. Головин собирается действовать исходя из принципа «тормоза придумали трусы», то данная организация имеет все шансы не только де факто, но и де юре стать «истинной православной церковью свободных общинников по-соглашению» и опять же де юре противопоставить себя «церкви архиерейской». Да, пока В. В. Головин столь революционных заявлений не делает, но теоретическое, псевдобогословское обоснование будущего раскола уже имеется.

Далее особо стоит обратить внимание на то, что в последних выступлениях или «проповедях» В. В. Головина особое место занимает тема приближающегося конца света[37], например ролик «Почему не заканчивается СВО?»[38]. Дело в том, что православные люди прекрасно помнят страшные слова свт. Иоанна Златоуста: «производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью»[39]. А посему обычных православных людей нужно убедить в том, что та «официальная Церковь» — это не настоящая церковь, она утратила благодать (допустим, по причине введения санитарных норм в православных храмах), в ней нет Христа, а настоящая Церковь – там, «у старцев», там Христос. А, соответственно, грех раскола уже не грех раскола, поскольку настоящие раскольники – это Патриарх и официальная «архиерейская» Церковь, а «мы» – церковь настоящая, соборная (!!!), истинно-православная церковь, наша община, которая «на земле», которая «ушла из городов» – вот алгоритм рассуждений тех несчастных, которые столь опрометчиво поверили столь елейным проповедям «о старцах», «о прозорливцах», «об общинных поселениях» и т.д.

В уже упомянутом нами ролике касательно СВО В. В. Головин с какой-то наигранной искренностью переходит к теме последних времен. Основной тезис – мир галопом несется к концу света[40], Армагеддон уже почти сегодня, возрождение Иерусалимского храма – вопрос двух-трех дней. По мнению В. В. Головина именно в эти дни сбываются четыре основные признаки конца света. Первый – повсеместный мор, новые болезни. К числу последних болгарский «старец» относит ковид, онкологию и диабет. Стоит, наверное, вернуть читателя на несколько абзацев выше, чтобы напомнить с каким скепсисом относился В. В. Головин к пандемии коронавируса и сопутствующих ей карантинных ограничений. Неужели разумный, образованный и хоть сколько-нибудь нравственно ориентированный читатель не увидит просто выпирающий, вопиющий прецедент двойной морали и двойных стандартов головинской пропаганды? Там, где выгодно говорить «да», В. В. Головин говорит «да», там, где выгодно говорить «нет» – говорит «нет», невзирая на логические и прочие несоответствия.

Касательно же, коронавируса, да, мы все были свидетели этой страшной инфекции, многие из нас потеряли своих родных, близких и друзей, но все же в контексте исторической ретроспективы, количество погибших от ковида сложно сопоставить с количеством жертв чумы, черной оспы, холеры. Эти жуткие пандемии уносили до половины населения тех или иных государств. При всей своей опасности covid-19 все же не достигает до такой поистине страшной статистики, а, соответственно считать оный вирус мором все же будет преждевременно.

Но, если, коронавирус и правда относительно новое заболевание (известное с середины XX века), то онкология и диабет известны с глубокой древности. В. В. Головин утверждает, что он в детстве «не слышал про диабет»… Конечно, можно открыть целую рубрику, где по пунктам перечислить все те реальности, с которыми В. В. Головин не знаком или знаком крайне смутно… Там будет Ветхий и Новый Завет, новые технологии, информация, касающаяся медицинской проблематики. Да, перечень будет большой, однако, наглядно демонстрирующий, что образовательный уровень В. В. Головина не просто ниже, а намного ниже уровня среднестатистического россиянина. Но если ответить по-существу, то диабет хорошо знали еще в Древней Греции[41]. Распространение диабета в наши дни (рост заболеваемости отмечается где-то с середины XX века) ученые-медики связывают с доступностью высококалорийной пищи и снижением физической активности[42]. Весьма сложно связать диабет с идеей некоей неизвестной инфекции, в особенности учитывая тот факт, что смертность от этой болезни намного ниже, чем от уже вышеупомянутого «нового» ковида.

Онкология же упоминается издревле, как заболевание и у людей, и у животных. Это хорошо известно современному образованному человеку, равно как и то, что многие ученые, занимающиеся этой проблематикой, склоняются к мнению, что все многоклеточные живущие в силу действия биологических законов должны умирать от рака. Сама природа онкологических заболеваний посредством научного языка способна продемонстрировать и подтвердить христианское откровение о повреждении человеческой природы вследствие прародительского греха. С чисто же научной точки зрения рак является своего рода «платой» за многоклеточность[43], просто большинство людей и животных по самым разным причинам не доживает до этой стадии. В наши дни, действительно жертвами рака становятся гораздо больше людей, чем в средневековье, но это, по мнению ученых-медиков связано не с качеством духовной жизни, а с резким уменьшением младенческой смертности (в 50 раз, с 25% до 0.5%)[44] и с ростом средней продолжительности жизни (в России, без учета младенческой смертности) ориентировочно с 30-40 до 70 лет[45].

Итак, безусловно, коронавирус унес многие жизни, многие наши родные и близкие стали жертвами этой новой пандемии, онкология и диабет также являются причиной смерти многих людей, но все же, когда речь идет о «всеобщем море», то подразумевается, что как минимум половина жителей того или иного региона погибает от той или иной болезни. В случае с ковидом все же, слава Богу, речь идет не о таких масштабах, и онкология с гепатитом не «спасают» сомнительные пророчества «болгарского старца»

В. В. Головин пытается «подогреть» свои пророчества и весьма своеобразной статистикой, говоря, в частности, что в России «Христа любят жалкие единицы»[46]. Для нормального христианского государства (чтобы в стране что-то менялось) необходимо, чтобы верующих православных христиан было минимум 10% от всего населения страны. Помимо этого Головин утверждает[47], что согласно статистическим данным на Праздник Рождества православные храмы посетил 1% населения России. Никаких ссылок на источники статистических исследований и материалы самих исследований В. В. Головин, разумеется, не дает, но между тем предлагает не верить «официальной цифре» и утверждает, что на Рождество в храмы пришли только 0.5% населения страны. А почему не 0.05% или 0.005%? Кстати, в Западной Европе, США и странах Южной Америки, куда по мнению (или «повелению») В. В. Головина «ушел из России Христос» процентное соотношение православных христиан относительно всего населения этих стран и правда приближается к последним двум цифрам (0.05% и 0.005%). Интересно, а до 1988 года, т. е. до момента прекращения государственных гонений (вначале военно-репрессивных, после уголовно-административных) в храмы на Рождество приходило 10% населения СССР?

В качестве примера своей логической, статистической и, видимо, исторической добросовестности, В. В. Головин утверждает, что на момент легализации христианства в Римской Империи 10% от населения оной были христианами. Такая цифра действительно гуляет по интернету, правда без указания актуальности этих цифр – до легализации христианства, до признания его государственной религией или после, 10% — это количество постоянных прихожан или людей, идентифицирующих себя, как христиане? Население Римской Империи составляло примерно 60 миллионов человек. Единственная община, о численности которой доподлинно что-то известно – это римская община, которая в 251 г. насчитывала порядка 125 тысяч человек на полуторамиллионный город Рим. А это, простите, только 2%.

Среди комментаторов выступлений В. В. Головина можно встретить и вполне трезвомыслящих, критически настроенных людей. Вот, скажем такой комментарий: «у меня лично вызывает уважение тот факт, что отец Владимир несмотря на несправедливый запрет, после десятков лет служения, не стал грязью поливать РПЦ, иерархов, как это делает сейчас иеромонах Петр из Башкирии, или Кураев или другие…». Интересен, конечно же не этот комментарий, а то, что на него ответили: «Как раз поливает, только… делает это тонко. Впрочем, для таких, как вы, он действительно незаметно вкладывает в душу яд своеволия и незалэжности»[48].

И действительно, В. В. Головин критикует почти все аспекты современной церковной жизни, в том числе и обыденной, приходской. Противопоставляя свою общину обычным православным приходам, В. В. Головин с некоей весьма глупой иронией утверждает – «прихожанин» — это «нецензурное слово»[49]. По его мнению, прихожанин – это тот, кто приходит и уходит, снова приходит и снова уходит, туда-сюда и т. д., в отличие от его соборной общины в Болгаре, где общинники не прихожане, а они дома, для них – храм, это не место, куда они приходят, а дом, где живут, их дом, на их земле.

Помимо того, что «общинная» идеология В. В. Головаина откровенно напоминает типичные сектантские излияния С. Торопа («Виссариона») или В. Мегре-Пузакова («Звенящие кедры России») она, плюс ко всему, грубо искажает подлинную христианскую экклесиологию. Слово «прихожанин» действительно происходит от слова «приход», которое в свою очередь является переводом греческого слова παροικια, что буквально переводится «у дома». Приход – это еще не дом, это «у дома», это еще «в пути», а правильнее сказать «переход», перехождение, прохождение, своеобразный «зал ожидания». Ведь действительно, смысл христианской веры не в том, чтобы здесь, на земле, в этой временной жизни обеспечить себе наиболее уютные и комфортные условия существования, в том числе и в некоем религиозном аспекте, когда некая культовая деятельность или, если угодно, некая общинная жизнь, приносит человеку радость и удовольствие. Цель жизни христианина – Царство Небесное, в вечном со-бытии с Ним, в любви и радости совсем иного порядка, чем наши земные душевные утешения. А земная церковь, приход – это, действительно, зал ожидания, который соприкасается с самой вечностью, с Богом, сам Бог особым образом являет Себя в нем посредством таинств, но все же это еще земля… Это зал ожидания, но еще не полет, это шаг на трап, но еще движение, это взлетная полоса, но еще не небо. Этого-то и не понимает В. В. Головин, приучая своих последователей к пошлому колхозно-обывательскому представлению о Церкви, как об общине людей, типа братьев и сестер, которые в тихом самодовольстве расселись вокруг усыпальницы «проповедника», как вокруг чайного самовара с пряниками.

Но В. В. Головину и не требуется иного понимания, ибо печется он не о спасении, а о создании глобальной общины своих последователей. Видимо именно с этой целью «болгарский старчик» в своих выступлениях особо подчеркивает преимущество жизни «на земле», «в общине», где «все свои, родненькие» в отличие от жизни в городах, в «человейниках», в мире «компьютерных дрищей»[50]. Нередко В. В. Головин обращается к своим последователям сидя на стуле, на котором изображены три латинские креста. Это своего рода архиерейский трон, а сам оратор сидит перед иконостасом или на фоне иконы Спаса Вседержителя, которая указывает на Христа в Своем Втором Пришествии (см. Откр. 4: 8). Последнее же время В. В. Головин предстает своим зрителям в новой одежде. Он без подрясника, но одет в некий летний кафтан или укороченный сарафан, отдаленно напоминающий стихарь[51] (в зависимости от церковного календаря кафтан может быть желтым, белым, синим) с расположенным на груди крестом из круглых пуговиц,[52]. Данный маскарад и рассуждения, если откровенно, чем-то роднят В. В. Головина с создателем тоталитарной секты «Богородичный центр» Иоанном Береславским. И еще сближают с лжехристом «Виссарионом»-Торопом, тем принципом по которому и Головин и Тороп организуют поселения своих последователей – те самые экопоселения или «общины», «жизнь на земле» и т.п.

Целый ряд последних видео-роликов «Готовимся к последним временам»[53], «Куда уезжать из городов в последние времена»[54], «Объединяйтесь на земле. Создание общин в последние времена»[55], «Как заработать в деревне? Как прокормить себя на земле»[56], «Исход из городов. Без этого не спастись в последние времена»[57], «Встреча желающих переехать из города на землю 16-17 марта 2024»[58], ««Переехали из города в деревню. Нашли землю мечты! Купили временный дом!»[59]. По словам В. В. Головина необходимо уезжать из городов и обосновываться «на земле» ибо такова воля Бога[60]. Жить на земле есть естественное состояние человека, а жизнь в городе греховна, сама «земля» обладает «уникальными духовными корнями» и способна «изменить дух»[61]. Из этого грубого оккультного тезиса В. В. Головин делает вывод, что, якобы, существует два пути спасения для истинных христиан – мученичество в городе или уход на землю и создание автономной от цивилизации «общины». Только «на земле» по мнению В. В. Головина мужчина может стать настоящим главой семьи, ибо молитва и единомыслие в брачном союзе тоже достигаются в сельской местности (и как не вспомнить здесь, советы Головина супругам, просматривать порнофильмы). Школьное образование только тормозит развитие ребенка, по мнению В. В. Головина, а вот некое «семейное образование» дает огромные возможности. При том, что почти все достижения современной цивилизации В. В. Головин считает «тормозом» к духовному возрастанию, в интернете он видит важнейшее средство общения с городскими людьми и раскрытия им тайн радости общинной жизни на земле. Разумеется, автор дает множество практических советов, приводит множество примеров, когда люди, переезжая из городов на землю, обретали счастье: исцелялись больные, создавались семьи или воссоединялись разошедшиеся. Даже на страшной трагедии в «Крокус-сити холле» он умудряется спекулировать, утверждая – вот, мол, как жить в городе опасно[62].

Разумеется, В. В. Головин, говоря о «молитве по соглашению» все также претенциозно в чисто протестантском или даже сектантском духе трактует евангельские слова «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Несмотря на то, что богословы уже многократно раскрывали несостоятельность подобных манипуляций В. В. Головина данной евангельской строчкой оправдать любой раскол, любое самочинное сектантское собрание, он продолжает в том же духе и с тем же энтузиазмом повторять все то же самое. Но главное не это.

Итак, по утверждению В. В. Головина «Христос ушел из России», ушел из Русской Православной Церкви, поскольку «соборность убита в нашей церкви, в ней много лжи, неправды, она болеет и страдает, ее распинают и насилуют…» И при этом Христос по утверждению В. В. Головина бросает ее… так получается… Уходит в Бразилию… В сложившейся ситуации В. В. Головин советует своим зрителями «во время поста» почаще исповедаться и причащаться там, где еще можно причащаться. Т. е. с точки зрения В. В. Головина не во всех храмах Русской Православной Церкви можно исповедаться и причащаться, а из городов нужно бежать, бежать «на землю». Его собеседник некто «независимый журналист» Шахматов называет Головина «самым известным священником», а город Болгар и скит Воскресения Христова «энергетическим эпицентром молитвы по соглашению», которая произносится миллионами людей. Сам же Головин не признает своего извержения из сана[63], говорит, что решение церковного суда утвержденное Патриархом никак не изменили отношение к нему его поклонников[64], дает понять, что обладает даром прозорливости[65] утверждает, что молитва по соглашению – самая христианская форма молитвы и дозволяет себе некую форму филологического хулиганства и как бы полушутя утверждает, что в словосочетании «соборная молитва» – «соборная» – это существительное, а «молитва» – прилагательное. Т. е. даже молитва с точки зрения нетрадиционного богословия В. В. Головина является ничем иным, как неким дополнительным к идеологии головинской супер и псевдособорности.

Итак, снова и снова повторим – В. В. Головин проповедует о том, что уже и наступают последние времена «мерзости запустения», когда все храмы будут осквернены[66] и даже касание дверной ручки такого храма будет для православного христианина уже осквернением и Христос готовит Свое «малое стадо» к такому повороту событий, проводит своего рода «репетицию» – молиться по домам, вдали от храма, но соединенные «соборной молитвой» по соглашению с Болгарам «энергетическим эпицентром» Христа[67]. В данном ключе открывается вполне ощутимая перспектива для В. В. Головина взять и «молящуюся по соглашению единую всемирную истинную церковь» противопоставить т. н. «церкви архиерейской». Конечно, В. В. Головин ни к чему подобному напрямую не призывает, но теоретическое, псевдобогословское обоснование будущего раскола уже есть: храмы еще не осквернены, но молящиеся «по соглашению» уже являют собой пример мужественных, истинных и непоколебимых христиан, истинную Церковь, в отличие от иерархов, священноначалия Русской Православной Церкви, которые закрыли храмы, испугались коронавируса, в рамках кампании СВО «выгнали из России Христа».

ВЫВОДЫ:

— несмотря на извержение из священного сана В. В. Головин под видом священнослужителя продолжает выпускать многочисленные видеоролики с собственными проповедями, беседами, выступлениями.

— интернет-порталы сотрудников В. В. Головина продолжают постоянные публикации выступлений В. В. Головина записанные (отснятые) до запрещения в служении последнего и до извержение его из сана, при том, что о соответствующих канонических мерах в отношении В. В. Головина не говорится ни слова. Этим самым редакторы данных сайтов вводят в заблуждение зрителей, представляя В. В. Головина, как действующего священника РПЦ, что по-сути является обманом при вербовке, одним из отличительных признаков тоталитарных сект

— интернет-порталы сотрудников В. В. Головина продолжают собирать внушительные суммы пожертвований, что по всей видимости и является главной целью деятельности команды В. В. Головина.

— В. В. Головин все с той же настойчивостью пропагандирует т. н. «молитву по соглашению», которая является главным пунктом именно его вероучения и не соответствует традиционно христианскому пониманию молитвы. Наличие своего специфического вероучения также является одним из важнейших признаков тоталитарных сект.

— в некоторых последних выступлениях В. В. Головин восседает на стуле, напоминающим архиерейский трон с тремя крестами на фоне иконы Спаса Вседержителя в особой одежде. Т. е. в организации В. В. Головина имеется не только свое вероучение, но и свое культовое облачение, в том числе особое облачение харизматического лидера. Наличие оного лидера также является одним из важнейших признаков тоталитарных сект.

— В. В. Головин в рамках публикуемых выступлений последнего времени дискредитирует действия российской армии в зоне СВО, скептически, а по-сути критически высказывается касательно позиции Российской власти в вопросах внешней политики.

— В. В. Головин в рамках последних выступлений совершенно по-хамски и бездоказательно обрушивается с критикой, как действующих членов РПЦ, так и «системы» в целом, обвиняя последнюю в криминализации.

— В. В. Головин в рамках последних выступлений утверждает, что Святейший Патриарх Кирилл «являет безбожие» и называет подобный события «беспрецедентными».

— В. В. Головин в рамках последних выступлений критикует почти все аспекты современной церковной жизни, в том числе и обыденной, приходской

— В. В. Головин в рамках последних выступлений оскорбляет русских людей называя их отбросами. Противопоставление своей «общины» государству, обществу, традиционной религиозной культуре также является важным признаком тоталитарной секты.

— В. В. Головин в рамках последних выступлений делает абсурдное заявление о том, что «Христос уходит из России» и в своих алармистских апокалиптических проповедях уговаривает своих последователей «уходить из городов на землю», что гипотетически создает для его деятельности весьма обширную не только идеологическую, теоретическую, но и территориальную базу, что роднит его с лидерами печально известных тоталитарных сект.

— собирая вокруг себя многочисленную группу последователей, крупную международную организацию, целый ряд фасадных фондов и НКО, собирающих внушительные пожертвования В. В. Головин тем самым ведет откровенно раскольническую деятельностью. А учитывая множество сходств вероучения и организационных практик Головина с учениями и практиками Джима Джонса, Сергея Торопа, Владимира Пузакова можно утверждать, что деятельности Головина приобретает откровенно сектантский характер и может нести опасность, как государству, как обществу (его базовым ценностям), так и отдельным людям.

Источник: Миссионерский отдел Новосибирской епархии


Ссылки:

[1] https://web.archive.org/web/20230610151220/http://chistopol-eparhia.ru/reshenie-zasedaniya-eparhialnogo-suda-chistopolskoy-eparhii-rpc-moskovskogo-patriarhata

[2] http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5372821.html

[3] https://pravoslavie.ru/120404.html

[4] https://socialblade.com/youtube/channel/UCJ4pSQu1wEMpI3F4cVWrtIA

[5] монетизация Youtube-канала (в данном случае под монетизацией понимается т. н. Монетизация проекта — извлечение прибыли из проекта стартапа или сайта за счёт введения платных услуг, показа рекламы, размещения ссылок и т. п.) оценивается очень приблизительно, так как зависит от показа рекламы в начале, конце или середине ролика (алгоритмы Youtube сами определяют показывать или не показывать конкретному пользователю конкретную рекламу следуя некоей внутренней политике Youtube). Плюс ко всему прямые финансовые договорённости рекламных компаний с «продвинутыми» блогерами, имеющих в своем арсенале более 100 тысяч подписчиков, естественно является коммерческой тайной. Подобные прямые рекламные соглашения, конечно, вообще не поддаются внешнему анализу, а, соответственно, приведенные нами суммы доходов Youtube-канала В. В. Головина могут быть оценены, как самые незначительные из гипотетически возможных. Также следует учитывать, что в марте 2022 года (из-за СВО) Youtube приостановил монетизацию российских каналов – т. е. 1) не показывает рекламу для российской аудитории и 2) не выводит владельцам российских каналов прибыль, полученную ими за показ рекламы на зарубежную аудиторию.

[6] https://socialblade.com/youtube/c/sosmislomzhizn

[7] https://www.youtube.com/watch?v=X87S431Uzsg

[8] т. е. идут на войну, чтобы за деньги убивать

[9] https://www.youtube.com/watch?v=X87S431Uzsg

[10] т. е. в данном случае выгодные ему

[11] Текст одного из комментариев к этому ролику от имени @user-ed9mh1ny6u: «Батюшка, вы смущает людей такими рассуждения о нашей российской армии. Многие из них идут добровольцами и не могут правильно сформулировать мотивы. Вы глубоко заблуждаетесь, когда говорите, что они идут за деньги убивать (это уже ваши домыслы, это страшно), а идут они за деньги умирать. Кто из вашего окружения согласться пойти за 200000 умирать? Поэтому когда они так говорят, это просто из скромности. Это мужественный люди и те, которые пришли с израненной душой и психикой, вы о них так скверно говорите. Помните, если око твоё светло, то и тело будет чисто. А око ваше не светло, если вы в таком благородном деле видите столько тёмного. Это клевета на наших защитников» (орфография оригинала сохранена).

[12] jб этом еще скажем ниже

[13] с 2017 года внесено в список СМИ-Иностранных агентов.

[14] https://www.youtube.com/watch?v=aV_UWiKT4nA

[15] https://www.youtube.com/watch?v=aV_UWiKT4nA

[16] по всей видимости речь идет о РАЦИРС

[17] https://www.youtube.com/watch?v=aV_UWiKT4nA

[18] митрополит Феофан скончался 20 ноября 2020 года

[19] https://youtu.be/YZG6h9xzT7w

[20] https://youtu.be/YZG6h9xzT7w

[21] https://youtu.be/C2VIVyNkDjk

[22] https://youtu.be/WGtZ5MT4-pY

[23] по всей видимости денежных средств

[24] https://youtu.be/WGtZ5MT4-pY

[25] https://www.youtube.com/watch?v=V_mtj1jofQI

[26] т. е. в церковном мире по мнению В. В. Головина не благополучно абсолютно ВСЕ, а «в мире» пока еще не все. Интересная логика…

[27] святитель Филарет Московский поддерживал все ограничительные санитарные меры исходящие от лица государственной власти, когда весной 1830 года в Москве разразилась эпидемия холеры. Московским монастырям, например, он строго наказал использовать все санитарные средства, которые предписала гражданская власть (мытье полов хлоркой и т. д.). Монахов и богомольцев на территории обителей предписывал держать на расстоянии друг от друга, чтобы избежать взаимных заражений. Если кто-то из монахов заболевал с подозрением на холеру, — вся обитель переводилась на «особое положение»: ворота закрывали и без нужды никого в монастырь не впускали. А священникам, ходившим в больницы, святитель предписал в обязательном порядке иметь с собой средства для обеззараживания — в то время это были, как правило, мешочки с хлорной известью. Современных флакончиков со спиртовыми растворами тогда само собой еще не было, равно как и спирт был весьма дорогим антисептиком.

[28] https://www.youtube.com/watch?v=PFeTjDbN2r8

[29] https://youtu.be/V_mtj1jofQI?si=wG8Dv3vYCGHccF9v

[30] https://www.gazeta.ru/politics/2020/04/18_a_13053073.shtml, https://www.ng.ru/ng_religii/2020-03-17/9_483_covid19.html

[31] экстремистская организация, запрещенная на территории Российской Федерации

[32] https://youtu.be/V_mtj1jofQI?si=pGCQ9JioBP1gxLxp

[33] https://youtu.be/EZU5nqZiy7g?si=fh80dxo8mlM6khVd

[34] в современном научном профессиональном сообществе сектоведов сформировался термин «головизмы» — абсурдные и безграмотные высказывания бывшего священника В. В. Головина.

[35] именно «золотенькими» называет В. В. Головин своих многочисленных последователей, обращаясь к ним в своих проповедях. Подобная снисходительно-слащавая риторика характерна для В. В. Головина.

[36] https://web.archive.org/web/20180911151104/http://chistopol-eparhia.ru/rasporyazhenie-protoiereyu-vladimiru-golovinu

[37] На теме конца света спекулировали и спекулируют многие секты, в том числе и тоталитарные, начиная от Адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы (организация признанная экстремистской и запрещенная на территории Российской Федерации), заканчивая самыми «новоиспеченными» псевдохристианскими сектами, по типу «Триединой Руси».

[38] https://youtu.be/hUBQPlEFC_c?si=XuqjgXprGkiTWXzr

[39] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Ефесянам: 65, 11

[40] Полагаем чрезвычайно уместным разместить здесь один комментарий на данные реплики Головина от пользователя @user-os7vg9vd5u: «Мир галопом бежит к пропасти потому что православный священник перестает быть священником и становится блогером. Дядя, бросай дурью маяться и иди Богу служи! И выпроси прощения у своего митрополита».

[41] https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19223

[42] https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/435343/Sakharnyy_diabet_evolyutsionnaya_lovushka

[43] https://biomolecula.ru/articles/nereshaemye-problemy-biologii-nelzia-sozdat-dva-odinakovykh-organizma-nelzia-pobedit-rak-nelzia-kartirovat-organizm-na-genom

[44] https://ru.wikipedia.org/wiki/Младенческая_смертность_в_России

[45] https://www.kommersant.ru/doc/1638965

[46] https://vk.com/video-212669047_456240007

[47] https://www.youtube.com/watch?v=PFeTjDbN2r8

[48] https://www.youtube.com/watch?v=PFeTjDbN2r8

[49] https://youtu.be/V_mtj1jofQI?si=BXDyVPwp8-8D-tO1

[50] https://www.youtube.com/watch?v=YFTKyVHUR3g

[51]https://www.youtube.com/watch?v=-LpSbcpBOHM; https://www.youtube.com/watch?v=YHClhSxYFvs;

[52] https://www.youtube.com/watch?v=efqXm7E-pmQ

[53] https://www.youtube.com/watch?v=NZIfvitkJ2o

[54] https://www.youtube.com/watch?v=XRCux_CwW8A

[55] https://www.youtube.com/watch?v=OhKPnZsdUo0

[56] https://www.youtube.com/watch?v=RT0DmhOEoaE

[57] https://www.youtube.com/watch?v=vW-_6SaNrdo

[58] https://www.youtube.com/watch?v=xn6gUumfoL8

[59] https://www.youtube.com/watch?v=rikDD0HIiOQ

[60] https://www.youtube.com/watch?v=NZIfvitkJ2o

[61] https://www.youtube.com/watch?v=XRCux_CwW8A

[62] https://www.youtube.com/watch?v=sJ26fsiGZV4

[63] https://www.youtube.com/watch?v=BBSCTkhEERY;

[64] https://www.youtube.com/watch?v=YFTKyVHUR3g

[65] https://youtu.be/GgX48qrX7eM

[66] https://youtu.be/gAlS3ydkBVc

[67] https://rutube.ru/video/e3f4530e45b1e4b0fa01c0d6b51245aa/

Читайте также

Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии провел встречу «Православие и русская литература: в помощь приходскому миссионеру и катехизатору» 25 ноября состоялась встреча с представителем миссионерского отдела Выборгской епархии иереем Михаилом Котовым на тему «Православие...
Председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи Коломенской епархии встретился со студентами Государственного социально-гуманитарного университета 22 ноября 2024 года председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи Коломенской епархии, настоятель Крестовоздвиженского...
Клирик Красноярской епархии совершает миссионерскую поездку в п. Диксон С 9 ноября по 26 декабря 2024 года  штатный клирик храма Рождества Христова г. Красноярска иерей Александр Невский совершает...
«Русская Православная Церковь в современном мире»: в Казани прошла просветительская встреча в Университете прокуратуры Российской Федерации В Казанском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации состоялась просветительская встреча «Русская...
Наверх