Обсуждение реформы прихода на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1917 года
Магистр богословия, настоятель храма Преображения Господня в Коммунарке г. Москвы священник Иоанн Цьока
Автор рассматривает в статье материалы Всероссийского съезда духовенства и мирян, в частности, материалы о реформе прихода. Документы съезда вызывают большой интерес у современных исследователей, которые рассматривают его как часть дискуссии перед созывом Всероссийского Поместного Собора 1917 – 1918 гг. Приходской вопрос занимал важнейшее место в предсоборной дискуссии, в частности, в ходе дискуссии ставились вопросы о признании прав юридического лица за приходами и связанный с ним вопрос о юридических основаниях владения церковью имуществом и капиталами. Так как приход не обладал правом юридического лица – в ряде случаев завещанное в пользу Церкви имущество уходило из владения Церкви по соглашениям причта, церковных старост, консистории, даже и Синода. Необходимо было определить полномочия причта, церковного старосты и духовной консистории в приходских делах. Ещё одним важным вопросом в русле приходской реформы, обсуждавшимся в ходе съезда, был вопрос о внутренней миссии. Автор впервые вводит в научный оборот ряд документов съезда, посвященных реформированию прихода.
Обсуждение реформы прихода на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1917 г.
Приходской вопрос занимал очень важное место в предсоборной дискуссии и в целом в церковно-общественной полемике начала ХХ столетия. О реформе прихода много говорилось в Отзывах епархиальных Преосвященных по вопросу о церковной реформе (1905), на Предсоборном Присутствии (1906), а равно и на других предсоборных собраниях. Не удивительно, что приходской вопрос оказался в одним из важных вопросов, обсуждавшихся на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1917 года.
Материалы съезда 1917 г. вызывают интерес у российских исследователей. Рассмотрение вопроса о приходской миссии в Православной Российской Церкви на заседаниях съезда было предпринято Н.В. Щегловым[1]. Им же опубликован принятый на съезде Приходской устав в двух редакциях, а также дан его сравнительный анализ с проектом, выработанным комиссией при Святейшем Синоде под председательством епископа Уфимского Андрея (Ухтомского)[2]. В других публикациях автор рассмотрел работу организационного бюро съезда, проекты епархиального и высшего церковного управления, а также украинско-бессарабский церковный сепаратизм[3]. Рассмотрение на съезде вопросов духовного образования сделано С.П. Синельниковым[4].
Православный приход впервые стал объектом комплексного изучения в работах А.Л. Беглова. Заметное место в них занимают епархиальные съезды духовенства и мирян 1917 г., а также Всероссийский съезд духовенства и мирян 1917 г. Автор прослеживает путь, который прошел проект приходского Устава от Синода через Предсоборное совещание и, наконец, через Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг.[5]
Исследователи сходятся в мнении о том, что Всероссийский съезд духовенства и мирян 1917 г. являлся важным этапом подготовки Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Причём ряд авторов рассматривают съезд в контексте т.н. «церковной революции», бунта против архиерейской власти[6]. Другие исследователи оценивают происходившие в то время внутрицерковные процессы как неизбежный и закономерный этап ломки снизу уходящей в прошлое синодальной системы[7].
Всероссийский съезд духовенства и мирян открылся в Москве в 10 часов утра 1 июня 1917 г. в Епархиальном доме в Лиховом переулке. На нем было представлено по одному клирику и мирянину от ста церквей Православной Российской Церкви, а также по одному представителю от монашествующего духовенства и от духовных учебных заведений. Всего по некоторым оценкам в зале в Лиховом переулке собралось порядка 1250 чел[8].
Программа съезда включала в себя рассмотрение следующих вопросов: 1) организация Всероссийского союза духовенства и мирян; 2) отношение к переживаемым событиям; 3) вопрос о составе Всероссийского церковного Собора; 4) вопрос о епископате и его канонических основаниях; 5) реорганизация епархиальных учреждений; 6) реформа прихода; 7) реформа духовной школы и 8) новые взаимоотношения Церкви и государства[9]. На самом деле, круг обсуждавшихся вопросов было гораздо шире. Это и внешний вид духовенства, и болезненный вопрос раздела братских доходов, проблемы церковного сепаратизма и миссионерской деятельности, вопросы материального обеспечения клира и др.
На одном из первых пленарных заседаний съездом было образовано 6 секций, в том числе и секция номер 4 — о реформе прихода. Её возглавили протоиерей Н. В. Цветков, А. А. Папков, Н. Д. Кузнецов, профессор В. П. Виноградов[10]. Секция рассмотрела проект приходского Устава, выработанного синодальной комиссией. Дискуссию, развернувшуюся по ключевым вопросам реформы прихода отразил публикуемый ниже протокол № 6 пленарного заседания 8 июня 1917 г. Итогом обсуждения стала резолюция съезда или основные положения о реформе прихода.
Одним из главных вопросов был вопрос о признании прав юридического лица за приходами и связанный с ним вопрос о юридических основаниях владения церковью имуществом и капиталами. Так как приход не обладал правом юридического лица – в ряде случаев завещанное в пользу Церкви имущество уходило из владения Церкви по соглашениям причта, церковных старост, консистории, даже и Синода. Необходимо было определить полномочия причта, церковного старосты и духовной консистории в приходских делах.
Ещё одним важным вопросом в русле приходской реформы, обсуждавшимся в ходе съезда, был вопрос о внутренней миссии. Им занимался специально созданный в составе приходской секции миссионерский отдел под председательством мирянин, представлявшего Херсонскую губ., — М. А. Кальнева. Ниже публикуется Протокол миссионерского отдела приходской секции, не заслушанный на пленарном заседании — о реорганизации внутренней миссии на новых началах.
Настоящая публикация документов восполнена некоторыми материалами, опубликованными ранее во «Всероссийском церковно-общественном вестнике» что, по нашему мнению, необходимо для лучшего понимания проблематики, затронутой съездом.
Автор приносит благодарность Научно-редакционному Совету по изданию документов Всероссийского Собора 1917/18 годов при Новоспасском мужском ставропигиальном монастыре за помощь в получении копий ряда архивных документов.
Протокол миссионерского отдела приходской секции, не заслушанный на пленарном заседании[11]
6 июня 1917 г.
1917 года июня 6-го дня состоялось заседание образованного при 4 (приходской) секции миссионерского отдела под председательством от мирян Херсонской губ. М. А. Кальнева.
На этом заседании после докладов и обсуждений их были приняты следующие пожелания о реорганизации внутренней миссии.
Признавая, что главным миссионером должен быть повсеместно приходский священник, отдел полагает, что все дело внутренней миссии должно быть поэтому построено на началах оказания приходскому священнику помощи в борьбе с лжеучениями и вооружения его необходимыми для сего средствами и познаниями.
В этих целях в епархии должны быть лица, обладающие всеми сведениями по развитию лжеучений и борьбе с оными, к которым священник мог бы обратиться во всякое время за советом и указанием.
Конечно, таковым лицом должен быть, прежде всего, епископ, но так как наши архиереи заняты множеством дел по управлению епархиями и не могут посвятить все свое время делу миссии, то по необходимости должно существовать особое лицо (одно или несколько лиц), нарочито занятое этим делом. Помимо того, священники должны по возможности сами следить за появляющимися в их приходе лжеучениями, а также быть готовыми к борьбе с могущими появиться лжеучениями. Для этого приходским пастырям должна быть доставлена возможность живого обмена пастырского опыта и приготовления себя к борьбе; лучшим средством в этом направлении являлись бы созыв епархиальных миссионерских съездов, устройство миссионерских курсов, снабжение духовенства соответствующей литературой и т. п.
В связи с новыми условиями освобожденной Церкви внутренняя миссия, имеющая своей задачей утверждение православия в жизни народной против неверия сектантства, раскола, её организация и деятельность должны быть преобразованы на обновленном соборном церковном начале и получает русское выражение: «проповедничество».
Приходское «проповедничество» организует, возглавляет и руководит им приходский священник. Он ведет его как пастырь и учитель в храме, собраниях и в частных домах, и он за него отвечает пред епископом и пресвитерским епархиальным советом.
О всех нуждах проповедничества и всех мероприятиях общественного характера, относящегося к проповедничеству, он докладывает приходским собранию и совету, и осуществляет их с согласия последних.
Кроме личного проповеднического труда, приходский священник должен одушевить и призвать к проповедническому труду всех членов причта, и организовать проповеднические братства из прихожан, мужчин и женщин.
В задачу этих братств должна входить не только защита православия от лжеучений, но и положительная творческая работа по утверждению личной, семейной и общественной жизни прихожан на твердых началах веры и нравственности.
Для сего необходимо, чтобы все члены проповеднических кружков или братств делом и истиною являли православие в своей жизни, и научали ему всеми способами всех своих близких, и особенно подрастающее поколение; как одну из самых могучих средств братства должны поставить и развить в самых широких размерах благотворительность и нравственную поддержку всем нуждающимся в этом.
Приходские проповеднические братства в целях единения и взаимной поддержки входят в тесное общение с другими, преимущественно соседними братствами; в случае нужды они пользуются помощью окружных и епархиальных проповедников.
Все проповеднические приходские братства должны быть объединены одним общим епархиальным и окружным проповедничеством.
Епархиальные, уездные и окружные проповедники ведут свое дело по приходам сообразно выяснившейся нужде в согласии с приходским священником, который для той цели устраивает приходские и частные собрания прихожан.
О своих впечатлениях, о состоянии веры и неверия проповедники непременно делятся с приходским священником и по мере нужды докладывают приходскому совету и собранию.
Свои отчеты специальные проповедники представляют епископу через посредство окружных и епархиальных миссионерских советов.
Общий проповеднический отчет по епархии предлагается на обсуждение епархиальных соборов духовенства и мирян.
Епархиальные проповеднические организации ежегодно устраивают проповеднические съезды, курсы для проповедников из духовенства и мирян, и для этого приглашают проповедников известных, не только из своей, но и из чужих епархий, и организуют издательство проповедническое дело[12].
Средства на епархиальное и окружное проповедничество вносятся в смету, и разрешается епархиальными и окружными соборами духовенства и мирян.
При Св. Синоде должен существовать проповеднический совет, который объединяет и направляет всё проповедническое дело русской Церкви. Он состоит из выборных на всероссийском проповедническом съезде лиц, устраивает периодические съезды и издает народную проповедническую газету, а также издает проповеднические журналы и другие издания под редакцией выборных лиц.
О постановлении секции о реформе прихода — о реорганизации внутренней миссии на новых началах[13]
[Не ранее 8 июня 1917 г.]
В секции по реформе прихода 8-го июня сего 1917 года принято постановление о реорганизации внутренней миссии на новых началах. Это и есть те именно начала, о которых так горячо и настойчиво говорил и писал бывший петроградский проповедник Д.И. Боголюбов, и за исповедание которых в годы реакции был признан «вредным» для дела миссии, и изгнан из Петрограда.
Подавляющее большинство деятелей миссии всегда было сторонником идей Боголюбова, но задавленное тяжёлой пятой прислужников реакции, оно не имело возможности громко протестовать, боясь за свою участь.
Ныне, разобравшись до конца в этом вопросе, мы, работающие на ниве Господней, признали необходимым, для того чтобы реорганизация миссии прошла не канцелярски, а жизненно, сообразно с запросами времени, просить через президиум съезда Свят[ейший] Синод о немедленном возвращении к делу миссии насилием изгнанного идейного работника св[ятой] Церкви Д.И. Боголюбова с предоставлением ему должности синодального проповедника, освободившуюся за увольнением прот. Восторгова.
[1] Щеглов Н.В. Приходская миссия в постановлениях Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. (Публикация документов из Отдела рукописей Российской государственной библиотеки) // Угрешский сборник. Вып. 9. М.: «Изд-во Пенаты и книга», 2018. С. 108–110.
[2] Щеглов Н.В. Приходской устав в революционную эпоху: решения Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 года // Церковь и время. 2019. № 1 (86). С. 203–249. Его же. Проекты церковного устройства и управления в документах Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Церковь и время. 2017. № 3 (80). С. 92–144. Его же. Устав православного прихода Русской Церкви принятый Всероссийским съездом духовенства и мирян 1917 г. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. Т. 8. № 6 (45). С. 754.
[3] Щеглов Н.В. Проект епархиального управления в постановлениях Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. Т.8. № 3 (42). С. 34. Его же. Украинско-бессарабский церковный сепаратизм как один из вопросов Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Угрешский сборник. Вып. 8. М.: «Изд-во Пенаты книга», 2017. С. 140–158. Его же. Работа организационного бюро Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». №8, 2017. С. 53–55. Его же. Проект Высшего управления Русской Церкви в постановлениях Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 12 (57). С. 2494–2500.
[4] Синельников С. П. Документальные источники об обсуждении вопросов православного образования на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (1-12 июня 1917 г.) // Актуальные проблемы источниковедения. Материалы международной научно-практической конференции к 135-летию со дня рождения В. И. Пичеты, Минск-Витебск, 9-11 октября 2013 г. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. С. 213–217.
[5] Беглов А.Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. Серия: Церковные реформы: Дискуссии в Православной Российской Церкви начала ХХ века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период. – М.: Индрик, 2021. – 1048 с., ил.
[6] Каиль М.В. Церковь в революции. Организация и работа Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Новейшая история России. 2013. №1 (6). С. 241–255.
[7] Беглов А.Л. Православный приход на закате Российской империи…; Фриз Г. «Губительное благочестие»: Российская Церковь и падение империи: сборник статей / Грегори Фриз; пер. с англ. А. Глебовской, М. Долбилова; под ред. П. Рогозного. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.
[8] Щеглов Н.В. Внутренняя миссия Русской Церкви в постановлениях Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. № 4 (39). С. 7–13. С. 8.
[9] Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее — НИОР РГБ). Ф. 60. К. 1. Ед. хр. 2. Л. Экземпляр газеты «Русское слово», № 113, 21 мая 1917 г.
[10] НИОР РГБ. Ф. 60. К. 14. Ед. хр. 4. Л. 1.
[11] НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Ед. хр. 33/1. Л. 1–2. Чистовой машинописный экземпляр.
НИОР РГБ. Ф. 60. К. 14. Ед. хр. 14. Л. 1–2. Чистовой машинописный экземпляр. На л. 1 в верхнем правом углу рукописная помета: «Дополнение к протоколу № 6». Под заголовком рукописная помета в скобках: «Не заслушанный на пленарном заседании».
[12] Так в тексте.
[13] НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Ед. хр. 33/2. Л. 1. Чистовой машинописный экземпляр.