Орден свт. Николая Японского: учреждение, символика и значение для современной миссии Русской Православной Церкви
Статья посвящена рассмотрению символики и значения для современного миссионерства ордена святителя Николая Японского. В данном контексте предпринят анализ перспектив создания миссионерского братства имени Святителя, совершенствования миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Авторы статьи:
Иерей Герман Демидов — проректор по научной работе Перервинской духовной семинарии;
Розанов Олег Николаевич — генерал-лейтенант. Доктор исторических наук.
В истории духовно-просветительской деятельности Русской православной церкви за рубежами нашей Родины в первой четверти XXI века есть немало славных дел, различных по своим масштабам и влиянию. Думается, что в их многообразной мозаике в наши дни было бы полезно вновь обратить внимание на два важных события, связанных с именем и деятельностью святителя Николая Японского, которые состоялись в 2012 году.
Определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.09.2012 г. (журнал № 82) в ознаменование 100-летия со дня преставления Святого Равноапостольного Николая, выдающегося миссионера, просветителя Японии, были учреждены орден и медаль Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского.
В том же году состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Японию, подтвердивший непреходящее значение и великий пример миссионерской деятельности Святителя Николая. В ходе пребывания патриарха, а также по его итогам были осуществлены первые награждения российских и японских граждан, в первую очередь священнослужителей, орденом Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского. Здесь представляется уместным вспомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Не орден красит человека. И никто из нас не придет с орденами и медалями на Страшное Судилище Христово. Но священнослужители с достоинством носят назначенные им священноначалием награды как свидетельство усердного прохождения церковного служения, уважения со стороны паствы и церковного народа».
Орден святителя Николая Японского выделяется среди других русских церковных орденов. Он является не только поощрительной наградой, но и указывает путь к образованию духовной общности, своего рода православного братства. По статуту ордена на его кавалеров возлагаются обязанности попечения о делах миссионерства, о просветительстве, переводе и издании библейской и святоотеческой письменности на языках мира. Особенностью ордена является и то, что его орденское знамя, регалии и списки кавалеров (впервые официально появившиеся в наградной системе Русской Православной Церкви понятия) размещаются на хранение в православном кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио, известном по всей Японии как Храм Николай-До, то есть Храм Святителя Николая.
Особое место ордена Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского в общем корпусе церковных наград представляется вполне оправданным и созвучным с теми непревзойденными результатами миссионерской деятельности, которых достиг в своей земной жизни святитель Николай. Вполне обоснованно святого Николая Касаткина называли и называют Апостолом Японской Православной Церкви. Память об Архиепископе Николае и его трудах была увенчана в 1970 г., когда он был причислен к лику святых в чине равноапостольного (10.4.1970 г. прославлен Синодом Русской Православной Церкви). Отметим, что в том же 1970 г. основанная им в Японии Поместная церковь была признана Автономной в семье мирового православия.
Актуальным остается вопрос, в чем секрет и на чём зиждется успех христианско-просветительской деятельности Святителя Николая, в одиночку создавшего православную Церковь в изначально враждебной языческой стране. Просто ответить на этот сложный вопрос — задача невозможная. Несомненна глубокая и нерушимая вера Святителя. Тем не менее, характер и особенный личные качества Святителя не вполне раскрывают проблему. Очевидно, что многогранность личности обусловила нетривиальность его миссионерского подхода, пастырского служения и христианско-просветительского подвига. Даже в годы русско-японской войны (1904-1905) святой архипастырь не покинул Японию, оставаясь там единственным представителем России. В сложнейшей ситуации он нашел для себя нелегкий, но правильный путь, чтобы не покинуть паству и, в то же время, оставаться верным своей Родине. Вот запись из его дневников от 23 февраля (13 марта) 1904 г.: «После Литургии священники собором отслужили молебен о даровании победы их войску. Молитву сочинил Павел Накаи и читал мне; составлена в умеренных и приличных выражениях; прочее в молебне заимствовано из славянской молебен- ной книжки. Напечатана брошюрка на их собственный счет, я не участвовал ни копейкой. Во время молебна стоял в алтаре и молился о даровании побед моему собственному Императору».
Хорошо знавшие святителя современники поражались его трудолюбию, высокой работоспособности и полной самоотдаче. Отмечали, что вместе с присущей ему мягкостью он был «железным человеком», не знающим никаких препятствий, практичным и умным администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения. Весьма много говорит о нем следующее наблюдение одного из современников: «Его лицо обличало энергию, силу и необыкновенную волю, но глаза в то же время светились такой кротостью, добротой, мягкостью и смирением, что становилось понятно, чем покорял и подчинял себе этот человек массы язычников».
Но все же хотелось бы отметить, что речь идет не только о величии христианско-просветительского, миссионерского подвига святителя Николая (подвиг любого миссионера свят, уникален и неподражаем). Абсолютно недостижимыми и сегодня представляются беспрецедентные результаты его систематической работы, положенной в основание миссионерской деятельности. В настоящее время разработаны многочисленные нормативные, методические, регламентирующие документы в области миссионерства. Есть даже особая наука «Миссиология», которая преподается в современных духовных семинариях. Очень популярным стало имя «миссионера» среди многочисленных блогеров и тружеников интернет-пространства. Существует официальный документ Русской Православной Церкви «Концепция миссионерской деятельности».
Однако вопросы относительно эффективности работы в данном важнейшем направлении современной церковной жизни по-прежнему сохраняют свою актуальность и злободневность. Главная проблема, предполагающая продуманный и обоснованный ответ: успех миссии — это результат личного благочестия миссионера или эффект систематической работы на общецерковном уровне? Не исключено, что решение, как это бывает в подобных случаях, имеет комплексный характер. Тем важнее и актуальней для современного православно- го мира наследие святителя Николая Японского. Анализ его трудов, миссионерского опыта, духовного и литературного наследия может дать ключ к более глубокому пониманию современных проблем в данной области.
Имя святителя Николая (Косаткина) стало одним из объединяющих символов для многих наших современников как в России, так и за ее пределами в деле сохранения и распространения Православия. Ис- конно русский человек, он проповедовал Слово Христово не в достопамятные, а по историческим меркам в близкие и понятные для нас времена. Его образ и свершения являют собой не только великий нравственный пример, но и способны стать основой, импульсом для практических, последовательных действий, возможно, возможно, выработки стратегии.
Учреждение в 2012 г. ордена Святого Николая Японского и особенности его статута позволяют задуматься о формировании трансграничной духовной общности, своего рода современного православного братства в интересах христианско-просветительской деятельности нашей Церкви внутри и за пределами России. Такие смыслы мы находим в практике миссионерства японского Святителя.
Созвучие указанным идеям Братства ордена Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского содержится в глубокой символике, заключенной в знаках и звёздах этой церковной награды. В центральных медальонах звезды ордена первой степени и знака ордена второй степени — поясное изображение образа Святителя Николая. В его правой руке жезл с сулком, в левой он держит открытое Евангелие. Над правым плечом Святителя изображена гора Фудзи (известная в России как Фудзияма) — один из главных неофициальных национальных символов Японии. Над левым плечом Архиепископа изображение основанного им токийского кафедрального собора Воскресения Христова (храм Николай-До). Вокруг медальона расположены надписи: в нижней части стилизованная надпись СВ. РАВН. НИКОЛАЙ АРХИЕП. ЯПОНСКИЙ (Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский), в верхней части — аналогичная надпись на японском языке.
В центральных медальонах знака ордена первой степени и звезды ордена второй степени помещены рельефные позолоченные монограммы «СН» (Святитель Николай). Вокруг медальонов расположен стилизованный девиз: ОТ ВОСТОКА СОЛНЦА ДО ЗАПАДА ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ.
Символика знаков и звезд ордена, несомненно, связана с многолетними успешными трудами и свершениями Архиепископа на ниве созидания и развития Православной Церкви в Японии. Вместе с тем, его славные дела и бесценный миссионерский опыт имеют для нас более широкое, универсальное значение. Изображения знака и звезды ордена вполне могли бы стать основой официальной эмблемы Братства Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского.
Как известно, символика, связанная со святыми Русской Православной Церкви, была широко представлена в России до 1917 года и, конечно, не только в национальной наградной системе. Причем духовная, морально-психологическая и по большому счету христианская сила воздействия этой символики на русский народ была столь значительна, что даже атеистическая советская власть в сложных условиях вынуждена была обращаться к ней. В один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями указом Президиума Верховно- го Совета СССР от 29 июля 1942 г. был учрежден орден Александра Невского. В статуте определялось, что орденом могут награждать- ся командиры воинских частей от взвода до полка, а с ноября 1942 г. — и командиры дивизий и бригад. И.В. Сталин, осознавая острую необходимость мощной и проверенной веками символики для мобилизации всех сил на борьбу с врагом, на совещании в Кремле 6 июня 1942 г. дал указание разработать орден Александра Невского (наряду с орденами Суворова и Кутузова) в одни сутки! Конечно, та- кую важную и ответственную задачу решить за сутки было невозможно. Но через три дня эскизы были готовы. Все варианты просматривались с 10 июня по 11 июля четыре раза. Наконец 11 июля И.В. Сталин утвердил эскиз ордена Александра Невского.
Достоверных портретов святого благоверного великого князя Александра Невского, сделанных при его жизни, не было. Поэтому на ордене появилось профильное изображение артиста Николая Черкасова, исполнившего роль Александра Невского в одноимённом кинофильме С.М. Эйзенштейна 1938 года. В период Великой Отечественной войны ордена Александра Невского удостоились свыше 42 тыс. чел. Пять командиров были награждены тремя орденами, 42 — двумя. Этот орден получили 1470 воинских частей и соединений Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Облик святого Русской Православной Церкви, его моральное и духовное воздействие выходят далеко за рамки эпохи и конкретных исторических обстоятельств. В годы Великой Отечественной войны они стали одним из объединяющих национальных символов, не потерян их смысл и сегодня.
Создание организационной структуры для реализации многопланового проекта, например, Общественного совета Братства ордена Святого Николая Японского помогло бы обстоятельному анализу миссионерского опыта святителя и его практическому применению. Работа такого Совета могла бы быть многогранной, направленной, в том числе, на воспитание и популяризацию традиционных духовно-нравственных ценностей Православия.
Орден, Братство Святого Николая Японского с учетом масштабов личности Святителя, его миссионерского подвига по своему благотворному общественному влиянию также преодолевают рамки конфессиональных, социальных, национальных и иных различий и разделений. Важно отметить, что согласно статуту, орден Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского — не просто награда, но и объединяющий символ сообщества, по сути, братства имени Святителя.
В перспективе развития данной ключевой идеи, в статуте важно было бы конкретизировать описание тех заслуг, которые могут стать основанием для награждения орденом Святого Николая Японского. По сути, и смыслу миссионерского служения специальный раздел статута может быть посвящен награждению иностранцев, внесших значительный вклад в распространение православной веры. В данном случае уместно вновь обратиться к статуту ордена Александра Невского, где основания для награждения расписаны ясно и четко, что дополнительно стимулировало командиров Красной Армии на решительные и героические действия.
Сложность и многоэтапность миссионерского проекта, о котором может идти речь в контексте символики ордена, изучения и развития миссионерского опыта святителя Николая Японского определяют целесообразность последовательной реализации системы организационных мероприятий. В этой связи уместно вспомнить древнюю японскую поговорку (имеющую аналог и в китайском языке): «Путь в тысячу ри начинается с первого шага».
Источники и литература
Розанов О.Н. Япония: награды и политика. М.: Российская политическая энци- клопедия (РОССПЭН), 2007. https://ustav.livejournal.com/1077398.html?ysclid=lnhrp93l8675185069.
Дневники Святого Николая Японского. Составители: К.Накамура, Ё.Накамура, Р.Ясуи, М.Наганава. Япония, Саппоро.: Издательство Хоккайдского универ- ситета, 1994.
Церковный вестник ЖМП, октябрь 2012 // Визит Патриарха в Японию. http://evestnik.ru/reports/patriarh_kirill_yaponia/?ysclid=lnn88k8vet845378464)
Статут ордена Святого Равноапостольного Николая Архиепископа Японского. http://www.patriarchia.ru/db/text/2452037.html.
Концепция миссионерской деятельности (http://www.patriarchia.ru/db/text/ 220922.html).
Павлович Н.А. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай. Жизнеописание. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный уни- верситет, 2021.
Скоробогатько Н.В. Для японцев он стал японцем: Апостольский путь святите- ля Николая (Касаткина). М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.
Шрейдер Д.И. Японія и японцы. Путевые очерки современной Японіи. Спб.: Изд. А.Ф.Девріена, 1895.
Лисовой H.H. Награды Русской Православной Церкви. М.: ФЕРТ, 2001.
Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М.: Изда- тельство «Известия», 1987.
«Ведомости Верховного Совета СССР». No 30. 1942г.
Смыслов О.С. Загадки советских наград. 1918-1991 годы. М.: Вече, 2005.
Источник: Перервинская духовная семинария
Читайте также



