Поиск

Особенности миссионерского поля Русской Православной Церкви на северо-западных рубежах России

Россия переживает в настоящее время кризис во взаимоотношениях с Западом. Как и на многих предыдущих исторических этапах, обострились отношения в политической и экономической областях, затронув и духовно-культурные особенности жизни людей по обе стороны государственных границ. На северо-западных рубежах России сходились все три ветви христианства: православие, католицизм и протестантство (см. таблица 1).

странаНаселение в млн.1Доля русских – русскоязычных, %Преобладающая религияРелигия, занимающая второе местоДоля православных, % (расчетные данные)
Литва2,75,2католицизмправославие3,75
Латвия1,823,5протестантизмкатолицизм20
Эстония1,322,5протестантизмправославие16
Финляндия5,50,2 — 1,5 2протестантизмправославие1
Норвегия5,50,2 – 0,5протестантизмкатолицизм0,1
Таблица 1. Характеристика стран, граничащих с Россией на северо-западе (по данным из открытых источников и интернета).

Нередко именно принадлежность к той или иной религии усиливало вражду и нагнетало напряженность. В последние годы религиозный фактор стал важным полем противоречий между Западом и Россией. Некогда общее пространство Российской империи и в последующем – СССР раздробилось на его северо-западных рубежах и даже частично поглотилось Западом. Все страны, граничащие с Россией на северо-западе, вошли в НАТО. Последним государством, вошедшим в этот блок, стала Финляндии, до этого проводившая относительно нейтральную политику к своему восточному соседу. Разбиение границ и смена политики в сторону более радикальной и враждебной, поставило в трудное положение русскоязычное, в основном православное, население прибалтийских стран.

Русской Православной Церкви по-разному представлена в рассматриваемых государствах- соседях. В Норвегии и Финляндии имеются приходы Московского Патриархата. В Финляндии существует также Финляндская Православная архиепископия — Автономная Православная Церковь в составе Вселенского Константинопольского Патриархата. В Литве остается статус Виленско-Литовской епархии в составе Русской Православной Церкви. В Эстонии и Латвии — самоуправляемые Православные Церкви в составе Русской Православной Церкви: Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата и Латвийская самоуправляемая Православная Церковь (см. http://www.patriarchia.ru/db/organizations/).

От православной церкви в этих странах потребовали публично отразить позицию по поводу специальной военной операции России на Украине; оказывается большое давление, чтобы отколоть православные приходы в этих странах от Матери-Церкви – Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Частично это уже удалось в Эстонии, где в 1990- е годы произошел раскол. Из лона Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата выделилась Эстонская апостольская православная Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Латвийская православная церковь, которая имеет статус самоуправляемой в составе Московского Патриархата Русской Православной Церкви, испытывает огромное давление со стороны правительства Латвии. Под давлением правительства Собор Латвийской православной церкви обратился к Святейшему Патриарху с просьбой о каноническом решении статуса Латвийской православной церкви. Одним из вариантов, который требуют националистически настроенные власти Латвии – автокефалия. В Литве происходит жесткая борьба, которую при поддержке правительства развязали сторонники Константинопольского Патриархата с целью отрыва литовских приходов от Русской Православной Церкви. Ситуация заставила Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия обратиться с рапортом в Священный Синод, была учреждена комиссия во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси для изучения вопроса о статусе Виленской епархии (журнал Священного Синода, №3, 2023).

Границы России и канонического пространства Русской Православной Церкви на северо- западе весьма различаются. Одни страны, входившие ранее в состав Российской Империи и СССР, продолжают оставаться в рамках канонического пространства Русской Православной Церкви (Литва, Латвия, Эстония). Норвегия никогда не входила в состав Российской империи и канонического пространства Русской Православной Церкви. Будучи сухопутным и морским соседом с Россией, эта страна имеет некоторые общие корни, связанные с миссионерской деятельностью. В приграничных районах Норвегии и России чтут преподобного Трифона Печенгского, проповедовавшего среди северных народов в 16 веке. В норвежском Киркенесе, недалеко от границы с Россией, находится храм преподобного Трифона Печенгского, окормление прихода поручено Высокопреосвященному митрополиту Мурманскому и Мончегорскому. На острове Шпицберген, имеющим особый международный статус в русском поселении Баренцбург (около 500 чел.) имеется домовая церковь Успения Богородицы и часовня.

Цифры, раскрывающие демографические особенности, лишь отчасти отражают положение православия на северо-западных рубежах России. Ситуация значительно менялась в процессе истории. За длительный период освоения сформировалось духовно-культурное пространство по обе стороны границ, представленное святыми местами, храмами, часовнями, погостами. В Эстонии – это многочисленные храмы, Пюхтинский Успенский монастырь и др. В Латвии – Рижский кафедральный собор Рождества Христова и другие храмы и монастыри, построенные в основном в 19 веке — периоде расцвета Российской империи. В Финляндии имеется Ново- Валаамский монастырь и православные храмы, которые были построены в 18-19 вв. и первых двух десятилетиях 20-го века В них хранится множество икон, в том числе таких святынь, как привезенная в 14 веке на Русь с Афона Коневская икона Божией Матери (Новый Валаам).

Финско-русское порубежье

Богатым является духовно-культурное пространство финско-русского порубежья. К сожалению, внешняя политика современной Финляндии ведет к тому, что граница с Россией превращается постепенно в новый «железный занавес»: страна вступила в НАТО, американские войска планируют создать несколько военных баз в Финляндии, то и дело закрываются пограничные переходы, недавно еще тесные культурные связи постепенно утрачиваются. Территории Финляндии, северо-запада России (Карелия, Ленинградская и Мурманская области), части территорий Швеции и Норвегии представляют особую физико- географическую страну – Фенноскандию, характеризующуюся похожими природными условиями и средой проживания населяющих ее народов. История этой обширной территории весьма своеобычна. Ее освоение тесно связано с миссионерской деятельностью как ранних, так и поздних христиан. Особо важным периодом для развития и обретения государственности следует считать последние три столетия, когда Фенноскандия была ареной неоднократных войн между Россией и Швецией, приведших к переделам государственных границ. Свою государственность получила Норвегия (начало 19 века) и Финляндия (1917). Военные походы русских войск сопровождали походные (войсковые, полковые) храмы, возле которых впоследствии возникали православные кладбища с фундаментальными постройками

— часовнями и храмами. Одно из первых православных кладбищ в Хельсинки — Ильинское — было открыто в 1815 году. На кладбище похоронены представители русского воинства, известные русские купцы и русские эмигранты (см. также https://monastery.ru/tserkov/etapy- missionerskogo-puti-v-finlyandii-2005-2023-gody/).

Материал о духовно-культурном пространстве, формировавшемся православными миссионерами в Финляндии (особенно в ее южной и восточной частях), весьма разрознен. Недавно (2016) на финском языке вышла книга иподьякона Тимо Лехтонена, который служил в Домовом храме апостола Иакова и вмч. Екатерины в Хельсинки, построенного русскими купцами. Долгое время Тимо Лехтонен занимался историей церковного прихода и собрал много исторических материалов о русских часовнях и храмах в Финляндии. Название книги можно перевести как «Забытые звоны колоколов» или «Почему замолчали колокола Финляндии». Информация, которую он тщательно собирал в течение многих лет, была основана на истории прихода, архивных находках. Российские военные документы Национального архива помогли обнаружить новые сведения о церквях, кладбищах и метрических книгах. В этом помогли и подробные чертежи русских полковых церквей. Во вступительном слове к книге (перевод инокини Елены (https://www.ortodoksi.net/index.php/Vaienneet_kellot_(kirja)) отмечено, что во время российского присутствия в Финляндии было построено несколько православных военных храмов в Суоменлинне, Хямеэнлинне, Миккели, Хеннале в Лахти, Коуволе, Лаппеенранте, Риихимяки, Хюрюля и Драгсвике и во многих других местах (здесь и далее названия взяты из книги и даны в произвольной транскрипции).

Самый большой в Финляндии Успенский кафедральный собор в центре Хельсинки. Был построен в 1868 году по проекту архитектора А. М. Горностаева в русском стиле и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Полевые церкви и священники всегда шли с полками. Со временем были построены стационарные церкви, образовывались постоянные приходы, услугами которых пользовалось и пришедшее вслед за военными гражданское население. Ныне большинство этих церквей либо разрушены, либо переоборудованы для других целей: церковь Св.Александра Невского в Суоменлинне была превращена в лютеранскую церковь, церковь в Хямеенлинне, также посвященная Св. Александру Невскому, была почти полностью снесена и превращена сначала в библиотеку, а затем в учебное заведение и т. д. Судьба церквей отражает в целом отношение к русским памятникам и русскости в целом. В этом отношении книга Тимо Лехтонена предлагает возможность познакомиться с неудобными страницами из истории Финляндии: разрушением православных церквей, «ксенофобией», дискриминацией православных.

В книге дается ценное описание церквей в населенных пунктах Савонлинна, Лаппеенранта, Хамина. В Хельсинки были несколько полевых военных церквей, а также военная церковь в Малми, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Прэсто (Аландские острова), церковь при крепости Бомарсунд, в Хямеэнлинна (церковь Святой Троицы и Святого Пророка Илии, полевая церковь Святой Троицы), церковь Святого Александра Невского в Рантатори. Военные церкви, построенные в 1900-1918 гг.: церковь Святого Александра Невского в Хямеэнлинне, церковь Воздвижения Креста Господня в Коуволе, церковь Св. Николая в Лахти, церковь Рождества Христова в Лаппеенранте, церковь великомученика Георгия Победоносца в Миккели, а также церкви в Порвоо, Риихимяки, Свартхольме, Таммисаари, Торнио, Турку, Туусула (Туусби), Вааса и др. В книге также даны описания воинских кладбищ в Хельсинки, Руохолахти, Лапинлахти, Сантахамина, Лейрисаари, на Аландских островах, Престё, Хамине, на Ханко, в Хаттуле, Пароланнумми, Хямеэнлинне, Авенисто, Котке, Руотинсалми, Коувола, Куопио, Лахти /Хеннала, Лаппеенранта, Луумяки, Тааветти, Миккели, Риихимяки, Савонлинна, Сомеро, Таммисаари, Тампере, Торнио, Турку и других.

Сохранившаяся дореволюционная утварь и богослужебные книги в храме Казанской иконы Божьей Матери в городе Ловииса.

На русский язык отдельные главы переводят инокиня Елена (финская переводчица) и литератор Ирина Пиляр. Переведенные главы книги начитываются как аудио-записи и на них накладывается видео тех мест и храмов, о которых идет речь. Некоторые маршруты по городам и крепостям Финляндии, указанным в книге Тимо Лехтонена, уже пройдены миссионерской группой, созданной Ириной Пиляр. Отдельные видеозарисовки поездок по Финляндии и аудиозаписи глав из книги «Почему замолчали колокола Финляндии» отражены на ютуб-канале «Православная Фин-Скандия» в качестве своеобразно «видеоистории в сакральном ландшафте» (https://youtube.com/@fin_skandia).

Храм Св. Николая в Котке

Внутреннее убранство храма Св. Николая в Котке, расписание и объявления. По своей форме жизнь православных приходов, находящихся в составе Финской Православной Церкви, во многом похожа на таковую по другую стороны границы

Восточная Финляндия привлекает паломников из России, благодаря большому количеству православных святынь, а также духовно-культурному ландшафту, в какой-то мере передающему исторический облик дореволюционной России. Помимо монастырей (Ново-Валаамского, Свято-Троицкого, Ново-Линтульского и др.), здесь имеются музеи православной культуры, исторические ансамбли. Так в г. Куопио, где до 2018 года был центр Финской православной церкви, расположен музей «Риза», где хранится богослужебная утварь, вывезенная в 1940 году из Валаамского, Коневского, Печенегских монастырей.

Современные вызовы

После распада СССР наметилось некоторое потепление отношений с Финляндией в культурной и религиозной областях. В 1999 г. решением Священного Синода на территории Финляндии было учреждено Представительство Московского Патриархата, открыты несколько храмов (храмы были открыты также в Норвегии и Швеции). Это дало возможность активизировать миссионерскую деятельность с целью просвещения и знакомства с деятельностью православных финских и русских приходов. Начали издаваться книги и создаваться фильмы, рассказывающие о православии в Финляндии. При Никольском храме в Хельсинки (Патриарший приход Русской Православной Церкви) возник миссионерско- катехизаторский проект, нацеленный, прежде всего, на поддержку духовно-культурного и просветительского общения русских и финнов. К сожалению, начавшиеся в 2022 году процессы отчуждения и рост русофобских настроений значительно усложнили работу. Резко сократилось приграничное взаимодействие. Тем не менее, работа не останавливается, она приобретает новые формы.

Заключение

В условиях современного откровенно враждебного отношения к России политических кругов Запада нарастает опасность нового «железного занавеса», ограничения общения между людьми по обе стороны границ, фальсификация истории. Поэтому даже самое общее знакомство с богатой историей и культурой на северо-западных рубежах России может способствовать развитию отношений между народами по обе стороны границ. Крайне важно присутствие Русской Православной Церкви, приходы которой духовно окормляют соотечественников за рубежом, а также служат площадками для развития контактов с гражданами других стран, раскрывают правду о нашей стране. В этом заключается одна из важных задач миссии Русской Православной Церкви. Осуществление разного рода проектов и инициатив миссионерских центров, имеющихся при приходах в странах на северо-западных границах России, находится в поле повышенного внимания со стороны местных властей, что заставляет проводить миссионерскую деятельность предельно тактично, используя все имеющиеся легальные возможности и нейтральные темы. Крайне важным является объективное отражение истории и современного состояния православной жизни в странах на северо-западных рубежах России, что будет препятствовать искажению исторических фактов и вытеснению православия. Для этого необходимо осуществление культурных проектов, публикация историко-культурных обзоров, организация совместных экспедиций, встреч, семинаров и др. Одним из важных шагов могло бы стать составление карты миссионерского поля на территорию российско-финского порубежья с обозначением бывших и современных центров духовного освоения, существующих и уже разрушенных храмов, часовен, православных кладбищ. В данном случае история, запечатленная в сакральном ландшафте, могла бы стать важным союзником для православной миссионерской деятельности.

Материал подготовил: проф. Алексей Гуня

Читайте также

Презентация фильма «Перекрестить Россию» 8 июня в рамках третьих Годеновских чтений состоялась презентация фильма «Перекрестить Россию». Перед началом мероприятия...
Председатель Синодального миссионерского отдела возглавил конференцию «Духовничество и псевдостарчество» 4 июня в Казани под председательством главы Синодального миссионерского отдела епископа Луховицкого Евфимия начала работу...
«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Наверх