Председатель Синодального миссионерского отдела принял участие в круглом столе по развитию духовно-просветительского туризма

23 октября 2025 года председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Зеленоградский Савва принял участие в круглом столе «Духовно-просветительский туризм как стратегический ресурс территорий: эффективные модели государственно-религиозного партнерства в развитии инфраструктуры, сохранении наследия и создании устойчивого туристского продукта».
Мероприятие прошло под председательством митрополита Псковского и Порховского Матфея. В заседании также приняли участие: наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, игумения Московского Новодевичьего монастыря Маргарита (Феоктистова), клирик Полоцко Спасо-Евфросиниевского женского монастыря иерей Александр Крейдич, представители мэрии Санкт-Петербурга и туристической отрасли.
Архиепископ Савва, обращаясь к участникам круглого стола, указал на евангельские примеры как на основу для гармоничного сочетания духовного попечения и земных нужд человека. Он отметил, что Христос, проповедуя о Царствии Небесном, одновременно исцелял больных и насыщал голодных. Этот принцип, по мнению архиерея, должен быть ключевым при организации работы с туристами и паломниками в святых местах, где важно не забывать о главном — «приоритете духовного над материальным».
«Без совместных усилий представителей разных отраслей, экспертов туристической сферы и духовных деятелей нам не решить вопрос о взаимодействии между возвышенной, многовековой традицией духовного туризма и, собственно, современным туризмом.
Начну с цитаты. Сегодня положено читать отрывок из Евангелия, в котором говорится о том, как Спаситель Иисус Христос удалился в пустыню, в уединенное место недалеко от города, чтобы помолиться наедине с учениками. Но народ, узнав об этом, последовал за Ним. Хотел бы обратить ваше внимание на следующие слова: «Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял» (Лк. 9, 11). Чуть позже по завершении этой беседы ученики сказали Христу, что народ проголодался. И Он позаботился о том, чтобы всех накормить, чудесным образом преумножив имеющиеся рыбы и хлеб.
Эти события можно применить и к нашему разговору о религиозному туризме. Приоритетным является духовная забота о людях. Мы говорим о Царствии Божием. Но это не мешает нам заботиться и о земных нуждах людей.
Один из участников сегодняшнего мероприятия помнит, как мы в Пскове на съезде, посвящённом паломничеству, были жаркие дискуссии о балансе между комфортом при посещении святых мест и необходимой аскезой, воздержанием, которое традиционно требуется от паломника. Представитель туристического бизнеса говорил: «Но людям, понятно, нужен и комфорт». А некоторые духовные лица настаивали: «Нет, должна быть жёсткая аскеза». Так как же найти баланс?
Возникает и вопрос о балансе между интересами двух сторон. С одной стороны: Церковь, цель которой — говорить о вере, соблюдать ее и призывать к Богу. С другой: туристический бизнес, который должен зарабатывать.
В связи с этим я задался вопросом: а правильно ли мы используем термин «религиозный туризм»?
Давайте поразмышляем над терминами. Паломничество — понятие ясное. Его цель — молитва, встреча с Богом, покаяние, аскеза, как духовная, так и телесная. Цель туризма для человека тоже очевидна — узнать что-то новое, развлечься, просто отдохнуть в период отпуска. А может ли быть «религиозный туризм»? Ведь религия, этимологически, — это связь с Богом или связь между людьми в Боге.
Поэтому, применительно к посещению святых мест, я бы предложил три следующих определения.
Первая — это туризм по религиозным местам, когда люди едут просто посмотреть красивую архитектуру и предметы, исторические и памятные места, узнать что-то из истории и культуры. Здесь нет поиска Бога, поиска молитвы или духовности как соприкосновения с божественным.
Второе — это религиозный туризм, когда человек едет, чтобы отдохнуть, познать что-то новое, но этом он хочет и помолиться, и соприкоснуться с чем-то духовным.
И наконец, третье – это собственно паломничество, когда духовная цель является основной.
Во всех трёх случаях должна быть религиозная составляющая. Даже когда речь идёт просто о туризме по религиозным местам, по действующим храмам и монастырям, мы можем и должны представлять наше, церковное, свидетельство о духовной жизни. Кому-то менее навязчиво: туристам мы просто рассказываем об иконах, закладывая вероучительные основы. Религиозным туристам мы пытаемся донести что-то более глубокое. Но в любом случае должна сохраняться та иерархия приоритетов, которая отражена в упомянутом евангельском отрывке.
Завершая свою реплику, хотел бы сказать и о тех местах, где нет постоянной церковной жизни. Есть места, где богослужения проходят не каждый день. Яркий пример — Успенский собор Московского Кремля, где службы бывают достаточно часто, не меньше раза в месяц, а в среднем по году — наверное, и того чаще. При этом там действует музей, который посещает множество туристов. Мы регулярно служим в соборе, существуют определенные правила, но они не слишком обременительны ни для музея, ни для нас. Хотя моя мечта, чтобы в Успенском соборе, например, мог бы молиться приход из верующих сотрудников Кремля каждый день.
Представитель Санкт-Петербурга говорил сегодня о храме Смольного, где богослужения проходят каждую неделю, что сочетается с туристической открытостью. Храм Спаса на Крови — еще одно прекрасное сочетание музейной, туристической и духовной деятельности. Но есть и обратные примеры. Мне говорили, например (возможно я ошибаюсь), что уже долгое время не совершаются богослужения в Павловской дворцовой церкви, хотя раньше они происходили. Почему бы не возобновить их? Ведь храм — это место особого присутствия Божия, место, где особенным образом дышит Дух Святой. И это присутствие, сохранение того, ради чего храм и был построен, ради чего трудились его создатели — должно быть приоритетным. В Санкт-Петербурге, городе множества дворцов, есть ещё, полагаю, дворцовые храмы, где служба ещё не совершается.
Благодарю за внимание. Вот мое пожелание: сохранение приоритета духовного над материальным, когда мы говорим о религиозном туризме.»
По завершении круглого стола состоялась встреча его ключевых участников с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. Во встрече, посвященной обсуждению итогов мероприятия, со стороны Церкви приняли участие митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Зеленоградский Савва, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин и игумения Московского Новодевичьего монастыря Маргарита (Феоктистова).
Справка:
В период с 23 по 25 октября текущего года в Санкт-Петербурге проходит IV Международный форум на тему «Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии туристических территорий, в том числе входящих в Сеть креативных городов ЮНЕСКО».
Мероприятие проводится Комитетом по культуре Санкт-Петербурга под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в рамках участия города в программе «Сеть креативных городов».
В контексте тематики форума особое значение организаторы уделяют развитию и продвижению религиозных маршрутов, которые рассматриваются не только как традиционная форма паломничества, но и как значимый духовно-просветительский инструмент, способствующий культурному обмену и углубленному пониманию исторического наследия.
Читайте также
Ответственный секретарь ПМО рассказал о миссионерском служении во Владивостокской епархии 5 ноября 2025 года в Центре подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии прошли встречи на темы «Миссионерское служение и...
В Горловском Центре реабилитации состоялась просветительская встреча, посвящённая теме неоязычества В Горловском Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов состоялась просветительская встреча, посвящённая теме неоязычества. С...
Сотрудник СМО принял участие в презентации перевода Четвероевангелия и Деяний апостолов на ненецкий язык 15 октября 2025 года в МВК имени И. С. Шемановского (г. Салехард) состоялась торжественная презентация издания — «Четвероевангелия и...
В федеральных округах России состоялись первые онлайн-совещания Центров апологетической миссии По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по линии Синодального миссионерского отдела создана сеть центров...












