При участии сотрудников Синодального миссионерского отдела состоялась XII православная миссионерская конференция движения «Ставрос»
25 и 26 июня в Череменецком Иоанно-Богословском мужском монастыре Гатчинской епархии состоялась ежегодная миссионерская конференция, организованная епархиальными миссионерскими отделами Санкт-Петербургской и Гатчинской епархий совместно с Межрегиональным православным миссионерским общественным движением «Ставрос».
Из года в год данная конференция собирает священнослужителей и мирян, активно работающих по всем основным направлениям современной миссии для обсуждения актуальных вопросов теории и практики миссионерского служения. В этом году конференция была посвящена теме «Границы Церкви: проблемы и перспективы».
Мероприятие началось с совместной молитвы участников за Божественной Литургией и молебном перед чудотворной иконой св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Модератором конференции выступил руководитель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии иерей Николай Святченко.
На конференции представили свои доклады 12 участников, среди которых были как миссионеры из числа священнослужителей — протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Георгий Иоффе, иерей Александр Пермяков, иерей Станислав Распутин, иерей Михаил Легеев, иерей Иосиф Глисон – так и миссионеры из числа мирян — руководитель общества «Ставрос» А. Г. Замахин; сотрудник «Ставроса», миссионер и апологет А. Григорян; доктор философских наук, профессор РГПУ им А. И. Герцена и преподаватель СПбДА А. М. Прилуцкий; аспирант кафедры библеистики института теологии СПбГУ Ван Сяо.
В мероприятии принял участие заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии иерей Сергий Фуфаев, выступив с докладом на тему «Православное учение об образе и подобии Божиих в человеке: догматические и апологетические аспекты».
Интерактивный формат проведения конференции способствовал вовлечению в обсуждение представленных докладов не только самих докладчиков, но и слушателей, среди которых были руководители и сотрудники ряда епархиальных миссионерских отделов, миссионерских обществ, а также начинающие миссионеры. Кроме того, каждый день работы конференции завершался Круглым столом, где все желающие могли высказать свою точку зрения на тезисы, прозвучавшие в том или ином докладе. Обсуждение и полемика по тем или иным вопросам проходили в атмосфере братской любви и взаимного уважения.
Одним из наиболее сложных вопросов, поднятых участниками, был вопрос о вечной участи умерших некрещеных младенцев. Среди прозвучавших богословских мнений относительно данной темы возобладала точка зрения, что Господь Бог по Своим милосердию и правосудию особым образом позаботится об их участи. В связи с чем иерей Сергий Фуфаев напомнил участникам конференции о существовании текста, в котором описано видение Григория, ученика святого Василия Нового, о Страшном Суде Христовом, где сказано:
«…Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие. Они велегласно прославили Бога: “Всемилосердный Владыко, владеющий жизнию и смертию, благословен Ты и благ, и милосерд, потому что Господь жизни и смерти лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами, и потому одного просим у Тебя: Помилуй нас, Господи”. И даровал им Господь малое утешение. Это были некрещеные младенцы…» (Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. Московское подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 1995. С. 51–52).
Миссионерам рекомендуется избегать категоричных суждений об участи некрещеных младенцев в связи с тем, что в православном богословии этот вопрос не получил окончательного решения.
В своем докладе заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии иерей Сергий Фуфаев раскрыл основные аспекты святоотеческого учения об образе и подобии Божиих в человеке и его интерпретации, содержащейся в трудах православных богословов XX и XXI вв. Было показано, что православное учение об образе и подобии Божиих в человеке заключает в себе аргументы, которые миссионер может использовать против человеконенавистнических идеологий, атеизма, язычества, идей, обезличивающих Бога, против заблуждений, отрицающих православное учение об обожении человека, о бессмертии человеческой души, загробной жизни, а также против нехристианских представлений о человеческой личности, которыми изобилует современная гуманитарная мысль.
Участники отметили опасную тенденцию расширительного толкования понятия «ересь», когда к еретическим учениям относят не только те, которые противоречат догматам Церкви и осуждены Ею на Соборах, но и частные богословские мнения, не имеющие статуса Соборного признания, но и не противоречащие догматам православной веры и, в целом, Преданию Церкви. Такой подход, особенно в миссионерской практике, может привести к умножению нестроений и даже расколам. Также было отмечено, что сегодня как никогда проповедь Православия должна быть неотделима от проповеди «праводелания», т.е. жизни по заповедям Божиим. При общении с аудиторией миссионеру необходимо четко отмечать, что нравственное повреждение (добрачные отношения, приверженность однополым связям и т.д.) не является терпимым отклонением от нормы, но напрямую противоречат Священному Писанию и Преданию Православной Церкви.
Особое внимание было обращено на эволюцию неопротестантской апологетики, характерными чертами которой стала мимикрия под Православие, а именно: ссылки на святых отцов, но с превратной трактовкой согласно своим взглядам. Также в практике богослужения многие неопротестанты стали использовать элементы православных богослужебных облачений и т.д., появился некоторый аналог православного Таинства исповеди. Кроме того, был отмечен новый подход неопротестантов к ведению диспутов о вере, характеризующийся сменой методов интеллектуального противостояния на метод эмоционального воздействия на оппонента (отказ от публичных диспутов; уход от цитирования Священного Писания, ссылок на него; повторение одних и тех же фраз и вопросов, присущее технике НЛП и т.д.). Эти обстоятельства ставят перед православными миссионерами задачи по выработке новых подходов благовестия неопротестантам.
В завершение конференции участники поблагодарили друг друга за содержательные доклады и дискуссии, выдержанные в доброжелательном тоне.
Часть фотографий предоставлена миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии