Проблемы и перспективы миссионерского образования
«Проблемы и перспективы миссионерского образования» под такой темой прошло заседания круглого стола в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений.
В дискуссиях приняли участие представители Синодального миссионерского отдела, миссионерских отделов епархий Русской Православной Церкви, преподаватели миссионерских курсов и образовательных. Центральное место заняли вопросы об особенностях миссионерской подготовки, роли университетов, семинарий, центров подготовки церковных специалистов и приходов в организации миссионерского образования, взаимодействие и координация между организациями, занимающимися вопросами подготовки православных миссионеров.
Руководитель сектора образовательных программ Синодального миссионерского отдела Фуфаева Елена Сергеевна вкратце осветила работу сектора в минувшем году и отметила, что по сравнению с прошлым годом на нынешнем круглом столе акцент будет смещён с высшего миссионерского образования на все образовательные программы и курсы, начиная с приходского уровня.
Заведующий Школой православного миссионера «Просветитель» Юго-Западного викариатства г. Москвы, преподаватель Сретенской духовной академии и Перевинской духовной семинарии Солодков Андрей Иванович отметил в своем докладе важность поддержки миссионерских школ (Солодков А.И. «Миссионерские школы Русской Православной Церкви: исторический опыт и современность»). В нынешнее время ощущается дефицит таких школ, их опыт преподавания необходимо распространять. В идеале нужно создавать миссионерское учебное заведение (университет, институт).
Иерей Димитрий Трифонов, руководитель миссионерского отдела Костромской епархии, представил опыт проведения миссионерской практики в Костромской епархии. К миссионерской деятельности привлекаются как штатные сотрудники, так и внештатные (которым также предоставляется статус — внештатных сотрудников).
Руководитель Миссионерского общества во имя мч. Николая Варжанского, преподаватель Миссионерских курсов при Миссионерском обществе во имя мч. Николая Варжанского Захаркин Дмитрий Сергеевич отметил необходимость учебной практики в миссионерском образовании. Именно практические навыки дают возможность закрепить теоретические знания. Для будущего миссионера эффективной формой закрепления теории могли бы стать школы или семинары, похожие на своеобразные «творческие мастерские» (по аналогии с театральными творческими мастерскими).
Руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии Дулевич Антон Игоревич выступил с докладом «Миссионерские онлайн-курсы Кызыльской епархии». В докладе также была подчеркнута важность практической реализации полученных знаний.
Руководитель сектора миссии среди школьников миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Назыров Владимир Анатолиевич поделился опытом реализации образовательного проекта «Основы православного исповедания для миссионерской практики». В частности, отмечено, что будущие миссионеры должны обладать широким набором знаний и навыков, в том числе, уметь обладать навыками ораторского мастерства.
Итоги Круглого стола подвел Гуня Алексей Николаевич, профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководитель аналитического сектора Синодального миссионерского отдела. Как и год назад перед миссионерским образованием стоят проблемы выработки эффективных методических шагов при подготовке миссионеров. Теоретических знаний, по-видимому, не достаточно, чтобы миссионер мог эффективно реализовать их на практике. Большое значение имеет личный настрой и энергия миссионера. Однако, учитывая разнообразие условий и набор проблем, с которым сталкиваются миссионеры, нужны также базовые знания о миссионерском поле. Эти знания должны быть сформированы в рамках комплекса образовательных программ.